Статьи профилактика правонарушений несовершеннолетними

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Мировое соглашение сторон в гражданском процессе

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12116087/

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)

См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06

О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481

Источник: http://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»
статья на тему

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_pravonarusheniy_sredi_nesovershennoletnih_v_shkole.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования Кафедра социально-педагогического образования

НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Материалы городской научно-практической конференции

Выполнила: Тедеева Зарина Алановна, социальный педагог ГБС(К) ОУ №480 Кировского района, г. Санкт-Петербург

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе»

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Читайте так же:  Гражданско правовая ответственность нпа

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

  1. меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,
  2. меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей — потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека — заботливости, желания добра и блага во спасение, — она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Когда учитель проверяет диктант или контрольную работу, нет ничего предосудительного в том, чтобы исправлять ошибки и указывать, как делать правильно. Однако зачастую эти же принципы переносятся педагогами в сферу человеческих отношений. Поведение контролера с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением «красного карандаша». Педагог начинает чувствовать себя наделенным особой властью, всегда знающим ответы на поставленные жизнью вопросы. Отсюда — отношение к поступкам детей как к контрольной работе, полученной для проверки. Готовность замечать прежде всего недостатки, скорее ругать , чем хвалить, ведет к формированию у ребенка таких черт личности, как неуверенность и незащищенность, создает у него ощущение тревожности и небезопасности. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску суррогатных способов обретения уверенности и снятия тревоги.

Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, — нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска . К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками — одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуща гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее представителей в отдельности. Члены подобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят, слишком рано начинают вести беспорядочную половую жизнь.

Читайте так же:  Дееспособность несовершеннолетних права и обязанности

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Такой же эффект имеет и развитие школьного самоуправления. Это расширяет число строго не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Основное в школьном самоуправлении — поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможности оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность ребенка к формированию уклада школьной жизни, школьное пространство становится «своим» и не отторгает, не провоцирует отклонение поведения от норм, принятых в школьном сообществе. В последние годы в школах появилась новая форма работы с подростками – детские социальные проекты, направленные на включение школьников в социально ориентированное творчество, на развитие их гражданской ответственности перед окружающим миром.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В нашем образовательном учреждении разработана и осуществляется работа по подпрограмме «Социальные нормы», целью которой является обучение школьников культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современной России, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

  1. создать уклад норм школьной жизни;
  2. помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
  3. помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
  4. помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;
  5. воспитать навыки правовой культуры.

На основании анализа нормативного документа — Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ « Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в нашей школе была выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях, Совете профилактики.

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

  1. Тедеева Зарина Алановна

Источник: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/02/28/profilaktika-pravonarusheniy-sredi

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ в пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Источник: http://base.garant.ru/12116087/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Статья:»Школа и ее роль в профилактике правонарущений среди несовершеннолетних «.

статье говориться о девиантном поведении среди несовершеннолетних

Содержимое разработки

Абдуллабекова А.Э. — заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №59 им. А.Г. Николаева», к.и.н., доцент.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.

Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушений, — являются организация работы в школе, с семьей и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Читайте так же:  Последствия комиссии по делам несовершеннолетних

В системе субъектов профилактической деятельности с полным основанием особое место занимают общеобразовательные учреждения, осуществляющие предупреждение преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. В Федеральном законе «Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» указано, что важным субъектом формирования правомерного поведения и профилактики противоправного поведения является школа [1]. Одна из центральных задач, стоящих перед образованием, — создание в учебно-воспитательных учреждениях условий, обеспечивающих, несмотря на трудности, здоровое физическое и социальное развитие детей [4, с.279].

В Уставе общеобразовательной школы указывается, что главные задачи школы состоят не только в том, чтобы дать учащимся образование, но и в том, чтобы осуществлять нравственное воспитание, формировать у молодого поколения общечеловеческое мировоззрение. Тем самым Устав закрепляет необходимость участия школы в работе по предупреждению антисоциальных поступков и правонарушений среди учащихся. Полное и эффективное использование школами своих воспитательно-профилактических возможностей может внести весомый вклад в предупреждение преступности несовершеннолетних в целом.

