Суд обжалование типовой формы решения водный объект

Содержание

  • Суд обжалование типовой формы решения водный объект

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Именем Российской Федерации

    от 6 октября 2009 г. N ГКПИ09-1159

    Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда

    Российской Федерации В.А. Емышевой

    при секретаре А.В.

    с участием прокурора В.А. Кротова

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Агентство речного флота» о признании недействующим подпункта «е» пункта 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844,

    Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее — Правила). Постановление официально опубликовано в «Собрании законодательства РФ», 01 января 2007 г., N 1 (2 ч.), статья 295.

    В соответствии с подпунктом «е» пункта 10 Правил к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта прилагается документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.

    ООО «Агентство речного флота» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта «е» пункта 10 Правил, ссылаясь на то, что он противоречит пункту 1 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, согласно которому в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу — полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях, и нарушает права и свободы, законные интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности.

    В обоснование заявленных требований заявитель указал, что содержащееся в оспариваемой норме требование предоставить для заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование документ о предоставлении в пользование земельного участка, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, является безусловным, независимо от целей, для которых предполагается использовать водный объект, понуждая тем самым заключать договор аренды земельного участка. Между тем гражданские права могут быть ограниченны только на основании федерального закона.

    Представитель ООО «Агентство речного флота» А.О. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

    Правительство РФ поручило представлять свои интересы в Верховном Суде РФ Министерству природных ресурсов и экологии РФ (поручение от 19 сентября 2009 г. ИС-П0-5355).

    Представители Министерства природных ресурсов и экологии РФ Б., Г. возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными, и указали, что оспариваемый пункт соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. по смыслу оспариваемого положения документ о предоставлении в пользование земельного участка прилагается к заявлению в случаях, когда для осуществления водопользования необходимо использовать земельный участок.

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

    Согласно статье 1 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее — ВК РФ) водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Одним из основных принципов водного законодательства является целевое использование водных объектов (пункт 4 статьи 3 ВК РФ).

    Статьей 9 ВК РФ установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Так, в силу главы 3 ВК РФ право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 этого же Кодекса.

    Частью 2 статьи 11 ВК РФ предусмотрено, в каких случаях необходимо решение о предоставлении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в пользование, в зависимости от целей использования (пункты 1 — 11).

    Таким образом, оспариваемые Правила утверждены Правительством РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему частью 6 статьи 23 ВК РФ.

    Правилами установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 10), в том числе документа о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования (подпункт «е»); представление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование (пункт 17).

    Содержащееся в пункте 10 Правил требование о подаче заявления и приложения необходимых документов распространяется только для случаев использования водных объектов в целях, указанных в части 2 статьи 11 ВК РФ. При этом по смыслу оспариваемой нормы представление документа о предоставлении в пользование земельного участка необходимо лишь в том случае, когда для осуществления водопользования земельный участок технологически необходим.

    Читайте так же:  Мошенничество путем введения в заблуждение

    Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 90 Земельного кодекса РФ земельные участки могут предоставляться в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта для размещения причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта, выделения береговой полосы .

    Не противоречит подпункт «е» пункта 10 Правил пункту 1 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, предусматривающему возможность безвозмездного использования организациями внутреннего водного транспорта для работ, связанных с судоходством, береговой полосы, поскольку пунктом 9 статьи 10 КВВТ РФ установлено, что предоставление земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации и водным законодательством Российской Федерации, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

    Особые условия пользования береговой полосой установлены Положением об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 71, согласно которому юридическим или физическим лицам участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование в целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса работ, включая устройство временных сооружений для причаливания , швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, на что бассейновым органом выдается разрешение (пункты 6 — 8 Положения).

    Учитывая изложенное, оспариваемое положение не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя, поскольку не предполагает во всех случаях обращения за разрешением, независимо от целей, для которых предполагается использовать водный объект, представление документа о предоставлении в пользование земельного участка.

    В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

    Руководствуясь статьями 194 — 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

    заявление ООО «Агентство речного флота» о признании недействующим подпункта «е» пункта 10 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844, — оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.


    Источник: http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big3/verhsud_big_43245.htm

    Приказ Минприроды России от 08.07.2019 N 453 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2019 N 55850)

    МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПРИКАЗ
    от 8 июля 2019 г. N 453

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ФОРМЫ РЕШЕНИЯ
    О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ,
    ПРИНИМАЕМОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ,
    ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ, ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
    ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ОРГАНОМ
    МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 295; 2009, N 10, ст. 1237; 2012, N 43, ст. 5875; 2013, N 22, ст. 2816; 2014, N 21, ст. 2699; 2015, N 40, ст. 5562; 2018, N 13, ст. 1822) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    2. Признать утратившими силу:

    приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование» (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2007 г., регистрационный N 9317);

    приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 июня 2009 г. N 169 «О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56» (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2009 г., регистрационный N 14561);

    приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 августа 2014 г. N 356 «О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56» (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2014 г., регистрационный N 34359);

    приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 35 «О внесении изменения в типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56» (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2018 г., регистрационный N 50693).

