Технические возможности для нарушения авторских прав

Выявление нарушения авторских прав

Нарушение авторского права — это правонарушение, суть которого состоит в использовании произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий заключенного лицензионного договора.

Наличие доказательств нарушения авторских прав, равно как и процесс их выявления, имеют ключевое значение для возможности эффективной защиты нарушенного права в суде, поскольку в случае отсутствия или недостаточности доказательной базы, истцу не только не удастся добиться от нарушителя соответствующей денежной компенсации за нарушение авторского права, но также истец не сможет восстановить свои права на произведение и потребовать немедленного прекращения несанкционированного использования произведения третьим лицом.

Выявление нарушения авторских прав необходимо для следующих целей:

  1. Возможность требовать в суде компенсации от нарушителя, а также прекращения нарушения авторских прав.

В стоимость получения услуги входит:

  1. Поиск и отбор доказательств нарушения авторских прав.
  2. Претензионная работа по вопросу нарушения авторских прав.

При необходимости окажем услугу по защите авторских прав в суде.

Документы и сведения, необходимые для получения услуги:

  1. Информация о нарушителе и характере правонарушения.
  2. Документ, подтверждающий права на авторское произведение, в отношении которого нарушаются права.

Компания URVISTA (Москва) занимается выявлением и сбором доказательств нарушения авторских прав. Подтвержденные факты преступления в сфере интеллектуальной собственности имеют ключевое значение при рассмотрении иска правообладателя в суде. Не менее важную роль играет и соблюдение всех требований законодательства в процессе сбора доказательств.

В случае отсутствия улик или их неубедительности факт нарушения авторских прав не будет установлен. Это означает, что истец не сможет восстановить свои права на изобретение и потребовать немедленно прекратить его несанкционированную эксплуатацию третьими лицами. Кроме того, он понесет значительные финансовые потери, так как будет обязан оплатить не только собственные судебные расходы, но и затраты оппонента. В свою очередь, его оппонент будет освобожден от какой-либо ответственности, включая выплату денежной компенсации.

Порядок действий при выявлении нарушения авторских прав

Согласно статистическим данным, большинство авторов узнают о нарушении своих интеллектуальных прав слишком поздно. К этому времени нарушители уже успевают не только получить максимальную выгоду, но и подготовиться к возможному судебному процессу. При запоздалом выявлении нарушения авторских прав истец сможет выиграть дело только при вмешательстве специалистов.

Правообладатель, обнаруживший факт незаконного использования своей интеллектуальной собственности, до инициации судебного иска должен незамедлительно обратиться к специалистам для сбора доказательной базы. Сотрудники компании URVISTA обеспечат оперативную и грамотную фиксацию нарушений авторских прав, которые послужат убедительными уликами.

В первую очередь от автора потребуется доказать свои права на произведение. Если оно было официально зарегистрировано и находится на депоненте, то подтверждением станет свидетельство. В противном случае по факту нарушения авторских прав могут производиться различные судебные экспертизы (филологическая, почерковедческая и пр.), опросы свидетелей и т. д.

Данная услуга от компании URVISTA позволяет авторам успешно защищать свои интересы. Совокупность мероприятий предусматривает оперативное выявление любых фактов нарушений авторских прав и сбор доказательной базы для их пресечения.

Все действия выполняются лучшими юристами Москвы, специализирующимися в сфере патентования. Доказательства профессионализма нашей команды:

  • владение эффективными инструментами и приемами мониторинга;
  • наличие достаточного опыта в области предотвращения нарушений авторских прав;
  • глубокое знание практики судов по искам правообладателей;
  • умение находить нестандартные решения в запутанных и сложных ситуациях;
  • правильная оценка имеющихся доказательств, позволяющая определить юридическую перспективу возможного судебного процесса.

Использование результатов мониторинга

Правильный анализ результатов мониторинга определяет фактическую судьбу иска, поэтому все выявленные факты нарушения авторских прав подлежат тщательному исследованию и оценке.

Позволяют истцу выставить в адрес нарушителя требование о незамедлительном прекращении несанкционированного использования интеллектуальной собственности. При необходимости правообладатель может подать иск в судебные органы, а достаточность доказательной базы поможет выиграть дело. Заявление максимально возможных финансовых требований обеспечит компенсацию ущерба, причиненного в результате нарушения авторских прав.

Помогут адекватно оценить сложную ситуацию и отказаться от заведомо проигрышного судебного дела. При этом юристы помогут клиенту найти другое решение. Например, часто бывают случаи, когда правообладатель и нарушитель вступают в переговорный процесс и в итоге приходят к взаимовыгодному решению.

