Выявленных нарушениях норм трудового права

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

Информация об изменениях:

Статья 356 изменена с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 393-ФЗ

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 356 ТК РФ

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

Информация об изменениях:

абзац седьмой утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/f1a830178d95fe64ed4df664ef984d66/

Выявлено нарушение норм трудового законодательства

Мещанской межрайонной прокуратурой в связи с коллективными обращениями сотрудников проведена проверка соблюдения трудового законодательства АО «Мосстроймеханизация 5».

В ходе проверки установлено, что деятельность организации осуществляется с нарушением норм трудового законодательства Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В ходе проверки по обращению 11 работников организации установлено, что задолженность по выплате заработной платы перед ними у АО «Мосстроймеханизация 5» составляет более полутора миллионов рублей.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд за защитой прав гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Вместе с тем указанное ограничение не распространяется на защиту нарушенных социальных прав в сфере трудовых отношений. В связи с чем, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с работодателя начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.

В силу ст. 122 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ является одновременно судебным решением и исполнительным документом и подлежит немедленному исполнению.

Читайте так же:  Перевод из медицинского в другой вуз

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями межрайонной прокуратурой руководству АО «Мосстроймеханизация 5» внесено представление об их устранении.

Кроме того, межрайонным прокурором мировому судье судебного участка Мещанского района г. Москвы направлены заявления о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности по выплате заработной платы в пользу 8 работников организации.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://meschanka.mos.ru/safety-and-security/the-prosecutor-s-office/detail/2389713.html

Нормы трудового законодательства

Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором

Вернуться назад на Трудовые нормы

Российское законодательство в области труда представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, формирующих нормы трудовых отношений.

Такими нормами определяются права и обязанности работников и работодателей, условия и характер их взаимодействия, возможности профессиональной самореализации любых граждан, без исключений и дискриминаций по каким-либо признакам.

Нормы трудового права – это правила трудовых отношений, установленные или санкционированные государством посредством законодательных актов.

Правила носят обязательный и принудительный характер – их нарушение не допускается законом.

Нормы трудового права регулируют любые отношения, связанные с использованием личного труда.

Формы их реализации разнообразны:

• собственно трудовые отношения;
• организация труда и управление им;
• трудоустройство работников;
• социальное партнерство, коллективные отношения;
• содействие занятости безработных лиц;
• организация профессиональной подготовки и повышения квалификации;
• обеспечение мер по охране труда граждан;
• осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства;
• социальная и правовая защита работников, решение трудовых споров;
• деятельность профессиональных союзов;
• отношения взаимной материальной ответственности работника и работодателя;
• защита прав и интересов работодателей.

Нормы трудового права применяются ко всем общим положениям законодательства и распространяются на всех работников, вне зависимости от их пола, гражданства и семейного положения.

В качестве работодателя может выступать юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, иностранные компании и государственные предприятия.

Условие распространения действия трудовых норм права – заключение трудовых соглашений и договоров.

Договоры гражданско-правового характера к ним не относятся, и их участники могут рассчитывать на законное соблюдение своих прав только в результате судебного решения, согласно которому договор будет признан трудовым.

Из сферы регулирования трудовых отношений также исключаются члены советов директоров и военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Нормы трудового права разделяются по сфере применения на две группы: общие, основополагающие нормы, распространяющиеся на все отношения трудового права и особенные, посвященные отдельным предметам регулирования, такими как: занятости и трудоустройства, рабочего времени, гарантий и компенсации и т. п.

Классификация правовых норм обширна. Различают:

• декларативные нормы права, утверждающие основные принципы трудового законодательства (например, право на свободный выбор профессии);
• дефинитивные, раскрывающие определения и признаки понятий (например, определение трудового договора);
• оперативные (изменяющие или отменяющие действие отдельных положений законов).

По степени определенности предписаний нормы делят на:

• диспозитивные, предполагающие возможность выбора (право на создание коллективных соглашений, участие в профессиональных союзах);
• императивные или категорические (невозможность замены ежегодного отпуска денежной компенсацией).

Основные нормы утверждены Конституцией РФ, обладающей наибольшей юридической силой в отношении других законодательных актов.

