Выезд секретоносителей за границу

Приложение. Инструкция о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из РФ по частным делам

Приложение
к приказу ФСБ РФ
от 17 апреля 2012 г. N 179

Инструкция
о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам

С изменениями и дополнениями от:

1. Право на выезд военнослужащих органов федеральной службы безопасности*(1), федеральных государственных гражданских служащих и работников*(2) органов безопасности из Российской Федерации по частным делам*(3) может быть временно ограничено до окончания срока контракта о прохождении военной службы, служебного контракта, трудового договора*(4), а также в иных случаях, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Информация об изменениях:

Приказом ФСБ РФ от 4 марта 2013 г. N 115 в пункт 2 внесены изменения

2. Военнослужащие и гражданский персонал выезжают за границу с разрешения должностных лиц органов безопасности, которым предоставлено право разрешать выезд за границу*(5), перечень которых определяется Директором ФСБ России.

3. Для оформления решения о возможности выезда за границу и при необходимости оформления документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации*(6), военнослужащие и гражданский персонал не позднее чем за три месяца до планируемого выезда (за исключением случаев, связанных с тяжелым состоянием здоровья или смертью близких родственников*(7), близких родственников супруга (супруги), и иными обстоятельствами, не терпящими отлагательства) подают рапорт (заявление) на имя уполномоченного должностного лица (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

4. По результатам рассмотрения рапорта (заявления) принимается решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации или возможности выдачи паспорта и выезда из Российской Федерации*(8) (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

При этом в отношении военнослужащих и гражданского персонала, имеющих допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, также принимается решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы защиты государственной тайны.

Военнослужащие и гражданский персонал, в отношении которых составлено решение, знакомятся с его содержанием под роспись с проставлением даты ознакомления.

5. Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих, а также гражданского персонала, ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, в следующих случаях:

— необходимость посещения родителей, родителей супруга (супруги);

— тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, близких родственников супруга (супруги), на основании подтверждающего болезнь или смерть близкого родственника документа, оформленного в установленном порядке;

— необходимость прохождения лечения;

— посещение могил близких родственников;

— принятие мер по отчуждению имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами Российской Федерации.

В других исключительных случаях, а также при необходимости выезда на срок свыше 15 суток уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненных военнослужащих и гражданского персонала по согласованию с Директором ФСБ России, первым заместителем Директора ФСБ России, первым заместителем Директора — руководителем Пограничной службы ФСБ России, заместителем Директора ФСБ России — руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета, статс-секретарем — заместителем Директора ФСБ России, заместителями Директора ФСБ России и руководителями служб ФСБ России*(9).

Уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении подчиненного гражданского персонала, не ознакомленного со сведениями, составляющими государственную тайну, и в иных случаях и на иной срок.

6. Для оформления военнослужащему паспорта подразделение кадров органа безопасности (войсковой части), наделенного полномочиями выдавать справки установленной формы*(10), при наличии решения о возможности выезда за границу выдает справку военнослужащему для представления в соответствующий уполномоченный государственный орган.

7. Военнослужащие и гражданский персонал, имеющий допуск к сведениям особой важности и (или) совершенно секретным сведениям, сдают паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после его получения в уполномоченных государственных органах, а также после возвращения из поездки за границу.

Гражданский персонал, имеющий допуск к секретным сведениям, сдает паспорт на хранение в подразделение кадров органа безопасности в пятидневный срок после принятия решения о временном ограничении права на выезд за границу.

8. Находящийся на хранении паспорт выдается военнослужащим и гражданскому персоналу для выезда за границу при наличии решения о возможности выезда за границу.

9. По возвращении из поездки за границу военнослужащие и гражданский персонал в пятидневный срок представляют непосредственному начальнику отчет о выезде за границу.

Информация об изменениях:

Приказом ФСБ РФ от 4 марта 2013 г. N 115 в сноски внесены изменения

*(1) Далее — военнослужащие, органы безопасности соответственно.

*(2) Далее — гражданский персонал.

*(3) Далее — за границу.

*(4) Подпункт 7 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

*(5) Далее — уполномоченное должностное лицо.

*(6) Далее — паспорт.

*(7) Близкими родственниками согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации являются родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 11; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 30, ст. 3808; 2008, N 17, ст. 1756; N 27, ст. 3124; 2010, N 52 (ч. 1), ст. 7001; 2011, N 19, ст. 2715; N 49 (ч. I), ст. 7041).

*(8) Далее — решение, если не оговорено иное.

*(9) Согласование осуществляется по линии курирования (подчиненности). Применительно к военнослужащим и гражданскому персоналу территориальных органов безопасности согласование осуществляется с руководителем Службы организационно-кадровой работы ФСБ России.