Источник: http://1patent.ru/services/proizvedenija-avtorskoe-pravo/narushenie-avtorskih-prav/

Нарушение авторских прав и меры защиты

Нарушение авторских прав

Приступая к созданию творческого объекта, автор вправе рассчитывать на соблюдение его прав со стороны других лиц. Попытка использовать результаты чужого творчества без разрешения создателя и/или правообладателя, повлечет ответственность, от предъявления судебного иска до уголовных санкций. Ниже расскажем, в чем может заключаться нарушение авторских прав, и какие меры воздействия можно использовать к виновным субъектам.

Условия возникновения прав у автора

Если режим защиты изобретений или иных объектов промышленной собственности возникает после прохождения патентной процедуры, то права на творчество будут принадлежать с момента создания объекта. Как только творческий замысел будет реализован в объективной форме (в виде произведения, музыки, живописи или архитектурного объекта, и т.д.), возникнут следующие последствия:

  • создатель творения приобретет личные права (сюда входит право на наименование, неприкосновенность произведения и т.д.);
  • автор, либо заказчик, приобретут исключительные права, что позволит получать вознаграждение за использование, самостоятельную публикацию или распространение творения;
  • чтобы перечисленные выше права возникли, не нужно проходить регистрационную процедуру, хотя можно использовать ряд иных способов для доказывания авторства.

Гражданский кодекс РФ позволяет регистрировать права на программное приложение для ЭВМ и базы данных. Эта процедура проводится по добровольному решению разработчика или заказчика. Для иных творческих объектов используются лишь косвенные доказательства подтверждения авторства.

Чтобы упростить процедуру доказывания нарушений авторских прав и наказать виновных лиц, можно зафиксировать факт создания творения. Для используются следующие способы:

  • размещение экземпляра на депонент через авторское общество (например, отечественные авторы могут обратиться в РАО);
  • использование знаков правовой охраны при издании произведения. К таким знакам относится символ «С» в окружности (копирайт), год первой публикации, сведения об авторе;
  • опубликовать художественный объект с указанием имени автора через каталоги, выставки, вернисажи;
  • заверить факт создания через органы нотариата.

Еще одним эффективным способом доказывания авторства является регистрационная процедура, которая проводится в добровольном порядке через Библиотеку Конгресса США. Эту процедуру может пройти автор из любого государства, так как заявка подается не только в письменном, но и электронном формате. После оплаты сравнительно небольшой пошлины и передачи экземпляра на депонент, будет выдано регистрационное свидетельство.

Воспользовавшись указанными вариантами для подтверждения прав, будет значительно проще предъявлять требования или иски к нарушителям, привлекать их к административной или уголовной ответственности. Однако охрана предоставляется и неопубликованным творениям, хотя в этом случае придется использовать иные способы доказывания авторства. Например, при разбирательстве дел в суде можно предъявить оригинал с правками создателя, переписку с редактором, черновики, иные письменные доказательства.

Читайте так же:  Дети до 18 лет обладают частичной дееспособностью

Категории правонарушений

В зависимости от характера действий виновных лиц, могут нарушаться личные и исключительные права создателя или правообладателя. В перечень нарушений личных прав входит:

  • попытка плагиата, т.е. присвоения авторства (если такие действия были связаны с получением противоправного дохода, возникнет нарушение и исключительных прав);
  • нарушение прав на неприкосновенность, т.е. несанкционированные изменения в содержание и структуру творения без согласия создателя или его правопреемников (наследников);
  • нарушение права на наименование и имя автора.

Нужно учитывать, что режим личных прав создателя не может передаваться иным субъектам. Даже если исключительные права на творческий объект будут проданы, переданы другим лицам, либо прекращены по истечении срока правовой охраны, авторство останется неизменным.

Нарушения личных прав не обязательно влечет причинение материального ущерба. Поэтому предметом претензий к правонарушителю может являться устранение нарушений, публикация акта судебного ведомства с подтверждением настоящего автора, иные варианты. При нарушении имущественных прав, могут быть причинены фактические убытки или упущенная выгода, что выражается в конкретных денежных суммах. К правонарушениям при использовании или распоряжении такими правами относится:

  • использование творческих объектов в коммерческих целях, копирование и тиражирование, перевозка и распространение без разрешения;
  • незаконное издание и реализация творения на физических или электронных носителях, либо через онлайн-ресурсы;
  • нарушение положений договора уступки или лицензии, в том числе по территории использования, срокам выплаты вознаграждения, превышения тиража и т.д.;
  • противоправное использование изображений и иных творческих объектов в средствах индивидуализации товаров (например, если при разработке товарного знака используется изображение);
  • иные категории правонарушений.