Правовые нормы Статьи 37 Конституции РФ гарантируют соблюдение основополагающих принципов:

• каждый человек волен выбирать род деятельности и профессию, реализуя свое право на свободный труд;
• никто не может подвергаться принудительному труду;
• вознаграждение за труд должно осуществляться без признаков дискриминации, не ниже минимальной оплаты труда;
• каждый имеет право на защиту от безработицы и соблюдение требований безопасности и гигиены при организации труда;
• работники имеют право совершать индивидуальные и коллективные споры, а также участвовать в забастовках;
• право на отдых гарантировано всем гражданам.

Вышеупомянутые правовые нормы трудового права и их производные, содержатся в официальных нормативно-правовых актах российского законодательства. Они разрабатываются с учетом действующих принципов международного и конституционального права, имеют обязательный характер применения и вступают в силу в установленном порядке.

Их действие может быть бессрочным, прекращающимся лишь в связи с отменой, или ограниченным каким-либо сроком.

Правовые нормы представлены Трудовым кодексом, Федеральными законы, указами Президента, постановлениями Правительства, подзаконными акты министерств и ведомств и нормативными актами местного законодательства субъектов РФ (перечень представлен в порядке убывания юридической силы).

Локальные нормы трудового права устанавливаются непосредственно на предприятии и действуют в его пределах. Они дополняют общие правовые нормы, устанавливая местные правила и полномочия трудового коллектива, администрации и отдельных сотрудников.

К локальным актам относятся: трудовой договор, соглашение, коллективный договор. Главное условие – локальные акты должны разрабатываться с учетом действующего законодательства на основании общих и специальных правовых норм и недопустимости нарушения последних.

Пример нарушения: в трудовом договоре с инвалидом содержится пункт о стандартной 40-часовой рабочей неделе. Этот пункт является неправомерным, т.к. для инвалидов I и II группы устанавливается продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Принципы и нормы международного права являются важной составляющей правовой системы РФ.

Все законы, принимаемые в нашей стране, разрабатываются с учетом международных соглашений об охране прав и свобод граждан.

Страны-участники Международной организации труда придерживаются основных принципов Декларации МОТ, утвержденной в Женеве – свободы объединения и признания права на коллективные переговоры, упразднения принудительного труда, недопущения дискриминации в области трудовых отношений, упразднения всех форм детского труда.

Трудовой кодекс РФ в части правового регулирования трудовых отношений, прямо ссылается на общепризнанные принципы и нормы трудового права (ст. 2 ТК РФ).

Специальные нормы связаны с выделением ряда норм трудового права в отдельные категории. Они отражены в положениях, регулирующих условия труда специальных категорий работников (несовершеннолетние, инвалиды, женщины, сезонные работники, лица, проживающие в районах Крайнего севера и т. д.).

Виды специальных норм трудового права:

• Нормы-льготы (компенсации для лиц, проживающих на севере, работающих на производствах с вредными условиями труда, пособия и льготы одиноким матерям, беременным женщинам, условия труда инвалидов и т. д.).

• Нормы-приспособления (адаптируют общие нормы к специфике отрасли, например, дифференциация по отраслям народного хозяйства).

• Нормы-изъятия (представляют собой обоснованные ограничения общих трудовых прав, например, временный характер работы у сезонного работника).

Читайте так же:  Доверенность на получение посылки почта россии образец

Санкционные нормы права устанавливают последствия для лиц, нарушающих положения трудового законодательства. На их основании руководитель или сотрудник может быть привлечен к ответственности (административной, уголовной, дисциплинарному взысканию).

Руководителя можно привлечь к уголовной ответственности при частичной невыплате заработной платы свыше 3 месяцев, или при полной невыплате более 2 месяцев, а также увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу беременной женщины, или имеющей детей в возрасте до 3 лет.

Примеры административных нарушений трудовых норм: нарушение прав инвалидов, увольнение работников в связи с забастовкой, отказ от переговоров о заключении коллективного соглашения, нарушение правил хранения и использования персональных данных работников.

