Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее — органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)

См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06

О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481

Источник: http://base.garant.ru/12116087/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/

Предложения по совершенствованию организации работы с несовершеннолетними

Для повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов необходимо уделить больше внимания:

  • — организации межведомственного обмена информацией о несовершеннолетних и семьях, имеющих ранние признаки социального неблагополучия;
  • — осуществления на должном уровне координации деятельности всех органов и учреждений системы профилактики;
  • — осуществлению комплексного анализа причин и условий детского и семейного неблагополучия;
  • — координации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  • — организации занятости несовершеннолетних, склонных к правонарушающему поведению.

Предложим ряд мероприятий по организации работы с несовершеннолетними.

Таким образом, внедрение позитивных моделей в деятельность организационной работы КДН и ЗП администрации В района, позволит повысить эффективность работы по профилактике детской беспризорности и подростковой преступности, что, в свою очередь, приведет к сокращению уровня беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в районе.

Источник: http://studwood.ru/898534/pravo/predlozheniya_sovershenstvovaniyu_organizatsii_raboty_nesovershennoletnimi

Совершенствование профилактической работы органов внутренних дел

Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами профилактики правонарушений и пути его совершенствования

Органы внутренних дел являются, несомненно, важным, но лишь од- ним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Следовательно, правовые меры, тем более административно-принудительные меры, должны играть лишь вспомогательную роль.

Органам внутренних дел отводится особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних, сотрудники которых выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

В соответствии с законодательством органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие подразделениям по делам несовершеннолетних службы охраны общественного порядка, центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, сотрудникам оперативных подразделений

Профилактические функции ОВД должны быть основаны на принципах законности, гуманизма, строгого соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, приоритета воспитательных, профилактических мер над репрессивными в сочетании с принципом неотвратимости и соразмерности ответственности содеянному.

Закон № 120-ФЗ предусматривает следующие виды органов, осуществляющих профилактическую работу среди несовершеннолетних:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  Как передать ходатайство в суд

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания.

1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;

3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:

1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

На территории Республики Крым Государственным Советом Республики Крым 08 августа 2014 года принят Закон № 60-ЗРК «О профилактике правонарушений в Республике Крым». Статьей 4 предусмотрены основные направления деятельности по профилактике правонарушений

Так, основными направлениями деятельности по профилактике правонарушений в Республике Крым являются:

1) создание системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с преступностью, наркоманией, пьянством, алкоголизмом, незаконной миграцией, ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

2) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3) совершенствование нормативной правовой базы по профилактике правонарушений;

Читайте так же:  Признание сделки притворной судебная практика

4) профилактика террористической деятельности;

5) профилактика экстремистской деятельности, предотвращение расовой, этнической и конфессиональной дискриминации;

6) профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов;

7) повышение уровня обеспечения правопорядка и общественной безопасности на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан и иных общественных местах;

8) обеспечение безопасности в домах жилищного фонда и на объектах жизнеобеспечения;

9) защита объектов культурного наследия, социальной сферы, городского общественного транспорта;

10) обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного и водного транспорта;

11) охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов;

12) профилактика правонарушений среди лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы;

13) повышение уровня доверия граждан к правоохранительным органам и исполнительным органам государственной власти Республики Крым;

14) улучшение информационного обеспечения деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений в Республике Крым.

В завершение данной главы прихожу к выводу, что особенно важно при профилактике правонарушений отходить от формального подхода к данной проблеме, к сведению всего массива профилактической работы к цифрам статистических показателей. Необходимо помнить, что за каждым таким показателем стоит судьба живого человека и его близких людей.

Источник: http://studbooks.net/1110248/pravo/sovershenstvovanie_profilakticheskoy_raboty_organov_vnutrennih

Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено, прежде всего, традиционно высокой преступной активностью подростков.

Количественные показатели преступности несовершеннолетних в России претерпевали изменения в связи с направлениями уголовной политики и карательной практики, осуществляемой государством. Например, в 1874-1878 гг. удельный вес лиц в возрасте до 17 лет составлял 1% всего числа осужденных в России; в 1910 г. — 4%; в 1935 г. — 4,6%; в 1945 г. — 16,5%; в 1955 г. — 5,6%; в 2000 г. — 12,6%.