Типичным примером нарушений авторских прав можно признать издание чужого творения без разрешения, выпуск их в продажу. Даже угроза таких действий позволяет направить претензионное письмо о недопущении нарушений, устранения негативных последствий.

К противоправным действиям относится и безвозмездное распространение электронных копий объекта, музыкальных записей или видеоконтента через интернет. При таких обстоятельствах, обладатель прав сможет не только потребовать прекращения противозаконных действий, но и взыскать упущенную выгоду или штрафную компенсацию.

Меры защиты от нарушений

Владелец прав может сам выявлять факты нарушений, обращаться в правоохранительные, судебные и иные ведомства для отстаивания своих интересов. Если нарушение авторских прав объективно подтверждено, либо возникает угроза противоправных действий, можно использовать законные варианты защиты:

  • направить претензионное письмо (требование) о прекращении нарушения, либо об устранении такой угрозы;
  • подать иск в суд для оспаривания плагиата, досрочного прекращения лицензии, взыскания убытков или штрафной компенсации;
  • требовать удаления контента в сети интернет, блокировки отдельных страниц или целых сайтов;
  • обратиться в МВД, Следственный комитет или иные ведомства для возбуждения административного или уголовного дела.

В каждом случае, обладатель прав сможет добиться конфискации контрафактных экземпляров с произведением. В отдельных случаях, контрафактная продукция может передаваться правообладателю по его заявлению.

Разберем особенности применения каждого из перечисленных вариантов.

Требование

При нарушении прав на патент или товарный знак, предъявление требования является обязательным условием для последующей защиты через судебные инстанции. В сфере авторского права это делать не обязательно, т.е. можно сразу обращаться в суд. Однако по предъявленному требованию можно урегулировать спор без длительных судебных тяжб, особенно если нарушитель устранит все претензии.

Предметом требований может являться:

  • прекращение противоправной деятельности, остановка производства контрафактной продукции, либо изъятие ее из оборота;
  • устранение угрозы нарушения (например, добровольная остановка производства по выпуску контрафакта);
  • добровольное опровержение информации о надлежащем авторстве;
  • выплата вознаграждения за незаконное использование творческого объекта;
  • удаление нелегального контента из сети интернет.

На основании требования, взаимоотношения между владельцем прав и нарушителем могут прейти в законное русло. Например, при удовлетворении всех претензий и выплаты вознаграждения, может оформляться лицензия, а дальнейшее использование будет происходить с соблюдением всех законодательных требований.

Судебная защиты

Подача иска в судебные инстанции является наиболее эффективным способом защиты, так как решение подлежит принудительному исполнению. Предметом иска может являться:

  • взыскание убытков, размер которых должен доказать и обосновать истец;
  • взыскание штрафной компенсации в размерах, указанных в статье 1301 ГК РФ;
  • взыскание задолженности по лицензионным договорам, неустойки и штрафа за нарушение договорных обязательств;
  • досрочное расторжение лицензионных соглашений при существенных нарушениях;
  • удаление нелегального контента из сети интернет, блокирование сайтов;
  • доказывание авторства по делам о плагиате;
  • иные категории требований.

В зависимости от категории и стадии спора, а также статуса его участников, дела могут рассматриваться в судах общей юрисдикции, в арбитраже, либо в Суде по интеллектуальным правам.

Если правообладатель выбрал вариант с возмещением убытков, он обязан обосновать их размер. Для этого можно провести экспертизу или оценку стоимости контрафакта, представить доказательства об объемах проданных экземпляров. Однако можно избежать проблем при таком доказывании, если воспользоваться вариантом с взысканием штрафной компенсации. В ст. 1301 ГК РФ перечислены 3 возможных способа взыскания:

  • в пределах от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. (точный размер выплаты укажет суд, исходя из всех обстоятельств дела);
  • в двукратном размере от стоимости товаров, признанных контрафактом (их стоимость можно определить по условиям договоров, в ходе экспертиз);
  • в двукратном размере от стоимости нарушенного права (исключительны права подлежат оценке, а сделать это можно путем проведения экспертиз).

Для любого варианта взыскания обязательно нужно подтвердить факт правонарушения. Доказательствами могут являться акты контрольных закупок, документы таможенного оформления, процессуальные материалы по административным и уголовным делам.