Также к санкционным нормам относятся взыскания за нарушения дисциплины труда (прогулы, нанесение материального ущерба, нарушения трудовой дисциплины и т. д.).

Нормы права представляют собой структурную основу любых трудовых отношений – они устанавливают порядок приема на работу, гарантируют соблюдение жизненно важных прав и свобод трудящихся, формируют основу для защиты профессиональных и личных интересов работников, регулируют условия труда и способы его оплаты.

Знание основных норм права и их документальных источников необходимо любому участнику трудовых отношений.

Трудовой кодекс РФ
Трудовой контракт
Трудовой спор
Трудовой стаж
Трудовые отношения

Источник: http://center-yf.ru/data/Kadroviku/normy-trudovogo-zakonodatelstva.php

Нарушение норм трудового права

Статью подготовила руководитель отдела подбора персонала Толмачёва Диана Глебовна. Связаться с автором

Вернуться назад на Трудовые нормы

Руководители и иные должностные лица компании, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ст.362 ТК РФ).

Это самый распространенный вид ответственности, к которому привлекаются работодатели. Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в ст.5.27 КоАП, ст.5.34 КоАП, ст.19.5 КоАП.

Наиболее часто привлекаемый вид ответственности работодателя — нарушение нормативно-правовых актов о труде, охране труда (ст.5.27 КоАП РФ).

Данный вид нарушения грозит следующими штрафами:

• для должностных лиц — от 1 до 5 тыс. рублей либо предупреждение;

• для ИП — от 1 до 5 тыс. рублей;

• для компаний — от 30 до 50 тыс. рублей.

Отдельно выделен такой вид ответственности за нарушение трудового права как фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель (либо уполномоченный представитель) отказывается признать отношения, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор). Такое правонарушение карается штрафом на граждан в размере от 3 до 5 тыс. рублей, а на должностных лиц — от 10 до 20 тыс. рублей (п.3 ст.5.27 ТК РФ).

Санкции за невыплату или неполную выплату сотрудникам зарплаты в установленный на то срок, также установлены отдельным пунктом — п.6 ст.5.27 КоАП.

Данное нарушение карается штрафом:

• для должностных лиц — от 10 до 20 тыс. рублей либо предупреждение;

• для ИП — от 1 до 5 тыс. рублей;

• для компаний — от 30 до 50 тыс. рублей.

При повторном нарушении (если действия не содержат уголовно наказуемого деяния) штраф будет выше:

• для должностных лиц — от 20 до 30 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;

• для ИП — от 10 до 30 тыс. рублей;

• для компаний — от 50 до 100 тыс. рублей.

В нарушение требований ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается работникам один раз в месяц, в правилах внутреннего распорядка, коллективном договоре не указаны дни выплаты заработной платы, работники в письменной форме не извещаются о составных частях заработной платы (Постановление ВС РФ №20-АД16-1). Работодатель привлечен к административной ответственности в соответствии со ст.5.27 КоАП РФ.

Следующим видом нарушения является незаконное увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, совершение которого карается штрафом в размере от 4 до 5 тыс. рублей (ст.5.34 КоАП).

Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, в которой содержатся ограничения дискриминационного характера, влечет штраф (ст.13.11.1 КоАП):

• для граждан — от 500 до 1 тыс. рублей;

• для должностных лиц — от 3 до 5 тыс. рублей;

• для компаний — от 10 до 15 тыс. рублей.

Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок (доход) в случае незаконного лишения его возможности заниматься трудовой деятельностью (ст.234 ТК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку не правильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника (Решение Заводского районного суда г. Саратова №2-5439).

Судом рассматривалась ситуация, когда работница в течение месяца выполняла работу, а трудовой договор не был с ней заключен. Суд признал отношения трудовыми и обязал работодателя возместить работнице не полученный заработок (Решение Алексинского городского суда (Тульская область) №2-134).

Работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок, а также дополнительные расходы (на лечение, питание, приобретение лекарств и т.д.) в связи с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья (гл. 59 ГК РФ).

При повреждении здоровья работника или его смерти в случае несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику возмещаются его утраченный заработок, а также дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника (ст.184 ТК РФ, п.1 ст1085 ГК РФ).