Несовершеннолетние быстрее реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности. Не случайно в динамике преступлений несовершеннолетних наблюдаются определенные колебания — «волнообразные движения».

Видео (кликните для воспроизведения).

К началу 1990 годов преступность стала угрожать становлению российской государственности, осуществлению экономических и политических реформ. Вместе с тем в условиях кардинальных изменений в криминогенной обстановке, значительного объема работы многие не успевали своевременно реагировать на изменения ситуации, снизили эффективность борьбы с преступностью, не обеспечивали на должном уровне общественную безопасность и охрану общественного порядка. Одной из причин сложившегося положения явилось то, что организационно-структурное построение перестало соответствовать реальной ситуации.

В этой связи при активном участии Министерства внутренних дел Российской Федерации был разработан и затем подписан Президентом Российской Федерации Указ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Он устанавливал государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, которая включила в себя: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав.

В соответствии с этим Указом в структуре органов внутренних дел приемники-распределители для несовершеннолетних были реорганизованы в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности. Одновременно инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел преобразовывались в подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности. Функции по предупреждению детской безнадзорности передавались в ведение органов социальной защиты населения, где были созданы специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Конкретные пути устранения просчетов в организаторской деятельности МВД, УВД, а также недостатков в профилактической, следственной и оперативно-розыскной работе намечены в Приказе МВД России №186-93 г. «О первоочередных мерах по активизации деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью несовершеннолетних», в котором отмечалась необходимость использования принципа комплексного подхода к предупреждению правонарушений подростков и создания специализированных подразделений по этой линии работы. К достоинствам приказа следует также отнести признание им негативного влияния упущений, имевших место при разделении на две части единой в прошлом службы по делам несовершеннолетних. Так, в этом нормативном акте справедливо отмечалось, что «разрыв в профилактической и оперативно-розыскной работе снизил эффективность предупреждения рецидивных и групповых преступлений несовершеннолетних, выявления и разоблачения лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность».

Во исполнение требований приказа стали восстанавливаться специализированные подразделения по этой линии работы в аппаратах уголовного розыска и следствия. МВД России установило контроль за исполнением названного приказа и в письме №1/1145-94 г. предложило всем МВД, ГУВД, УВД, УВДТ завершить работу по созданию подразделений уголовного розыска и следствия по делам несовершеннолетних в первом полугодии 1994 г.

Таким образом, в рассматриваемый период в результате повышения внимания к проблемам профилактики правонарушений подростков и усиления контроля за этой деятельностью наметились первые позитивные сдвиги в организации работы заинтересованных служб органов внутренних дел и других ведомств по борьбе с преступностью подростков.

Важнейшую роль в организации создания системы профилактики правонарушений несовершеннолетних сыграл Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый 24 июня 1999 г.

Этот правовой акт завершил определенный этап создания системы профилактики, придал ее звеньям законодательную базу и закрепил компетенцию субъектов.

Следует отметить, что закон не внес изменений в систему субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Их перечень и функциональная направленность также не претерпели серьезных изменений. В то же время, он четко обозначил восемь органов системы, которые по отношению к другим звеньям системы профилактики выполняют функции «верхнего», организующего начала.

Читайте так же:  Расчет возмещения морального вреда

По разным данным в настоящее время на региональных уровнях продолжают функционировать до 20 различных органов, учреждений, предприятий, общественных организаций, в той или иной степени занимающиеся вопросами профилактики правонарушений в подростковой среде. Конечно, по сравнению с периодом 1960-1980 гг. их число и направленность заметно сократились. Однако названный выше Федеральный закон предусматривает создание новых субъектов профилактического воздействия. Этот процесс стал особенно ощутимым после известных шагов, предпринятых Президентом и Правительством России.

С целью дальнейшего комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. №625 утвержден ряд федеральных целевых программ, направленных на улучшение положения детей в стране. Особую важность среди них представляет Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», рассчитанная на 2001-2002 гг., целью которой ставилось решение задач общей и специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позитивных интересов детей, их общественно-полезной и развивающей деятельности.

Разработанная на основе предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с учетом реализации предыдущей аналогичной программы, она содержала целый ряд мер государственной поддержки развития учреждений системы профилактики правонарушений, научно-методического и научно-аналитического обеспечения, повышения квалификации кадров. К сожалению, по причине недофинансирования ряд важнейших мероприятий программы оказался невыполненным. Не исчерпывающе реализован Приказ МВД России от 12 января 2002 г. №23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в частности не решен вопрос об увеличении штатной численности ГУООП СОБ МВД России и подразделений по делам несовершеннолетних на местах, не создана эффективная система специализированной подготовки сотрудников для подразделений по делам несовершеннолетних и центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, не улучшено материально-техническое обеспечение указанной службы.

