Судебная экспертиза предмет объект задачи

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus», что означает «опытный, сведущий».

Экспертиза может проводиться в различных государ­ственных органах, общественных организациях (меж­ведомственные, научные, административные, судебные экспертизы). Когда говорят об экспертизе в широком смысле слова, имеют ввиду любое исследование, про­водимое сведущим лицом для ответа на вопросы, тре­бующие специальных (научных, профессиональных опытных) познаний.

Решаемые экспертами вопросы разнообразны. Го­сударственные органы и общественные организации

довольно часто прибегают к экспертизе при решении вопросов, касающихся интересов государства и от­дельных граждан. Так, в области строительства проводятся строительно-технические и экономические экспертизы; в торговле — товароведческие; в здра­воохранении — врачебно-трудовые экспертные комис­сии устанавливают степень утраты трудоспособности в связи с назначением пенсии. Проводятся патентные экспертизы по материалам, претендующим на статус изобретения, и т.п.

Судебные же экспертизы проводятся в связи с рас­следованием и рассмотрением уголовных и гражданс­ких дел.

Как было выше отмечено, судебная экспертиза яв­ляется важнейшей процессуальной формой применения специальных познаний в судопроизводстве, в резуль­тате чего в распоряжении следствия и суда оказывает­ся новая информация, имеющая доказательственное значение, которая не может быть получена другими процессуальными средствами.

Судебная экспертиза — это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заклю­чения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, тех­ники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, ли­цом, производящим дознание, следователем или про­курором в целях установления обстоятельств, подлежа­щих доказыванию, по конкретному делу.

Исходя из приведенного определения, признаками судебной экспертизы являются:

1) подготовка, назначение и проведение с соблюде­нием специального правового регламента, определяю­щего наряду с соответствующей процедурой права и обязанности эксперта, лица, назначающего эксперти­зу, а также права обвиняемого (подозреваемого) в свя­зи с этим;

2) проведение исследования, основанного на исполь­зовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

3) дача заключения, имеющего статус источника до­казательств (ст. 74 УПК России).

Таким образом, судебная экспертиза является опос­редованным средством доказывания, проводится спе­циальным субъектом с целью получения фактов, ко­торые могут быть установлены только с помощью эк­спертного исследования, результаты которого оформ­ляются специальным документом — заключением эк­сперта (ст. 80 УПК России).

Содержание предмета судебной экспертизы необхо­димо рассматривать с двух позиций — научной и прак­тической:

С точки зрения научной отрасли знания предметом науки о судебной экспертизе являются закономернос­ти формирования свойств объектов и их изменения в связи с совершением преступления 1 .

С точки зрения практической деятельности пред­метом судебной экспертизы являются фактические данные (обстоятельства дела), устанавливаемые на основе специальных научных познаний в области на­уки, техники, искусства или ремесла и исследования материалов уголовного либо гражданского дела (ст.ст. 80, 204 УПК) 2 .

Применительно к конкретной экспертизе ее предме­том является экспертная задача, которую предстоит решить эксперту в ходе и по результатам исследования на основе соответствующего объема специальных позна­ний с использованием находящихся в его распоряже­нии средств и методов.

1 В.Е. Корноухое, Ю.К. Орлов, И.А. Журавлева. Судебная экспер­тиза, ч. 1. — Красноярск, 1998, с. 32.

2 Е.Р. Российская. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. — М., 1996, с. 6.

Понятие объекта экспертизы также следует рассмат­ривать с точки зрения науки и практики. Применитель­но к понятиям науки судебной экспертизы, объект су­дебной экспертизы — это род (вид) объектов, какой-либо класс, категория предметов, характеризующихся общи­ми свойствами. В практической экспертной деятельно­сти — это определенный предмет (предметы), поступаю­щий на исследование эксперту. Это, в основном, веще­ственные доказательства. К ним относятся: отображения людей и животных, предметов, механизмов, агрегатов, части этих предметов, вещества, материалы, изделия, документы и полиграфическая продукция, трупы чело­века и животных и их части, разнообразные объекты растительного и животного происхождения и др.

Кроме того, к объектам экспертизы относятся собы­тия, факты, явления и другие нематериальные объек­ты, необходимость изучения которых в процессе рас­следования требуют специальных познаний и проведе­ния экспертного исследования. Однако изучение этих событий, фактов, явлений и других нематериальных объектов осуществляется путем исследования матери­альных носителей информации о них.

Объекты судебной экспертизы могут классифициро­ваться по следующим основаниям 1 .

С учетом иерархии значений: объект судебной экс­пертизы общий — материальный носитель информации о фактах, интересующих следствие и суд, исследуемый в рамках экспертизы как средства доказывания.

Объект судебной экспертизы родовой (предметный) -совокупность материальных носителей информации, объединенных общностью свойств (качеств), исследуе­мая в рамках класса, рода экспертизы.