Ответственность по УК и КоАП

Если нарушение не преследовало целью извлечения доходов, административная или уголовная ответственность виновнику не грозит. Статья 7.12 КоАП РФ предусматривает санкции за следующие виды противоправных действий, связанных с попыткой получить прибыль за счет чужого творческого труда:

  • реализация, сдача во временное пользование (прокат), ввоз на территорию РФ, либо иное незаконное использование, если экземпляры признаны контрафактом;
  • указание на экземплярах заведомо недостоверной информации о владельце прав, об изготовителях, месте выпуска;
  • иные виды правонарушений, связанные с коммерческим использованием и распространением произведений.

К ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ могут привлекаться граждане, должностные лица, а также организации и предприниматели. Наиболее серьезный штраф будут вынуждены заплатить юридические лица и ИП, нарушившие режим исключительных прав. За каждый факт нарушения будет взыскано от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией контрафакта, орудий и средств производства. Кроме того, виновным лицам придется полностью возместить ущерб или выплатить штрафную компенсацию по гражданскому иску.

За наиболее серьезные проступки в сфере авторского права последуют санкции по ст. 146 УК РФ. Фактом преступления будет являться:

  • плагиат, т.е. присвоение авторства, если это повлекло причинение крупного ущерба;
  • противоправное использование, приобретение, хранение и транспортировка экземпляров, если причиненный ущерб превысил крупный размер, а преступник имел умысел на сбыт;
  • указанные выше деяния, причинившие ущерб в особо крупном размере, совершенные группой лиц, либо с использованием должностных полномочий.
Читайте так же:  Где делать апостиль на свидетельство о рождении

Крупным ущербом от преступления будет являться сумма свыше 100 тыс. руб. а особо крупным – 1 млн. руб. Уголовные санкций будут заключаться в существенном штрафе, в обязательных или исправительных работах, аресте. По ч. ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ суд может применить наказание в виде тюремного заключения.

Источник: http://patentoff.net/111narushenie-avtorskih-prav-i-mery-zashhity.html

Защита авторских прав

Оглавление:

Произведения художественного искусства, результаты научных исследований, музыкальные композиции, литературные творения, компьютерные программы и приложения и другие результаты интеллектуальной деятельности несут не только культурную ценность, но и предполагают некое материальное вознаграждение для автора. При этом, данная категория нематериального имущества наиболее подвержена незаконным действиям злоумышленников, которые используют результат чужого труда для собственного обогащения. Чтобы защитить результат творческого труда от плагиата, несанкционированного использования, а также от хищения творений необходимо получить на эту собственность авторские права.

Основная проблема данного вопроса заключается в том, что в Гражданском Кодексе РФ до настоящего времени нет четкого, определенного и единого реестра зарегистрированных прав на произведения интеллектуальной собственности. Для получения авторского права создателю нужно будет обозначить себя и предоставить результат своего творения. Защита такого права в Российской Федерации осуществляется путем регистрации. Несмотря на то что это негосударственная регистрация, на сегодняшний день она является неплохим методом защиты прав автора. К сожалению, даже прохождение данной процедуры не дает стопроцентных гарантий, что авторство будет признано за настоящим создателем. В данной ситуации авторство может быть оспорено только при наличии определенных весомых доказательств, которые, как правило, после прохождения процедуры регистрации не могут принадлежать постороннему лицу.

Вопрос защиты авторских прав стоит особенно остро в нашей стране, в силу несовершенства действующего законодательства, а значит, следует разобраться в этой теме более подробно.

Когда возникает авторское право?

Авторское право на то или иное произведение возникает автоматически при его создании. Это право относится не только ко всему творению в целом, но и к его отдельным частям и названию. Все права на результат интеллектуальной собственности принадлежат только создателю. При этом возникает две формы права:

  • исключительное право (имущественное);
  • неимущественные права – право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения, право авторства и т.д.

В зависимости от того, какая категория авторского права нарушена, существуют различные механизмы его защиты.

Защита исключительных прав предполагает следующие меры воздействия на нарушителя:

  • признание права законного правообладателя;
  • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
  • изъятие у злоумышленников материального носителя;
  • возмещение материального ущерба;
  • публикация судебного решения по делу.

Защита личных неимущественных прав сводится именно к прекращению действий, способствующих нарушению авторского права, а также к компенсации морального ущерба, нанесенного пострадавшей стороне. При этом, как и в некоторых других ситуациях, добиться справедливости автор может как используя внесудебные процедуры, так и подав исковое заявление в суд.