*(10) Форма справки приведена в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598.

Источник: http://base.garant.ru/70185832/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Приказ ФСБ РФ от 17 апреля 2012 г. N 179 «Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам» (с изменениями и дополнениями)

Приказ ФСБ РФ от 17 апреля 2012 г. N 179
«Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам»

Читайте так же:  Как отказаться от права собственности на квартиру

С изменениями и дополнениями от:

В целях реализации Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»*(1), Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»*(2), Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»*(3), постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба»*(4) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам.

2. Признать утратившими силу приказы ФСБ России от 17 апреля 2003 г. N 265 (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2003 г., регистрационный N 4527) и от 24 ноября 2010 г. N 580 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2010 г., регистрационный N 19285).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России и Управление собственной безопасности ФСБ России.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2012 г.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 3, ст. 410; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6240; 2008, N 19, ст. 2094; N 20, ст. 2250; N 30 (ч. I), ст. 3583; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5735, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30; N 7, ст. 772; N 26, ст. 3123; N 52 (ч. I), ст. 6407, ст. 6413, ст. 6450; 2010, N 11, ст. 1173; N 15, ст. 1740, ст. 1756; N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 52 (ч. I), ст. 7000; 2011, N 1, ст. 16, ст. 28, ст. 29; N 13, ст. 1689; N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2321; N 30 (ч. I), ст. 4578, ст. 4589; N 50, ст. 7339, ст. 7340.

*(2) Российская газета, 1993, 21 сентября, N 182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2004, N 28, ст. 2883; 2005, N 36, ст. 3665; N 49, ст. 5200; 2006, N 25, ст. 2699; N 31 (ч. I), ст. 3463; 2007, N 1 (ч. I), ст. 205; N 49, ст. 6133; N 53, ст. 6554; 2008, N 36, ст. 4087; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2010, N 17, ст. 2054; N 20, ст. 2435; 2011, N 2, ст. 267, N 9, ст. 1222; 2012, N 7, ст. 818; N 8, ст. 993.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 52, ст. 5929; 2008, N 14, ст. 1412.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.
Регистрационный N 24451

Утверждена инструкция о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов ФСБ России из государства по частным делам.

Для этого необходимо подать рапорт (заявление) не позднее чем за 3 месяца до планируемого выезда. Рекомендуемый образец приводится.

Решение о временном ограничении права на выезд из России или возможности выдачи паспорта и выезда из нашей страны принимает уполномоченное должностное лицо.

Право на выезд может быть ограничено до окончания срока контракта о прохождении военной службы, служебного контракта, трудового договора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Определены случаи, когда уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении служащих, ознакомленных с гостайной. В частности, это тяжелое состояние здоровья или смерть близких родственников, принятие наследства, прохождение лечения. В иных исключительных случаях, а также при необходимости выезда на срок свыше 15 суток решение принимается по согласованию с директором ФСБ России, его заместителями, руководителями служб ФСБ России и др.

Паспорта служащих хранятся в подразделении кадров органа безопасности.

По возвращении из поездки за границу необходимо представить отчет. Срок — 5 дней.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2012 г. Прежняя инструкция утратила силу.

Приказ ФСБ РФ от 17 апреля 2012 г. N 179 «Об утверждении Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.

Регистрационный N 24451

Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 июня 2012 г. N 132

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ ФСБ РФ от 4 марта 2013 г. N 115

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Источник: http://base.garant.ru/70185832/

Госдума одобрила пятилетний запрет на выезд из России всем экс-сотрудникам ФСБ

Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий всем экс-сотрудникам Федеральной службы безопасности (ФСБ) выезжать за границу после увольнения. Согласно предложенной поправке, такое ограничение может быть введено на срок до пяти лет.

Сейчас выезд из России может быть ограничен сотрудникам ФСБ лишь во время их работы в спецслужбе. При этом после увольнения он ограничивается только в случае, если сотрудники имели допуск к информации особой важности или совершенно секретным сведениям.

Документ подготовлен по инициативе ФСБ. Поводом для него стали задержания за границей россиян, которые раньше служили в органах госбезопасности, пояснял ранее о дин из авторов, председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев. Он отмечал, что «особенно это касается тех, кто участвовал в борьбе с международным терроризмом, в пресечении наркотрафика, торговли оружием, иных особо тяжких преступлений».

Другие авторы законопроекта – первый замглавы комитета по безопасности Эрнест Валеев, заместитель председателя этого же комитета Александр Хинштейн и первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев. По их мнению, запрет на выезд за границу не вызовет «особого непринятия» у бывших сотрудников ФСБ, поскольку большинство из них и так не могут выезжать из страны по закону «О гостайне».