Объект судебной экспертизы специальный — матери­альный носитель информации определенной природы, исследуемый в рамках конкретного вида экспертизы.

1 Основы судебной экспертизы, т. 1. Общая теория. — М., 1997 г., с. 93-98.

Объект судебной экспертизы конкретный — индиви­дуально-определенный объект, представленный для производства экспертизы по конкретному делу.

По виду носителя информации объекты судебной эк­спертизы делятся на объекты-отображения и объекты-предметы.

К объектам-отображениям относятся такие носите­ли информации, в которых отображены данные о дру­гом объекте, возникшие под воздействием механизма следообразования.

Объекты-предметы могут быть как следообразующими, так и несущими информацию о событии самим фак­том своего нахождения в определенных месте и време­ни, имеющих значение для изучения этого события.

В зависимости от места в процессе решения экспер­тной задачи, объекты судебной экспертизы могут быть подразделены на основные и вспомогательные, а в за­висимости от объема — полными или частичными; еди­ничными или множественными.

По уровню и значению содержащейся информации объекты судебной экспертизы могут быть подразделе­ны на высоко-, средне- и малоинформативные. Объек­ты, не несущие информации, называются по этой клас­сификации непригодными.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 2788 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/14_60267_predmet-i-ob-ekti-sudebnoy-ekspertizi.html

Понятие и предмет судебной экспертизы, ее задачи.

ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

судебная экспертизапроцессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;

Содержание предмета судебной экспертизы

можно рассматривать с двух позиций: научной и практической.

Предметом судебной экспертизы как научной отрасли знания являются закономерности формирования свойств объектов и их изменение в связи с расследуемым событием.

С практической точки зрения понятие предмета судебной экспертизы равнозначно цели исследования и включает «установление фактов (фактических данных), суждений о факте, имеющих значение для уголовного, гражданского, арбитражного дела либо дела об административных правонарушениях, путем исследования объектов экспертизы, являющихся материальными носителями информации о происшедшем событии«.

Проще «факты, обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые посредством экспертизы».

Предметом конкретной экспертизы является конкретная задача, которую эксперту необходимо решить в процессе исследования на основе соответствующего объема специальных знаний.

Читайте так же:  Выездное психиатрическое освидетельствование

С этих позиций предметом, например, экспертизы боеприпасов и следов их действия следует считать установление фактических данных (фактов), имеющих значение для уголовного дела, определяемых экспертами при решении задач, связанных с исследованием объектов данного вида экспертизы..

Среди основных задач, разрешаемых судебными экспертизами по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить

идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям (в частном случае — следам). При решении идентификационных задач в объектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифицирующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, производится их сопоставление и, на основе совпадения совокупности частных признаков, устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Идентификационные задачи формулируются в виде вопросов

1. о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление, данным ли орудием взломан замок),

2. о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ножей),

3. об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты);

4. о принадлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, фарному рассеивателю данного автотранспортного средства); об изготовлении (выполнении) нескольких объектов одним и тем же лицом.

Другая группа задач — диагностическиесостоит в выявлении:

времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними;

природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и т.д.

Например: каков механизм возникновения пожара или взрыва; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от продукта, изготовленного в соответствии с утвержденными техническими условиями, и т.д.

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление соответствия объекта определенным заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой системе или модели относится данное огнестрельное оружие, или судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо установить, к какой марке относится данный сплав.

Поскольку решение классификационных задач во многих случаях предшествует идентификации, некоторые авторы выделяют их в отдельную группу.

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные.

I. Простые диагностические задачи.

1. Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно:

1) исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

2) определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

3) установление первоначального состояния объекта;

4) выявление причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.

2. Диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению:

1) определение степени информативности следа;

2) установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

3) определение причины изменения свойств или состояния объекта.

II. Сложные (составные) диагностические задачи — это исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

а) механизма события, процесса, действия;

б) возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;

а) механизма события в его динамике;

б) возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях;

в) соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

3) определение: а) условий (обстановки); б) времени (периода) или хронологической последовательности действия (события); в) места действия (его локализация, границы), позиции участников; г) определение иных условий;

4) определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Другим основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные.

Прямые диагностические задачи решаются путем движения от причины к следствию.

Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каковы состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и проч.

Прямые сложные диагностические

задачи типа: каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании экспертных методик для диагностических исследований.

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными, т.е. такими, где поиск решения ведется от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое. Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструирование по обломку «биографии» изделия, установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу. Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические задачи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплекснойсудебной дорожно-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

Наряду с приведенной классификацией экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям.

Так, по степени общности задачи делят на:

1) общиезадачи рода экспертизы, например, в трасологической экспертизе исследование различных отображений (следов) объектов в целях их идентификации или диагностирования свойств и механизма образования;

2) типичныезадачи вида экспертизы, например, к типичным задачам трасологической экспертизы следов обуви относятся: установление вида обуви, оставившей следы, или идентификация обуви по следам;

3) конкретные — задачи данного экспертного исследования, например, не оставлены ли следы на месте происшествия туфлями гр. И.И. Сидоровой.