    Исполняющий обязанности
    Министра природных ресурсов
    и экологии Российской Федерации
    Д.Г.ХРАМОВ

    Приложение
    к приказу Минприроды России
    от 08.07.2019 N 453

    ТИПОВАЯ ФОРМА РЕШЕНИЯ
    О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ,
    ПРИНИМАЕМОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ,
    ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ, ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
    ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ОРГАНОМ
    МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Приложение N 1
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 2
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Читайте так же:  Получил патент на работу что дальше делать

    Приложение N 3
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 4
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 5
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 6
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 7
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 8
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 9
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 10
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Приложение N 11
    к типовой форме решения
    о предоставлении водного объекта
    в пользование, принимаемого
    Федеральным агентством водных
    ресурсов, его территориальным
    органом, органом исполнительной
    власти субъекта Российской
    Федерации или органом
    местного самоуправления

    Источник: http://bazanpa.ru/minprirody-rossii-prikaz-n453-ot08072019-h4502702/

    Приказ МПР РФ от 14 марта 2007 г. N 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование»

    Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14 марта 2007 г. N 56
    «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование»

    В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1 (ч. II), ст. 295) приказываю;

    Утвердить прилагаемую типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2007 г.

    Регистрационный N 9317

    Утверждена
    приказом Министерства природных ресурсов РФ
    от 14 марта 2007 г. N 56

    Источник: http://base.garant.ru/5753462/

    Приказ Минприроды России от 30 ноября 2012 г. N 410 «Об утверждении Типовой формы решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование»

    Приказ Минприроды России от 30 ноября 2012 г. N 410
    «Об утверждении Типовой формы решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование»

    В соответствии с пунктом 36 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 295; 2009, N 10, ст. 1237; 2012, N 43, ст. 5875), приказываю:

    Утвердить прилагаемую Типовую форму решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2013 г.

    Регистрационный N 26603

    Место для штампа государственной

    регистрации в государственном водном

    Типовая форма
    решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование

    (наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления)

    Решение о прекращении действия зарегистрированного в государственном водном реестре решения о предоставлении водного объекта в пользование

    дата регистрации «_____» __________ 20__ г.

    от «______» __________________ 20__ г.

    1. Сведения о водопользователе

    (полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование — для юридического лица;

    фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество с указанием данных документа, удостоверяющего личность, — для физического лица и индивидуального предпринимателя;

    ИНН ______________________; ОГРН (ОГРНИП) ______________________)

    (почтовый и (или) юридический адреса водопользователя)

    2. Цель и виды использования водного объекта или его части

    (цели использования водного объекта или его части — указываются в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование)

    2.2. Виды использования водного объекта или его части

    (указывается вид использования водного объекта или его части — в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование)

    3. Сведения о водном объекте

    (наименование и местоположение водного объекта или его части: речной бассейн, субъект Российской Федерации, муниципальное образование)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    4. Срок водопользования установлен с

    по _________________________________________________________________________ ____

    5. Основание прекращения права пользования водным объектом, с указанием документа, на основании которого принимается решение о прекращении права пользования водным объектом и его реквизитов:

    — основания, предусмотренные частью 1 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4594, 4596, 4605; N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343, 7359; 2012, N 26, ст. 3446) (далее — Водный кодекс Российской Федерации);

    — основания, предусмотренные частью 3 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации (по решению суда);

    — необходимость использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд;

    — отказ водопользователя от использования водного объекта (заявление водопользователя), предусмотренный пунктом 34 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 295; 2009, N 10, ст. 1237; 2012, N 43, ст. 5875)

    Читайте так же:  Статус судебного разбирательства

    6. При прекращении права пользования водным объектом обязанности водопользователя, предусмотренные частью 6 статьи 10 Водного кодекса Российской Федерации, выполнены.