Источник: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/10/17/813985-gosduma-odobrila

С чемоданом и гостайной

Согласно Основному закону РФ граждане имеют право на свободное перемещение, в том числе «каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации». В то же время «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом», в том числе для «обеспечения обороны страны и безопасности государства». По мнению заявителя Александра Ильченко, это ограничение противоречит международным нормам, которые должны иметь приоритет над национальным законодательством.

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование работников законодательное обеспечение

С середины 2000-х годов Ильченко служил в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных сил РФ, имел допуск к совершенно секретным сведениям, однако с 1 мая 2009 года фактически прекратил работу. Тем не менее ему запрещено выезжать за границу до 2014 года, поскольку запрет сохраняется в течение пяти лет со времени последнего допуска. Заявитель считает, что эта норма нарушает его конституционное право. Тот факт, что он добровольно подписал контракт, содержавший ряд условий и ограничений, Александр Ильченко считает несущественным.

— Отказ от права выезда можно считать ничтожным, — полагает он, — поскольку я не был осведомлен об одном из условий вступления России в Совет Европы, данном в 1996 году, а именно — об обязательстве немедленно прекратить практику запрета выезда из страны «осведомленным гражданам».

Александр Ильченко также настаивает на том, что суды должны более тщательно исследовать филологические тонкости заключений по поводу допуска к гостайне, которое дает работнику организация. Он, в частности, настаивает на разделении понятий «допущенный», то есть потенциально имеющий возможность ознакомиться с соответствующими сведениями, и «осведомленный», то есть обладающий такими сведениями. Конституционный суд РФ с этим требованием согласился и постановил, что «к решению вопроса об ограничении права граждан РФ, допущенных в силу служебной деятельности к государственной тайне и ознакомленных с совершенно секретными сведениями, нельзя подходить формально».

— Суды не могут руководствоваться одним лишь формальным допуском, необходимо учитывать характер информации и степень ее секретности, — провозгласил постановление суда председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин.

Полковнику Ильченко, впрочем, это поможет лишь опосредованно. Суд не закрепил за ним права пересмотра состоявшихся в отношении него решений, но отметил возможность обжаловать отказ уполномоченного органа в Межведомственную комиссию или суд. Сам Ильченко подтвердил, что намерен продолжать судебные тяжбы.

— Начиная данный процесс, я не был убежден, что дело будет рассмотрено в Конституционном суде, — заявил он корреспонденту «РГ». — Конечно, дело мое «утопили», но «утопили» не по-тихому, так что до встречи в Европейском суде.

По мнению полковника, на его стороне — прецеденты по аналогичным делам Бартика и Солтысяка. По первому из них Европейский суд по правам человека постановил, что «не является оправданным ограничение свободы передвижения лиц, имевших доступ к секретным сведениям». Жалоба Ильченко уже зарегистрирована в Страсбургском суде. Там, кстати, ранее была зарегистрирована и его жалоба на неполучение жилья от государства. А оспаривание нормы о выезде за рубеж стало закономерным следствием желания офицера лично отстаивать свои интересы в Страсбурге. Отметим, что с 2009 года по настоящее время Александр Ильченко продолжает оставаться в распоряжении начальника управления Генштаба, поскольку не обеспечен жильем.

Источник: http://rg.ru/2012/06/07/pravo-site.html

Не владеющие секретной информацией чиновники могут выезжать за границу

Государственные служащие могут выезжать на отдых за границу, но это касается только тех чиновников, кто не владеет секретной информацией. Об этом сообщил премьер-министр России Дмитрий Медведев во время общения с журналистами федеральных телеканалов.

«Те, кто не подписывал соответствующих бумаг, кто не давал подписки о невыезде, кто не является секретоносителем — в узком смысле этого слова, – может проводить каникулы за границей», – пояснил глава правительства.

Как ранее сообщали РБК собеседники в Госдуме и правительстве, в законодательстве может быть более жестко и четко регламентированы ограничения на выезд тем, кто имеет допуск к секретным сведениям.

«Речь идет о том, чтобы в обязательном порядке забирать заграничные паспорта у чиновников, имеющих определенный допуск к гостайне, и выдавать их только на время выезда с разрешения руководства», – рассказал один из собеседников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сотрудники силовых ведомств рассказали РБК, что вторую форму допуска получают многие сотрудники спецслужб. Это руководители и оперативники ФСБ, МВД, ФСКН, ФСИН и других силовых структур. Первую форму допуска получают только высокопоставленные руководители ведомств.

