Проблемы нарушения конституционных прав

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

студент 1 курса, кафедра теории и истории государства и права

Юридический институт САФУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

В современном мире нет ни одного государства, которое обладает безукоризненной репутацией в области защиты прав человека [10].

Все правительства заявляют сегодня, что в их государствах уважаются и осуществляются на практике права человека. Однако не проходит и дня, чтобы мы не слышали или не читали о нарушениях прав человека [1, с.14].

Права и свободы человека – высшая ценность человеческой цивилизации. Невозможно представить современный мир без естественных, прирождённых и неотчуждаемых прав, таких, как, например, право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу совести и многих других, основанных на принципах свободы, равенства и справедливости [7, с.190]. Современное гражданское общество основано на экономической, политической, правовой, социокультурной, идеологической основе, предполагающей определённую свободу граждан [3, с.26].

Идея прав человека сводится к тому, что все индивиды имеют равное право на жизнь, свободу и стремлению к благосостоянию и счастью.

Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности [6, с.12], признанные мировым сообществом. Это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы [9].

В демократических государствах практически все права человека, зафиксированные в международных документах, транслируется в национальном законодательстве. Конституции или иные нормативные акты конституирующего характера – вот где в основном сосредоточены нормы о правах человека, и самое главное, они там не только провозглашены, но и граждане могут реально воспользоваться правами человека [4, с.197-198]. Для того чтобы граждане могли воспользоваться своими правами, государством устанавливаются гарантии пользования правами. Гарантированность прав человека отражается в договорах, принципах международного права, обычного международного права и другие источники международного права. Государства обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод человека.

Сегодня же ни одна конституция в мире не обходится без закрепления системы основных прав и свобод личности, и делается это сознательно и продуманно [4, с. 224].

В Российском законодательстве прослеживается влияние международно-правовых актов по правам человека. Пункт 1 ст.17 Конституции РФ гласит: «В российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии данной Конституцией» [5, с. 9]. В данной статье Конституции правовой статус человека и гражданина России понимается как совокупность внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы человека и гражданина.

Необходимо пояснить различие терминов «права» и «свободы», о которых говорится в Конституции РФ начиная со 2 статьи и в последующих статьях. По мнению Е.А. Лукашевой, по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах [6, с. 143].

Основной и наиболее распространённой в правовой литературе классификацией является деление прав по сферам жизнедеятельности человека. Данное основание является общепринятым в международном и внутригосударственном праве [11]. А.В. Стремоухов на основе достижений научной правовой мысли в качестве классификационных критериев выделяет шесть сфер жизнедеятельности человека: 1) область индивидуальной свободы и личной безопасности, 2) сфера публичных, не связанных с осуществлением власти и управления, отношений, 4) сфера собственности и хозяйственно-экономической деятельности, 5) сфера материального и биологического бытия человека или сфера его достойного существования, 6) сфера удовлетворения духовных потребностей [8].

Глава вторая Конституции РФ содержит 48 статей о правах и свободах человека и гражданина, расположены по сферам жизнедеятельности человека, к которым они причастны. В ней нелегально выделяются шесть групп прав человека: 1) Личные (естественные, гражданские); 2) политические; 3) экономические; 4) социальные; 5) культурные.

Е.А. Лукашева выделяет следующий ряд механизмов, обеспечивающих защиту конституционных прав человека. Они включают конституционный контроль (Конституционный Суд), судебную защиту (суды общей юрисдикции, арбитражные суды), административно-правовые формы (действия органов исполнительной власти и их должностными лицами).

Прямая конституционная обязанность государства, а значит всех его органов и служащих это формирование комплекса различных средств и обеспечение способов защиты прав и свобод человека и гражданина. Гарантией соблюдения прав и свобод человека является исполнение Конституции страны, гарантом которого является Президент России.

Защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной власти и муниципальная власть. Действуют и специальные органы по защите прав и свобод человека и гражданина: полиция, прокуратура, суды. Но помимо них в каждом государстве рекомендуется создавать общенациональные органы и системы органов защиты прав человека, не зависящие от власти и не являющиеся её частью и независимые друг от друга.

Уполномоченные имеют специализацию задач: в субъектах федерации – с учетом местной специфики, на общефедеральном уровне и на уровне законов субъектов федерации – обусловленная задачами и полномочиями уполномоченных. Все они выполняют единую миссию — способствуют восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и её субъектов о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является одной из ключевых проблем по построению демократического государства и развитию гражданского общества. Стоит рассмотреть основные нарушения прав и свобод человека и гражданина. Все нарушения и проблемы реализации прав и свобод человека можно классифицировать так: какой субъект нарушает права человека, и какими действиями (бездействиями) это осуществляется.

В современной России действует обширное законодательство, но с реализацией законов в жизнь существуют серьезные проблемы. Это затрагивает все сферы жизни человека, в том числе основополагающего права каждого человека — права на жизнь.

Обратимся к Докладу Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015 год, опубликованного 22 марта 2016 г. на официальном сайте Омбудсмена, в котором дается оценка положения дел в стране. Из года в год тематика поступавших к Уполномоченному жалоб практически не изменяется. Основная проблематика жалоб касалась уголовного процесса (30%), жилищных прав и сферы ЖКХ (16%), уголовно-исполнительного производства (14%), социального страхования и обеспечения (5%), оборонной сферы (4%), миграции и вопросов гражданства (4%). По вопросам соблюдения либо восстановления всех иных прав доля обращений составила 27% [2].

В заключение можно констатировать следующее:

1) Ситуация с защитой прав человека всегда была и остаётся проблематичной, не только в России, но и во всем мире.

Читайте так же:  Бланк выхода из снт

2) Права человека – зеркало, которое отражает отношение, закрепленное нормами права, государства к человеку, и тем самым зеркально отражает социальную демократию в стране. Права человека – фундамент ценностей концепции конституционного строя в России.

Видео (кликните для воспроизведения).

3) На современном этапе развития России, опираясь на нынешнее состояние социальных институтов, судебной системы, правоохранительных органов, слабого правосознания (государственного, общественного), а также экономики, существует разрыв между общепризнанными принципами и нормами права, закрепленными в Конституции Российской Федерации и фактическими механизмами защиты прав, свобод человека остается глубоким.

4) Активно отстаивать и защищать свое право, целенаправленно добиваться его защиты от других субъектов правоотношений, человек способен только в том случае, когда им осознается это право как ему всецело принадлежащее и неоспоримое. К сожалению, из-за невысокого уровня общественного правосознания в современной России, человек пассивен в использовании юридических средств, предоставленных возможностей для защиты его прав.


Источник: http://sibac.info/studconf/social/xliv/57962

Проблемы защиты основных прав и свобод личности в конституции Российской Федерации

юридические науки

  • Дьяченко Алена Олеговна , студент
  • Сергеев Дмитрий Борисович , кандидат наук, доцент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • Похожие материалы

    Россия, провозгласив себя в соответствии с принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституцией Российской Федерации демократическим правовым государством, заявила тем самым о своих намерениях продвигаться в направлении развития мировой цивилизации, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве. Смысл правового государства раскрывается через Конституцию: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[1, ст.2]. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимые условия его существования. Конституция РФ определяет обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

    Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2).

    Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.

    Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.

    Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

    • конституционно-судебный механизм (Конституционный Суд);
    • судебная защита (суды общей юрисдикции);
    • административные действия органов исполнительной власти;
    • законная самозащита человеком своих прав;
    • международно-правовой механизм.