Источник: http://mydocx.ru/12-31836.html

Основные задачи судебной экспертизы

Идентификационные задачи судебной экспертизы

При классификации ключевых задач судебной экспертизы по характеру ключевых целей экспертного исследования выделяют идентификационные задачи. В их основе лежит отождествление объекта по его отображениям, в ряде случаев – следам. Во время решения задач такого типа в объектах идентифицируемом и идентифицирующем происходит выявление общих (групповых) и частных признаков, происходит их соотношение, и в ключе совпадений суммы частных признаков происходит определение индивидуально-конкретного тождества.

В ситуациях, когда частные признаки не могут способствовать индивидуализации в полном объеме, завершение идентификационной задачи связано с определением групповой принадлежности объекта, иными словами, определением принадлежности объекта к ряду множеств (групп) однородных объектов, которое осуществляется в ключе исследования общих признаков, которые являются свойственными для всех объектов этой группы. Обозначение групповой принадлежности – это первый этап любого идентификационного исследования. Как только определены совпадения общих признаков, можно переходить к частным признакам. Но всех случаях возможно осуществить индивидуальную идентификацию. В ситуациях, когда недостает необходимого уровня суммы частным признаков, остается только установить групповую принадлежность (к примеру, заключить, что документация отпечатана на одном из четырех лазерных принтеров, отобранных из 30 исследуемых). Чем больше количество признаков, которые изучаются, тем меньше число однородных объектов, которые составляют группу.

Определить единый источник происхождения объектов – разновидность определения групповой принадлежности. К примеру, вино, которое разлили по бутылкам, и вино, которое осталось в цистерне, относятся к одной партии. Для признаков свойственно обозначить состав и структуру веществ или материалов, определить технологию производства или условия, при которых происходило хранение объектов.

Читайте так же:  Решения принимаемые кассационной инстанцией гпк

Диагностические и классификационные задачи судебной экспертизы

К другой группе задач относятся диагностические задачи. Они необходимы для того, чтобы выявить механизм события, время, способ и последовательность действий, привычные связи между ними, природу, качественные и количественные параметры объекта, их свойства и признаки, которые невозможно непосредственно воспринять, и др. К примеру, определить, как возник пожар или дорожно-транспортное происшествие, как был изготовлен данный пищевой продукт, в чем его отличия от продуктов, изготовленных в соответствии с согласованными требованиями, и др.

К классификационным задачам относятся частные случаи диагностических задач.

Данный вид задач направлен на то, чтобы установить соответствие объекта с определенными, заранее обозначенными характеристиками, и отнести его на данном основании к конкретному классу, виду. В качестве примера можно привести судебную металловедческую экспертизу, которая необходима для установления того, к какому виду можно отнести определенный сплав.

Так как процесс решения задач такого вида в большинстве ситуаций стоит перед идентификацией, ряд авторов выделяют их в отдельный пласт. Но мы считаем, что гносеологическая сущность данных задач относит их к группе диагностических.

Важно видеть различия между диагностическими классификационными задачами и идентификационными задачами, во время решения которых происходит определение групповой принадлежности объектов. Однозначно классификацию тоже можно воспринимать как отнесение объектов к определенной группе, но данная группа не имеет количественного определения и решение данной диагностической по сути задачи не подразумевает индивидуальную идентификацию. К примеру, частица древесины, которая находится на бампере машины, является частью ствола карельской сосны.

Во время установления групповой принадлежности основа идентификационных задач заключается в сужении в такой мере, насколько это возможно при выявленных идентификационных признаках, группах объектов, содержащих искомый, причем данные группы, какие бы большие они не были, всегда конечны.

Виды диагностических задач судебной экспертизы

При классификации диагностических экспертных задач по уровню сложности выделяют простые и сложные диагностические экспертные задачи. Среди простых диагностических задач выделяют:

  • Исследование признаков объекта, то, насколько он соответствует конкретным характеристикам, к которым относится:
    • обозначение фактического статуса объектов, есть или отсутствуют какие-либо отклонения от свойственного для него состояния;
    • определение статуса объектов в их начальной точке;
    • обозначение причины и условий, способствующих изменению свойств объектов.
  • Исследование свойств и состояний объектов по его отображению, к которым относится:
    • обозначение уровня информативности следов;
    • обозначение свойств и состояний объектов во время появления отображения;
    • обозначение причин, которые повлияли на изменения свойств и состояний объектов.

Определение 2

Под сложными (составными) диагностическими задачами понимается изучение механизма, событий, процесса и действия по результату (объекту, отображению).

