Работа прокуратуры по жалобам граждан

Прокуратура Московской области

Деятельность органов прокуратуры в этом направлении регламентируется: Конституцией Российской Федерации (ст.33), Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-I», Федеральным законом «Уголовно-процессуальный Кодекс РФ» от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введённой в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, а также приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Московской области.

В органах прокуратуры области в соответствии с их полномочиями разрешаются поступившие от граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также должностных и иных лиц заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях законов на территории области.


Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Без разрешения может быть оставлено обращение, если по содержанию оно лишено логики и смысла, если в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, о чем в течение 7 дней сообщается заявителю. Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

По обращениям, поступившим в форме электронного документа, на адрес электронной почты заявителя в течение 7 дней со дня регистрации направляется уведомление о невозможности разрешения обращения с предложением восполнить недостающие данные.

Обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, может быть оставлено без рассмотрения. Об этом в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение.

Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее – полно, объективно и неоднократно проверялось, и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом органа прокуратуры.

Заявителю либо его представителю (дееспособному лицу, имеющему надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя), по письменному заявлению предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц, и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами и снимать с них копии принимают соответствующие прокуроры и их заместители, начальники управлений и отделов.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней.

Срок разрешения обращений исчисляется с момента их регистрации в органах прокуратуры. При продлении срока рассмотрения обращения об этом одновременно уведомляются заявители.

Если по жалобе или заявлению принесен протест, предъявлен иск или использовано иное прокурорское полномочие, заявителю сообщается о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах их рассмотрения.

В каждой прокуратуре устанавливается ящик «Для обращений и заявлений», который размещается в приёмной, а в городских, районных и специализированных прокуратурах — в доступном для заявителей месте. Корреспонденция из него извлекается ежедневно, а затем передается для рассмотрения и разрешения в соответствующие подразделения и исполнителям.

Источник: http://mosoblproc.ru/rabota-s-obrashheniyami-grazhdan/poryadok-rassmotreniya-obrashheniy-grazhdan-v-organah-prokuraturyi-moskovskoy-oblasti/

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. N 45

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

ГАРАНТ:

О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 декабря 2007 г. N 212

Источник: http://base.garant.ru/10164358/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/

Организация работы с обращениями граждан в военной прокуратуре Каспийской флотилии

Автор: Дрыгина Н.Н., Дрыгин А.А.

Читайте так же:  Как написать академический отпуск в институте

Дрыгина Н.Н., Дрыгин А.А.

Астраханский государственный университет

специальные формы для учета и регистрации обращений

особые отметки на обращениях

Военная прокуратура Каспийской флотилии является одной из старейших в Южном военном округе. Ей поднадзорны все воинские части и соединения на территории Астраханской области.

Главным направлением работы военной прокуратуры Каспийской флотилии являются надзорные мероприятия в сфере соблюдения прав и свобод военнослужащих и членов их семей.1

Обращения военнослужащих и членов их семей должны быть рассмотрены в сроки, определенные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»2. Помимо данного закона органы военной прокуратуры Каспийской флотилии при рассмотрении обращений и приеме граждан также руководствуются федеральными законами: «О прокуратуре Российской Федерации»3, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».4

Порядок приема, учета, регистрации обращений и запросов, их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения поступивших обращений устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.5

В военной прокуратуре Каспийской флотилии организационно-распорядительными документами определен круг должностных лиц, на которых возложены обязанности по обеспечению объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения обращений.

Обязанности между сотрудниками распределены приказом военного прокурора Каспийской флотилии от 09.01.2013 № 1 «О распределении обязанностей между офицерами, государственными гражданскими служащими и гражданским персоналом военной прокуратуры Каспийской флотилии»6.

Все обращения, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования, учитываются в книге регистрации обращений.

Обращения, принятые по «телефону доверия», также фиксируются в книге регистрации обращений.

Все поступившие обращения подлежат регистрации в течение 3 дней с момента их поступления в органы военной прокуратуры Каспийской флотилии.