Так, в одном из рассматриваемых дел, несчастный случай на производстве с работником произошел в результате нарушения должностными лицами работодателя требований, предъявляемых к безопасности и охране труда.

В связи с чем, обязанность по компенсации морального вред, реабилитационного лечения, приобретения лекарств возлагается на работодателя (Решение Смоленского районного суда №2-2170).

Должностные лица организаций (работодатели – физические лица), признанные виновными в нарушении требований трудового законодательства, несут дисциплинарную ответственность (ст. 362 ТК РФ).

Нарушение трудового законодательства может повлечь уголовную ответственность для должностных лиц работодателя. Прежде всего, это нарушение правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, которое наказывается штрафом в размере до 400 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового (п.1 ст.143 УК РФ).

Читайте так же:  Заявление в суд возврат товара

Это же деяние, но повлекшее за собой смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до 4 лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (п.2 ст.143 УК РФ).

Смерть двух или более лиц наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (п.3 ст.143 УК РФ).

В последнее время активно возбуждаются уголовные дела, касающиеся невыплаты (неполной выплаты) заработной платы.

Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы наказывается штрафом в размере до 120 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года (п.1 ст.145.1 УК РФ).

А полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы наказывается штрафом в размере от 120 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (п.2 ст.145.1 УК РФ).

Руководитель компании признана виновной по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ — в частичной невыплате свыше трех месяцев заработной платы и по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ — в полной невыплате свыше двух месяцев заработной платы (Апелляционное постановление Южно-Курильского районного суда №10-2). Аналогичное решение было вынесено и Мирнинским городским судом (Архангельская область) в апелляционном постановлении №10-3.

Трудовой кодекс РФ
Трудовой контракт
Трудовой спор
Трудовой стаж
Трудовые отношения

Источник: http://center-yf.ru/data/Kadroviku/narushenie-norm-trudovogo-prava.php

Выявленных нарушениях норм трудового права

УТВЕРЖДЕНЫ
Директор Департамента условий
и охраны труда Минтруда России
В.А.Корж
28 декабря 2016 года

ОДОБРЕНЫ
Ученым советом ФГБУ «ВНИИ труда»
Минтруда России
(Протокол N 4 от 26 декабря 2016 г., п.3)

1. Общие положения

2. Создание внутри организации работодателя службы внутреннего контроля

3. Использование сервиса «Электронный инспектор» для осуществления работодателями проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

а) проверка соответствия указанного наименования работодателя и ОГРН/ИНН сведениям, содержащимся в базе ЕГРЮЛ (ЕГРИП);

б) проверка правильности выбора типовой трудовой ситуации и заполнения «проверочного листа»;

в) проверка дат начала и окончания проверки;

г) формальная проверка правильности выявления допущенных нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (определение содержания нарушенных норм материального права и фактически допущенных их нарушений);

Источник: http://docs.cntd.ru/document/557044099

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 370 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 370 ТК РФ

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части пятой статьи 370 см. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 37-П

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части шестой статьи 370 см. постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2019 г. N 37-П

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Читайте так же:  Заявление о взыскании судебных расходов подается

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

ГАРАНТ:

См. Регламент проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами, утвержденный постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 15 декабря 2016 г. N 6-14

См. Рекомендации по осуществлению организациями Профсоюза контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнению условий коллективных договоров, соглашений, одобренные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 4 октября 2016 г. N 5-3

См. Методические рекомендации по организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации», утвержденные постановлением Президиума Центрального комитета Профессионального союза работников здравоохранения РФ от 6 мая 2019 г. N 14-94

См. Методические рекомендации по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утвержденные постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-6

См. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утвержденное постановлением Исполкома ФНПР от 18 октября 2006 г. N 4-3

Источник: http://base.garant.ru/12125268/cabf6f36f75fbb8086b6af2af70ad76b/

нарушение трудового законодательства

С июля компании пригласят внедрять внутренний контроль по соблюдению норм Трудового кодекса

В период с июля по октябрь 2017 года Федеральной службой по труду и занятости будет проводиться апробация системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Мероприятие проводится в рамках Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 5 июня 2015 года № 1028-р, а также в соответствии с Планом мероприятий по ее реализации, утвержденным поручением Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 26 октября 2015 года № 7011п-П12.