    7. Решение о предоставлении водного объекта в пользование, зарегистрированное в государственном водном реестре N _____________________________,

    дата регистрации ______________________________________,

    прекращает действие с даты внесения в государственный водный реестр записи о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    Руководитель исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления

    На основании решений уполномоченных органов поверхностные водные объекты (их части), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в пользование в следующих целях. Обеспечение обороны и безопасности государства. Сброс сточных и (или) дренажных вод. Строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений. Создание стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами. Строительство гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, связанное с изменением дна и берегов. Разведка и добыча полезных ископаемых. Дноуглубительные, взрывные, буровые и другие работы, связанные с изменением дна и берегов. Подъем затонувших судов. Сплав древесины в плотах и с применением кошелей. Забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в т. ч. лугов и пастбищ). Организованный отдых детей, а также ветеранов, пожилых граждан, инвалидов.

    В правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование внесли изменения. В частности, было закреплено следующее. Право пользования прекращается с даты, когда в государственный водный реестр внесена определенная запись. Речь идет о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения о прекращении его действия.

    Утверждена типовая форма решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    Приказ Минприроды России от 30 ноября 2012 г. N 410 «Об утверждении Типовой формы решения о прекращении действия решения о предоставлении водного объекта в пользование»

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2013 г.

    Регистрационный N 26603

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 30 января 2013 г. N 18

    Источник: http://base.garant.ru/70304610/

    Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.09.2009 по делу N А51-11404/2009 В удовлетворении иска о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, отказано, так как заявителем были произведены работы по изменению берега водного объекта и созданию искусственной насыпи без соответствующего разрешения.

    АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

    Именем Российской Федерации

    от 15 сентября 2009 г. по делу N А51-11404/2009

    Арбитражный суд Приморского края

    рассмотрел в судебном заседании 8 сентября 2009 г. дело по заявлению

    Общества с ограниченной ответственностью “Артемовский городской рынок“

    к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю

    об оспаривании постановления.

    Общество с ограниченной ответственностью “Артемовский городской рынок“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.07.2009 N 8вн/504-09 по делу об административном правонарушении.

    Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование, указав, что ООО “Артемовский городской рынок“ не использовало и не собиралось использовать реку Озерные Ключи, а лишь

    проводило работы на предоставленном ему земельном участке в целях его благоустройства, что не является изменением берега водного объекта. При этом заявитель указывает на то, что граница земельного участка находится на расстоянии от 10 м до 26 м от берега реки, понятие “берег водного объекта“ нормативно не определено, а водопользование понимается как использование водного объекта для удовлетворения потребностей пользователя.

    Общество утверждает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства наличия вины юридического лица, что исключает привлечение его к административной ответственности.

    Управление Росприроднадзора по Приморскому краю требование заявителя не признало, полагая, что берегоукрепительные работы связаны с изменением естественного дна и берегов поверхностного водного объекта и могут быть произведены только при наличии решения о предоставлении водного объекта в пользование. По мнению ответчика, по делу об административном правонарушении установлено наличие всех элементов его состава в действиях ООО “Артемовский городской рынок“.

    При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью “Артемовский городской рынок“ зарегистрировано в качестве юридического лица 31.01.2006 Межрайонной инспекцией ФНС России N 10 по Приморскому краю, о чем выдано свидетельство серия 25 N 0021816570.

    Согласно договору от 14.06.2007 N 161, заключенному с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа, ООО “Артемовский городской рынок“ арендует земельный участок площадью 9551 кв. м с кадастровым номером 25:27:03 01

    05:1750, расположенный примерно в 100 м по направлению на север от здания магазина “Одежда“, расположенного за пределами участка по адресу Приморский край, г. Артем, ул. Кирова, 20, для общественно-деловых целей (для размещения городского рынка).

    Постановлением Администрации Артемовского городского округа от 13.05.2009 N 529-па заявителю был дополнительно предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:27:030105:1867 площадью 1493 кв. м, прилегающий к указанному земельному участку, для целей, не связанных со строительством — размещение парковки легковых автомобилей. На основании данного постановления Общество заключило договор аренды земельного участка от 02.06.2009 N 164, который 14.07.2009 зарегистрирован в учреждении юстиции.

    Прокуратура г. Артема в адрес Управления Росприроднадзора по Приморскому краю направила требование от 07.07.2009 N 7/3 о проведении проверки по ряду вопросов, в том числе по вопросу соблюдения ООО “Артемовский городской рынок“ берегоукрепительных работ при использовании земельного участка, в связи с чем ответчик приказом руководителя от 09.07.2009 N 149 назначил проведение такой проверки.

    Согласно протоколу осмотра территории от 10.07.2009, составленному с участием понятых, оба земельных участка расположены в водоохраной зоне р. Озерные Ключи. На земельном участке, предоставленном для размещения парковки автотранспорта, проводятся работы по отсыпке берега реки, на момент проверки отсыпано около 20 м вдоль берега.