    Органы государства и публичные учреждения, и правила их деятельности, призванные конкретно обеспечивать права и свободы, называются их гарантами[2]. Все звенья российского государственного механизма подчинены определенным правилам деятельности, соблюдение которых охраняет права и свободы личности в России. Так, в соответствии с ч.2 ст.55 Конституции, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    Исполнительные органы власти, их должностные лица, согласно Закону РФ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года обязаны исходить из приоритета прав и свобод человека, соблюдать и защищать их[3]. В случае нарушения наступает ответственность, согласно российскому законодательству. Идея прав и свобод человека и гражданина всегда была неотделима от их защиты в суде. Без демократически организованного компетентного суда, руководствующегося при рассмотрении уголовных дел презумпцией невиновности, суда, основанного на принципах состязательности, гласности, нет прав и свобод. В таком звене государственного механизма, как судебная власть, особенно важна роль Конституционного суда РФ. Конституционный суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Порядок образования и деятельности, компетенция Конституционного суда РФ определяется Конституцией РФ (ст.125) и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года[4]. Конституционный суд РФ наделен свойственными только ему полномочиями. Деятельность Конституционного суда РФ в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан осуществляется по двум направлениям – по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле. Постановления и определения Конституционного суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Правом подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане и объединения граждан, чьи права и свободы нарушены законом, примененным в конкретном деле. Защита прав и свобод граждан была осуществлена в результате многих принятых Конституционным судом РФ решений.

    В Конституции РФ 1993 г. довольно обстоятельно изложены все основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие положениям основных международно-правовых документов. Четко построенная система Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав и свобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты. Много проблем возникает из-за экономических сложностей в стране – ведь там, где есть проблемы с экономикой, страдает и социальная сфера, а значит, нарушаются права человека.

    Кроме этого, много возможностей для конкретизации положений о политических правах граждан — в частности, речь идет о правах на объединение и на свободу мысли и слова. Многопартийная система России требует детального решения этих вопросов.

    Рассматриваемая проблема взаимоотношений государства и личности является неотъемлемой частью конституций многих стран мира, в том числе и Конституции РФ. Это основной документ, из которого вытекают все остальные законы, соответствующие конкретному периоду, переживаемому государством и обществом.

    Государство для регулирования общественных отношений во всех жизни, успешного выполнения внутренних и внешних функций формирует органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, наделяет их соответствующими полномочиями и осуществляет законодательную деятельность.

    Наряду с этим государство на конституционном уровне закрепляет права и свободы своих граждан, возлагает на них определенные обязанности. Гражданам создаются реальные возможности активно участвовать в государственной, общественной жизни, осуществлять предоставленные им социально-экономические права, политические, личные и другие права и свободы. Причем охрана интересов человека, защита его прав является главной функцией государства. Согласно Конституции РФ государство гарантирует в первую очередь защиту прав и свобод человека и лишь затем право каждого на самозащиту[5, с.156].

    Позитивным шагом по защите прав и свобод человека и гражданина РФ является созданный в России институт Уполномоченного по правам человека, который осуществляет свои функции по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

    Одним из важнейших направлений по созданию правового государства является борьба с коррупцией, которая в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько негативным общегосударственным фактором и подрывающим экономическую безопасность в России. Коррупция является одновременно и причиной, и следствием слабости государства как носителя государственной власти и гаранта социального благополучия общества.

    По Конституции РФ Президент обладает огромной властью, но пока им недостаточно сделано для снижения криминальной обстановки в обществе и обеспечении прав россиян. При подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления[6, с.207].

    Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, то есть, гарантирует им права на достойную жизнь и свободное развитие. Однако для построения подлинно демократического государства необходимо время и упорный кропотливый труд всех граждан.

    Наше общество переживает сложное и непростое время, когда начатые в стране реформы во всех сферах общественной жизни еще не достигли ожидаемых результатов. Хотя Конституцией РФ провозглашено, что Россия уже сегодня является правовым государством, к сожалению, за время реформ для простых граждан страны мало, что изменилось к лучшему в этом направлении. Государство не только не смогло элементарно закрепить это положение, но зачастую само нарушало права человека. Об этом свидетельствуют нарушения гражданских, политических и особенно социально-экономических прав. Ярким подтверждением этому явился финансовый кризис в августе 1998 года, который резко дестабилизировал положение российской экономики. Миллионы россиян остались на грани выживания. И таких примеров можно привести множество.