КНИГА

регистрации обращений в военной прокуратуре Каспийской флотилии

Дата поступления, регистрации (число, месяц, год) вх. №

Фамилия, имя, отчество заявителя, его отношение к военной службе, домашний адрес, поднадзорность ВПО/ВГП, отметка о дубликате, повторном обращении

Краткое содержание обращения с его конкретизацией (предложение, заявление, жалоба, ходатайство, коллективное обращение)

Кому и когда передано для исполнения, подпись исполнителя, дата получения

Срок исполнения, данные о продлении срока

Когда и какое принято решение, исх. №

Дело, в которое подшиты документы

Военная прокуратура Каспийской флотилии не имеет своего сайта, поэтому обращения в электронной форме могут быть оформлены только на сайте Главной военной прокуратуры, где открыт раздел «Интернет-приемная».

Предварительное рассмотрение обращений в Главной военной прокуратуре осуществляет приемная Главной военной прокуратуры.

В Главной военной прокуратуре обращения и прилагаемые к ним документы регистрируются в алфавитной картотеке и автоматизированной программе по учету обращений, в структурных подразделениях Главной военной прокуратуры после поступления из Приемной — в книге регистрации обращений. В автоматизированном информационном комплексе «Надзор» поступившие обращения регистрируются в соответствии с Инструкцией об организации документооборота с использованием автоматизированного информационного комплекса «Надзор».

Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Главной военной прокуратуры, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Ответ на электронное обращение направляется заявителю по указанному почтовому адресу или адресу электронной почты. Обращения, поданные в электронной форме на сайте Главной военной прокуратуры, могут быть переадресованы в военную прокуратуру Каспийской флотилии.

Обращения, поступающие в военную прокуратуру Каспийской флотилии из вышестоящих органов, могут находиться на особом контроле и иметь соответствующую отметку. При поступлении такого обращения надзорные (наблюдательные) производства заводятся незамедлительно. Учет обращений и обращений с контролем (особым контролем) ведется раздельно.

При рассмотрении обращений, находящихся на контроле (особом контроле), составляется мотивированное заключение. Такое заключение утверждается военным прокурором.

При направлении обращения с контролем (особым контролем) в другие прокуратуры или другие органы с него в обязательном порядке снимается копия, которая приобщается к надзорному (наблюдательному) производству или подшивается в дело с копией сопроводительного письма.

Материалы надзорных (наблюдательных) производств по обращениям носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению. С ними могут знакомиться только работники военной прокуратуры, имеющие к ним непосредственное отношение.

На каждом обращении в обязательном порядке должностным лицом проставляется резолюция, которая содержит конкретные поручения о порядке, характере и сроке исполнения обращения, обеспечивающих объективное, всестороннее и своевременное разрешение поставленных вопросов. Резолюция проставляется на самом обращении в свободной от текста зоне разборчивым почерком либо на отдельном листе и должна иметь подпись должностного лица, ставившего резолюцию, и дату проставления.

Обращения передаются непосредственным исполнителям не позднее 3 суток с момента их регистрации.

Исполнители, работающие с обращением, заводят контрольные карточки. За объективность и полноту отраженных в них сведений они несут персональную ответственность.

Сроки рассмотрения обращений и запросов исчисляются с момента их регистрации в военной прокуратуре, а окончанием срока рассмотрения обращения или запроса считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.

При проведении дополнительной проверки, истребовании материалов и в других исключительных случаях срок рассмотрения обращения продлевается военным прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

Если за рассмотрением обращения был установлен контроль вышестоящей прокуратурой, то о продлении срока также уведомляется должностное лицо вышестоящей прокуратуры, установившее контроль рассмотрения обращения. В уведомлении указываются предварительные результаты проверки вопросов, поставленных в обращении, причины и основания продления сроков.

При направлении ответа на обращение заявителю возвращаются все ранее приложенные им к обращению документы. При необходимости копии этих документов могут быть приобщены к надзорному (наблюдательному) производству. Не подлежат возврату документы и материалы, направленные заявителем в органы прокуратуры в электронном виде.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлен порядок проведения личного приема граждан.7 В ней впервые устанавливается прямая обязанность проводить прием граждан непосредственно руководителями организаций и учреждений.

В военной прокуратуре Каспийской флотилии прием граждан проводится в течение рабочего дня должностным лицом, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также военным прокурором и его заместителем (по их поручению другими работниками) согласно графику, который размещается в доступном для граждан месте.