В состав задач данного вида входит:

  • обозначение механизмов событий, процессов и действий;
  • обозначение вероятности суждений относительно механизмов и обстоятельств событий на основе их результатов (последствий, отображений) отдельных уровней событий;
  • обозначение механизмов событий в их динамике;
  • обозначение вероятности или невозможности осуществления конкретных действий при конкретных условиях;
  • обозначение соответствий или несоответствий действий конкретным правилам;
  • обозначение условий, времени или же хронологических последовательностей действий и событий;
  • обозначение локации действий, места участников;
  • обозначение причинно-следственных связей действий и наступивших последствий.

Еще одно основание – это подразделение диагностических задач на прямые и обратные.

Под прямыми диагностическими задачами понимается ход от причин к следствию.

К данному типу задач в большинстве случаев относятся такие простые диагностические задачи как, какой состав данного объекта или его структура, какая температура должна быть, чтобы произошло самовозгорание этого вещества и т.д. Решение прямых сложных диагностических задач, как, какой мы увидим механизм этого процесса, учитывая заданные условия, происходит при формировании экспертной методики в целях диагностических исследований.

Многие сложные экспертные задачи, которые разрешаются криминалистической диагностикой, можно считать обратными, то есть проходят путь от следствия к причине. Ключевой метод, который используется в этих ситуациях, мысленное, физическое, математическое моделирование. Давайте сравним: в качестве прямой задачи необходимо обозначить состав и марку металла, который послужил основой для изготовления детали транспортного средства, а в качестве обратной задачи необходимо реконструировать на основании обломка данной детали ее «биографию», обозначить технологию ее изготовления и причины поломки.

Ситуационные диагностические задачи – это ряд диагностических задач, которые имеют отношение к анализу ситуаций в общем, когда как объект исследования воспринимается цепочка событий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Их в ряде случаев тоже выделяют как отдельную группу. Как правило, задачи такого типа трактуют как сложные обратные диагностические задачи. В качестве примера можно привести определение механизмов дорожно-транспортных происшествий во время производства комплексных судебных дорожно-транспортных и транспортно-трасологических экспертиз.

Классификация экспертных задач по уровню общности

Существуют и другие основания для классификации экспертных задач. При классификации по уровню общности выделяют:

  • общие задачи, то есть задачи рода экспертиз;
  • типичные задачи, то есть задачи типа экспертиз;
  • конкретные задачи, то есть задачи конкретного экспертного исследования.

Для общих задач экспертизы свойственно определять все цели в более общем виде и давать представление относительно предмета экспертизы этого типа. Для типичных задач свойственно формироваться для каждого объекта данного типа и служить в виде ориентира в целях обозначения определенной задачи. Ряд конкретных задач ставятся перед экспертами во время производства конкретных экспертиз.

Для экспертных задач свойственно иметь неразрывную связь с рядом вопросов, которые выносятся на разрешение судебных экспертиз. Общая и типичная задача выступают в качестве научного обобщения разного рода вопросов относительно данного рода и вида экспертиз. Реализация конкретных задач происходит при помощи обозначения конкретных вопросов эксперту, основываясь на имеющихся объектах и материалах гражданских дел.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/sudebnye-ekspertizy-v-grazhdanskom-sudoproizvodstv/osnovnye-zadachi-sudebnoj-ekspertizy/

Сущность судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объекты

Гносеологические и правовые основы судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве.

Язык и общество

Язык всегда — достояние коллектива. Организация совместной трудовой деятельности, функционирование социальных институтов, развитие культуры имеют своим непременным условием постоянное и активное речевое общение членов коллектива. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке (“языковая общность”), — это коллектив этнический (нация, народность, племя). Языки некоторых этнических коллективов используются и как средство межэтнического общения. Так, русский язык является национальным языком русских и одновременно языком межнационального общения ряда других наций и народностей. Русский язык является также одним из мировых языков.

Иногда в силу исторических причин в одном этническом коллективе используется не один язык, а параллельно два (и больше), причем сферы их употребления обычно так или иначе разграничиваются (например, один язык — дома и в кругу друзей, другой — на работе, в официальной обстановке и т. д.). Иногда, напротив, один язык обслуживает в качестве основного средства общения несколько разных народов. В особых условиях возникают и такие языки, которые ни для кого не являются основными (родными) и служат только для межэтнического общения.

Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалектам, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива. Диалекты и групповые различия в языке изучает диалектология, а всю совокупность вопросов, связанных с воздействием общества на язык и с языковыми ситуациями, складывающимися в обществе,— так называемая социолингвистика.

Читайте так же:  Как начисляются судебные издержки по кредиту

1. Сущность судебной экспертизы, ее предмет, объекты и задачи.

2. Случаи обязательного назначения экспертизы.

3. Права и обязанности судебного эксперта.