Данным Постановлением предусмотрены разработка и утверждение в первом полугодии 2002 г. порядка учета несовершеннолетних, подлежащих обучению, и детей школьного возраста, не обучающихся в государственных учреждениях, а также введение до 1 сентября 2002 г. формы государственного статистического наблюдения «Численность беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в детские учреждения всех видов».

Органам исполнительной власти Российской Федерации и местного самоуправления также было рекомендовано сформировать банки данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в опасном социальном положении, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения. Наряду с этим на местах предусмотрено принятие мер по приведению количества учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с требованиями субъектов Российской Федерации, определению в каждом субъекте федерации транзитных социальных приютов, созданию в школах-интернатах и детских домах специальных отделений для временного содержания беспризорных, организации оперативных штабов по координации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на борьбу с правонарушениями несовершеннолетних.

В решении коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отмечено, что реализация требований ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами внутренних дел Российской Федерации осуществляется недостаточно активно. Подтверждением этому являются отсутствие комплексного контроля за молодежной средой, полноценного учета детей, находящихся в социально опасном положении, явное бездействие в сфере формирования условий жизнеобеспечения детей и подростков, защите их прав и законных интересов.

Именно поэтому на коллегии была высказана озабоченность расширением масштабов безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а следовательно, и обострением криминальной активности в подростковой среде, формированием устойчивых мотивов противоправного поведения.

Подчеркивалось, что в ряде МВД ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации не сформирована система комплексной профилактической работы по предупреждению преступлений несовершеннолетних, принижена роль соответствующих подразделений милиции общественной безопасности, недостаточны усилия в разрешении указанных проблем подразделений службы криминальной милиции. Работе по предупреждению правонарушений в подростковой среде руководители ОВД должного внимания не уделяют.

Следовательно, неблагоприятные тенденции правонарушений (или преступности) несовершеннолетних требуют в настоящее время не только надлежащего выполнения возложенных на сотрудников ОВД и всех заинтересованных служб обязанностей, но и своевременной корректировки деятельности и оперативного решения возникающих проблем. Именно поэтому коллегией Министерства внутренних дел Российской Федерации принят ряд важнейших решений. В частности, коллегия одобрила Комплексную программу совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Приняты также важные решения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты в этой сфере, намечены меры по укреплению кадрового состава подразделений по делам несовершеннолетних, оптимизации нормативов штатной численности: один инспектор на 1,5-2 тыс. несовершеннолетних в условиях города и один инспектор в расчете на сельскую или поселковую администрацию населенных пунктов, в которых численность несовершеннолетних составляет не более 500.

Решено укрепить управленческое звено на уровне МВД России. Прорабатывается вопрос о создании в структуре ГУООП СОБ МВД России управления по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а также об укреплении подобных подразделений этой службы в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2003 г. введена форма (ежеквартальной) статистической отчетности «Несовершеннолетние» о результатах работы подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции, органов предварительного следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД, УВДТ субъектов Российской Федерации поручено взять под особый контроль и ежеквартально оценивать результаты работы по реализации требований ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказов, указаний МВД России.

За короткое время Межведомственный оперативный штаб стал достаточно эффективной управленческой структурой, реально влияющей на организацию взаимодействия субъектов профилактики и уровень их работы. На его заседаниях рассматриваются самые актуальные вопросы состояния предупредительной работы в подростковой среде, заслушиваются руководители заинтересованных министерств и ведомств, в том числе регионального уровня.

Читайте так же:  Судебные расходы банка

Подводя итоги развития в России системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, следует сделать вывод о том, что подходы к решению этой важнейшей проблемы за исторический путь менялись неоднократно. Однако совершенно очевидно, что спады и подъемы во многом зависели от ряда факторов — прежде всего состояния экономики страны, личной воли и участия руководителей государства в решении данной проблемы.

