Участие прокурора в суде кассационной инстанции

Участие прокурора в суде кассационной инстанции

На не вступившие в законную силу решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

Кассационное представление может быть подано в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Кассационное представление приносится через суд, вынесший решение, и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию кассационного представления.

Ссылка прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Кассационное представление подписывается прокурором.

Прокурор вправе представить возражения в письменной форме относительно кассационных жалоб других лиц, участвующих в деле, с приложением документов, подтверждающих эти возражения.

В случае принесения прокурором кассационного представления в судебном заседании суда кассационной инстанции вправе принимать участие:

  • в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, автономного округа, окружном (флотском) военном суде – должностное лицо прокуратуры по поручению соответственно прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота);
  • в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного суда РФ – должностное лицо прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ.

Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Участвуя в рассмотрении дела в кассационной инстанции, прокурор заявляет ходатайства, втомчислео вызове и допросе дополнительных свидетелей, об истребовании других доказательств, в исследовании которых ему было отказано судом первой инстанции, дает объяснения, вправе приводить доводы, не указанные в представлении, и представлять доказательства.

Если кассационное производство начато в связи с принесением представления прокурором, то его заслушивают в суде первым.

Кроме того, прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, участвующих в деле.

Постановление суда кассационной инстанции выносится в форме кассационного определения и вступает в силу со дня его вынесения.

Источник: http://be5.biz/pravo/p003/54.htm

Участие прокурора в суде кассационной инстанции

Прокурор может вступить в процесс и после вынесения судом первой инстанции решения по делу. Согласно ст. 81 ГПК, прокурор вправе вступить в дело на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

Участие прокурора в суде кассационной инстанции реализуется в двух формах:

  • а) возбуждение производства по делу в суде кассационной инстанции;
  • б) вступление в дело, рассматриваемое по жалобе сторон или других участников гражданского судопроизводства.

Производство в суде кассационной инстанции возбуждается прокурором путем принесения кассационного или частного протеста.

Генеральный прокурор Республики Беларусь обязывает прокуроров проверять в кассационные сроки все гражданские дела, рассмотренные судом без участия прокурора. Обнаружив незаконное или необоснованное судебное постановление по делу, прокурор обязан принести протест в суд кассационной инстанции. Он должен это сделать независимо от того, подана ли заинтересованными лицами жалоба или нет.

Прокурор, принесший протест, вправе отозвать его в суде кассационной инстанции до начала судебного заседания (ч. 2 ст. 416 ГПК). В этом случае протест считается неподанным и суд кассационной инстанции не имеет права его рассматривать.

Второй формой участия прокурора в суде кассационной инстанции является вступление прокурора в дело, рассматриваемое по жалобе сторон или других участников гражданского судопроизводства.

О своем участии в разбирательстве гражданского дела прокурор устно или письменно уведомляет суд, рассматривающий дело.

Прокурор, заявивший о своем участии в разбирательстве гражданского дела в кассационной инстанции, вправе ознакомиться с материалами дела в суде первой инстанции. Прокурор вправе знакомиться с материалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал.

О времени и месте рассмотрения дела извещаются прокурор и другие, юридически заинтересованные в исходе дела лица. Неявка кого-либо из указанных лиц, если они надлежащим образом были извещены о дне слушания дела, не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы или кассационного протеста.

Рассмотрение дела в кассационном порядке начинается докладом председательствующего или одного из судей, который кратко излагает сущность дела, содержание решения суда первой инстанции, содержание кассационной жалобы или кассационного протеста и поступивших на них возражений, сообщает о представленных и собранных судом новых доказательствах, а также об иных данных, которые необходимо рассмотреть суду для проверки решения.

После доклада суд заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

Первым выступает кассатор или его представитель. В случае обжалования решения несколькими кассаторами первым выступает истец, подавший кассационную жалобу. Прокурор, государственные органы, юридические лица и граждане, от собственного имени защищающие права и интересы других лиц, выступают после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела, и их представителей.

Заслушав выступления юридически заинтересованных в исходе дела лиц, суд при необходимости приступает к исследованию собранных при подготовке дела письменных, вещественных доказательств по правилам производства в суде первой инстанции.

В рамках второй формы участия в процессе прокурор после рассмотрения жалобы излагает суду кассационной инстанции мнение о законности и обоснованности судебного постановления, которое обжалуется участниками гражданского судопроизводства.