Защита и оформление авторских прав

Законом установлено, что исключительное право автора на плоды своего творчества и интеллектуального труда возникает уже по факту его создания и не требует дополнительного подтверждения. Однако на практике стало очевидно, что оставив произведение без минимального оформления или регистрации, вероятность столкнуться с плагиатом или незаконным использованием повышается в разы. Вопрос практически полностью решается, если публикация произведения происходит через издательство либо результат интеллектуального труда передается заказчику по заранее составленному договору. В этом случае договор с издательством либо с прямым заказчиком и будет выступать достоверным доказательством права автора.

На что распространяется интеллектуальная собственность

Некоторые авторы с целью защиты своих прав на произведение, осуществляют его нотариальное заверение. Однако наибольшей популярностью обладает процедура депонирования и публикации предмета интеллектуальной собственности. В этом случае происходит регистрация прав, путем установления однозначного соответствия конкретного произведения конкретному автору. Данный факт регистрируется в каталоге, соответствующего типа произведения, однако в силу отсутствия общего государственного реестра, все подобные каталоги составляются частными юридическими конторами, которые по факту выступают свидетелями принадлежности результата интеллектуального труда тому или иному автору. Подобных каталогов множество:

  • каталог депонированных произведений – данный вариант предполагает регистрацию и публикацию научных и литературных произведений интеллектуального труда;
  • каталог регистрации произведений малых форм – специальный реестр регистрации произведений особого малого формата;
  • каталог регистрации идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др. – в связи с тем, что на пути от идеи до готового результата интеллектуального труда может пройти несколько лет, а иногда и несколько десятков лет, целесообразно зарегистрировать факт идеи или гипотезы еще на стадии ее зарождения. В этом случае в каталог вносится только подробное описание произведения, научной концепции или программы;
  • каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов – особенно востребованный реестр для сферы рекламы и маркетинга;
  • каталог регистрации интеллектуальной собственности сайтов – также заслуживает отдельного внимания в силу того, что интернет-сфера продолжает развиваться семимильными шагами, охватывая все новые сферы бизнеса.

Перечисленные выше каталоги – это далеко не все реестры, в которых можно зарегистрировать тот факт, что именно данный автор создал то или иное произведение. Достаточно обратиться к опытному юристу, специализирующемуся на данных вопросах, и он подберет оптимальный вариант депонирования авторского права.

Внесудебные механизмы защиты

Если автор произведения столкнулся с откровенным нарушением своих прав на произведение его творчества, первое, что рекомендуют эксперты – прямое обращение к нарушителю с целью досудебного урегулирования ситуации. Подобное обращение должно быть обязательно оформлено в письменной форме и направлено нарушителю заказным письмом. Данная форма взаимодействия сторон называется претензионной. Подобное письмо должно содержать подробное описание сложившейся ситуации, перечень конкретных требований к нарушителю, а также по возможности копии документов, подтверждающих регистрацию или депонирование авторского права на то произведение, которое было использовано злоумышленником с целью получения прибыли.

Видео (кликните для воспроизведения).

Главная задача такого письменного требования – уведомление нарушителя о том, что автор в курсе незаконного использования его интеллектуальной собственности, и он готов отстаивать свои интересы, в том числе и более радикальными методами. Данная форма урегулирования конфликта часто позволяет добиться компенсации от нарушителей, избежав при этом длительных судебных разбирательств. Это объясняется тем, что многие лица, нарушающие законы о неприкосновенности авторского права, столкнувшись с решительным настроем правообладателя, испытывают страх перед возможной ответственностью, в том числе и уголовной, и стремятся любым путем избежать суда.

Однако важно понимать, что досудебная форма урегулирования конфликта редко бывает эффективна в отношении массового нарушения авторских прав, незаконного выпуска материальных носителей и тем более распространении произведения в сети интернет и других общедоступных источниках. Но решить локальные вопросы (исполнение песни без согласия автора, использование названия запатентованного произведения и т.д.) подобным образом вполне возможно.

Читайте так же:  Обращение о нарушении права человека

Судебный механизм

Если досудебные методы решения конфликтной ситуации не дают результата либо кажутся правообладателю нецелесообразными, ему следует подать исковое заявление в суд. С этой целью необходимо правильно составить иск, который должен содержать данные об истце и ответчике, требования и описание ситуации, а также пакет документов, доказывающий, что исключительное право на конкретное произведение принадлежит именно истцу. Лучше всего доверить составление искового заявления опытному юристу, который составит иск таким образом, чтобы суд принял решение о рассмотрении данного дела.