    За время реформ принята масса законов, указов, постановлений, программ, которые в большинстве не работают и в силу этого носят декларативный характер. Разрабатываемые законы не всегда хорошо продуманы с точки зрения претворения их в реальную жизнь, а это дает повод для нарушения прав и свобод граждан. Необходимо чтобы закон был востребован обществом, а общество было готово его выполнять. Только при этих условиях он будет приносить пользу гражданам.

    Бессилие права вызывает протест, недоверие россиян к власти. По данным МВД РФ примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилование, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений и т. д.) не обращаются ни в полицию, ни в прокуратуру, ни в суд, так как не верят в их возможность защищать и наказывать. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скептическое настроение.

    Не смотря на это, в последнее время, граждане все чаще обращаются за защитой своих гражданских, политических и социально-экономических прав.

    Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент – не только теоретическая разработка и закрепление прав и свобод, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации. Важно также устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное обеспечение.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. — 2009. — 21 января. — № 7.
    2. Мицкевич А.В. Основы права. — М. НОРМА-ИНФРА. — 2005. — 92с.
    3. Федеральный закон от 27 мая 2003 № 58-ФЗ (ред. от 7 мая 2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. 31 мая. -№104.
    4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ (ред. от 5 апреля 2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. – 1994. 23 июля. — № 138.
    5. Лукашев Е.А. Права человека. — М.: Норма — 2010. — 573с.
    6. Нудненко Л.А. Конституционные права и свободы личности в России. — Юридический центр – Пресс. — 2009. -342с.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник: http://novainfo.ru/article/1754

    ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND THE CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION

    Д.И. Бакаева,

    студентк a 3- го курса юридического факультета

    ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

    В.Ю. Муртазалиев,

    к.ю.н., доцент кафедры конституционного и административного права

    Чеченского государственного университета, г. Грозный

    D . I . Bakaeva ,

    2end year student of the Faculty of Law of the

    The Chechen state university

    V.Yu. Murtazaliyev,
    Head of the Department of Constitutional and Administrative Law

    Chechen State University , Grozny

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В статье рассматриваются понятие конституционных прав и свобод, проблемы их реализации на современном этапе развития конституционализма в Российской Федерации.

    Ключевые слова. Права и свободы, человек, гражданин, защита прав, конституция, права, реализация, права и свободы, проблемы.

    In article the general concept of constitutional rights and freedoms, problems of their realization at the present stage of development of constitutionalism in the Russian Federation are considered.

    Keywords. Rights and freedoms, person, citizen, protection, of the rights, constitution, rights, realization, rights and freedoms, problems.

    Конституция Российской Федерации — одна из самых демократичных в мире, в ней нашли свое закрепление основные права и свободы личности. Под конституционными правами и свободами следует понимать: закрепленные в Конституции и гарантированные государствам возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, и пользоваться предоставленными ему социальными благами. Расцениваемая категория прав и свобод являются значимым частью правовой действительности, они вплетены в социальные отношения людей, составляют способы бытия каждого человека. Конституционные права и свободы — это нормативная форма взаимоотношений и совместной деятельности людей, как субъектов правового поля. [1]

    Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы человека и гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. Реализация конституционных прав и свобод имеет своей целью формирования, гармоничной и структурированной системы связей между различными субъектами правового взаимодействия, согласование их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, конфликтов, которые могут быть в связи осуществлением прав. Реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, в конечном счете, подразумевает нормальное функционирование общества и государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах, относятся к существенным факторам жизни человека в современном мире. Закрепление, защита прав и свобод личности является одной из самых главных задач, стоящих перед Конституцией РФ. То, насколько данная функции находит свое воплощение в правовом поле государства, является важным для каждого жителя Российской Федерации.

