Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлена в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Согласно этому закону, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В указанном законе также используются следующие понятия:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящаяся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально‑педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

• социально‑педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят : комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних :

• безнадзорных или беспризорных;

• занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

• содержащихся в социально‑реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно‑воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

• употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

• совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

• совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

• освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

• не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

• обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

• условно‑досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

• получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

• освобожденных из учреждений уголовно‑исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно‑воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

• осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести[71]и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

• осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пользуются правами, указанными в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, а также в установленном порядке имеют право на:

• уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и суд;

• гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;

Читайте так же:  Чем отличается иск от встречного иска

• поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;

• получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;

• обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8618 —

| 7453 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/12_242239_gosudarstvennaya-sistema-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarusheniy-nesovershennoletnih.html

Глава 1. Проблемы безнадзорности несовершеннолених в современной россии

1.1. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.

Причины их возникновения

В начале нового века зафиксирован значительный рост детской безнадзорности и беспризорности. Численность детей, лишенных родительского попечения и контроля со стороны родителей достигла 1,5 миллиона, их количество ежегодно увеличивалось на 100-110 тысяч человек. Это дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектором личностных деформаций, искаженными личностными установками и интересами. Вырастая, они не умеют трудиться, создать семью и, таким образом, порождают иждивенчество, неустроенность, безнадзорность собственных детей.

Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 года №120-ФЗ предлагает следующие трактовки: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и места пребывания. [4,69]

Безнадзорность есть отсутствие надзора за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких- либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц. [34,9]

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

В Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей относящихся к этой категории. Это дети: потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсические и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность, осужденные условно и другие – всего 14 категорий.

Специалисты выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних:

К социально-экономическим относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемия, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростам числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. По мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса, число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронических больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни. [16,11]

Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места, вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.

Определенное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание инфраструктуры, обслуживающий отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.

Социально-психологические причины безнадзорности связаны с кризисом семьи, увеличение числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшение климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальными, физическими и эмоциональными насилиями со стороны взрослых.

Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализации общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайническом.

Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате без одного родителя остаются около 1300 детей, в дома ребенка передаются 30, «отбираются» у нерадивых родителей – 32, убегают из дома – 237. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих. [34.16]

Читайте так же:  Что означает мировое соглашение в суде

Мы провели опрос среди подростков с целью выяснить причины безнадзорности и беспризорности. Им был задан всего один вопрос: «В чем на ваш взгляд заключаются причины безнадзорности и беспризорности?».

Результат представлен на диаграмме:

В семье плохо обращаются с ними (избивают, унижают).- 46%

Родители алкоголики.- 40%

Малообеспеченная семья.- 7%

Находятся под строгим контролем родителей.- 2%

Хотят познать мир.- 5%

Большинство опрошенных подростков- 46% считают, что основной причиной, по которой дети убегают из дома является плохое обращение с ними в семье. 40% респондентов в качестве причины называют алкоголизм родителей. 7%- считает, что на побег из семьи детей толкает низкий материальный достаток. Желание познать мир «зовет» в дорогу 5% подростков, и 2% респондентов, считают, что подростки убегают из дома, стремясь вырваться из-под строгой опеки родителей.

Вывод напрашивается сам собой. Главная причина беспризорности коренится в семье. Чувствуя безразличие к своей судьбе самых дорогих людей, родителей, дети уходят из дома и пытаются решить свои проблемы самостоятельно, зачастую криминальными и жестокими способами.

Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкают детей к побегам.

Семейное неблагополучие – основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами риска безнадзорности становится безработица родителей и миграционные процессы. Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев выдвинули весьма острую проблему безнадзорности и беспризорности детей из семей беженцев. Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства. Это – клубы, кружки, комнаты школьника. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и многодетной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры. На смену этой системы не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью.

Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращения в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающая алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью. По данным Государственной Думы, 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находятся в зоне социального риска. 160 тысяч несовершеннолетних, уже переступивших черту закона, пребывают в колониях. [51,25]

Психологические причины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты социального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%.

В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Источник: http://studfile.net/preview/3564159/

14. Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственная политика в сфере предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав представляет собой, деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов федерации, органов местного самоуправления, входящих в данную систему профилактики, которая направлена на максимальное обеспечение справедливости и защиты интересов несовершеннолетних, создание благоприятных условий для их полного включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества, предупреждение и пресечение безнадзорности и правонарушений с их стороны.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

Читайте так же:  Апелляционная жалоба по взысканию долга

8) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима,

9) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и др.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства:

заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; приговор, определение или постановление суда; постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1) обеспечивают защиту от физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

3) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и др.

Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания

1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних.

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь.

3) принимают участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность

1) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

2) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях

3) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних и др.

Органы внутренних дел, органы опеки и попечительства проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.

Сначала о социальном воспитании вообще. Если в вопросе говорится осоциальном воспитании, надо вставить в ответ этот отрывок. Понятие «социальное воспитание» появилось на перепутье 19 и 20 века. В этом понятии воспитание рассматривается с точки зрения того, как влияет социум на воспитание. Сегодня оно употребляется для характеристики воспитания разных эпох, отличающихся друг от друга общественными и межличностными отношениями. То есть общественные отношения средних веков, эпохи Просвещения, 19 века, 20 века различаются. Соответственно, различается влияние общества на воспитание по целям, по содержанию и методам воспитания.

15.Основные тенденции благотворения и социального воспитания в Древней Руси. Социальная и педагогическая составляющая милосердной практики.