Мнение прокурора по делу должно быть объективным, конкретным и обоснованным. Если прокурор считает решение суда первой инстанции правильным, он в этом случае обязан изложить основания, по которым кассационная жалоба должна быть отклонена. Если же прокурор приходит к выводу о незаконности или необоснованности решения суда, он должен мотивировать это (в частности, указать, в чем конкретно проявляется необоснованность решения суда, какая норма материального либо процессуального права нарушена при рассмотрении данного дела).

Читайте так же:  Понятие и виды гражданско правовой ответственности курсовая

ГПК не предусмотрено обязательное участие прокурора при пересмотре дела в кассационной инстанции. Генеральный прокурор вышеназванным приказом обязывает нижестоящих прокуроров участвовать в суде кассационной инстанции при рассмотрении судом частных и кассационных протестов, а также:

  • — по делам, возбужденным по инициативе прокурора;
  • — если участие прокурора предусмотрено актами законодательства;
  • — если участие прокурора признано необходимым судом;
  • — по делам о восстановлении на работе;
  • — по делам о выселении без предоставления жилого помещения;
  • — по делам об освобождении имущества от ареста.

В судебном заседании вправе принять участие прокуроры отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам Генеральной прокуратуры, отделов или групп по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратур областей, г. Минска. По поручению вышестоящего прокурора принять участие в судебном заседании могут и нижестоящие прокуроры.

После окончания судебного заседания суда кассационной инстанции и принятия судом по делу решения прокурор составляет заключение, в котором указываются повод и основания к рассмотрению дела в кассационной инстанции, содержание решения суда.

Если прокурор, принимавший участие в рассмотрении дела в кассационной инстанции, приходит к выводу, что судебное постановление вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, он входит с представлением о принесении протеста в порядке надзора к прокурору, имеющему право принесения протеста.

Источник: http://studwood.ru/685721/pravo/uchastie_prokurora_sude_kassatsionnoy_instantsii

Юридическая консультация.

Телефон: +7 920-985-9888.

9.4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанций.

Конституция предоставляет право каждому осужденному за преступление право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 УПК).

Судебно-контрольные стадии в уголовном судопроизводстве могут быть условно разделены на две группы: обычные и исключительные. К последним относятся производства по уголовному делу в суде надзорной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Их исключительность объясняется в первую очередь тем, что рассмотрение уголовных дел в этих судебных стадиях осуществляется тогда, когда приговор вступил в законную силу и началось его непосредственное исполнение.

К обычным судебно-контрольным стадиям уголовного судопроизводства относятся соответственно апелляционное и кассационное производства. Сущность производства в указанных стадиях заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости вынесенного судом первой инстанции приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу.

Специфику производства в этих судебных инстанциях составляет непосредственно предмет судебной проверки – не вступивший в законную силу приговор, постановление, определение, которые являются важнейшими актами правосудия и должны отвечать требованиям законности, справедливости и обоснованности.

Требование законности означает, что судебное решение должно быть принято в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Обоснованность соответствует тому, что выводы суда, содержащиеся в судебном решении, должны быть основаны на фактических обстоятельствах уголовного дела, исследованных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Справедливость судебного решения означает, что назначенное судом наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления, а также личности подсудимого.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке разбираются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций.

Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю, потерпевшему и его представителю. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Вместе с тем необходимо отметить и новые условия рассмотрения не вступивших в законную силу судебных решений. Так, УПК определяет новые пределы прокурорского надзора в стадии апелляционного и кассационного судопроизводств (ст. 360 УПК). Суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касается жалоба или представление. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе смягчить осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить уголовный закон о более тяжком преступлении.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю.

В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.

В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты.

Государственным обвинителям следует активно участвовать в исследовании доказательств не только в суде первой инстанции, но и в суде второй инстанции, который вправе непосредственно исследовать доказательства, в том числе вновь представленные сторонами. При этом необходимо тесно взаимодействовать с должностными лицами, производившими предварительное расследование, использовать в строгом соответствии с требованиями процессуального закона имеющуюся у них информацию.

Поскольку пересмотр в порядке надзора необоснованных оправдательного или обвинительного приговоров, постановления или определения суда по мотивам, влекущим к усилению наказания, не допускается, такое необоснованное судебное решение должно быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления Генеральный прокурор РФ предлагает расценивать как дисциплинарный проступок.

