Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в школе

ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
рабочая программа ( класс) на тему

Цель программы: обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Скачать:

Вложение Размер
programma_profilaktiki_beznadzornosti.docx 52.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА
МКОУ СОШ №1 г. ИПАТОВО

№487 от 31.08.2015 г.

« Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних »

на 2015-2020 годы

Программа по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Заместитель директора – Струева Е.Л.

Социальный педагог- Гончарова Л.И.

Педагог- психолог- Маханько Е.О.

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Сроки реализации программы

Педагогический коллектив МКОУ СОШ №1 г. Ипатово

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  • стабилизация числа беспризорных детей — подростков;
  • преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых, порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • нарушения прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Современная образовательная организация оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в школе, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ СОШ №1 г. Ипатово.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным организациям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании РФ», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными организациями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Обучающиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества обучающихся, подвергающихся вредным привычкам: табакокурению, алкоголизму, наркомании.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъекта РФ.

— обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

— создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

— повышение уровня профилактической работы с подростками в образовательной организации;

— защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

— создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

— осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

— осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

— развитие системы организованного досуга и отдыха детей « группы риска».

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа с обучающимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками девиантного поведения и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование работников законодательное обеспечение

Задача индивидуальной работы с подростками девиантного поведения состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Работа выстраивается в несколько этапов:

Изучение подростка и окружающей его среды

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование адекватного социального опыта поведения, изменений, профориентационная работа

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.

Программу реализует администрация образовательной организации(с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог психолог, активные родители.

В целях профилактики безнадзорности в ОО работают разнообразные кружки и секции

Планы мероприятий по каждому блоку работы.

  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ОДН ОМВД г. Ипатова.
  • Организация работы школьного Совета профилактики.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Педагогический всеобуч для родителей.
  • Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
  • Составление социального паспорта классов, школы.
  • Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, стоящих на различных видах учёта.
  • Проведение акции «Вернуть детей в школу» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих образовательную организацию).
  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
  • Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, готовность к саморазвитию и др.
  • Заполнение карты сопровождения учащихся «группы «иска».

Профилактическая работа с обучающимися:

  • реализация системы воспитательной работы ОО;
  • проведение мероприятий совместно с ОДН ОМВД;
  • классные часы по пожарной безопасности;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • психологические тренинги;
  • проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.

Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:

  • вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • вовлечение обучающихся в планирование КТД в ОО;
  • охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • оказание помощи в трудоустройстве в летний период через Центр занятости;
  • привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы социального педагога, классного руководителя, администрации ОО с подростком;
  • приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
  • беседы инспектора ОДН;
  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • направление ходатайств, представлений в КДН, ОДН, опеку;
  • проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • выбор родительского комитета в классах.
  • выбор родителей в состав Общешкольного родительского собрания.
  • проведение «Дня открытых дверей» для родителей.
  • привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет.
  • посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении.
  • направление ходатайств в социально-реабилитационный центр.

Примерные темы родительского лектория:

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Семейные конфликты — причина употребления подростком ПАВ

4) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.

По профилактике правонарушений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения обучающихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские тренинги и др.

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по обучающимся и семьям «группы риска»

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия ОО и семьи,

— получение информации о «вредных» привычках обучающихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи

— получение информации о состоянии здоровья обучающихся.

-сформировать жизненную позицию ребёнка

-создание приоритетного родительского воспитания,

-организация педагогического просвещения родителей,

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

План мероприятий направленных на реализацию направлений программы

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/03/11/programma-profilaktika-beznadzornosti-i

Программа профилактики

Программа профилактики правонарушений несовершеннолетних

Содержимое разработки

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Читайте так же:  Ничтожной является сделка мнимая притворная

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).

2. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Организация профилактики безнадзорности и правонарушений в МАОУ «СОШ №18 г. Новотроицка».

Формирование у детей ценного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, профилактика алкоголизма и наркомании.

Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.Социально — педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

4.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними.

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, кружки, секции, привитие навыков здорового образа жизни.

Сроки и этапы реализации программы.


Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с 2015 -2018год.

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (январь — февраль )

 Анализ состояния профилактической работы за 2014-2015уч. год.
Работа с документацией.

II. Практический (январь 20015г.- июнь 2018г.)

• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.

III. Обобщающий (август 2018 г.)

• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

Прогозируемый результат внедрения

1. Воспитание законопослушного гражданина, через изучение основных законов государства.

2. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

3. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

4. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в селе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

В компетенцию образовательного учреждения МАОУ «СОШ № 18 г. Новотроицка» входит:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

— постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

Читайте так же:  Возражение на ходатайство об истребовании доказательств

— разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

— привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

— разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

— осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:

— разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

— направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года;

— совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;

-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

— разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;

— организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

— проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Это:

— организация обходов микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;

— организация работы школьного уполномоченного по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);

— организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;

— организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;

— создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;

— привлечение органов родительского самоуправления, и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;

— принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;

— создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

— обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.

4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:

— развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

— разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

— организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

— обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:

— организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

— включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

— использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;

— организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;

— привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

— создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.

Читайте так же:  Является временной остановкой судебного разбирательства по делу

Источник: http://videouroki.net/razrabotki/proghramma-profilaktiki.html

ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
рабочая программа ( класс) на тему

Цель программы: обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Скачать:

Вложение Размер
programma_profilaktiki_beznadzornosti.docx 52.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА
МКОУ СОШ №1 г. ИПАТОВО

№487 от 31.08.2015 г.

« Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних »

на 2015-2020 годы

Программа по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Заместитель директора – Струева Е.Л.

Социальный педагог- Гончарова Л.И.

Педагог- психолог- Маханько Е.О.

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Сроки реализации программы

Педагогический коллектив МКОУ СОШ №1 г. Ипатово

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  • стабилизация числа беспризорных детей — подростков;
  • преодоление тенденции роста числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых, порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • нарушения прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Современная образовательная организация оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в школе, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ СОШ №1 г. Ипатово.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным организациям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании РФ», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными организациями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Обучающиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества обучающихся, подвергающихся вредным привычкам: табакокурению, алкоголизму, наркомании.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъекта РФ.

— обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

— создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

— повышение уровня профилактической работы с подростками в образовательной организации;

— защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

— создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

— осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

— осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей;

— развитие системы организованного досуга и отдыха детей « группы риска».

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа с обучающимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками девиантного поведения и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Читайте так же:  Как взыскать моральный вред

Задача индивидуальной работы с подростками девиантного поведения состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Работа выстраивается в несколько этапов:

Изучение подростка и окружающей его среды

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование адекватного социального опыта поведения, изменений, профориентационная работа

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.

Программу реализует администрация образовательной организации(с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог психолог, активные родители.

В целях профилактики безнадзорности в ОО работают разнообразные кружки и секции

Планы мероприятий по каждому блоку работы.

  • Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ОДН ОМВД г. Ипатова.
  • Организация работы школьного Совета профилактики.
  • Проведение тематических классных часов.
  • Педагогический всеобуч для родителей.
  • Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
  • Составление социального паспорта классов, школы.
  • Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, стоящих на различных видах учёта.
  • Проведение акции «Вернуть детей в школу» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих образовательную организацию).
  • Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
  • Анкетирование обучающихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, готовность к саморазвитию и др.
  • Заполнение карты сопровождения учащихся «группы «иска».

Профилактическая работа с обучающимися:

  • реализация системы воспитательной работы ОО;
  • проведение мероприятий совместно с ОДН ОМВД;
  • классные часы по пожарной безопасности;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • психологические тренинги;
  • проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.

Организация досуговой деятельности обучающихся «группы риска»:

  • вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • вовлечение обучающихся в планирование КТД в ОО;
  • охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • оказание помощи в трудоустройстве в летний период через Центр занятости;
  • привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы социального педагога, классного руководителя, администрации ОО с подростком;
  • приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
  • беседы инспектора ОДН;
  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • направление ходатайств, представлений в КДН, ОДН, опеку;
  • проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • выбор родительского комитета в классах.
  • выбор родителей в состав Общешкольного родительского собрания.
  • проведение «Дня открытых дверей» для родителей.
  • привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет.
  • посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении.
  • направление ходатайств в социально-реабилитационный центр.

Примерные темы родительского лектория:

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Семейные конфликты — причина употребления подростком ПАВ

4) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.

По профилактике правонарушений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения обучающихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские тренинги и др.

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по обучающимся и семьям «группы риска»

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия ОО и семьи,

— получение информации о «вредных» привычках обучающихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи

— получение информации о состоянии здоровья обучающихся.

-сформировать жизненную позицию ребёнка

-создание приоритетного родительского воспитания,

-организация педагогического просвещения родителей,

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

План мероприятий направленных на реализацию направлений программы

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2016/03/11/programma-profilaktika-beznadzornosti-i

Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here