Военнослужащие и члены их семей могут обращаться в органы военной прокуратуры как в письменной, так и в устной форме.

Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись в карточке личного приема гражданина.

Читайте так же:  Фбу лаборатория судебной экспертизы

В отдельных случаях при сложном характере вопросов, а также при необходимости дополнительной проверки изложенных в устном обращении фактов, должностные лица обязаны дать соответствующие поручения ответственным исполнителям.

При личном приеме содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина.

Копия карточки личного приема может быть выдана гражданину на руки по его просьбе.

Карточка

личного приема гражданина

Фамилия, имя, отчество гражданина

Видео (кликните для воспроизведения).

Адрес (почтовый либо электронной почты), по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения __________________________________________________________________________

Краткое содержание устного обращения______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткое содержание письменного обращения (количество листов с приложениями) ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Результат приема (принято обращение, дано разъяснение) _____________________________________________________________________________________________________________________________________

(Должность, фамилия, инициалы, подпись принимавшего)

На письменных обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка «с личного приема».

В ходе личного приема в необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснения, куда и в каком порядке им следует обращаться, если они обратились не по адресу.

Учет обратившихся на прием граждан и обращений, принятых на личном приеме, в военной прокуратуре Каспийской флотилии ведется в книге регистрации приема посетителей.

КНИГА РЕГИСТРАЦИИ ПРИЕМА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Источник: http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?480

Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан

Работу прокурора но рассмотрению обращений и приему граждан следует считать составной частью правозащитной функции прокуратуры, подчинив ее решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45, устанавливает порядок рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб граждан, должностных и других лиц, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных (законодательных) органов субъектов РФ, а также организации приема граждан, должностных и других лиц в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры РФ.

Положения данной Инструкции распространяются на заявления, жалобы, запросы (обращения), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные наличном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.п.) они в пятидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Обращения граждан, а также руководителей коммерческих структур и иных организаций, не содержащие сведений о фамилии или местонахождении (адреса) заявителя, признаются анонимными, остаются без рассмотрения, а при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях – направляются в правоохранительные органы по принадлежности.

Предварительное рассмотрение обращений и запросов в Генеральной прокуратуре РФ осуществляет управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах – отдел писем, старший помощник прокурора по рассмотрению писем и приему граждан.

В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах все поступающие заявления, жалобы, запросы (обращения) после регистрации передаются на рассмотрение прокурору или его заместителям в соответствии с распределением обязанностей.

Заявления, жалобы, запросы (обращения), разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в пятидневный срок с момента поступления подлежат направлению соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителей. При пересылке заявлений, жалоб, запросов (обращений) вышестоящему прокурору к ним прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для разрешения обращения.

После предварительного рассмотрения для доклада Генеральному прокурору РФ либо лицу, его замещающему, передаются:

Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур передаются обращения:

  • – членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
  • – высших должностных лиц субъектов РФ;
  • – депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • – руководителей судебных и правоохранительных органов субъектов РФ, а также органов военного управления;
  • – руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
  • – в которых обжалуются решения их заместителей, начальников управлений (отделов), старших помощников (помощников) прокуроров субъектов РФ, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона, прав и свобод человека и гражданина;
  • – других лиц по фактам коррупции, злоупотребления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками прокуратуры субъекта РФ, а также должностными лицами законодательных (представительных) органов государственной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок проверки заявлений, жалоб, запросов (обращений), обеспечивающий наиболее полное, оперативное и квалифицированное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется Генеральным прокурором РФ, его заместителями, начальниками управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, прокурорами городов, районов, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, их заместителями.

Парламентские и депутатские запросы, обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, заявления и жалобы, взятые на особый контроль Генеральным прокурором РФ, в том числе жалобы на решения прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров разрешаются, как правило, с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, материалов прокурорских проверок.

Заявления, жалобы, запросы (обращения) о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов РФ, проверяются с выездом на место. Для обеспечения полноты и объективности проверок к проведению их могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – сами заявители.

Парламентские запросы разрешаются непосредственно в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ. Направление их для разрешения в прокуратуры субъектов РФ не допускается.