В случае обжалования судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления в обязательном порядке прокурор должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений.

Читайте так же:  Нарушение прав дольщиков

Особое внимание государственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение.

В связи с тем что ст. 125 УПК устанавливает судебный порядок обжалования постановлений дознавателя, следователя, прокурора, а также их действий (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, необходимо обеспечить при рассмотрении таких жалоб участие прокурора в судебном заседании.

Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления.

Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса.

Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальной жалобе или представлении.

Производство по уголовному делу в суде апелляционной инстанции осуществляется в порядке, установленном для судебного разбирательства в суде первой инстанции. Вместе с тем стадия апелляционного производства имеет и свою специфику.

Судебное следствие начинается с краткого изложения председательствующим содержания приговора, а также существа апелляционной жалобы или представления и возражений на них. Если апелляционное представление было подано прокурором, то после доклада председательствующего суд заслушивает его выступление и возражения стороны защиты.

После выступления сторон суд переходит к проверке доказательств. Свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, допрашиваются в суде апелляционной инстанции, если их вызов суд признал необходимым. Стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы, истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно не было удовлетворено судом первой инстанции.

Видео (кликните для воспроизведения).

По завершении судебного следствия судья выясняет у сторон, имеются ли у них ходатайства о дополнении судебного следствия. Суд разрешает эти ходатайства, после чего переходит к прениям сторон. Последние проводятся в порядке, установленном ст. 292 УПК. При этом первым выступает лицо, подавшее жалобу или представление.

По окончании прений сторон судья предоставляет подсудимому последнее слово, после чего удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Приговоры и постановления суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке, установленном гл. 45 УПК.

Кассационное производство. Кассационные жалобы и представления подаются в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 355 УПК. Предметом кассационного рассмотрения являются законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения, не вступившего в законную силу.

При рассмотрении дела в судебном заседании суда кассационной инстанции председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства.

После разрешения отводов и ходатайств один из судей кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалобы и (или) представления. Затем суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, в обоснование своих доводов и возражения другой стороны. При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяется судом с учетом мнения сторон.

При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства в соответствии с требованиями гл. 37 УПК.

В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационных жалобе и (или) представлении, стороны вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы. Последние не могут быть получены путем производства следственных действий. Лицо, предоставляющее суду дополнительные материалы, обязано указать, каким путем они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления.

Изменение приговора или его отмена с прекращением уголовного дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда содержащиеся в таких материалах данные или сведения не требуют дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции.

Источник: http://ur-consul.ru/Bibli/Prokurorskiyi-nadzor-konspyekt-lyektsiyi.48.html

Участие прокурора в апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. Новые правила ГПК РФ и КАС РФ

С 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», в котором предусмотрено создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Решение о начале деятельности новых судов Пленум Верховного Суда Российской Федерации должен объявить до 1 октября 2019 г.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. К их компетенции также относится рассмотрение дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Читайте так же:  Как составить исковое заявление пенсионного фонда

Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции» разъяснены особенности рассмотрения дел кассационными и апелляционными судами общей юрисдикции.

Так, со дня начала деятельности указанных судов судебные акты по гражданским и административным делам обжалуются в соответствии с нормами ГПК РФ и КАС РФ, действующими в редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации». Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, протестов, а также определения, препятствующие дальнейшему движению дела об административном правонарушении, с указанного дня обжалуются в соответствии с нормами КоАП РФ, действующими в редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 417-ФЗ «О внесении изменений в статью 30.13 КоАП РФ».

Заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления, поданное до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции в соответствии с установленной законом подсудностью в суд первой инстанции и не рассмотренное до этого дня, со дня начала их деятельности подлежит рассмотрению судом первой инстанции по правилам статьи 112 ГПК РФ. В случае признания причин пропуска указанного процессуального срока уважительными заявителю восстанавливается шестимесячный срок на подачу кассационных жалобы, представления, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационных жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, подается в кассационный суд общей юрисдикции.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, права и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, реализовавшие право на подачу кассационных жалобы, представления в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции подают кассационные жалобу, представление в Судебную коллегию Верховного Суда РФ. В этом случае кассационные жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, подаются в шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 376 ГПК РФ в редакции, действовавшей до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, установленного частью 2 статьи 318 КАС РФ, с началом деятельности кассационных судов общей юрисдикции не изменяются.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.07.2019 № 26 разъяснил порядок применения некоторых норм права в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации».