Целью апробации является экспериментальное изучение возможностей внедрения в практическую деятельность хозяйствующих субъектов системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственные инспекции труда предлагают работодателям принять участие в указанной апробации.

С методическими рекомендациями по ее проведению можно ознакомиться здесь.

За месяц в Новосибирской области у 3 работодателей выявили 148 неоформленных сотрудников

С целью легализации трудовых отношений Госинспекция труда в Новосибирской области проводит комплекс надзорно-контрольных мероприятий. В результате проверок, проведенных в мае 2017 года, у 3 работодателей выявлено 148 работников, с которыми не заключены трудовые договоры, сообщается на сайте Роструда.

Работодателям выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Лица, ответственные за нарушения в части оформления трудовых отношений, привлечены к административной ответственности. В результате принятых инспекцией труда мер со всеми работниками заключены трудовые договора.

ГИТ напоминает, что согласно ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ (уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем) предусмотрено наказание в виде штрафа:

на должностных лиц — от 10 до 25 тысяч рублей;

на ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;

на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В Камчатском крае Сбербанк оштрафовали на 30 тыс. рублей за нарушение прав работника при увольнении

ПАО «Сбербанк России» оштрафовано за нарушение трудовых прав работника его камчатского отделения, сообщается на сайте ГИТ по Камчатскому краю.

В рамках рассмотрения поступившего обращения трудинспекцией проведена внеплановая проверка Камчатского отделения Сбербанка № 8556, в ходе которой было установлено, что работодатель нарушил трудовые права заявителя. Были допущены нарушения требований трудового законодательства в ходе процедуры увольнения заявителя (ст. 84.1 ТК РФ) – так, работник не был надлежащим образом ознакомлен с приказом о своем увольнении, а трудовая книжка была выдана ему несвоевременно.

По результатам проведенной проверки руководителю отделения было выдано предписание, обязывающее обеспечить как привлечение виновных в нарушениях должностных лиц к дисциплинарной ответственности, так и дальнейшее недопущение подобных нарушений.

Читайте так же:  Отказ в приеме апелляционной жалобы


Кроме того, вынесено постановление о привлечении ПАО «Сбербанк России» к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30 000 рублей, которое пока не вступило в законную силу и может быть обжаловано.

Бизнес-омбудсмен защитил компанию от Трудинспекции

1 миллион 875 тысяч рублей – в такую сумму могла бы обойтись предпринимателю проверка Гострудинспекции, если бы не помощь бизнес-омбудсмена Забайкальского края Виктории Бессоновой. Благодаря участию Уполномоченного в проверке и при обжаловании постановлений в суде сумму штрафов удалось снизить в 15 раз – до 130 тысяч рублей.

Бизнес-защитник оказала предпринимателю правовую помощь при обжаловании постановлений по результатам проверки в суде. По ходатайству предпринимателя помощник Уполномоченного была допущена судом в качестве защитника при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Бизнесмен обратился к Уполномоченному с просьбой принять участие в проверке на этапе составления протокола. Проверка Гострудинспекции выявила на его заводе 19 нарушений, за которые грозили штрафы общей суммой почти 2 миллиона рублей. Трудовая инспекция составила 10 протоколов, что уже значительно уменьшило сумму штрафов, первоначально грозивших заводу. С учетом позиции и доводов Уполномоченного по 6 постановлениям трудовая инспекция вынесла предупреждения и по 4 назначила наказания в виде штрафов, сообщает пресс-служба бизнес-омбудсмена.

Добиться положительного для предпринимателя результата, удалось, в том числе, благодаря пониманию со стороны трудовой инспекции. «Работа Уполномоченного и Государственной инспекцией труда по данному обращению является примером эффективного взаимодействия, когда у контрольно-надзорного органа есть понимание общей задачи по снижению административного давления на бизнес», – отметила Виктория Бессонова, выразив надежду, что сформировавшаяся положительная практика получит продолжение и в дальнейшем.