При проведении профилактической работы нередко возникают вопросы: как это делать и надо ли вообще об этом говорить? Широко распространено мнение, что хороший способ профилактики – это «напугать раз и навсегда». Но он не всегда имеет положительный результат. Профилактическая работа не должна сводиться лишь к передаче знаний и объяснениям. Профилактика предполагает: формирование адекватного отношения к социальному явлению (например, пьяный или наркоман – это неприятно, опасно для самого человека, так что иногда полезно наглядно показать подростку пьяного человека на улице или уже совершенно больного спившегося алкоголика); тренировку навыков преодоления внешнего давления, умения сказать «нет», быть независимым; развитие у ребёнка определенных личностных качеств: уважение к себе, умение говорить о своих трудностях и просить помощи, уверенности в себе и т. д.

Учебная профилактическая программа будет эффективна, если она строится на основе определённых правил. А именно: диалогическое общение, то есть взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров без излишней авторитарности со стороны учителя; демократический стиль обучения, основанный на искренности и доверительности.

Возникает вопрос, кто должен проводить такую работу с подростками? Специалистами проводилось исследования, в котором приняло участие 140 подростков и 140 взрослых в возрасте 23 – 64 года. Выбирая ведущего профилактической программы, все опрошенные на первое место поставили сотрудника специализированного центра, на второе место – школьного психолога прошедшего специальную подготовку. Специалисты пришли к выводу: для подготовки ведущего профилактических программ обязательно нужно специальное обучение, вести эту работу должен специалист [8, с. 105-106]. Успех во многом определяется готовностью всего педагогического коллектива. В первую очередь психолога и социального педагога, к работе с трудными подростками.

Большинство преступлений подростки совершают не неожиданно, «не вдруг». Этому предшествует процесс нравственной деформации личности: возникновение отдельных, сначала незначительных, искажений во взглядах, интересах подростка. Важно своевременно выявить первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к коллективу, в учебе с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса. Большими возможностями в этой части обладает школа. Именно в школе впервые проявляются утрата интереса к учебе и отчуждение от коллектива, отрицательные привычки и интересы, неуважительное отношение к людям и результатам их труда, сдвиги представлений о предпочтительном и дозволенном поведении, т.е. те искажения в нравственной характеристике личности, которые свойственны « трудным» подросткам и правонарушителям. В связи с этим большое значение приобретают методика изучения индивидуальных особенностей каждого школьника, условия его жизни и воспитания. Как отмечал К. Ушинский, «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [9, с.25].

Изучение особенностей характера, интересов учащихся, среды, в которой они живут, — основа профилактической работы в школе. Процесс воспитательной работы в школе важно строить по известной формуле: «Знание – убеждение – поступок». Для этого необходимо добиться строгого порядка, сознательной учебно-трудовой дисциплины и культуры поведения на уроке каждым учащимся, чтобы все уроки стали воспитывающими.

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:

Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.

Устранение причин отклонений в поведении школьника:

―изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

―вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

―изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактиктической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел [2, с.49].

Основное условие успешной работы по предупреждению правонарушений учащихся – это создание здорового коллектива, обеспечение строгого режима и образцового порядка, организация эффективной борьбы с пропусками и нарушениями учебной дисциплины. Высокий уровень дисциплины в школе способствует формированию у обучающихся стереотипа дисциплинированного поведения, что положительно сказывается на поступках подростков и во внеурочное время.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.» подчеркивалась «необходимость усиления роли дисциплин обеспечивающих успешную социализацию учащихся», среди которых называется такой предмет, как право. Это обусловлено тем, что большинство молодых людей или не знают, или неправильно понимают законы государства, а самое главное, не умеют использовать их для защиты своих прав и интересов, не владеют навыками их применения в реальных жизненных ситуациях [6, с.63]. В связи с этим необходимо было бы увеличить объем учебной нагрузки в изучении права в школе, что способствовало бы повышению правового сознания и правовой культуры учащихся. На сегодняшний день по-прежнему уделяется не достаточное внимание правовому просвещению учащихся.

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление способствует расширению числа строгого не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке, к каким – то мероприятиям.

Читайте так же:  Несовершеннолетних граждан нельзя подвергать задержанию

Основное в школьном самоуправлении – поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность школьника к формированию уклада школьной жизни. Это означает, что школьное пространство становится для него « своим» и не отторгается, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе [2, с.56-57].