Ряд ученых подразделяют историю этого вопроса на несколько этапов. Если следовать их логике, то сегодня мы живей в период подъема интереса к решению данного вопроса со стороны государства и общества, активизации многих направлений профилактической работы, в том числе и в области принятия весьма важных управленческих решений. Налицо процесс совершенствования управления системой профилактики правонарушений несовершеннолетних, важной составной частью которого является принятие ряда законодательных правовых мер.

Эволюция ювенального права в дореволюционной России привела к созданию в начале XX столетия специализированных судов для несовершеннолетних. С 1917 г. начался поиск иных путей и форм работы с несовершеннолетними правонарушителями, многие из которых оказались нежизнеспособными. К сожалению, историческая практика глубоко не анализировалась, а накопленный опыт использовался недостаточно. Все это приводило к повторению ошибок, отступлениям от гуманизации мер борьбы с детской преступностью. В результате только к началу XXI века в нашей стране сформулирована и получила законодательную основу идея построения эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а из прошлого столетия реанимированы планы создания ювенальных судов.

Источник: http://studbooks.net/1147092/pravo/sistema_profilaktiki_pravonarusheniy

«Совершенствование социально-психолого-педагогической работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»
методическая разработка на тему

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet_organizaciya_raboty_shkoly_po_profilaktike_beznadzornosti_i_pravonarusheniy_nesovershennoletnih.ppt 1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Совершенствование социально-психолого-педагогической работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних Педагогический совет Автор: Борш В.А., зам.директора по воспитательной работе

« Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу — в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать» В.А.Сухомлинский

Человек – это просто Я, Это ты и моя семья, Это все, кто умеет дружить, Размышлять, сочинять и любить. Иногда он бывает опасным и злым. Но он все же прекрасен, как синий дельфин. Это сложное существо, Очень странным бывает оно.

Профилактика безнадзорности и правонарушений – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и общественным деяниям несовершеннолетних. Осуществляется в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение – деяние, противоречащее принятым в государстве правовым нормам, влекущее применение мер правового воздействия. Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

Статус «СОП» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом. Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или их законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места постоянного пребывания; несовершеннолетний, находящийся в СОП, лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья; совершает правонарушения или антиобщественные деяния.

анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе; знакомство с новыми формами, методами и приемами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; разработка механизма действий по предупреждению бродяжничества несовершеннолетних. Цель педсовета

определить проблемные направления в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями. Задачи педсовета

Актуальность обсуждаемой проблемы. Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Неблагополучие в семьях является одной из основных причин среди несовершеннолетних.

Обобщенная характеристика неблагополучия семьи Семейное неблагополучие выделяется по следующим факторам: Социально-экономические: отсутствие постоянных минимальных доходов, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие.

Социально-демографические: распад семьи, неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, ранние внебрачные роды, семьи с повторным браком и сводными детьми, появление отказных детей.

Медико-социальные: экологически неблагополучные условия, хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями, отягощенная наследственность детей при алкогольном зачатии.

Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры, раннее приобщение к алкоголю детей и подростков, распутство, бытовые преступления родителей.

Социально-психологические: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, низкий образовательный уровень, насилие в семье, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка.

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики, к которым относятся: КДНиЗП, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, образовательное учреждение. Вывод

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ)

По данным социальных паспортов

Можно сказать, что профилактика позволяет уберечь общество от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

Читайте так же:  Оформление загранпаспорта старого и нового образца

Работа школы-интерната по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений строится на основе нормативно-правовой базы: Кодекс РФ «Об административно-правовых правонарушениях»; ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ № 51 ФЗ; Семейный кодекс РФ № 223 ФЗ; ФЗ «Об образовании» и др.

Программа по профилактике правонарушений и преступлений принята на совещании при директоре в 2008г. В этом учебном году разработана новая программа, главная цель которой – создание наиболее благоприятных условий для обучения и воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов, психологического благополучия всех участников образовательного процесса.