Запрещается направление заявлений, жалоб, запросов (обращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения. При необходимости полного, всестороннего и объективного исследования доводов заявителей нижестоящим прокурорам дается поручение с указанием подлежащих проверке конкретных обстоятельств и сроков исполнения.

Заявление и жалоба могут быть оставлены без разрешения в случаях, если:

  • 1) повторное обращение не содержит новых данных, а все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверялись и ответ был дан соответственно прокурором города, района, прокурором субъекта РФ или приравненным к ним прокурором, а в центральном аппарате – старшим помощником Генерального прокурора РФ с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору;
  • 2) в обращении имеются выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, нецензурные выражения, а автор ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.
Читайте так же:  Жалобы на судей судебный участок

Оставление заявления и жалобы без разрешения производится по мотивированному заключению, которое утверждается прокурором города, района, военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, прокурором субъекта РФ, а в Генеральной прокуратуре РФ – одним из заместителей Генерального прокурора РФ, о чем одновременно сообщается заявителю за подписью исполнителя.

По итогам разрешения парламентских и депутатских запросов, обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, заявлений и жалоб, взятых на особый контроль, связанных с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, материалов прокурорских проверок в обязательном порядке составляется мотивированное заключение, утверждаемое одним из руководителей подразделения Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, а также прокуратуры города, района, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры.

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (прекращенными производством уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т.п.), в той мере, в которой это не противоречит требованиям о соблюдении государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.

Заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня получения или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ срок.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок. При обращении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, необходимые документы или сведения направляются им безотлагательно, а при проведении дополнительной проверки – не позднее 30 дней со дня получения обращения.

Запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации разрешается в срок не позднее 15 дней со дня его получения, если в самом запросе не установлен иной срок.

Обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы, их заместителей, членов Государственного Совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также иные обращения по наиболее значимым вопросам, взятым на особый контроль, разрешаются безотлагательно.

Последним днем разрешения обращения в случае, когда установленный срок истекает в выходной или праздничный день, считается первый следующий за ним рабочий день. Срок разрешения обращения продлевается прокурором либо его заместителем с обязательным уведомлением заявителя, а также органа или должностного лица, направившего обращение, о причинах задержки и характере принимаемых мер.

Сообщения об итогах проверки запросов и обращений должны содержать юридически выверенный и мотивированный ответ на каждый изложенный в них довод. Подробная аргументация ответов на обращения, связанные с расследованием уголовных дел, приводится либо после окончания, либо во время проведения расследования в форме, не раскрывающей тайну предварительного следствия. В случаях отмены постановлений органов следствия и дознания, принесения протестов, предъявления исков и применения иных мер прокурорского реагирования заявитель уведомляется о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах окончательного разрешения вопросов, поставленных в обращениях.

Ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разъяснением по существу обращения направляет рассматривающий его прокурор либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры. Решение об отклонении обращения в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах принимает и дает ответ заявителям прокурор или его заместитель.

В Генеральной прокуратуре РФ прием граждан, представителей государственных и общественных организаций осуществляется отделом по приему граждан в день их обращения с участием отраслевых подразделений. К приему привлекаются преимущественно те прокуроры управлений и отделов, которые будут разрешать обращения.

Генеральный прокурор РФ, его заместители осуществляют прием граждан с обращениями, решения по которым принимались начальниками управлений и отделов (на правах управлений).

В прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах прием проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в помещении прокуратуры. Порядок приема в вечернее время и выходные дни устанавливается руководителем соответствующей прокуратуры.

Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по жалобе принимает и ответ на нее дает руководитель прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме. Устные обращения заявителей подлежат регистрации в книге личного приема, где отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.

Источник: http://studme.org/95338/pravo/organizatsiya_raboty_zhalobami_zayavleniyami_obrascheniyami_grazhdan

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Значение работы органов прокуратуры с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в системе действий по укреплению законности и правопорядка

Значение работы органов прокуратуры с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в системе действий по укреплению законности и правопорядка

АВТОРСКОЕ ПРАВО
Алиев Х. О.

В статье автор рассматривает сущность, значение и задачи работы органов прокуратуры с предложениями, заявлениями и жалобами граждан, должностных лиц, а также коллективов в системе действий по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, а также укрепления законности и правопорядка на всей территории Российской Федерации.