Практика показывает, что как бы хорошо ни была организована воспитательная работа с «трудными» учащимися, они время от времени подвергаются влиянию отрицательных различных факторов. К сожалению, имеет место случаи, когда учащиеся, несмотря на все принимаемые школой меры, продолжают пропускать занятия, увлекаться алкоголем и наркотическими средствами, совершать правонарушения. Причина агрессивности, применение силовых способов разрешения конфликтов – в неумении подростков общаться, устанавливать межличностные отношения в коллективе [3, с.111]. Руководители школ не сообщают о правонарушениях в органы милиции, боясь бросить тень на авторитет учебного заведения. Такая точка зрения совершенно неверна. Ведь о состоянии работы по предупреждению правонарушений судят не по количеству состоящих на учете в органах МВД, а по числу административных правонарушений и уголовных преступлений со стороны учащихся. Не следует забывать, что постановка на учет в органах МВД позволяет улучшить контроль по месту жительства за поведение «трудного» подростка [4, с.284].

Для эффективного функционирования государственной системы профилактики правонарушений предполагается создание развернутой и стабильной нормативно – правовой базы на всех уровнях профилактики (федеральном, региональном и местном). Одним из направлений государственной функции является совершенствование и повышение социальной эффективности законодательства, которое находится в ведении субъектов Российской Федерации. Эта задача может быть успешно решена посредством обеспечения системного и комплексного подхода к пониманию сущности и содержания современных требований к правовым нормам, принимаемым в установленном порядке региональными органами государственной власти [5].

На сегодняшний день, несмотря на усилия государственных и муниципальных органов управления образованием, профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательной среде является одним из уязвимых мест, серьезное беспокойство вызывает низкая эффективность мер по преодолению детской преступности, наркомании и других антиобщественных явлений.

В соответствии с Федеральным законом от 24. 06. 99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность:

-оказывать социально – психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

-выявлять несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

-выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;

-обеспечивать организацию в образовательных учреждениях спортивных общедоступных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

-осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [1].

В организации профилактической деятельности важную роль играют советы по профилактике правонарушений учащихся. Опыт советов в некоторых школах показывает, что эффективна форма объединения усилий педагогического коллектива, органов полиции, родительской общественности по предупреждению правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ. Руководители школы обеспечивают широкое информирование учащихся и их родителей о принятых советом по профилактике мер воздействия к нарушителям. Советы в школах в основном принимают следующие меры воздействия к правонарушителям: 1) предупреждение и строгое предупреждение; 2) ходатайство о наложении на учащегося дисциплинарного взыскания руководством школы; 3) решение о направлении письма на работу родителей (если они работают); 4) ходатайство о постановке на учет в ОВД подростка и родителей из неблагополучных семей. Одна из важнейших задач совета по профилактике – оказание мер воздействия на учащихся за злостные нарушения дисциплины, прогулы, аморальные проступки, правонарушения, а также на родителей за антипедагогическое поведение и невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

В заключении следует отметить, что именно школа, занимает одно из лидирующих мест в ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Положительный результат этой работы возможен при условии интеграции усилий учебного заведения, семьи, внешкольных досуговых и социальных учреждений и организаций, а также тесного взаимодействия с органами внутренних дел, здравоохранения и местного самоуправления. Важную роль в работе с «трудными детьми», занимает не учебный, а социальный аспект. Необходимо своевременно выявлять первые отклонения в поведении подростка, изменение его отношения к учебе, школьному коллективу с тем, чтобы принять меры к пресечению начинающегося негативного процесса.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24. 06. 99.

Андрияхина Н. В. Миронова Г. И. Система профилактики правонарушений и преступлений школьников // Практика административной работы в школе. 2005. № 7.

Иванова В. Школьная служба примирения – эффективная форма профилактики отклоняющегося поведения подростков // Воспитательная работа в школе. 2006. № 4.

Зиядова Д.З. Преступность учащихся общеобразовательных учреждений и проблемы её предупреждения. — М., 2005.

Новоселов В. И. Проблема правового статуса граждан в законодательстве субъектов Российской Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конф. / Под ред. В. И. Новосёлова. — Саратов, 1998.

Орсаг Ю. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома //Социальная педагогика. 2008. № 1. С 63.

Тажудинова А. Дагестанская правда. «Как помочь семьям из группы риска». — Махачкала, 2008. 28 июня. № 190 – 191.

Ушакова Е. Антинаркотическая профилактика в школе // Директор в школе. №9. 2007. С. 105 – 106.

Ушинский К. В. Собр. соч. — М., 1959. Т. 8.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://compedu.ru/publication/statia-shkola-i-ee-rol-v-profilaktike-pravonarushchenii-sredi-nesovershennoletni.html

Статьи профилактика правонарушений несовершеннолетними
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here