    Выбор концепции правового положения личности для России был сориентирован на традиционные либеральные принципы свободы личности, универсальности прав человека и их судебной защиты. [2] Вместе с тем социалистическое прошлое, острое идеологическое противостояние, углубленная социальная дифференциация не могли не сказаться на сути и наполнении концепции, которая вобрала и некоторые социал-демократические черты, связанные с восприятием блока социальных прав как гарантированных ценностей. Потеря последовательность негативно сказалась на конституционном закреплении содержания ряда прав (в основном это касается социальных прав), их гарантий, провозглашении перечня и сути обязанностей. Особенно же неутешительна практика реализации прав и свобод.

    В соответствии с конституционными правами и свободой человека и гражданина они различаются по содержанию, объему, способам реализации. В то же время они направлены на реализацию интересов граждан в различных сферах жизнедеятельности, по причине чего предполагается их соответствие возможностям общества. Следует отметить, что закрепление прав и свобод происходит как на международном уровне, так и на государственном.

    Определение степени демократизации общества происходит не только признанием и регламентацией прав и свобод граждан и человека на уроке актов, но и созданием механизма обеспечения на уровне государства и общества. Так как это позволит каждому человеку осуществлять грамотную и полную реализацию своих конституционных прав и свобод. Реализация прав и свобод в самом общем виде есть практическое использование предусмотренных правовыми нормами социальных возможностей, в результате чего человек получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения индивидуальных и, в известной мере, общественных интересов и потребностей. [3]

    При изучении прав человека необходима систематизация. Рассмотрим основные проблемы реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и остановимся на основных проблемных моментах реализации конституционных прав и свобод.

    Во-первых, недостаточная эффективность национальных механизмов защиты конституционных прав. Для того чтобы выполнить указанный фактор необходимо введение системы соответствующих гарантий, которые обеспечили бы беспрепятственное осуществление права, а также обращение в международные правовые организации по защите прав человека. Отстаивание своих законных прав и интересов большая часть граждан считает «бесполезным». Низкий уровень правосознательности приводит к правовым нарушениям и не реализацию в полной мере тех гарантий и правовых возможностей, которые имеются у граждан. По этой причине на государственном и муниципальном уровнях следует осуществлять мероприятия, направленные на ликвидацию правовой неграмотности. Это поможет полной и поочередной реализации конституционных прав и свобод человека гражданина, где надлежит воплотить жизнь все принципы.

    Можно отнести к проблемным моментам еще и отсутствие или противоречивость законодательства, бюрократическая запутанность процедур разрешения, регистрации, лицензирования, сертификации, согласования инвестиционных проектов. Все это создает серьезные трудности на пути реализации прав и свобод человека и гражданина.

    Множеством жалоб о преступлениях характеризуется сфера уголовно-правовая. Это выражается в отказе в приеме и регистрации заявлений о совершенных преступлениях, несвоевременном содействии по заявлениям о совершенных преступлениях, неквалифицированном расследовании, где прослеживается отсутствие данных о полном установлении обстоятельств дела, несвоевременном признании лица потерпевшим, необоснованном приостановлении или прекращении производства по делу. В том числе на действия должностных лиц в ходе предварительного следствия по уголовным делам.

    На практике встречаются факторы препятствующие реализации конституционных прав как например: пребывание гражданина Российской Федерации за пределами страны. Ст. 48 Конституции РФ гарантирует оказание квалифицированной юридической помощи, не устанавливая место и время ее предоставления, а это значит, независимо. Но, в отношении россиян, место постоянного проживания которых находится за пределами Российской Федерации, в данный момент не реализуется. Одной из возможностей для реализации прав и свобод российских граждан, проживающих за пределами страны, является оптимизации деятельности консульских учреждений и дипломатических представительств.