Так, по общему правилу порядок судопроизводства определяется в соответствии с федеральным законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов.

Требования к форме и содержанию искового заявления, заявления определяются нормами закона, действовавшими на момент их подачи, в том числе и при решении вопроса об их принятии после оставления без движения, если заявление оставлялось без движения до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ.

Сообщается, в частности, о том, что если рассмотрение дела было начато судом до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ по общим правилам или по правилам упрощенного производства, в единоличном составе суда или коллегиальном составе суда, то после вступления в силу указанного федерального закона такое дело подлежит рассмотрению в том же порядке и в том же составе суда.

Срок обжалования судебных актов по гражданским делам в суд кассационной инстанции установлен три месяца (в настоящее время этот срок составляет шесть месяцев). Жалоба будет подаваться в кассационный суд через суд первой инстанции. Сейчас жалобу подают непосредственно в кассационную инстанцию. Суд первой инстанции обязан направить кассационную жалобу (представление прокурора) вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в судебном заседании коллегиально в составе судьи-председательствующего и двух судей по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, подавшие кассационные жалобу, представление, и другие лица, участвующие в деле, их представители.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции принимают участие Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции или их заместители либо по их поручению должностные лица органов прокуратуры.

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/172938/

Участие прокурора в суде кассационной инстанции

Прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве не заканчивается с вынесением решения по делу. Обнаружив незаконность или необоснованность судебного решения, определения или частного определения, прокурор должен принести протест в вышестоящий суд. Эта обязанность прокурора вытекает из ст. 33 Закона о прокуратуре. Прокуратура осуществляет надзор за законностью и обоснованностью судебных постановлений по гражданским делам в пределах ее компетенции и предоставленных им законодательством о прокуратуре и ГПК прав. После вынесения судом судебного постановления прокуроры призваны выявлять нарушения законов, допускаемые судами первой инстанции, и принимать меры к их устранению.

Надзор за законностью и обоснованностью судебных решений и определений, не вступивших в законную силу, ограничивается десятью днями. Прокуроры обязаны в эти сроки проверять законность и обоснованность решений и определений по делам, рассмотренным судом безучастия прокурора, опротестовывать незаконные и необоснованные решения и определения. Тщательной проверке подлежат решения и определения по делам, рассмотренным с участием прокурора, в особенности если позиция прокурора расходится с позицией суда, выраженной в решении.

Читайте так же:  Апелляция моральный вред

С целью осуществления прокурорского надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений, не вступивших в законную силу, прокурор вправе знакомиться с материалами дела и в том случае, если он в деле не участвовал (ст. 413 ГПК).

На практике прокуроры проводят проверки рассмотренных судом дел не реже одного раза в 5 дней, с тем чтобы в кассационный срок можно было выявить не только нарушения закона, но и принять меры по их устранению, например принести кассационный или частный протест на решение или определение суда.

Ознакомление с делом следует начинать с искового заявления истца, заявления, жалобы (по делам, возникающим из административных правоотношений). По этим документам устанавливается законность возбуждения гражданского дела, подведомственность его суду, наличие правоспособности сторон и другие процессуальные и правовые вопросы, соблюдение порядка возбуждения дела (подсудность, уплата государственной пошлины, наличие дееспособности у лица, обратившегося в суд, и т.д.). На основании материалов дела, протокола судебного заседания выясняются круг заинтересованных лиц и их процессуально-правовое положение, предмет доказательства и делается вывод о степени полноты и достоверности установления фактических обстоятельств.

При таком порядке изучения дела у прокурора уже складывается представление о том, каким должно быть вынесенное решение. Далее путем сопоставления данных, полученных из материалов дела, с содержанием решения делается вывод о его законности и обоснованности.

Таким же образом проверяются материалы дела, по которым судом вынесены определения.

В случае если при изучении дела в срок, предоставленный для кассационного обжалования и опротестования, прокурор приходит к выводу о незаконности и необоснованности судебного решения или определения, он приносит кассационный или частный протест.

Право принесения протестов по гражданским делам на решения и определения, не вступившие в законную силу, принадлежит прокурору или его заместителю в пределах предоставленной им компетенции независимо от их участия в рассмотрении дела судом первой инстанции. Кроме того, правом принесения протеста (правом возбуждения кассационного производства) обладают помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений, которые принимали участие в рассмотрении дела судом первой инстанции. Частные протесты приносятся на определения судов первой инстанции, кассационные протесты — на решения, не вступившие в законную силу.