Основной формой использования научно-технических достижений в уголовном процессе является судебная экспертиза. Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя, суда, органа, рассматривающего административное правонарушение, сведущим лицом – экспертом – предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов (в том числе протоколов следственных действий), с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Действительно, при решении задачи, поставленной перед экспертом (экспертами) следственными органами (судом), деятельность эксперта направлена на выявление и изучение тех свойств и соответственно признаков объектов, поступивших на экспертизу, которые содержат в себе определенную информацию о событии, что и составляет предмет исследования. В результате проведенных исследований эксперт устанавливает некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые ранее составляли объект человеческой деятельности. Тем самым эксперт, обладая специальными познаниями и используя раз­личные научные методы и средства, устанавливает объективный факт или формулирует свои суждения о факте, входящие в предмет исследования, которые в конкретном случае могут совпадать с пред­метом экспертизы. Данный факт, будучи единичным явлением или событием, необходимо связан многообразными отношениями с дру­гими фактами, устанавливаемыми по данному делу.

Исходя из изложенного можно, на наш взгляд, считать предме­том экспертизыустановление фактов (фактических данных), суж­дений о факте, имеющих значение для уголовного дела, путем исследовании объектов экспертизы, являющихся мате­риальными носителями информации о происшедшем событии.

Судебную экспертизу от экспертиз, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности, отличают следующие признаки[1]:

§ подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение ее с соблюдением специального правового регламента, определяющего (наряду с соответствующей процедурой) права и обязанности эксперта, субъекта, назначившего экспертизу, участников уголовного процесса;

§ проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

§ дача заключения, имеющего статус доказательства.

В соответствии со ст. 74 УПК РФ, заключение и показания эксперта допускаются в качестве доказательств. Основания и порядок назначения судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам определяются соответствующими кодексами России (УПК, ГПК, АПК, КоАП) и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»[2]. В этих нормативных актах устанавливаются права и обязанности лиц, принимающих участие в производстве судебной экспертизы, их правоотношения, содержание составляемых при этом основных процессуальных документов, регламентируются и другие вопросы, связанные с порядком назначения и производства экспертизы.

Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации регламентированы соответствующим Федеральным законом.

Задачи, решаемые судебными экспертами,

подразделяются на – идентификационные и диагностические, а также классификационные.

Первая группа задач направлена на установление индивидуально-конкретного тождества. К таким задачам относится установление человека, животных, а также предметов по их отображениям. Например, установление лица, исполнившего документ по его почерку или отпечатку пальца.

Вторая группа направлена на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных результатов и т.д. Например, механизм возникновения пожара или взрыва и т.п.

Классификационные задачи имеют целью установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Эти задачи могут возникать в ходе и диагностических и идентификационных исследований.

Замечу, что в качестве незавершенного этапа идентификации можно рассматривать исследование, позволяющее установить не индивидуально-определенный объект, а лишь целый ряд объектов, составляющий неклассифицированную группу. Например, оттиски нескольких печатей, изготовленных с одной и той же матрицы, могут составлять группу с одноименными отобразившимися производственными дефектами. В данном случае можно говорить об установлении групповой принадлежности.

Объектами судебных экспертиз

, как отмечает О.Я.Баев, в принципе может быть все, что определенно или предположительно связано с совершением преступления и (или) его сокрытием, и требует для своего исследования специальных знаний либо необходимо проведение таких исследований (ст. 10 вышеприведенного Закона гласит: «объектами экспертных исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц»).

Таким образом, объект экспертного исследования – материальный объект, содержащий информацию, необходимую для решения экспертной задачи[3].

Объект экспертного исследования в общей теории судебной экспертизы рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из трех элементов:

1. материальный носитель информации о данном факте или событии;

2. источник информации о факте;

3. механизм передачи информации от источника к носителю;

другими словами, отражаемый и отражающий компоненты и механизм их взаимодействия.

В специальной литературе можно встретить различные взгляды классификацию видов объектов судебной экспертизы.

С учетом иерархии значений предлагается их делить на общие, родовые, кон­кретные и непосредственные. Многие авторы, рассматривая объекты судебной экспертизы как системные образо­вания, отмечают, что все они характеризуются материальной при­родой, информационной ролью и связью устанавливаемых фактов с исследуемым событием 2 .

Под общим объектом понимается носитель информации, экспер­тным исследованием которого устанавливаются факты, относящие­ся к предмету экспертизы и составляющие содержание расследуе­мого события. Родовой объект представляет собой совокупность материальных носителей информации, отличающихся от других своими свойствами и исследуемых в рамках класса или рода экспер­тизы. Конкретный – индивидуальный носитель информации, пред­ставленный для производства экспертизы по определенному рассле­дуемому или рассматриваемому в суде делу. Непосредственный (специальный) – материальный носитель информации определенной природы, иссле­дуемый на основе применения специальных познаний для решения поставленного перед экспертом вопроса.