    Отметим также, что в правовом государстве должны быть предусмотрены механизмы, позволяющие гражданину вступать в спор с государственными органами. Но, на сегодняшний день в теории конституционного права недостаточно разработан вопрос реализации гражданами права на обжалование действий должностных лиц.

    Следует также отметить о слабом применении правозащитной функции законодательных органов власти. В литературе по вопросам правовой защиты, как правило, не определяются как элементы системы защиты прав и свобод человека и гражданина, а лишь как правило, различают механизмы, направленные на защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся прежде всего конституционный контроль со стороны Конституционного Суда, судебная защита судами общей юрисдикции, а также административно-правовые формы действий органов исполнительной власти и их должностными лицами. [4]

    Законодательные органы также не обладают правозащитными средствами представительного органа власти к ним относится, в первую очередь, законодательное оформление юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина, издание определенных актов, наложение прямого запрета на закон, который нарушает или может нарушить права и свободы человека и гражданина. [5]

    Недостаточно полная реализация гарантий, связанных с осуществлением гражданами своих основных прав и свобод, согласно статье 45 Конституции России, возлагаются на государство и всю систему государственных органов. [6].Следовательно, реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина не является автоматическим процессом, в первую очередь необходимо формировать условия для их реализации. Следующей стороной является подкрепление эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан. [7]

    Таким образом, можно отметить, в Конституции Российской Федерации находят свое закрепление основные права и свободы человека и гражданина, в параллельно закрепляется обязанность государства и его органов их соблюдать и осуществлять и защиту конституционных прав и свобод человека, и гражданина. Сложившееся положение в российском правовом пространстве демонстрирует наряду с признанием, соблюдением и защитой конституционных прав и свобод и связанные с данным процессом проблемы. Они определяются дисгармонией, несоответствием между правами и свободами, которые провозглашены, и их реализацией, претворением в жизнь. Государство для преодоления этой дисгармонии должно направить свои усилия на последовательную реализацию прав человека по различным направлениям: законодательный уровень (вновь принимаемые законы не должны противоречить Конституции РФ и принципам прав человека), правоприменение (суды и правоохранительные органы должны применять правовые нормы, руководствуясь конституционными нормами, не интересами бюрократии и околовластных групп) и образование (правовое просвещение и образование, формирование правовой сознательности). [8]

    Литература:

    1. Юсубов Э.С., Макарцев А.А.Конституционное право России: учеб. пособие. Томскийгосударственный университет, 2015. 336 с

    2. Конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ [Электронный ресурс]. URL: // http://to02.minjust.ru/ru/konstitucionnye-garantii-gosudarstvennoy-zashchity-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v

    3. Государство и права человека: история, современность и новеллы будущего// Материалы международной научно-практической конференции 15 мая, 2013 года Кемеровский государственный университет, 2013. 328 с.

    4. Конституционные права и свободы: концептуальные подходы, нормативное воплощение и проблемы реализации в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfcr.ru/downloads/95_103.pdf

    5. Велиева Д.С. Защита прав человека в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ [Электронный ресурс]. URL: // http://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-cheloveka-v-deyatelnosti-zakonodatelnyh-predstavitelnyh-organov-gosudarstvennoy-vlasti-subektov-rf

    6. Конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ [Электронный ресурс]. URL: // http://to02.minjust.ru/ru/konstitucionnye-garantii-gosudarstvennoy-zashchity-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v

    7. Конституция Российской Федерации и защита прав человека и гражданина: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2015. – 150 с.

    8. Права человека в современном мире, новые вызовы и трудные решения: //Материалы международной научной конференции 2014. 382 с.

    Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 1033 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Источник: http://studopedia.net/13_46386_problemi-realizatsii-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossiyskoy-federatsii.html

    Конституционно-правовая ответственность

    Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

    Признаки конституционно-правовой ответственности: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет); 3) она наступает только при наличии вины.