Предметом кассационного опротестования могут быть решения всех судов республики, кроме решений Верховного Суда Республики Беларусь.

Не вступившие в законную силу решения и определения судов могут быть опротестованы в кассационном порядке:

  • — решения городских (районных) и межгарнизонных военных судов — в судебную коллегию по гражданским делам соответствующего областного, Минского городского суда и Белорусского военного суда;
  • — решения областного, Минского городского и Белорусского военного суда — соответственно в судебную коллегию по гражданским делам и военную коллегию Верховного Суда Республики Беларусь.

Кассационные и частные протесты адресуются в суд кассационной инстанции, но подаются прокурорами в суд, вынесший решения. Поданные кассационные протесты непосредственно в суд кассационной инстанции направляются судом кассационной инстанции в суд первой инстанции для решения вопроса об их принятии в установленном порядке.

Протесты прокурора могут быть поданы в течение 10 дней после вынесения решения или вручения кассатору по его требованию этого решения с мотивировочной частью.

Кассационный протест должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к процессуальному документу, а также содержать: указание на решение, которое опротестовывается, и наименование суда, вынесшего решение; обоснование неправильности решения, а также просьбу лица, подающего протест; указания по оспариваемой сумме по имущественным Делам, перечень прилагаемых к протесту письменных материалов. Протест подписывается прокурором (ст. 409 ГПК).

Кассационный протест подается в суд с копиями по числу лиц, юридически заинтересованных в исходе дела. В необходимых случаях суд может обязать кассатора представить копии прилагаемых к кассационному протесту письменных материалов по числу юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 411 ГПК).

Судья отказывает в принятии кассационного протеста:

  • — лицам, не имеющим права на опротестование (например, протест подан помощником прокурора, не участвовавшим в рассмотрении дела в суде первой инстанции);
  • — если судебное постановление не подлежит обжалованию или опротестованию в силу закона;
  • — лицам, пропустившим установленный ГПК срок, если отказано в его восстановлении.

Кассационный протест может быть оставлен без движения в случае неподписания его соответствующим прокурором, при отсутствии указания на опротестовываемое решение, без приложения всех необходимых копий, без указания оспариваемой суммы по имущественным делам. При этом судья выносит определение об оставлении протеста без движения и назначает кассатору срок для исправления недостатков.

Если в установленный срок будут выполнены указания, содержащиеся в определении, кассационный протест считается поданным вдень первоначального представления в суд. В противном случае кассационный протест считается не поданным и возвращается прокурору.

Кассационная инстанция — орган, контролирующий законность и обоснованность постановлений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Кассационное производство может возбудить прокурор путем принесения протеста на решение или определение суда. В тех случаях, когда кассационное производство возбуждается сторонами или третьими лицами, прокурор либо привлекается в процесс, либо вступает в него самостоятельно.

Надзор за законностью в кассационной инстанции состоит в проверке соответствия постановления суда первой инстанции требованиям закона как с фактической, так и с юридической стороны. Основной целью прокурора в кассационной инстанции является недопущение отмены законных и обоснованных судебных решений и отмена судебных постановлений, не отвечающих требованиям материального и процессуального закона.

Перечень прав и обязанностей прокурора, которые он имеет на стадии разбирательства дела в суде первой инстанции, сохраняется и в суде кассационной инстанции.

Прокурор в кассационном производстве может выступать в нескольких ролях:

  • — как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест), тогда он выступает первым;
  • — как прокурор, выступивший в защиту интересов других лиц. В этом случае он выступает после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны и третьи лица).
Читайте так же:  Согласие на выезд ребенка перечень стран

Однако ГПК не указывает, в какой очередности и сколько раз будет выступать прокурор, если иск предъявлен прокурором в интересах других лиц и если принесен кассационный протест на решение суда.

Можно предполагать, что за прокурором в кассационном производстве сохраняется и право на мнение о законности и обоснованности решения суда, хотя прямого указания об этом в ГП К нет. Однако имеется общая норма: заслушав выступления юридически заинтересованных в исходе дела лиц, суд при необходимости приступает к исследованию собранных при подготовке дела письменных, вещественных доказательств по правилам производства в суде первой инстанции.