Исходя из роли криминалистики в изучении закономерностей возникновения информации о механизме совершения преступления, ее обнаружении, закреплении, изъятии, исследовании и использовании в процессе расследования преступления и судебного разбирательства, основаниями для деления объектов экспертизы на виды являются: вид носителя информации, роль носителя информации в процессе экспертного исследования, место в процессе решения задачи экспертизы, объем информации, качество информации, состояние информации.

Эти качества реализуются в различных классах судебных экспертиз и служат основанием для выделения соответствующих групп объектов для конкретной области экспертных знаний.

По виду носителя информации объекты судебных экспертиз можно подразделить на объекты-отображения и объекты-предметы.

К объектам-отображениям относятся материальные образования, на которых в результате процесса следообразования, понимаемого в широком смысле слова, отобразилась информация о другом объекте, процессе или явлении. К объектам-предметам относят все материальные предметы – носители информации о событии в силу своего существования или наличия действительной или возможной связи с ним. Первые – это объекты отображающие, вторые – отображаемые.

Читайте так же:  Полиция нарушила права

В процессе идентификационногосудебно-экспертного исследования это деление конкретизируется: выделяютидентифицируемые и идентифицирующие объекты.

Идентифицируемые – объекты, отождествление которых составляет задачу процесса идентификации:

§ люди (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие и пр.);

§ различные материальные предметы (обувь, одежда, орудия преступления, транспортные средства и др.);

§ участки местности, помещения и т.п.

Идентифицирующие – объекты с помощью которых решается задача идентификации:

§ следы рук, ног, зубов и других частей тела человека, предметов его одежды, обуви, орудий взлома, частей оружия на пулях и гильзах;

§ копии этих следов в виде слепков, отпечатков, фотоснимков;

§ документы, где производится отождествление печатей и штампов по оттиску, лиц по почерку и т.д.;

§ части каких-то предметов для установления их принадлежности единому целому.

Например, идентифицируемый объект – функционально-динамический комплекс письменно-двигательных навыков конкретного лица, а идентифицирующие объекты – образцы почерка предполагаемого исполнителя документа.

В свою очередь, в диагностическихэкспертных исследованиях объекты подразделяются на:

§ диагностируемые объекты (искомые) – состояние, свойство объекта, например, исправность или неисправность конкретного автотранспортного средства;

§ диагностирующие (проверяемые) объекты – объект (автотрансп. средство) в том виде, в котором оно было обнаружено на месте происшествия и описание в исправном состоянии.

Исходя из их процессуального значения (т.е. от роли носителя), объекты судебных экспертиз делят на: объекты – вещественные доказательства; объекты – образцы для сравнительного исследования; материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы.

В зависимости от места, которое занимают объекты в процессе решения конкретной задачи судебной экспертизы, выделяют конечныеили основные, и промежуточные, или вспомогательные объекты.

Процесс решения экспертной задачи часто бывает многоступенчатым и состоит из решения целого ряда отдельных подзадач. Конечным, или основным, объектом СЭ является тот из объектов, который позволяет разрешить вопрос, поставленный перед экспертом, следователем или судом. Промежуточными являются как части, стороны сложных системных объектов, являющихся основными, так и отдельные материальные образования, входящие в их состав и исследуемые при решении подзадач судебной экспертизы.

Например, при решении вопроса о механизме возникновения и развития пожара промежуточными будут вопросы о природе оплавлений электрических кабелей (пожар или короткое замыкание), о степени термического воздействия на металлоконструкцию, о присутствии в обугленных остатках следов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей и т.д.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 2240 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/18_168273_sushchnost-sudebnoy-ekspertizi-ee-predmet-zadachi-i-ob-ekti.html

Задачи судебной экспертизы

Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России

Туристская инфраструктура России развита хуже, чем в странах Запада. Густота автодорожной сети в России меньше, чем на Западе. Многие монастыри и храмы находятся в настолько удаленных районах, что до них невозможно добраться автомобильным и железнодорожным транспортом. Это сдерживает развитие паломнического и экскурсионного туризма по этим потенциальным дестинациям.

Гостиничное хозяйство. По числу гостиничных мест Россия уступает такой стране, как США в 22 раза, причем по численности населения Соединенные Штаты больше России лишь в 1,8-1,9 раза. По уровню сервиса и качеству обслуживания западным стандартам соответствуют лишь отдельные гостиницы, находящиеся в основном в Москве и С.-Петербурге. В остальных – этот уровень существенно ниже. Следует отметить, что в дешевых паломнических турах паломники размещаются при храмах и монастырях, т.е. не в гостиницах или в недорогих гостиницах.

С 1992 г. число гостиниц и мест в России сокращалось из-за уменьшения числа ведомственных отелей. Одни ведомственные гостиницы перепрофилируются под другие заведения, например офисы, другие просто разоряются. Причиной кризиса гостиничного хозяйства России являются как низкий платежеспособный спрос населения, так и нехватка профессиональных работников, способных грамотно организовать работу по привлечению и обслуживанию посетителей.