Эпоха средних веков охватывает время от крещения Руси в 10 веке до 18 столетия. Главная структура, организующая практику помощи нуждающимся людям, – церковь. Благотворение. Церковь опирается на религиозное учение, согласно которому, чтобы заслужить райскую жизнь после смерти, надо нравственно вести себя на земле. Нравственность выражается в молитве и ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Доброе дело – каждодневная милостыня человеку, протянувшему руку за помощью.

Социальная составляющая милосердия. Поскольку каждый человек должен был творить милостыню, в обществе появилась новая «сетка» отношений: индивидуальных (подача милостыни), но безличных (дающий и принимающий не знают друг друга).

Педагогическая составляющая милосердия. Церковь называла эту практику «учительной», то есть приучающей к добрым делам. Позже в 19 веке ученые писали, что «река милостыни» приучила русского человека к братолюбию, милосердию, добродеянию, состраданию. Так милостыня воспринималась вплоть до 20 века.

Однако в более позднее время милостыня стала профессиональной. Поэтому она перестала учить добродеянию, то есть утратила свои учительные свойства, Ближе к 16 веку количество нищих было так велико, что они составили угрозу обществу. То есть изменилась социальная составляющая милостыни. Поэтому против нее стали активно бороться государи, которым требовались рабочие руки.

Читайте так же:  Форма заключения психиатрического освидетельствования

Социальное воспитание. Социальное воспитание эпохи средних веков – это воспитание религиозное по целям, содержанию и методам. Оно «вписано» в религиозный контекст жизни. Отклонения от религиозного воспитания осуждаются и сурово наказываются. Церковь учила, что ребенка надо воспитывать «яко послушника». Это значит, что ребенок не может уклоняться от молитвы, что он должен приучаться к творению милостыни, что он должен во всем подчиняться родителям. Детство было коротким, смысл социального воспитания заключался в том, чтобы как можно раньше подготовить ребенка к взрослой жизни. Поэтому в 7-8 лет ребенок считался взрослым. В своей воспитательной деятельности церковь опирается на семью. Жизнь семьи строится так, как она описана средневековым священником Сильвестром в Домострое. Некоторые авторы употребляют термины «евангелическое воспитание» — это теплое воспитании и «ветхозаветное» воспитание – суровое, связанное с наказаниями за проступки.

Источник: http://studfile.net/preview/1765204/page:12/

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Положение об организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[подпись, Ф. И. О, должность лица,
уполномоченного утверждать положение]

[число, месяц, год]

1.Общие положения

1.1. Положение об организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (далее — положение) разработано в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.2. Настоящее положение определяет цель, задачи и формы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в [наименование учреждения].

1.3. Основные понятия, используемые в положении:

Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

1.4. Ответственным за организацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в [наименование учреждения] является [должность, Ф. И. О.].

2. Цель и основные задачи деятельности

2.1. Основной целью деятельности является комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

2.2. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— выявление случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

— осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей;

— осуществление взаимодействия с родителями и иными законными представителями по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.

3. Основные направления деятельности

3.1. Разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ работы с несовершеннолетними.

3.2. Привлечение несовершеннолетних к занятиям в художественных, литературных, технических, спортивных и других кружках (уделяя особое внимание личным и групповым успехам и достижениям).

3.3. Разработка и проведение мероприятий, основной целью которых является разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей несовершеннолетнего.

3.4. Оказание консультативной, методической помощи родителям или законным представителям в воспитании детей, формировании нравственных качеств личности, уделяя особое внимание семьям, находящимся в социально опасном положении.

3.5. Привлечение врачей, психологов, работников правоохранительных органов и других специалистов к организации совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

3.6. Проведение специализированных занятий с привлечением медработников с целью профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения.

3.7. Проведение анкетирования и индивидуальных бесед с несовершеннолетними в целях выяснения занятости в свободное время.

3.8. Проведение занятий по профориентации, оказание помощи в выборе будущей профессии, направлении деятельности.

3.9. Организация и проведение мероприятий, направленных на сплочение детских коллективов, создание условий для групповой, командной работы.

4. Учреждение обязано

4.1. Обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего.

4.2. Осуществлять защиту несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений и грубого обращения.

4.3. Соблюдать конфиденциальность полученной информации о несовершеннолетних и их семьях.

4.4. Сообщать в уполномоченные органы о случаях:

— нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;

— выявления семей, находящихся в социально опасном положении;

— выявления родителей несовершеннолетних или их законных представителей или иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и/или вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественные действия, или совершивших по отношению к ним другие противоправные деяния;

— выявления несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

— выявления несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

— в иных установленных законом случаях.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента утверждения [наименование должности или органа управления].


Источник: http://prom-nadzor.ru/content/polozhenie-ob-organizacii-profilaktiki-beznadzornosti-i-pravonarusheniy-sredi

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

Читайте так же:  Сколько рассматривается ходатайство в суд

· выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

· гуманного обращения с несовершеннолетними;

· поддержки семьи и взаимодействия с ней;

· индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

· государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних[46].

4.4. Система социально — педагогической деятельности по профилактике правонарушений в образовательном учреждении [47]

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [48] входят:

· комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

· органы управления социальной защитой населения;

· органы управления образования;

· органы опеки и попечительства;

· органы по делам молодежи;

· органы управления здравоохранения;

· органы службы занятости;

· органы внутренних дел;

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работув отношении следующих категорий несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) орган прокуратуры [49]- о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;


6) орган управления здравоохранения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) орган управления образования — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9005 —

| 7277 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/8_129218_osnovnie-zadachi-i-printsipi-deyatelnosti-po-profilaktike-beznadzornosti-i-pravonarusheniy.html

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here