Возмещение ущерба причиненного военнослужащим

консультация военного юриста бесплатно

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

Обязательное государственное личное страхование

военнослужащих за счет средств федерального бюджета установлено в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (п.1 ст.969 ГК РФ, п.1 ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих»), а условия и порядок его осуществления — ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих. «. Военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы в период прохождения военной службы либо до истечения одного года после их увольнения с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в зависимости от установленной группы инвалидности предусматривается выплата страховых сумм (75, 50 и 25 окладов месячного денежного содержания соответственно), их корректировка в случае изменения группы инвалидности при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы, а также выплата 10 окладов при получении в период прохождения военной службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) и 5 окладов — при получении легкого увечья (ранения, травмы, контузии) (ст.5 ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих. «).

При увольнении военнослужащих в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) они также имеют право на получение других денежных выплат и иных видов компенсаций, имеющих целью возмещение вреда здоровью, в том числе на единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день его выплаты (п.3 ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих»), представляющее собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах (Постановление Конституционного Суда РФ от 20 октября 2010г. №18-П).

Вышеуказанные единовременные выплаты предоставляются военнослужащим независимо от пенсии по инвалидности

, назначаемой и выплачиваемой на основании Закона РФ от 12 февраля 1993г. №4468-1. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. » Эта ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных бывших военнослужащих, ставших инвалидами, и призвана восполнить утраченный ими в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы заработок (денежное содержание).

Кроме того, такие военнослужащие имеют право на ряд иных мер социальной защиты. В частности, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» для них предусмотрено оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно. Указом Президента РФ от 1 августа 2005г. №887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» с 1 сентября 2005г. для российских граждан, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, дополнительно к пенсиям и другим выплатам введено ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб.

На военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные п.1 и п.3 ст.14 Федерального закона от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» для инвалидов боевых действий: льготы по медицинскому обслуживанию, предоставлению и использованию отпусков, зачислению в образовательные учреждения профессионального образования и стипендиальному обеспечению, а также на внеочередную установку квартирного телефона и внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

Исходя из вышесказанного, Конституционным Судом Российской Федерации в п.3 комментируемого постановления был сделан вывод, что указанный специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, в целом предназначен для восполнения понесенных ими материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы, а положения п.1 и абз.1 и абз.2 п.3 ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих» являются его элементами и как таковые не предполагают, что возмещение вреда, причиненного здоровью указанных военнослужащих, должно сводиться только к выплате страховых сумм и единовременного пособия.

В п.4 Постановления от 17 мая 2011г. №8-П Конституционный Суд, дав правовое толкование ст.1084 ГК РФ, устанавливающей порядок возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, указал на то, что данная статья, как направленная на возмещение — в рамках гражданско-правового регулирования — вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) или иное повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права данной категории граждан, в том числе гарантированные Конституцией России (ст.7, ч.ч.1 и 2 ст.19 и ч.1 ст.39), поскольку все военнослужащие имеют равную с другими гражданами возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда с соблюдением принципов и условий такого возмещения. Возмещение государством в полном объеме такого вреда предполагается лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, вина которых установлена соответствующим образом.

В п.5 Постановления Конституционный Суд вновь обратил внимание на отсутствие в правовом регулировании надлежащего правового механизма возмещения вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) в условиях боевых действий при исполнении обязанностей военной службы и впоследствии ставшим инвалидами, в том числе в случаях, когда непосредственный причинитель вреда не установлен, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению по правилам, предусмотренным гл.59 ГК РФ, или в соответствии со специальным законом (в частности, для граждан, подвергшихся радиации вследствие техногенных катастроф, для участников групп особого риска и др.). При этом, был сделан достаточно важный и давно ожидаемый многими бывшими военнослужащими-инвалидами вывод о том, что выплачиваемые им наряду со специальным пенсионным обеспечением страховые суммы и единовременные пособия восполняют утраченный заработок лишь в течение непродолжительного времени (25 — 75 месяцев), тогда как полная или частичная утрата трудоспособности, вызванная увечьем (ранением, травмой, контузией), может иметь для них долговременный или пожизненный характер.

Читайте так же:  Об утверждении порядка проведения судебно психиатрической экспертизы

Действующий же в настоящее время публично-правовой механизм возмещения вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) и уволенным по состоянию здоровья в связи с невозможностью продолжения военной службы, не исключает случаев, когда причитающиеся им выплаты (пенсия по инвалидности, выплаты в рамках системы социальной защиты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию) не компенсируют в надлежащем объеме материальные потери, понесенные ими в связи с невозможностью продолжения военной службы, так как им в настоящее время не гарантируется адекватное возмещение утраченного заработка (денежного довольствия).

Таким образом, Конституционным Судом РФ наконец-то указано на необходимость внесения в действующее правовое регулирование законоположений, гарантирующих полное возмещение вреда военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы. Поэтому комментируемое Постановление следует рассматривать как «прорыв» в деле восстановления социальной справедливости в отношении многих военнослужащих, получивших инвалидность при исполнении воинского долга.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация


Источник: http://www.1yuridicheskaya-konsultaciya.ru/voennosluzhashchim/vozmeshhenie-vreda-zdorovyu-voennosluzhashhim.html

Нормативные основания гражданско-правовой ответственности военных организаций за вред, причиненный военнослужащими при исполнении служебных обязанностей

(Празднов А. Н.) («Военно-юридический журнал», 2006, N 9)

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Празднов А. Н., адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета, капитан юстиции.