Проблемы защиты прав граждан приобретает особую значимость в период реформирования российского общества, поскольку состояние их обеспечения становится основным критерием демократического государства, его приверженно­сти правовым началам и общечеловеческим ценностям.

Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина каким-либо органом или организаци­ей, за их защитой лицо может обращаться в вышестоящие ор­ганы или организации. Если обращающийся не получает на свои письма, заявления, жалобы удовлетворяющие его ответы от органов исполнительной власти и других властных струк­тур, а также от организаций, у человека возникает необходи­мость обратиться в органы прокуратуры. В сознании людей прокуратура прежде всего ассоциируется со структурой, сле­дящей за соблюдением законов и законностью всеми и повсе­местно. И уж в прокуратуре можно найти управу на тех, кто не соблюдает закон. Это верное формальное представление, поскольку прокуратура — специализированная структура в сфере поддержания законности.

Читайте так же:  Исковое заявление в упрощенном порядке

Поэтому в сегодняшних условиях основой деятельности прокуратуры должны стать вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, что объясняется органической связью данной деятельности прокуратуры с ее деятельностью по за­щите интересов государства и общества.

Рассмотрение обращений граждан занимает важное ме­сто в общем объеме работы органов прокуратуры. Число об­ращений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Статистика последних лет убе­дительно свидетельствует, что число обращений граждан в органы прокуратуры более чем в 10 раз превышает число за­явленных в суды исков. Сказанное свидетельствует о том, что граждане России широко используют предоставленное им конституционное право личного обращения в государствен­ные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя свое право на об­ращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, социальной справедливости.

Однако анализ законодательства, регулирующего рас­смотрение обращений в органах прокуратуры, и практики рассмотрения таких обращений в указанных органах показы­вает, что добиться через прокуратуру соблюдения законности и восстановления нарушенных прав и свобод человека и граж­данина бывает также не очень просто.

Обращения граждан являются основным поводом, обу­словливающим необходимость вмешательства со стороны ор­ганов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенной законности. Обра­щения граждан являются, с одной стороны, существенным ис­точником информации, необходимой для решения вопросов государственного строительства, с другой — одной из важней­ших форм и гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства.

Рассматривая и разрешая обращения (запросы), орга­ны прокуратуры получают информацию о нарушениях за­конности, допускаемых как поднадзорными объектами, так и самими органами и учреждениями прокуратуры. Работа с обращениями способствует совершенствованию деятельно­сти прокуратуры в целом, позволяет узнать складывающееся общественное мнение о прокуратуре.

При этом обеспечение эффективности прокурорского надзора требует такой организации работы прокуратуры, чтобы она постоянно располагала объективной и достаточно полной информацией о состоянии законности (нарушениях и обстоятельствах, способствующих нарушениям).

Органы прокуратуры организуют работу таким образом, чтобы каждое обращение получило своевременное, объектив­ное и всестороннее разрешение в той прокуратуре, к компе­тенции которой относится решение вопроса. Обеспечивается установленный порядок приема, регистрации и прохождения обращений, полученных на личном приеме, по почте, факси­мильной связи, телеграфу или иным путем.

Общими задачами работы по рассмотрению обращений (запросов):

— защита прав и свобод человека и гражданина, восста­новление нарушенной законности, укрепление законности и правопорядка;

— удовлетворение обоснованных обращений и пресече­ние нарушений законов средствами прокурорского реагиро­вания;

— выработка мер по совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры, устранению ошибок и недостат­ков.

В этих целях и для решения, поставленных задач прика­зом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. № 200 утверж­дена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и при­ема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации. Поступающая информация в данной инструкции определена как обращение, заявление, жалоба, ходатайство, коллективное обращение.

Следует иметь в виду, что термин обращение носит ро­довой, обобщающий характер, объединяя изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, хо­датайства или жалобы должностных лиц, граждан либо кол­лективов.

Резюмируя изложенное, рассмотрение и разрешение об­ращений в органах прокуратуры можно определить как вид деятельности данного государственного органа и его долж­ностных лиц, являющийся составной частью правозащитной функции прокуратуры, подчиняющийся решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению за­конности и правопорядка.