    Читайте так же:  Перелом челюсти лечение сроки восстановления

    Посчитав, что в действиях заявителя, производящего работы в отсутствие решения о предоставлении в пользование водного

    объекта, имеются признаки наличия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Управление в тот же день составило в отношении него протокол об административном правонарушении.

    13.07.2009 ответчик составил акт проверки N 8вн/504-09, в котором отразил обстоятельства нарушения и указал, что у Общества отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование для целей, связанных с изменением дна и берегов водного объекта.

    В тот же день Управление оформило предписание N 8вн/504-09, которым предписало ООО “Артемовский городской рынок“ в течение трех суток с момента получения предписания прекратить использование водного объекта с нарушением требований Водного кодекса РФ, а также рассмотрело дело об административном правонарушении, признав ООО “Артемовский городской рынок“ виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, и наложив на него административный штраф в размере 5000 руб.

    Посчитав, что постановление вынесено незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.

    Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

    Статьей 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью,

    либо водопользование с нарушением его условий.

    Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 1493 кв. м, предоставленный ООО “Артемовский городской рынок“, находится в водоохраной зоне водного объекта р. Озерные Ключи, имеет естественный перепад рельефа, характеризующий русло р. Озерные Ключи (документы межевания земельного участка, землеустроительное дело). В разделе ОВОС к акту выбора площадки для размещения парковки отражено, что участок расположен на побережье реки Озерные Ключи, граничит с востока непосредственно с рекой Озерные Ключи.

    Ответчик не отрицает тот факт, что работы по отсыпке велись Обществом в границах данного земельного участка.

    Проектная документация строительства торгового комплекса на территории “Артемовского городского рынка“ в районе ул. Кирова, 11 в г. Артеме разработана применительно к обоим земельным участкам: как предоставленного для строительства торгового комплекса, так и предоставленного позднее для размещения автопарковки. Размещение автопарковки предполагает проведение берегоукрепительных работ на земельном участке, в том числе заполнение русла водного объекта (дна) камнем (подстилающий слой), понижение (выемка) грунта дна для обеспечения уклона в 66%, наброска (засыпка) мест выемки дна русла реки камнем, забивка свай в берег (прибрежную защитную полосу и береговую полосу), заполнение междусвайного пространства галечником и горной массой. Данные работы предусмотрены рабочим проектом берегоукрепления.

    Согласно статьям 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, и

    удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

    Статьями 40, 41 Земельного кодекса РФ установлено, что арендаторы земельных участков имеют право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством, проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. При этом в силу пункта 2 статьи 3 Кодекса к отношениям по использованию и охране водных объектов применяется водное законодательство.

    Таким образом, договор аренды земельного участка сам по себе не является достаточным основанием для использования водного объекта, если использование водного объекта осуществляется в целях, не указанных в статье 40 Земельного кодекса РФ.

    Кроме того, на момент проверки договор аренды земельного участка от 02.06.2009 N 164 не был зарегистрирован в учреждении юстиции, следовательно, не мог считаться заключенным в силу пункта 3 статьи 433, пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ, а потому не мог явиться законным основанием для использования ООО “Артемовский городской рынок“ предоставленного ему земельного участка и проведения работ.

    В соответствии со статьей 9 Водного кодекса

    РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.

    В силу части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ водные объекты для целей строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

    Суд отклоняет довод заявителя о том, что отсыпка берега в целях его укрепления не является использованием водного объекта.

    Действительно, водное законодательство не содержит дефиниции “берег водного объекта“, однако это обстоятельство не может затруднять применение норм права, использующих данное понятие, поскольку оно однозначно понимается в общеупотребительном значении. Кроме того, согласно статье 5 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, при этом береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они

    не покрыты льдом.

    Пункт 14 статьи 1 Водного кодекса РФ предусматривает, что водопользованием является использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. В данном случае водопользование осуществляется для целей, не связанных с изъятием водных ресурсов (пункт 3 части 3 статьи 38 Водного кодекса РФ).

    Используя водный объект путем изменения его берега, ООО “Артемовский городской рынок“ реализует цель, для которой был предоставлен земельный участок (для размещения автопарковки) в соответствии с постановлением Администрации Артемовского городского округа от 13.05.2009 N 529-па в части пункта 4.4, проектом берегоукрепления.