Источник: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/54882bdbcbb20fa12047f634

«Секретоносители» требуют загранпаспорт

КС России огласил решение, согласно которому законы, запрещающие обладателям государственных тайн покидать страну в течение определенного времени, соответствуют Конституции. Представители органов государственной власти приветствовали эту позицию суда и подчеркнули, что приоритет государственной безопасности выше, чем свобода передвижения конкретного лица, на ограничение которой оно соглашалось, подписывая контракт. Заявитель – полковник Александр Ильченко остался недоволен и решил обратиться в Европейский суд по правам человека. Подробности выяснял корреспондент радио «Вести ФМ» Олег Яхонтов.

Напомню, что поводом к рассмотрению этого дела послужила жалоба полковника Генштаба Минобороны Александра Ильченко, который, имея допуск к сведениям, отнесенным к государственной тайне, не смог получить заграничный паспорт и выехать за рубеж. По его мнению, это нарушило его конституционное право свободно выезжать за пределы страны даже в краткосрочный отпуск или на лечение. Аргументы Александра Ильченко были основаны на том, что при современном развитии телекоммуникационных технологий подобные жесткие ограничения свободы передвижения бессмысленны, тем более, что он имел лишь формальный допуск к секретной информации, но самими сведениями не владел, а закон эти понятия не разделяет. Однако КС признал приоритет государственных интересов в сфере безопасности и подтвердил, что ограничение на выезд «секретоносителей» — законно. Правда, по словам судьи КС РФ Николая Мельникова, ограничение права на выезд требует выяснение характера и степени секретности информации, которой обладает гражданин, это должно сделать его руководство.

«Ты давал подписку, сам знал, но это еще, безусловно, не основание для того, что бы тебя не выпустили. Это может быть основанием к тому, что командованию надо исследовать и конкретные фактические обстоятельства доступа лица, которое владеет этими секретами, степень его секретности, основания и цели выезда и т.д. – то, что изложено в постановлении», — говорит судья.

То есть, не выдавая хранителям гостайн заграничные паспорта Миграционная служба абсолютно права, однако, если ответственные лица сочтут, что зарубежная поездка, например, в отпуск не нанесет ущерба госбезопасности страны, то «секретоноситель» может покинуть пределы России. Тем более, что в контракте, который он заключает вполне добровольно, прописаны все возможные временные ограничения свобод, что, по мнению представителя Госдумы в КС РФ Дмитрия Вяткина, согласуется со всеми международными нормами. Любое государство должно заботиться о сохранности своих секретов.

«Эти ограничения лицо принимает добровольно, и они необходимы для обеспечения обороны и безопасности нашей страны. Такие ограничения признаются европейскими организациями, европейским судом по правам человека, поэтому абсолютно мы приветствуем и согласны с тем постановлением, которое КС огласил, и считаем, что такие ограничения вполне возможны и конституционны», — считает специалист.

Читайте так же:  Срок исковой давности между юридическими лицами

Заявитель Александр Ильченко, с одной стороны был доволен, что его дело дошло до КС РФ и было рассмотрено, однако результат его предсказуемо не устроил.

«То, что было сегодня – это достаточно было написать определение об отказе. К сожалению, утопили, но «по громкому». Поэтому, скажем так, до встречи в Европейском суде!» – заявил Ильченко.

При этом Конституционный суд отметил, что Ильченко вполне может обжаловать отказ Миграционной службы в выдаче загранпаспорта в межведомственной комиссии. Однако, судя по всему, заявитель уже настроился на обращение в Европейский суд по правам человека и уверен в успехе предприятия. Правда, его решения для любой страны имеют лишь рекомендательный характер, тогда, как решения КС РФ обжалованию не подлежат.

Популярное

«Задача – не догнать, а сохранить лучшее»

ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Иногда достаточно не ухудшать ситуацию – если ты завис на своём уровне, а твои конкуренты провалились, это тоже нормально. Твоя задача – не догнать, твоя задача – всё лучшее, что у тебя есть, сохранить, постепенно набрать всё лучшее, что можешь. Но самое главное не провалить, гоняясь за модой, лучшее. Это как раз и развивалось у нас с конца 80-х».

«Мы переходим к политике национального эгоизма»

МИХАИЛ ХАЗИН: «Какие задачи стоят сегодня перед Владимиром Путиным? Задачи стоят простые – он должен вписать Россию в новый миропорядок. Надо отдать должное Владимиру Владимировичу, он почти всегда о своих планах говорит, но, правда, вписывая это в контекст так, что это почти невозможно увидеть».