ГПК предусматривает возможность рассмотрения кассационного протеста прокурора, поступившего после рассмотрения дела судом кассационной инстанции. Такой протест рассматривается на общих основаниях. В случае принятия по нему иного определения, чем было принято кассационной инстанцией при первом рассмотрении по жалобам юридически заинтересованных в исходе дела лиц, председателю суда направляется представление об опротестовании одного или обоих определений кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции должен рассмотреть поступившее по кассационной жалобе или кассационному протесту дело в день, назначенный судом первой инстанции. При особой сложности дела, а также в случае необходимости принятия мер по сбору доказательств председатель суда кассационной инстанции и его заместители вправе назначить другую дату рассмотрения дела в пределах двух месяцев со дня принятия решения о назначении другой даты рассмотрения дела (ст. 424 ГПК).

Прокурор, принесший протест, вправе отозвать его до начала судебного заседания суда кассационной инстанции. Протест возвращается прокурору. Об отказе протеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица. Если же прокурор в ходе судебного заседания убеждается в необоснованности принесенного протеста, он его уже не вправе отозвать. Дело продолжает рассматриваться по существу, и кассационная инстанция вправе оставить протест без удовлетворения.

При осуществлении прокурорского надзора в стадии кассационного производства прокурор должен организовать работу так, чтобы без его внимания не оставалось ни одно дело, поступившее в кассационную инстанцию. Он обязан проверить законность и обоснованность по всем без исключения делам, изучить материалы каждого дела.

Особое внимание следует уделять соответствию доводов жалобы или протеста материалам дела, в том числе и приложенным к жалобе или протесту. Если протест или жалоба направлены на отмену или изменение законного и обоснованного решения, необходимо высказать мнение об отклонении этого протеста или жалобы. Если жалоба или протест являются обоснованными, их следует поддержать.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор высказывает мнение о законности и обоснованности решения после объяснений лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела. Он высказывает свои соображения о судьбе решения применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, содержащимся в ст. 425 ГПК.

Следует отметить, что ГПК 1999 г. существенно изменил полномочия кассационной инстанции. Суд, рассмотрев дело в кассационном порядке, вправе своим определением:

  • — оставить решение без изменения, а кассационную жалобу (кассационный протест) — без удовлетворения;
  • — отменить решение полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если ошибки, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции;
  • — отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
  • — изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права;
  • — изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в суде кассационной инстанции материалов дела и новых доказательств, если на основании исследованных в суде кассационной инстанции материалов и новых доказательств установлены все фактические данные, необходимые для разрешения спора в соответствии с законодательством. В этом случае юридически заинтересованные в исходе дела лица должны быть ознакомлены с дополнительными доказательствами до рассмотрения дела в кассационном порядке и извещены о дне рассмотрения дела.

Полномочия кассационной инстанции имеют преимущества в сравнении с ранее существовавшим порядком кассационного производства, поскольку содержат элементы апелляционного производства и сокращают время нахождения дела в суде. В то же время следовало бы более полно отразить права юридически заинтересованных в исходе дела лиц в кассационном производстве. В частности, они должны иметь право не только знакомиться с новыми доказательствами, но и представлять на них свои возражения и дополнения, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и т.п.

Высказывая мнение в кассационной инстанции, прокурор исходит из ревизионного начала гражданского судопроизводства. Он высказывается в целом по делу, а не только в пределах протеста или жалобы. Если при этом будут установлены нарушения норм материального или процессуального права, прокурор высказывает мнение об отмене решения независимо от того, содержатся ли указания об этих нарушениях в протесте или жалобе.

Деятельность прокурора в суде кассационной инстанции завершается составлением отчета (заключения), в котором указываются: содержание решения суда, повод к рассмотрению дела в кассационной инстанции, мотивы опротестования или обжалования решения и результаты рассмотрения дела. Если имеются расхождения его позиции с позицией суда, прокурор докладывает об этом прокурору, имеющему право на принесение протеста в порядке надзора, который принимает решение о необходимости принесения протеста.

После вынесения судом кассационного определения прокурор проверяет его законность и обоснованность. Если установит, что определение не соответствует или противоречит закону, он решает вопрос о возможности принесения протеста в порядке надзора. В этом случае докладывает Дело прокурору, полномочному принести протест в надзорном порядке, который принимает окончательное решение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/1296510/uchastie_prokurora_sude_kassatsionnoy_instantsii

Участие прокурора в суде кассационной инстанции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here