В 1997 г. Россия имела 5043 гостиницы, мотеля и общежития для приезжих (гостиниц – 4022). В процентном отношении к уровню 1997 г. эти числа составляют 95% и 97% соответственно, т.е. число средств размещения уменьшилось. Число гостиничных номеров к концу 1997 г. составило 202033, а мест – 390931 (Это ненамного больше, чем в маленькой Греции, насчитывающей около 0,3 млн гостиничных мест).

В среднем на одну российскую гостиницу, включая мотели, приходилось 40 номеров на 78 мест. Из всех гостиниц нашей страны 2/3 находилось в черте городов и 1/3 – в сельской местности. Причем гостиницы в городах имели большее число номеров и мест, чем в сельской местности. Их в городах в среднем 55 номеров на 102 места и 10 на 28 в сельской местности. На ночевки, предоставленные иностранным гражданам, пришлось 16% от общего числа ночевок. Что касается формы собственности гостиниц, то муниципальные составили 31% от общего числа, частные – 28%, смешанной собственности (без иностранного участия) – 2%, ведомственные – 16%, принадлежащие общественным организациям – 2%, находившиеся в российской собственности с иностранным участием – 1% [Сенин, 1999].

По степени обобщения задачи делят на:

1) общие — задачи рода экспертизы, например, в трасологической экспертизе исследование различных отображений (следов) объектов в целях их идентификации или диагностирования свойств и механизма образования;

2) типичные — задачи вида экспертизы, например, к типичным задачам трасологической экспертизы следов обуви относятся: установление вида обуви, оставившей следы, или идентификация обуви по следам;

3) конкретные — задачи данного экспертного исследования,
например, не оставлены ли следы на месте происшествия туфлями гр. И. И. Сидоровой.

Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода.

Типичные задачи вида экспертизы, которые при­водятся в справочной литературе, формулируются примени­тельно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориен­тирующих для постановки конкретных задач, т. е. поставленных перед экспертом при производстве определенной экспертизы.

Конкретные задачи характе­ризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достиже­ния, т. е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих проме­жуточные цели исследования и условия их достижения.

Среди всех этих задач по характеру основных целей экспертного исследования, можно выделить две группы задач: идентификационные и диагностические.

идентификационные задачи, направленные на отождествление объекта по его отображениям (в частном случае — следам). При решении идентификационных задач в объ­ектах идентифицируемом (отождествляемом) и идентифици­рующем (с помощью которого производится отождествление) выявляются общие (групповые) и частные признаки, произво­дится их сопоставление и, на основе совпадения совокупности частных признаков, устанавливается индивидуально-конкретное тождество.

Если для индивидуализации частных признаков оказывается недостаточно, то решение идентификационной задачи завершается установлением групповой принадлежности объекта, т. е. установлением принадлежности объекта к некоторому множе­ству (группе) однородных объектов, осуществляемым на основе изучения свойственных всем объектам данной группы общих признаков. Определение групповой принадлежности является первоначальным этапом всякого идентификационного исследо­вания. Определив совпадение общих признаков, переходят к частным. Однако далеко не всегда индивидуальная идентифи­кация возможна. Если нет достаточной совокупности частных признаков, приходится ограничиться установлением групповой принадлежности (например, констатировать, что убийство с­вершено одним из пяти ножей). Чем больше число исследуемых признаков, тем меньше количество однородных объектов, составляющих группу.

Читайте так же:  Смена права собственности на квартиру

Разновидностью установления групповой принадлежности является определение единого источника происхождения объектов. Например, бумага, на которой напечатаны поддельные денежные знаки, и бумага, изъятая при обыске у подозреваемого, изготовлена на одном и том же целлюлозно-бумажном комбинате; пуговица, обнаруженная на месте убийства, и пуговицы, оставшиеся на пиджаке подозреваемого, принадлежат к одной партии. Признаки могут определять состав и структуру вещества или материала, отражать технологию производства или условия хранения объектов и т. п.

Идентификационные задачи формулируются в виде вопро­сов о тождестве конкретных объектов (например, установление лица, исполнившего документ, по почерку или установление, данным ли орудием взломан замок), о принадлежности объектов к конкретной группе (например, повреждение нанесено одним из четырех ножей), об установлении единого источника происхождения объектов (например, установление фабрики изготовителя и принадлежности к определенной партии бумаги, на которой напечатаны поддельные денежные билеты); о при­надлежности объекта к единому целому, единой массе (например, принадлежность осколка разбитого стекла, обнаруженного на месте дорожно-транспортного происшествия, фарному рассеивателю данного автотранспортного средства); об изготовле­нии (выполнении) нескольких объектов одним и тем, же лицом.