Американцы неспособны к ответственному лидерству

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «Ничего не будет по одной простой причине, что на этой планете американцам после распада Советского Союза бояться, как это ни прискорбно, некого. И, в общем, Иран при всей его ненависти к США, сделать ничего не может, по большому счету, и пока, по крайней мере, этот прогноз подтверждается».

Источник: http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1398288/

Форма секретности выезд за границу

  • Пожалуйста имеются ли ограничения по выезду за границу при 3 форме секретности.
  • А если 7 форма секретности проблемы с выездом за границу могут возникнуть?
  • Секретность выезд за границу
  • Допуск форма 3 выезд за границу

Советы юристов:

4.1. ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК
НЕТ, отказаться без последствий — ВЫ не можете — так как ВАША деятельность — по мнению начальства связана с секреткой.
К стати — третья форма ни к чему не обязывает


Источник: http://www.9111.ru/%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4_%D0%B7%D0%B0_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%83/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4_%D0%B7%D0%B0_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%83/

Секретность выезд за границу

  • Пожалуйста имеются ли ограничения по выезду за границу при 3 форме секретности.
  • Каков порядок выезда за границу по 3-му допуску секретности при службе по контракту?
  • А если 7 форма секретности проблемы с выездом за границу могут возникнуть?
  • Выезд за границу
  • Выезд ребенка за границу
  • Запрет выезда за границу
  • Запретили выезды за границу
  • Разрешение на выезд за границу

Советы юристов:

6.1. ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК
НЕТ, отказаться без последствий — ВЫ не можете — так как ВАША деятельность — по мнению начальства связана с секреткой.
К стати — третья форма ни к чему не обязывает

УДАЧИ ВАМ, И ВСЕГО ХОРОШЕГО

10.2. ОБЯЗАНЫ ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ Военнослужащие Вооруженных Сил РФ, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, для выезда за границу должны получить разрешение командования, оформленное в установленном порядке (ст. 19 Закона N 114-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 19.12.1997 N 1598).

При этом к федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, относятся (Приложение к Порядку, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 N 317):

Источник: http://www.9111.ru/%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4_%D0%B7%D0%B0_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%83/%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4_%D0%B7%D0%B0_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%83/

«Железный занавес» для секретоносителей

Почему даже бывшим сотрудникам спецслужб хотят запретить выезд за границу?

Недавно члены комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы внесли новый законопроект. Если его примут, то даже бывшие сотрудники спецслужб не смогут покидать пределы России в течение пяти лет после увольнения. Чем вызвана эта инициатива? Существует ли реальная угроза вербовки отставников иностранными разведками? Об этом обозреватель «АН» расспрашивал своего старого знакомого полковника в отставке Сергея Владимировича УШАКОВА.

Пять лет без заграничных курортов

Ещё этой весной Сергей Владимирович возмущался нелепыми запретами на выезд за границу. Тогда его жену, врача одной из поликлиник спецслужб, не пустили отдыхать вместе с мужем в Турцию.

– Какие секреты может знать простой рентгенолог, кроме имени отчества пациента? – говорил он ведущему рубрики «Мир шпионажа». – У них ведь даже истории болезни офицеров и генералов идут под шифрованными номерами.

– Теперь и вас могут не пустить на турецкие пляжи, – подлил масла в огонь журналист. – Вы ведь всего лишь недавно уволились из «конторы»…

По новому законопроекту вводится запрет бывшим сотрудникам спецслужб выезжать за границу в течение пяти лет после увольнения. Эта инициатива выдвинута группой депутатов «Единой России», членами комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискарёвым, Эрнестом Валеевым, Александром Хинштейном и Адальби Шхагошевым.

– Российские силовики уже окрестили это «закручивание гаек» как пять лет без турецких пляжей, – усмехнулся полковник Ушаков. – Раньше шутили на Лубянке: «В Крым, Анапу, Геленджик никто, кроме нашего брата, не ездит. Если с кем-то познакомишься там в доме отдыха или санатории, то это будет обязательно замаскированный чекист».

-Говорят, этот законопроект ещё будут дорабатывать, – попытался успокоить ветерана журналист. – Так, один из его авторов Василий Пискарёв уточнил, что ограничения стоит применять только к тем странам, где существует опасность недружелюбных действий в отношении экс-силовиков со стороны зарубежных спецслужб или преступных групп.

– Непонятно, зачем вообще нужно это нововведение?! – продолжал горячиться отставной полковник. – Есть же старые правила.

Сейчас Федеральный закон №114 «О порядке выезда из РФ и въезда» ограничивает право сотрудников спецслужб на выезд за пределы России только в период, на который у них заключён контракт с ведомством. После увольнения запрет не действует за исключением случаев, когда экс-сотрудник осведомлён о сведениях особой важности или, уже согласно Закону «О гостайне», имеет доступ к материалам под грифом «Совершенно секретно».