Пакет документов в каждой конкретной ситуации индивидуален, истец предоставляет все, что по его мнению может подтвердить его авторство. Например, доказательствами могут являться:

  • Свидетельство о регистрации авторского права (если таковое имеется)
  • Нотариально заверенные копии документов (публикаций или страниц сайта), подтверждающих факт существования произведения, его обнародования
  • Источники (черновики) или иные документы, подтверждающие создание произведения
  • Результаты независимой экспертизы
  • Видео-, фотоотчеты об обнародовании или создании произведения и т.д.

Рассмотрение искового заявления обычно занимает не больше месяца, после чего все стороны конфликта должны явиться в суд. В ходе судебного заседания суд заслушает все мнения и рассмотрит весь перечень доказательств. Если в суде будет установлен факт нарушения авторских прав, к ответчику могут быть применены три формы ответственности за правонарушение:

Важно понимать, что отсутствие знаний о том, что ответчик нарушал чье-то авторское право, не освобождает его от ответственности, однако может несколько смягчить наказание. Так, в случае незнания правонарушителя о совершении преступления, к нему не может быть применена административная, и уж тем более уголовная ответственность. Однако определяющим фактором при определении формы наказания для правонарушителя будет считаться наличие или отсутствие цели на получение прибыли, связанной с реализацией или хранением контрафактной продукции.

Пример из судебной практики

Данное направление юриспруденции часто связано с резонансными делами. Примером защиты своих авторских прав в суде может послужить знаменитое дело «Аленки». Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», являющаяся эксклюзивным производителем шоколада «Аленка», подала в суд на другую кондитерскую компанию «Славянка», которая запустила в производство шоколад под названием «Алина» и стилизовала этикетку в очень похожем на оригинал стиле. Адвокаты истца требовали взыскать с фабрики «Славянка» 310 миллионов рублей.

Несмотря на то что суд принял позицию истца и постановил ответчику прекратить выпуск данного шоколада, компенсация была назначена всего в размере 37 миллионов. Однако в ходе суда сторонам удалось договориться мирно, и они подписали договор досудебного урегулирования, в котором указывалось, что кроме остановки производства компания «Славянка» выплатит истцу 15 тыс. рублей.

Источник: http://yurcentr.com/zashchita-avtorskih-prav/

Интернет против авторских прав

С появлением Интернета родились и некоторые противоречия в современном авторском праве. Одним из справедливо возникающих вопросов является такой: возможно ли принятие работоспособного закона по интеллектуальной собственности в условиях, когда Интернет является всемирной структурой, а интеллектуальная собственность территориально? Возникают и другие коллизии.

Отношения между авторством и собственностью

С рождением Интернета, похоже, возникает потребность в новом определении таких концепций как авторство и собственность. Ведь Интернет объединил в себе два разных аспекта коммуникации: межличностную коммуникацию и коммуникацию массовую. Необходимость нового подхода к авторству и собственности определяется также возможностями Интернета т.е. объединять информацию из многочисленных источников в новый продукт. В прошлом остались времена, когда идеи сами по себе не являлись собственностью – если только их не фиксировали в определенных формах – в которых ими можно было владеть или продавать на массовом рынке. Тогда идеи не были защищены законом об авторском праве, если были созданы в процессе человеческого общения и не имели фиксированной формы. Сегодня же следует стараться найти решение в принципиально новой ситуации.

Ответственность Интернет-провайдера

Одним из вопросов, поднятых владельцами авторских прав, является и ответственность Интернет-провайдера за нарушение авторского права пользователями. Владельцы авторских прав утверждают, что каждый провайдер уже несет ответственность за все нарушения авторских прав со стороны пользователей. При этом не имеет значения, есть ли у провайдера причина, чтобы узнать о нарушении, или же он уже предпринимает меры по недопущению нарушения. Другими словами, владельцы содержания хотят добиться от провайдеров определенной ответственности и надзора за правонарушениями. Но провайдеры на это отвечают, что их принуждают к исполнению полицейских функций, а такая позиция нереалистична.

В результате законодательство ужесточается в довольно неприятном направлении: фактически все, что не разрешено, — запрещено.

Иногда явные запрещения совершенно абсурдны. Например выпущенная фирмой «Адобе» электронная версия «Алисы в Стране чудес» содержит запрет копировать любые куски текста, распечатывать его, давать его почитать кому-либо и даже зачитывать купленную книгу вслух; нарушение этого запрета являет собой уголовное преступление».

Вот что написано на обложке этой книги: «This book cannot be read aloud» — «Эта книга не может быть читаема вслух» (перевод дословный) — сомнений не вызывает. То есть родители, решившиеся почитать книгу ребенку, который еще не научился читать, автоматически становятся уголовными преступниками.