Другая группа задач — диагностические — состоит в выявле­нии: механизма события; времени, способа и последовательно­сти действий, событий, явлений, причинных связей между ни­ми; природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосред­ственному восприятию, и т. д. Например: каков механизм воз­никновения пожара или взрыва; каковы состав и технология изготовления данного пищевого продукта, как он отличается от продукта, изготовленного в соответствии с утвержденными тех­ническими условиями, и т. д.

Частным случаем диагностических задач являются классификационные задачи. Эти задачи направлены на установление со­ответствия объекта определенным заранее заданным характери­стикам и отнесение его на этом основании к определенному классу, роду, виду. Примером может служить судебно-баллистическая экспертиза, когда требуется установить, к какой сис­теме или модели относится данное огнестрельное оружие, или судебная металловедческая экспертиза, когда необходимо уста­новить, к какой марке относится данный сплав.

Поскольку решение классификационных задач во многих случаях предшествует идентификации, некоторые авторы выде­ляют их в отдельную группу 1 . Мы, однако, полагаем, что по своей гносеологической сущности эти классификационные за­дачи являются диагностическими. Не следует смешивать диаг­ностические классификационные задачи и идентификацион­ные задачи, при решении которых устанавливается групповая принадлежность объекта. Безусловно, классификация — это то­же отнесение объекта к какой-то группе (роду, виду), но коли­чественно эта группа не определена и решение этой диагности­ческой по сути задачи не предполагает индивидуальной иден­тификации. Например: частица древесины на бампере автомобиля — это часть ствола сосны корейской; или: доку­мент изготовлен на лазерном принтере LaserJet-6L.

При установлении групповой принадлежности суть иденти­фикационной задачи состоит в сужении, насколько это позво­ляют сделать выявленные идентификационные признаки, груп­пы объектов, содержащей искомый, причем эта группа, как бы она не была велика, всегда конечна. Пределом сужения группы является акт индивидуальной идентификации. Например, уста­новлением групповой принадлежности является выделение из 50 принтеров LaserJet-6L, находящихся в операционном зале банка, пяти, на одном из которых мог быть напечатан данный документ.

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные.

I. Простые диагностические задачи.

1. Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно:

1) исследование свойств объекта, его соответствие опреде­ленным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

2) определение фактического состояния объекта, наличия
или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

3) установление первоначального состояния объекта;

4) выявление причин и условий изменения свойств (состоя­ния) объекта.

2. Диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению:

1) определение степени информативности следа;

2) установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

3) определение причины изменения свойств или состояния
объекта.

II. Сложные (составные) диагностические задачи — это ис­следование механизмов, событий, процессов и действий по ре­зультатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

а) механизма события, процесса, действия; б) возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;

а) механизма события в его динамике; б) возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; в) соответствия (несоот­ветствия) действий специальным правилам;

а) условий (обстановки); б) времени (периода) или хронологической последовательности действия (собы­тия); в) места действия (его локализация, границы), позиции участников; г) определение иных условий;

4) определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Другим основанием является деление диагностических задач на прямые и обратные.

Прямые диагностические задачи решаются путем движения от причины к следствию. Это, как правило, простые диагно­стические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура, при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и проч. Прямые сложные диагностические задачи типа: каков будет механизм данного процесса при за­данных условиях, решаются при создании экспертных методик для. диагностических исследований. Одним из основных мето­дов в диагностических исследованиях является аналогия. По­вторяемость событий, действий, наличие типичных ситуаций влечет за собой возникновение повторяющихся типичных сле­дов. Реально существующие отклонения зависят от вариационности тех или иных факторов, влияющих на саму ситуацию и механизм отображения. Данные о типичных ситуациях исполь­зуются впоследствии при решении обратных диагностических задач.

Обратные диагностические задачи. Большинство сложных экспертных задач, разрешаемых криминалистической диагно­стикой, являются обратными, т. е. такими, где поиск решения ведется от следствия к причине. Основным методом, исполь­зуемым в этом случае, является моделирование мысленное, фи­зическое, математическое. Сравните: прямая задача — устано­вить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструкция по обломку «биогра­фии» изделия, установление технологии его изготовления или причин излома и т. д.

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными (ситуалогическими) и также иногда рассматривают как отдельную группу. Обычно под этим термином понимают сложные обратные диагностические зада­чи. Примером решения ситуационной диагностической задачи может быть установление механизма дорожно-транспортного происшествия при производстве комплексной судебной дорож­но-транспортной и транспортно-трасологической экспертиз.

Наряду с приведенной классификацией экспертные задачи классифицируются и по другим основаниям.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выно­симыми на разрешение судебной экспертизы. Общие и типич­ные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной экспертизы реализуются путем постановки оп­ределенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов гражданского или уголовного дела, дела об административном правонарушении.

| следующая лекция ==>
Комплексная характеристика территории распространения православия | ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 603 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.su/9_56046_zadachi-sudebnoy-ekspertizi.html

Судебная экспертиза предмет объект задачи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here