Ответственность за организацию работы с обращениями возложена на руководителей органов прокуратуры. Прини­мая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявле­ния граждан, прокуроры имеют возможность изучать обще­ственное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятель­ности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем приказе № 200 тре­бует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Генеральный прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресече­нию нарушений законов, используя в полном объеме полно­мочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

Источник: http://www.eurasialegal.info/index.php/legal-articles/322-avtorskoe-pravo/5162-2016-11-30-09-19-11

ИНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ (УЧАСТКИ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

В результате изучения гл. 19 студент должен:

  • • специфику организации в органах прокуратуры работы с обращениями граждан;
  • • основные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности;
  • • ключевые направления взаимодействия органов прокуратуры с органами публичной власти и институтами гражданского общества;
  • • специфику деятельности органов прокуратуры по контролю за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам;
  • • формулировать основные направления деятельности органов прокуратуры но предупреждению правонарушений;
  • • разъяснять специфику ведения органами прокуратуры государственного учета;
  • • работы с обращениями в органы прокуратуры;
  • • подготовки предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Работа прокуроров с обращениями граждан

В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре на прокурорах лежит обязанность рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Право обращения фаждан с жалобами и заявлениями в государственные или иные органы, являясь одним из конституционно-правовых институтов, закрепленных в ст. 33 Конституции РФ, активно используется прокурорами в качестве одного из важнейших способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, а в определенной мере и государственных интересов. Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. В последние годы наблюдается рост поступающих в органы прокуратуры жалоб и заявлений. Рассмотрением и разрешением жалоб в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники.

Работа с обращением граждан строится с соблюдением требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2013 №45.

Рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры получают ценную информацию, с одной стороны, о нарушениях прав и свобод граждан, об органах, должностных и иных лицах, их нарушающих, о совершенных преступлениях и о многих других негативных явлениях, и с другой — о недостатках в работе органов прокуратуры, недостойном поведении ее работников. Все это имеет большое значение в плане совершенствования многогранной деятельности прокуратуры.

Генпрокурор РФ требует от прокуроров всех звеньев работу с обращениями граждан подчинять решению задачи защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать ее таким образом, чтобы каждое обращение получило своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится разрешение вопроса (п. 5 приказа Генпрокурора РФ от 30.01.2013 №45).

Читайте так же:  Срок обжалования кассационного определения по гражданскому делу

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб, иных обращений граждан и приему посетителей организует, контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан организовать работу так, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб, иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления прокурорскими работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.

В составе Генпрокуратуры РФ имеется специализированное управление по рассмотрению обращений и приему граждан; в прокуратурах субъектов РФ и им равных прокуратурах — отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генпрокурора РФ, регулирующих этот участок работы.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием посетителей в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников нринимает. В офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Прокурорские работники могут также проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях. В соответствии с требованиями Генпрокурора РФ руководители прокуратур обязаны лично принимать граждан не реже одного раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражаются сведения о гражданине, обратившемся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.

В соответствии с действующей инструкцией в прокуратурах в доступном для граждан месте устанавливается ящик «для обращений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации поступающие в прокуратуру обращения докладываются прокурору-руководителю, который обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному прокурорскому работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа. Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в срок не позднее 30 дней, а не требующие изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Так, парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня регистрации или в иной срок, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ. Обращения, поступившие от Президента РФ, высших должностных лиц РФ и субъектов РФ, а также обращения, взятые на особый контроль, разрешаются безотлагательно, но не позднее 30 дней — требующие проверки и 15 дней — не требующие проверки. Запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации разрешается прокурором в срок не позднее 15 дней со дня регистрации, если в самом запросе не установлен иной срок.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней, с обязательным сообщением об этом заявителю, в котором излагаются причины задержки и характер принимаемых мер (п. 5.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации).

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в ней обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым но заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.

По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной), иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).

После проверки всех обстоятельств заявления или жалобы исполнитель составляет мотивированное заключение с приведением доводов заявителя и их сопоставления с результатами проверки. По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства об административном правонарушении, об инициировании перед следственными органами возбуждения уголовного дела. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/278136/pravo/inye_napravleniya_uchastki_deyatelnosti_prokuratury

Работа прокуратуры по жалобам граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here