Можно привести очень много примеров доведения законодательства об авторском праве до прямого абсурда. Если как следует подрегулировать закон об авторском праве, можно довольно легко добиться полного паралича любого творчества.

А дальше дело только за желанием держателя авторских прав, хотя бы на часть этих цитат, утопить создателя неприятного ему по каким-то причинам текста. Ситуация очень быстро может прийти к тому, что преступники все, но не до всех доходят руки, и на какие-то отступления правообладатели закрывают глаза. Это крайне напоминает наше совсем недавнее прошлое, только идеологическая цензура заменяется коммерческой.

Но неограниченный и бесплатный обмен информацией — это такой же точно тупик, как и ее неограниченная защита.

Предлагаю рассмотреть другие проблемы, привнесенные в теорию и практику авторского права Интернетом, а так же технические и административные средства, которые в комплексном использовании дают определенный эффект в защите авторских материалов, размещенный на сайтах, однако положения не спасают. А лишь осложняют жизнь любителям халявы, но не пресекает ее (халяву) в зародыше.

Копирование

На страницах в Интернете размещены тексты, считающиеся литературными произведениями. Графические изображения являются художественными произведениями, а любые звуковые файлы являются звукозаписями. Возникает ситуация, когда на единственной странице могут сосуществовать десятки различных авторских прав. При этом для каждого копирования необходимо согласие обладателя авторских прав.

Копирование начинается с момента просмотра страниц. Оно осуществляется в оперативную память компьютера, во временные файлы браузера и во временные файлы сети. Если у вас уже есть разрешение войти на определенную защищенную (скажем, паролем) страницу, тогда с полной уверенностью можно утверждать, что эти копии разрешены. В то же время нет оснований считать, что на сегодня в этой проблеме существуют четкие правила.

Читайте так же:  Взыскание неустойки по дду с учредителя застройщика

Распечатка страницы, по сути, также требует предварительного разрешения со стороны обладателя авторских прав. Однако такой вид копирования уже может быть разрешен – стоит лишь обратиться к пометке об авторском праве, расположенной на данной Интернет-странице.

Гипертекстовые ссылки

Следующим важным вопросом защиты и соблюдения авторского права в Интернете является возможность создания выхода с одной Интернет-страницы на другую или, иными словами, создание гипертекстовых ссылок. Поскольку такие ссылки являются самой сутью глобальной сети, с их исчезновением исчезла б и характерная часть Интернета. Создавая гипертекстовую ссылку, вы не создаете копии как таковой, но можете позволить кому-либо еще сделать копию с материала, к которому вы подсоединены. Язык HTML предоставляет возможность добавить изображение с другого сайта к собственной Интернет-странице таким образом, что оно будет казаться пользователю частью вашей странички. Копированием в полном смысле этого слова такие действия назвать нельзя. Но де-факто такая операция напоминает кражу.

Закона о гипертекстовых ссылках пока что не существует. В этой ситуации можно лишь посоветовать руководствоваться принципами вежливости и порядочности. Прежде чем подсоединиться к другому сайту, следует предупредить об этом его разработчика через электронную почту.

Существует следующая проблема, относительно гиперссылок. На некотором сайте находится ссылка на сайт, на котором размещена информация, нарушающая чьи-то авторские права. Является ли владелец сайта, разместившего злополучную ссылку, также нарушителем? Говорите, нет? Есть и другие мнения.

В США уже есть несколько случаев, когда провайдер был наказан за то, что предоставил место для создания веб-страницы, через которую посетитель мог попасть на компьютер, где находились нарушающие авторское право материалы. Правда, если следовать этой логике, то наказывать следует и владельцев автомобильных дорог — ведь по ним пиратские CD перевозятся из мест производства в места продажи. В случае с провайдерами всякий раз, когда пользователь получал доступ к нарушающим авторское право материалам, через сервер провайдера они пересылались на компьютер пользователя. Причем из-за технологических особенностей работы Сети эти материалы загружались по частям через оперативную память узлового компьютера. Попадая на компьютер пользователя, эти части собирались в единое целое. Провайдер был наказан не за то, что не проконтролировал, какие материалы размещены на веб-страницах, а за то, что для их загрузки была использована оперативная память его серверов!

Интересно, а как быть владельцам поисковых серверов и порталов, которые предоставляют пользователю десятки тысяч ссылок, проверить каждую из которых на предмет законности практически нет физической возможности. Ведь даже с явно противоречащими уголовному праву ресурсами в Интернете бороться очень сложно. Об этом свидетельствует хотя бы тщетная борьба с порносайтами. Сайт, уничтоженный в одном месте, без проблем воскресает в другом.