За задержку зарплаты могут оштрафовать

Государственная инспекция труда в Калининградской области напоминает: законом установлена административная и материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы.

Согласно КоАП нарушителям законодательства грозит:

за первичное нарушение

организации — предупреждение или штраф 30 000 – 50 000 руб.

должностному лицу — предупреждение или штраф 10 000 – 20 000 руб.

индивидуальному предпринимателю — предупреждение или штраф 1 000 – 5 000 руб.

за повторное нарушение

организации — штраф 50 000 – 100 000 руб.

должностному лицу — штраф 20 000 – 30 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет

индивидуальному предпринимателю — штраф 10 000 – 30 000 руб.

В Тюменском отделении ПФР нарушают трудовое законодательство

Гострудинспекцией по обращению работника в УПФР в г. Тюмени проведена внеплановая проверка. В ходе проверки выявлено, что работодатель нарушает трудовое законодательство, сообщает Роструд.

В частности, нарушены требования статей 57, 101 ТК РФ. Работодатель не организовывал надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.Кроме того, работникам не выдавались установленные моющие, смывающие и обезвреживающие средства.

Также водителям не проводится предрейсовый, послерейсовый медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование.

В нарушение статей 225, 212 ТК РФ работникам не проводилось обучение и проверка знаний по охране труда.

За допущенные нарушения трудового законодательства юридическое лицо УПФР в г. Тюмени Тюменской области привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Библиотеку, где не вели журнал присвоения группы электробезопасности, оштрафовали трудинспекторы

Госинспекция труда в Чеченской Республике в ходе проверки МУК «Централизованная библиотечная система» Шатойского района выявила ряд нарушений обязательных требований трудового законодательства, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сообщается на сайте Роструда.

Список нарушений довольно внушительный:

1. В нарушение ст. 123 ТК РФ ежегодный график отпусков на 2017г. утвержден не за две недели до наступления календарного года.

2. В нарушение ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах заключенных с работниками отсутствует условие об обязательном социальном страховании работника.

3. В нарушение п.3.5;4.3;5.4. ГОСТа 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда»;Утв.Пост.Госкомстанд.от15.11.90.№2797 п.2.3.2, п.2.3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утв. постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ №1/29 от 13.01.03г. в учреждении отсутствуют тематический план и программа обучению работников охране труда.

4. В нарушение П.1.4.4.ПЭЭП приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», не заведен журнал присвоения группы электробезопасности неэлектротехническому персоналу.

5. В нарушение результаты проведения первичного инструктажа оформлены с нарушением приложения Гост 12.0.004-90.нарушение п.7.9 Гост 12.0.004-90.

6. В нарушение П.1.4.4.ПЭЭП нет разработанного и утвержденного в установленном порядке Перечня профессий и должностей 1 группы электробезопасности – Приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».

7. В нарушение ст. 217 ТК РФ отсутствует положение о службе охраны труда, разработанное на основании «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 14 от 08.02.2000г.), Утвержденное руководителем организации.

8. В нарушение п.7.1.5.ГОСТ 12.0.004-90» ССБТ. «Организация обучения безопасности труда» отсутствуют соответствующие записи в документах о приеме на работу, с обязательной росписью лиц, проводивших и получивших инструктаж.

9. В нарушение ст. ст. 212,225 ТК РФ, приложения. №3,5 ГОСТ12.0.004-90 ССБТ нет разработанной программы первичного (повторного) инструктажа на рабочих местах по охране труда с учетом требований стандартов, правил и инструкций.

10. В нарушение ст.230 ТК РФ не заведен журнал учета и регистрации несчастных случаев на производстве.

11. В нарушение ст. 226 ТК РФ нет разработанных и утвержденных руководителем учреждения мероприятий по охране труда с определением статей расходов на текущий год.

12. В нарушение ст.221 ТК РФ не заведены личные карточки учета выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

По результатам проверки выдано предписание для обязательного исполнения, юридическое лицо и должностные лица привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, наложен штраф в размере 32 тыс. рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/tags/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/page/5/

Выявленных нарушениях норм трудового права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here