Новый законопроект вносит в ст. 15 ФЗ-114 дополнительный пункт 7.1:«Право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он уволен с военной службы в органах Федеральной службы безо- пасности, – до пяти лет со дня увольнения с военной службы». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что принятие подобных мер требуется как для военнослужащих, так и гражданских лиц, так как «в последнее время участились случаи задержания правоохранительными органами иностранных государств граждан, уволенных из органов безопасности, и привлечения их к уголовной ответственности исключительно за факт прохождения ими службы в таких органах».

Читайте так же:  Сроки восстановления клеток разных органов человека

– И много ли таких случаев? – поинтересовался обозреватель «АН».

Полковник Ушаков лишь неопределённо пожал плечами. Кстати, конкретных примеров подобных ситуаций и в пояснении к документу не приведено. Правда, один из авторов законопроекта Эрнест Валеев заявил в прессе, что «такие факты есть» и при работе над законопроектом авторы «опирались на сведения самой ФСБ». Также депутат добавил, что именно пятилетний срок ограничения был выбран «по аналогии со сроком из закона о гостайне».

– Спасибо, что только «пятерик», планируют отвесить, – с сарказмом сказал Сергей Владимирович. – А могли бы «десять лет без права переписки» с зарубежных курортов.

Угроза вербовки

Впрочем, к этой инициативе депутатов «Единой России» в силовых структурах относятся по-разному. Так, этот законопроект поддержал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам генерал-майор ФСБ в запасе Владимир Джабаров.Он заявил, что «подобное практикуется во многих странах»: «Экс-сотрудники могут попадать в сложные ситуации или вообще становиться объектами вербовки». Тем не менее сенатор Джабаров предполагает, что законопроект доработают и «выделят конкретные группы, которым запретят выезд».

– Действительно, глупо ставить на одну доску как секретоносителей уборщицу в клубе ФСБ на Лубянке и, скажем, недавно осуждённого на 22 года за сотрудничество с ЦРУ полковника Михайлова, – согласился Ушаков.

Поэтому ветераны-разведчики недоумевают. Мол, такого бардака и анархии раньше и представить нельзя было. Вот мнение полковника в отставке Виктора Черкашина – нашего самого удачливого вербовщика. Именно он привлёк к работе на советскую разведку сотрудника Агентства национальной безопасности США Рональда Пелтона, церэушника Олдрича Эймса и фэбээровца Роберта Ханссена.

– В 1997 году, – вспоминает Виктор Иванович, – я, пенсионер КГБ, получил приглашение приехать в США на конференцию по захоронению ядерных отходов. В письме, подписанном бывшим заместителем директора ЦРУ, говорилось, что хозяева гарантируют мою неприкосновенность и не имеют никаких претензий, связанных с моей бывшей работой против США. Я иду «в лес» с абсолютной уверенностью в том, что мне дадут от ворот поворот, ведь Ханссен в то время ещё не был разоблачён.

По логике нормальной государственной службы мне должны были заявить следующее: «Мы не имеем права разрешить вам этот выезд, поскольку вы являетесь носителем совершенно секретной информации, утечка которой приведёт к потере самого ценного источника в российской разведке». Так? Да, именно так должны были отреагировать на мою просьбу люди, радеющие за наши национальные интересы. А мне говорят: «С богом, Виктор Иванович. Счастливого пути». Вот такая атмосфера, такое отношение к делу.

Да, я имею твёрдые моральные принципы и никогда не пойду на предательство. Но история знает сколько угодно случаев, когда спецслужбы, чтобы выудить нужные сведения, шли на самые различные уловки и ухищрения. Например, применяли психотропные вещества. Американцы, когда речь заходит об их интересах, не останавливаются ни перед чем. Моё счастье, что тогда они ещё ничего не знали про Ханссена.

Конечно, мы живём в открытом, демократическом обществе. Но режима секретности для обладателей государственных тайн никто не отменял».

Штраф от евросуда

Новый закон о невыезде наверняка в штыки встретят за рубежом. Ведь Европейский суд по правам человека в Страсбурге уже штрафовал за это российские власти. Они не выдали загранпаспорт военному пенсионеру, который во время службы обладал секретами государственной важности.

Сергей Солтысяк после отставки по условиям контракта оставался невыездным, поскольку имел доступ к секретным документам.

Отставник с ограничениями не согласился и попросил немедленно выдать ему загранпаспорт. Получив отказ, начал оспаривать решение в судах, утверждая, что ему нужно съездить к брату и больному отцу в Киев, на могилу матери на Украине и к дяде и тёте в Ригу.