Дизайн сайта

Если веб-дизайнеру понравилось оформление какой-либо страницы, может ли он просто ее скопировать, заменив текст, изображения и реквизиты своими? Нарушает ли он при этом права создателя сайта? А если, к тому же, будет изменена цветовая палитра? А если дизайнер воспользуется только управляющими фреймами, но дизайн разработает сам? Здесь, вероятно, не может быть однозначного ответа. Если дизайн сайта (или элементы дизайна — кнопочки, иконки, линии и т.д.) зарегистрирован, то факт нарушения авторских прав может определить только суд.

Какими критериями при этом суд может руководствоваться?

Теоретически можно пойти по пути сравнения HTML-кодов страницы и в зависимости от процента совпадения тэгов решать вопрос о плагиате. Но если код не совпадает, если взята только идея оформления — например, использовано не фоновое изображение, а внедренные картинки, или экран разбит таблицей на ячейки, размер которых задан не в процентах к площади экрана, а в пикселях, или использовано несколько таблиц или фреймы, — в этих случаях код может не совпадать совершенно. Возможен и обратный случай, когда код очень близок, но изменены цвета, толщина линий, используются иные шрифты и визуально страницы не кажутся похожими. Случай, когда страница строится с использованием скриптов. Страницы похожи визуально, близок код, но используются совершенно разные скрипты. Как быть тогда? Юристы молчат.

Ситуация остро противоречивая — и поскольку потребителями и производителями информации становится все большая и большая часть трудоспособного населения, все оказываются либо ворами, либо нищими. В итоге множество проблем авторского права в Интернете все еще ждёт своего окончательного разрешения.

В США известный писатель С.Кинг, в целях защиты свои авторских интересов использовал следующую форму публикации. На своем Интернет-сайте он размещал начало своего нового произведения, и рядом с произведением делал обращение к пользователям с просьбой оплатить пользование произведением (а рядом расчетный счет). При этом автор ставил условие, что следующая часть произведения не будет опубликована до тех пор, пока расчетный счет не пополнится определенной суммой (каждому пользователю предлагалось перевести на личный счет Кинга 1 доллар). Правосознательные пользователи, а также поклонники автора переводили деньги за пользованием произведение, и уже после этого С.Кинг публиковал следующую часть. Безусловно, что данная форма распространения произведения не предусмотрена действующим авторским законодательством не только в России, но и в большинства стран мира. Сдается мне, С.Кинг поступил разумно, позаботившись о своих правах самостоятельно.

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/104472/

Технические возможности для нарушения авторских прав

Использование термина «пиратство» (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году [3] , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин используется также и в правовых актах. Так, в английском переводе Бернской конвенции 1886 года присутствует текст «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection» [4] (в русском переводе — «контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной», ст. 16 Конвенции).

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается [5] , однако он употребляется в локальных нормативных актах [6] , документах судов [7] и специальной юридической литературе [8] .

Некоторые источники [уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к игнорированию традиционных методов лицензирования ПО для создания ложного убеждения, что это «очень плохо». По его мнению, создаётся подсознательная аналогия с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. [9]

Читайте так же:  Иск о признании права собственности на землю

Окончательное закрепление нового значения термина «пиратство» произшло в Швеции в 2009 году, когда там была создана и получила несколько мест в парламенте «Партия пиратов».

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает несанкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

В сложившейся судебной, правоприменительной и правоохранительной практике нарушение прав правообладателей как правило экспертно оценивается самими правообладателями. Соответственно нарушением прав правообладателей судом и следствием могут быть признаны любые действия, не нравящиеся самим правообладателям и грозящие ему по его же собственному мнению недополучением сверхприбыли.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые как правило не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями.

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений [10] типов несанкционированных [уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях.

Обмен музыкальными композициями в интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. «to crack» — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы (англ. keygen , «кейген») для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные с встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют стандартные программы разработчиков программ, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение собственнической программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс сказал, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно его программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in). [11]

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями.

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучки), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см. Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Среди наиболее известных сборников — «Classic Fond», «Crazy Collection».

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретенного CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также высказывания Джэка Валенти (англ. ).

Литературные произведения

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно идут навстречу авторам и убирают произведения из открытого доступа по их просьбе, в некоторых случаях всё-таки доходит до судебных исков.

Любопытно, что ни авторы, ни издатели не рассматривают как пиратство повсеместное предоставление услуги ксерокопирования библиотеками.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1055591

Технические возможности для нарушения авторских прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here