Для того чтобы гражданское (в том числе обязательственное) правоотношение могло возникнуть, необходимы в первую очередь нормативные предпосылки. Поэтому норма права создает юридическую возможность возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения, в то время как юридические факты выступают в качестве конкретной правовой основы динамики конкретных гражданских правоотношений . Нормативно-правовым основанием выступает норма права (правовой институт), регулирующая общественное отношение, юридической формой которого является соответствующее гражданское правоотношение. ——————————— См.: Красавчиков О. А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 27.

Таким образом, буквальное толкование содержания ст. 1068 ГК РФ не дает оснований применять данную норму Закона к правоотношениям, возникающим вследствие причинения вреда военнослужащими при исполнении ими служебных обязанностей. Однако судебная практика выработала единую позицию: вопрос о гражданско-правовой ответственности в случае причинения военнослужащими вреда при исполнении служебных обязанностей должен решаться на основании ст. 1068 ГК РФ . ——————————— См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ. 2004. 23 июня; 30 июня.

В любом случае, позиция суда более чем понятна автору, ведь еще в 1949 г. С. И. Братусь выдвинул концепцию об ответственности юридического лица за действия всех его работников как за собственные действия и собственную вину . Впоследствии эта концепция была развита в трудах многих авторов , воспринята законодателем и впервые закреплена в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (ч. 3 ст. 88) и ГК 1964 г. (ст. 445). Однако понятие «работник» в то время применительно к деликтной ответственности организации на законодательном уровне отсутствовало, что вызывало известную трудность применения на практике. Но позволяло, по мнению автора, определять работника в широком смысле с учетом различных правоотношений, в частности военнослужащего, с учетом военно-служебных отношений. ——————————— См.: Братусь С. Н. Некоторые вопросы учения о субъектах права // Советское государство и право. 1949. N 11. С. 78. См.: Иоффе О. С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955 (гл. 2., пар. 3); Новицкий И. Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С. 352; Флейшиц Е. А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения. М., 1951. С. 7; и др.

Но при этом следует согласиться с мнением О. С. Иоффе, который считал, что деятельность юридических лиц выражается в действиях их руководителей, а также рабочих, служащих либо иных работников, соответственно, вред, вызванный такими действиями, считается причиненным самим юридическим лицом. Вслед за этим он пишет, что, «возместив вред потерпевшему, юридическое лицо вправе предъявить регрессный иск к работнику, являющемуся конкретным виновником причинения вреда» . ——————————— Иоффе О. С. Обязательное право. М., 1975. С. 799 — 800.

«Действия любого работника, связанные с исполнением его служебных (трудовых) обязанностей, — отмечал В. Т. Смирнов, — это действие самого юридического лица, а вина работника есть вина юридического лица, и, следовательно, ответственность юридического лица в этом случае является ответственностью за свои действия и за свою вину. При иной постановке вопроса все разговоры об ответственности юридических лиц за правонарушения вообще были бы лишены всякого смысла» . ——————————— Смирнов В. Т. Обоснование деликтной ответственности юридических лиц // Проблемы гражданского и административного права. Л., 1962. С. 265 — 266.

Источник: http://center-bereg.ru/e1070.html

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2001 г. часть первая пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона признана не противоречащей Конституции РФ

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Читайте так же:  Группа комендантский час

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ в пункт 2 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 года

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны:

— соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают привлечение военнослужащего к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный им имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, в случае совершения преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, что установлено вступившим в законную силу приговором суда, и не препятствуют при отсутствии такого приговора принятию в пределах срока, определенного пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, решения о взыскании с военнослужащего причиненного им ущерба в ограниченном либо — при наличии иных перечисленных в его статье 5 оснований — в полном размере при условии установления в надлежащей процедуре юридически значимых обстоятельств, необходимых и достаточных для привлечения этого лица к соответствующему виду материальной ответственности;

— не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым — фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в пункт 8 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

>
Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы
Содержание
Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/180688/31de5683116b8d79b08fa2d768e33df6/

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
«О материальной ответственности военнослужащих»

С изменениями и дополнениями от:

4 декабря 2006 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 18 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

12 июля 1999 года

Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, за исключением ущерба, причиненного вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Закон устанавливает случаи ограниченной и полной материальной ответственности военнослужащих, порядок определения размера причиненного ущерба и проведения административного расследования при обнаружении ущерба. Установлено, что ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба в совокупности со всеми другими удержаниями не могут превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Читайте так же:  Апелляционное обжалование определения мирового судьи

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3682

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2016 г. N 22-П взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 и пункта 5 статьи 8 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (и тем самым — фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Источник: http://base.garant.ru/180688/

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Источник: http://base.garant.ru/180688/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 июля 1999 года №161-ФЗ

О материальной ответственности военнослужащих

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 04.12.2006 г. №203-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 04.06.2014 г. №145-ФЗ, 18.07.2017 г. №170-ФЗ)

Принят Государственной Думой 22 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

(В абзац второй статьи 2 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.07.2013 г. №185-ФЗ)

командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

Читайте так же:  В суде отказали в приеме заявления

имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Источник: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1558

Возмещение материального ущерба военнослужащими

Ограниченная ответственность военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих имеет особенности в зависимости от служебно-должностного положения, формы вины при причинении ущерба, характера утраченных материальных ценностей.

Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» предусмотрено два вида материальной ответственности военнослужащих в зависимости от размеров денежных взысканий: ограниченная материальная ответственность и полная материальная ответственность.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащих предусматривается в следующих случаях и в следующих размерах.

За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых, мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Раньше, по старому закону предусматривался еще один вид ответственности, такой как кратность, по нему военнослужащие в зависимости от тяжести причиненного ущерба возмещали его в кратной форме, то есть не только сумму причиненного ущерба, а еще дополнительные средства размер которых определяется государством.

Из этого мы видим что ограниченная материальная ответственность предусматривает собой полную выплату государству суммы причинённого реального ущерба военнослужащими за их действие либо бездействие повлекшие ущерб, но в процессе вычитания этих средств из ежемесячного оклада военнослужащего или надбавок за выслугу лет, и иных надбавок. Но это у держание недолжно превышать 50 процентов в сумме с другими удержаниями с военнослужащего. В основной своей части ограниченной ответственности подвергаются военнослужащие которые нанесли материальный ущерб государству по неосторожности или если эта сумма очень велика.

Источник: http://vuzlit.ru/1425551/vozmeschenie_materialnogo_uscherba_voennosluzhaschimi

Материальная ответственность военнослужащих

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Условия наступления

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.
Читайте так же:  Закрытый порубочный билет

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащего бережного отношения к имуществу, принадлежащему воинской части. Этот тезис находит свое продолжение в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и уставе. Среди прочего, в этих документах установлена обязанность беречь воинское имущество, бережно носить одежду и обувь, иметь исправное, почищенное и готовое к бою оружие и т. д.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

Полная ответственность

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

Ограниченная ответственность

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 161-ФЗ, ограниченная матответственность военнослужащих по контракту не может превышать одного месячного оклада и надбавки за выслугу лет. Для тех, кто служит по призыву, максимальный размер компенсации не должен превышать двух окладов месячного содержания. Исключением из этого правила является случай, предусмотренный частью 2 статьи 4 Закона. Так, военнослужащие-контрактники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, С них может быть взыскано два оклада и две месячные надбавки за выслугу лет.

Ограниченная материальная ответственность устанавливается за:

  • ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы. Неосторожность может быть в форме легкомыслия, когда лицо предвидит наступление негативных последствий, однако самонадеянно рассчитывает на их предотвращение в силу своих возможностей, навыков, профессиональных способностей и черт характера (которые являются необоснованными). Другая форма неосторожности — это небрежность, которая выражается в том, что военнослужащий не предвидит наступления негативных последствий, хотя должен был в силу своих обязанностей;
  • неправомерные действия командира, который незаконно уволил лицо с военной службы либо осуществил перевод или неоправданное назначение на должность. За это из его денежного довольствия могут вычитать до трех месячных окладов и надбавок;
  • виновные действия командира, который не предпринял необходимых мер по охране имущества либо не предотвратил хищение. В этом случае максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу.

Рассмотрим распространенный случай незаконного привлечения к матответственности — зачастую с военных требуют компенсацию за повреждение или утрату вещевого имущества (например, военной формы). Этот вопрос подробно рассмотрен в Постановлении Правительства РФ № 390 от 22.06.2006, в котором указано, что в случае, если утрата или повреждение полученного вещевого имущества произошли не по вине военнослужащего, то ему должны выдать новую форму. Если же утрата или повреждение произошли по его вине, то ему выдается не новая форма, а просто пригодная для носки. При этом требование каких-либо денежных компенсаций следует расценивать как вымогательство, которое является уголовным преступлением в соответствии со статьей 163 Уголовного кодекса РФ .

Порядок привлечения

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

Расследование должно быть назначено незамедлительно и закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Для его проведения назначается офицер, который оформляет результаты проверки в письменном виде.

2. По результатам расследования командир принимает решение, которое объявляется в приказе воинской части. В этом документе определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления причиненного ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части, а также предотвращения дальнейших нарушений. Решение командира также может содержать отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от ответственности.

3. Приказ о возмещении причиненного ущерба должен быть оформлен в течение двух дней после завершения административного расследования и предоставлен для ознакомления военнослужащему (под подпись). При этом следует обратить его внимание на необходимость исполнения предписания в течение семи дней.

4. Если военнослужащий не согласен с приказом, он может оспорить его, обратившись к вышестоящему должностном лицу либо в суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://ppt.ru/art/mat-otvetstvennost/voennogo

Возмещение ущерба причиненного военнослужащим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here