Однако российские суды всех инстанций ему отказали. Тогда Солтысяк обратился в Страсбургский суд.

Дело шло в европейских инстанциях тоже очень медленно. И всё же после долгих проволочек суд в Страсбурге принял решение в пользу гражданина России. В своём решении он отметил, что «российское правительство не указало, почему полный запрет на выезд истца за границу отвечает интересам национальной безопасности». По мнению судей, секретные материалы можно передать, не выезжая из страны и даже не вступая в физический контакт с другими лицами. Например, по Интернету.

«Аргумент правительства, согласно которому истец мог быть похищен иностранными секретными службами или террористическими организациями, – всего лишь предположение», – отмечается в коммюнике Страсбургского суда. При этом тамошние судьи напомнили, что Россия при вступлении в Совет Европы «обязалась снять ограничения на свободу частных выездов за границу лиц, имеющих доступ к секретам государственной важности. Изучение ситуации с подобными запретами в 47 странах – членах ЕС показало, что Россия – единственная страна, которая сохранила эти ограничения».

В итоге суд заключил, что ограничения на выезд Солтысяка за границу были «непропорциональны» защите национальной безопасности и не являются «обязательными в демократическом обществе». Поэтому Европейский суд по правам человека решил оштрафовать Российскую Федерацию на 3 тыс. евро в пользу истца за нарушение ст. 2 Протокола 4 к европейской Конвенции о защите свободы передвижения.

– Какие штрафы придётся платить России в случае принятия нового закона о невыезде? – поинтересовался обозреватель «АН».

– Это только в Страсбурге известно, – с иронией заметил полковник Ушаков.

Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов отметил, что в предложении депутатов есть определённая логика, но законопроект требует серьёзной доработки. «Значительная часть людей, работающих в системе органов безопасности, вообще никаким образом не имеют доступа к тайной информации и никому не интересны», – говорит генерал. Он предлагает точечно выделить группы риска, расширив их за пределы спецслужб. «Наши депутаты в известной степени также являются секретоносителями, и вообще они более привлекательны для провокаций за пределами РФ. Стоит включить в законопроект также членов Совфеда и губернаторов».

Говорят, Путин не допустит нового железного занавеса. Ведь попали под западные санкции и стали невыездными даже люди из его ближайшего окружения. Но и терпеть оставшийся после Ельцина «демократический бардак» не позволяют интересы национальной безопасности. Это в «святые девяностые», как пел Владимир Высоцкий: российская граница оказалась «открыта, как ворота в Кремле». Если в советское время она была на замке, то потом оказалась на слабенькой щеколде.

Читайте так же:  Комиссионное психиатрическое освидетельствование

Источник: http://argumenti.ru/espionage/2019/08/625821

Устранение двойных стандартов в вопросах регулирования выезда за пределы РФ

На сегодняшний момент в стране сложились двойные стандарты в вопросах выезда за ее пределы. Выезд за пределы Российской Федерации регулируется ФЗ 114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В статье 15 данного ФЗ указываются категории граждан, которым выезд за пределы РФ может быть ограничен:
1) секретоносителям (сведения особой важности(первая форма допуска), совершенно секретные сведения(вторая форма допуска)).
Для секретоносителей третьей формы допуска, к секретным сведениям, ограничение не предусматривается.
2)военным по призыву или лицам на альтернативной службе;
3) подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления;
4) осужденным;
5) тем, кто уклоняется от исполнения обязательств, наложенных судом;
6) тем, кто сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации;
7) проходит государственную службу (работает) в ФСБ.

Подобных ограничений нет ни в одном демократическом государстве.Эдвард Сноуден тому пример, выезд сотруднику ЦРУ открыт по всему миру. В то же время, если бы перед выездом его проверили на полиграфе, как я описал в п.1 решения проблемы, то был бы он уже на Кубе, но не на пляже, а в тюрьме Гуантанамо.

Может быть и тоталитарный вариант решения проблемы, просто надо определиться какое государство мы строим.
1) заменить формулировку «МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕН» на «ЗАПРЕЩЕН».