Для этого необходимо осуществлять комплекс мер разного уровня: психодиагностику Социально-психолого-педагогическое консультирование Оперативную психолого-педагогическую помощь Психическое развитие и психокоррекцию

Система педагогического воздействия на воспитанника воспи-танник семья классный руководитель, воспитатель родительский комитет психолог МО классных руководителей администрация школы классный коллектив СП правонарушений творческие мероприятия педагог-организатор служба доверия педагоги-предметники социальный педагог

Механизмы воздействия по решению СП: Постановка на внутришкольный учет Направление ходатайства в КДН и ЗП Направление ходатайства в ПДН ОВД Направление ходатайства в соцзащиту…

Алгоритм работы с «трудным» подростком I ЭТАП ПОДРОСТОК личностные особенности самооценка интеллектуальное развитие характер взаимоотношений в классе ДИАГНОСТИКА

Алгоритм работы с «трудным» подростком II ЭТАП ПОДРОСТОК групповые и индивидуальные встречи с родителями работа с учителем-предметником индивидуальная работа с подростком тренинг личностного роста КОРРЕКЦИЯ тренинг жизненных умений и профориентация

C еминар-практикум «Создание атмосферы психологической поддержки в классе». Памятка для педагогов. Верить в человека, ибо воспитательное воздействие строится так: чем больше педагог критикует ребенка, говоря, что он превращается в отпетого типа, тем больше его привлекает к плохим компаниям. Не утверждать, не показывать на вид неполноценность, а опираться на то новое, положительное, что появилось в ребенке, т.к. все дети имеют веру в истинность. Найти сильные стороны у каждого воспитанника и их развивать, на них опираться в воспитании. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания в коллективе. Поднимать их авторитет. Не выставлять проступки детей на всеобщее обозрение. Не унижать воспитанников. Не читать длинных нотаций. Для снятия стрессовых состояний детей можно использовать грушу для битья. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.

Профилактика раннего семейного неблагополучия. Открытый классный час по теме «Если добрый ты – это хорошо» Опыт работы Суслопаровой Алевтины Леонидовны, Марковой Галины Александровны, Стариковой Людмилы Анатольевны. Красных Алевтина Аркадьевна приглашает нас на открытое родительское собрание 1 апреля.

Пути эффективного взаимодействия педагогов и воспитанников в начальной школе и среднем звене Вовлечение учащихся в различные виды полезной деятельности Кружковая работа Занятия ручным трудом Органы самоуправления КТД класса и школы Шефская помощь

Рукам – работа, душе – праздник. Всякое дело концом хорошо. Где желанье и труд, там поля цветут. Человек от лени болеет, от труда здоровеет. Когда не ладятся дела, мне помогает похвала.

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком. Успех от хорошо выполненной работы наполняет сердце ребенка радостью и влечет его вновь браться за дело. И чем больше было потрачено усилий, тем сильнее чувство радости от успеха». В.А.Сухомлинский

Формы, приемы и методы работы классного руководителя по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений. Народная мудрость гласит: «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют. Самый умный человек остается невеждой, если его не обучают». Воспитывать – значит творить, то есть сжимать собственное сердце и всякий раз искать, думать, сравнивать, переживать, волноваться. (Е.Н.Ильин) Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж.Ж.Руссо) Воспитывая ласкай, а не таскай. Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера. Трудно привести к добру нравоучениями, легко- примером. Злое слово несет беду устам, его сказавшим.

РАБОТА В ГРУППАХ. Работа с семьей как основное направление профилактической работы. 1. Руководитель группы Малькевич Е.Ю. Задание: Плюсы и минусы традиционных форм взаимодействия школы с семьей. 2. Руководитель группы Кокорина О.В. Задание: Плюсы и минусы нетрадиционных форм взаимодействия школы с семьей. 3. Руководитель группы Кондакова Е.В., специалист по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних. Задание: Формы работы с семьей, находящейся в СОП. 4. Руководитель группы Киселева Е.В. Задание: Рекомендации классному руководителю, воспитателю для успешного взаимодействия с родителями.

МС(К)ОУс(к) Школа-интернат VIII вида пгт. Кумены Администрация СП ДДТ ЦЗН ЦКД ЦСПСиД Отдел по делам молодежи Музей ДЮСШ Библиотека ПУ ЦРБ, ФАП Детский фонд г. Киров ПДН ОВД КДНиЗП

«Программа-минимум» Классный руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.

«В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен лежать сердечный, любовный подход к ребенку. Чем ближе подошел педагог к ребенку, тем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания» В.П. Кащенко

Рефлексия Я пришла к выводу, что… Меня взволновало… Мне хочется сказать… Считаю, что педсовет… Хочется надеяться…

Желаю вам терпения, уважения и доверия друг к другу, к воспитанникам, родителям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/10/sovershenstvovanie-sotsialno-psikhologo-pedagogicheskoy-raboty

Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here