    Читайте так же:  Установление срока исковой давности

    Тот факт, что предоставление земельного участка для размещения автопарковки было согласовано Управлением Росприроднадзора и оценка воздействия на окружающую среду выполнена ООО “Эколого-правовой консультационный центр“ без указания о необходимости получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, не имеет значения для дела, поскольку все требования иного специального законодательства, в частности водного, заинтересованное лицо обязано знать и соблюдать в силу части 2 статьи 15 Конституции РФ.

    Факт отсыпки берега зафиксирован в протоколе от 10.07.2009 г., составленном с участием понятых, а также акте от 13.07.2009, подписанном руководителем ООО “Артемовский городской рынок“ без замечаний.

    Таким образом, Общество осуществляло использование водного объекта, связанное с изменением его берегов, в целях, не подпадающих под действие пункта 3

    статьи 9 Водного кодекса РФ, устанавливающего исключения из общего правила о необходимости получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, то есть использовало водный объект без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

    Каких-либо обстоятельств, препятствующих соблюдению Обществом требований и норм водного законодательства при отсыпке берега, объективно не имелось, следовательно, ООО “Артемовский городской рынок“ виновно в совершении указанного нарушения исходя из определения вины юридического лица, предусмотренного частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

    Суд проверил соблюдение административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности и не установил каких-либо нарушений процессуальных норм.

    К ответчику было применено административное наказание в виде минимального размера суммы административного штрафа, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.

    При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

    Учитывая изложенное, суд, руководствуясь статьями 167 — 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

    Отказать Обществу с ограниченной ответственностью “Артемовский городской рынок“ в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю от 13.07.2009 N 8вн/504-09.

    Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в месячный срок.

    Источник: http://resheniya-sudov.ru/2009/6131/

    Суд признал незаконным право собственности на земельный участок, признав его объектом общего пользования

    Щербинским районным судом города Москвы удовлетворены исковые требования межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы о признании недействительным образования земельного участка в п. Филимоновское, исключении участка из записи Единого государственного реестра недвижимости, а также признании отсутствующим права собственности ответчика на данный участок.

    Межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Ривер Сайт». В обоснование предъявленных требований истец указал, что в ходе проверки межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы было установлено, что расположенный в п. Филимоновское земельный участок площадью 22 054 кв.м. образован в границах акватории реки Незнайки и ее береговой полосы, которые отнесены к объектам общего пользования и на приватизацию которых установлен запрет природоохранным, водным и земельным законодательством, поскольку включение подобных объектов в частную собственность влечет нарушение прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц (граждан, общества) на равный доступ к природным ресурсам.

    В судебном заседании данные требования были полностью поддержаны представителем истца. Представитель ответчика исковые требования прокурора не признал, обосновывая это тем, что упомянутый земельный участок был образован в соответствии с действующим на тот момент законодательством, а также отсутствием доказательств того, что спорный участок находится в границах реки и ее береговой полосы.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил требования прокурора по следующим основаниям.

    В силу ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, равно как и полоса земли вдоль береговой линии водного объекта, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если иное не предусмотрено названным кодексом.

    Согласно ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    В соответствии с п.3 ч.5 и ч.8 ст.27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

    Исходя из вышеуказанных и ряда иных, перечисленных в решении требований закона суд пришел к выводу о том, что река и ее береговая полоса не могли предоставляться в частную собственность и какие-либо предусмотренные законом основания для нахождения указанных объектов в собственности ответчика отсутствуют.

    Поскольку земельный участок, расположенный частично в границах акватории водного объекта общего пользования и его береговой полосы, образован с нарушением прямых запретов, установленных нормами природоохранного, земельного и водного законодательства, сведения о спорном участке подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости в виду прекращения существования указанного объекта недвижимости, — определил суд.

    Кроме того, суд согласился с доводами прокурора о том, что нахождение в частной собственности водного объекта общего пользования, предназначенного для использования в личных и бытовых целях, осуществления спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавучих средств и возможности их дальнейшего произвольного использования со стороны собственника, влечет за собой нарушение экологических прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.

    Таким образом, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, а именно: признать недействительным образование земельного участка и исключить запись об участке из ЕГРН, запись государственного кадастрового учета , а также запись о праве собственности ООО «Ривер Сайт» на данный объект.

    Данное решение было обжаловано в Московский городской суд. Определением судебной коллегии по гражданским делам апелляционной инстанции оно было оставлено без изменения и вступило в законную силу.

    20 декабря 2018 года.

    Сообщение пресс-секретаря Щербинского районного суда города Москвы.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.mos-gorsud.ru/rs/shcherbinskij/news/sud-priznal-nezakonnym-pravo-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok-priznav-ego-obektom-obshhego-polzovaniya

    Суд обжалование типовой формы решения водный объект
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here