Тогда хоть как-то будет понятна логика тех, кто считает подобные ограничения панацеей от утечки информации.
Между тем РФ, являясь членом Совета Европы, нарушает статью 2 протокола №4
Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.Протокол вступил в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.
ЕСПЧ признал, что подобные ограничения не являются необходимыми в демократическом обществе. Постановление ЕСПЧ от 10.02.2011 «Дело «Солтысяк (Soltysyak) против Российской Федерации» (жалоба N 4663/05) По делу обжалуется отказ в выдаче заявителю заграничного паспорта. По делу допущено нарушение статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
п.4 Статьи 15 Конституции РФ устанавливается верховенство международного права над национальным.
Поэтому несмотря на то, что п.3 статьи 55 Конституции РФ допускает ограничение выезда, но в силу п.4 статьи 15(основ конституционного строя) ставит вне закона пп1,7 ФЗ 114 от 15.08.1996

Источник: http://www.roi.ru/4344/

О действенности ограничения права граждан на выезд из РФ, связанного с допуском к государственной тайне

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина на выезд за границу может быть временно ограничено в связи с допуском к государственной тайне.

Анализ реализации указанной меры показывает, что:

— в ущерб закрепленным в Конституции общечеловеческим ценностям законодательно установлена возможность временного ограничения права граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне, на выезд из РФ.

Данное обстоятельство всегда будет оставаться источником споров и основанием для критики государства по поводу зажима демократии;

— указанное ограничение воспринимается гражданами негативно не столько в связи с ущемление их личностных прав, но, в большей степени, как предвзятое отношение со стороны государства, выражающееся в опасении, что, выехав за границу, они нанесут ущерб своей Родине, выдав иностранцам гостайну.

Здесь усматривается логика двойных стандартов: с одной стороны — до получения соответствующего допуска в отношении граждан проводятся проверочные мероприятия, а сам допуск многими расценивается в качестве оказанного со стороны государства доверия лично ему, как избранному члену общества, с другой же — ограничением права выезда за границу в отношении этой, проверенной категории лиц выражается сомнение в их благонадежности;

— отсутствуют логически обоснованные, «справедливые» критерии для применения данной запретительной нормы. Так, в частности, несмотря на то, что к гостайне отнесены сведения трех степеней секретности, возможность ограничения предусмотрена только в отношении двух из них, и не распространяется на граждан, имеющих или ранее имевших допуск только к секретным сведениям. Формальный подход в разделении граждан по степени осведомлённости при существующей системе засекречивания не может гарантировать в каждом отдельном случае обоснованность применения или не применения ограничения. Кроме этого, в целях обхода выездных ограничений, данное обстоятельство осознанно используется как для снижения оформляемой специалистам формы допуска, так и занижения грифа секретности носителей сведений, что в целом негативно отражается на обеспечении режима секретности.

Надуманность данной меры в определенной степени также подтверждается тем, что истечение временного срока ограничения не гарантирует исчезновение осведомленности гражданина;

— следует учитывать, что наделение правом принятия решения об ограничении граждан на выезд из РФ конкретных чиновников, само по себе, создаёт коррупционные условия.

При этом государство также несёт затраты, связанные с организацией системы реализации этой запретительной нормы, непроизводительно расходуя как людские, так и материальные ресурсы.

Следует отметить, что количество граждан, право выезда за границу которых временно ограничено в связи с их осведомленностью, по всей видимости, несоизмеримо меньше тех, кто, будучи фактически осведомлен в важнейших государственных секретах, правдами или иным способом, но всё же имеет на руках загранпаспорт.

Действующая система реализации указанной ограничительной нормы является крайне неэффективной, подтверждением чему служат периодически возникающие, скандальные случаи с секретоносителями из числа высокопоставленных госслужащих, оказавшихся за границей;

— в современных условиях развития международного сотрудничества (имеется в виду число посещающих Россию иностранцев и уровень развития средств телекоммуникации, в том числе сети интернет) применение такой защитной меры как временное ограничение на выезд видится мало эффективной.

При этом следует учитывать, что государство располагает достаточным набором надёжных средств и методов противодействия угрозе разглашения гостайны или выдачи ее иностранцам.

Положительные результаты от применения меры по временному ограничению связанного с допуском к государственной тайне права граждан на выезд из РФ значительно меньше вреда от существования указанной нормы.

Запрет на выезд, наверное, был необходим в условиях мировой изоляции государства, а также, в определённой мере, оправдан в переходный период, однако в настоящее время это уже явный анахронизм.

Исходя из вышесказанного напрашивается вывод о несоответствии Конституции упомянутой нормы законодательства, поскольку такая мера наносит ущерб как России в целом, так и ее гражданам в частности.

Если от пережитков вовремя не избавляться, а оперировать ими как нормами, то ведь можно утратить способность к конкуренции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakon.ru/blog/2014/4/4/o_dejstvennosti_ogranicheniya_prava_grazhdan_na_vyezd_iz_rf_svyazannogo_s_dopuskom_k_gosudarstvennoj

Выезд секретоносителей за границу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here