    Виды конституционно-правовой ответственности: 1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ; 2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина; 3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина; 4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина; 5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

    Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например, ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав собственности – с гражданским и т. д.

    Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности *:

    1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности — государство);

    2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты — государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

    3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты — участники избирательного процесса);

    4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты — общественные и религиозные объединения);

    5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты — граждане).

    Проблема реализации конституционно-правовой ответственности решается непросто, и к важнейшим относится вопрос об инстанции — субъекте юрисдикции. Кто-то должен констатировать наступление конституционно-правовой ответственности в отношении соответствующего субъекта. В ином случае невозможно привлечь к конституционно-правовой ответственности. Если инстанция ответственности — субъект юрисдикции не установлена — нет и самой ответственности. В связи с этим при закреплении конституционно-правовой ответственности должны быть четко указаны не только субъект ответственности, основание, меры воздействия, но и обязательно — инстанция.

    Судебный порядок реализации конституционно-правовой ответственности представляется наиболее целесообразным, поскольку востребование суда как независимого и беспристрастного по своей природе и в качестве такового участвующего в решении вопросов о применении мер конституционно-правовой ответственности предполагает соблюдение конституционных гарантий правосудия. Более того, внесудебный порядок применения ряда мер конституционно-правовой ответственности послужил основанием для признания Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции законодательных положений, закрепляющих такой порядок.

    Таким образом, можно сделать вывод, что конституционная ответственность является видом юридической ответственности, выполняющей охранительную, регулятивную, стимулирующую и восстановительную функции в сфере конституционно-правовых отношений.

    Следующая глава будет посвящена рассмотрению конституционно-правовой ответственности как правового института отрасли конституционного права.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник: http://studopedia.ru/6_97634_konstitutsionno-pravovaya-otvetstvennost.html

    Проблемы практической реализации личных прав и свобод в РФ

    Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей — является одной из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России. Если обратиться к иностранной прессе, то нарушение личных прав и свобод в России — пожалуй, одна из самых «излюбленных» тем западных журналистов. Иностранный обыватель может сделать вывод, что в России не признаются права и свободы человека и гражданина, суд контролируется исполнительными властями, страна находится на пути к диктатуре. Как отмечают исследователи из Европы, в России нарушаются: свобода мысли, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, свобода передвижения и др.

    Все нарушения и проблемы практической реализации, личных прав и свобод можно, на наш взгляд, классифицировать следующим образом, во-первых, по тому какой субъект нарушает личные права и свободы человека и гражданина, во-вторых, какими действия (бездействиям) это осуществляется.

    Львиную долю нарушений личных прав и свобод человека и гражданина осуществляю полномочные государственные органы (от сотрудников МВД до законодательных органов субъектов РФ).

    Зачастую, личные права и свободы граждан так же нарушаются нормативными актами (и действиям) субъектов (и органами власти субъектов) Российской Федерации.

    В соответствии со ст.71 Конституции РФ, регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации и, следовательно, не может быть передано субъекту РФ не по договору, ни как иначе.

    Между тем выше обозначенное нарушение прав и свобод граждан является, пожалуй, самым массовым. В середине и конце 90-х годов, в период бурного нормотворчества субъектов РФ, в более чем половине субъектов РФ действовали местные нормативные акты, нарушающие конституционные права и свободы граждан.

    Можно привести десятки примеров признания отдельных положений как федерального законодательства, так и законодательства субъектов РФ неконституционными и как следствие прекращение нарушение прав и свобод граждан.

    В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. №11-П «По делу о проверке конституционности пункта «б» части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью» в связи с жалобой гражданина Р.К. Хайрова». Решением Конституционного суда РФ признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (часть 1), 22, 49 (часть 1), 71 (пункт «о»), 76 (части 1 и 5) пункт «б» части первой статьи 1 Закона Республики Мордовия от 20 января 1996 года «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью».

    Типичным нарушением прав и свобод в Российской Федерации является нарушение права на свободу и личную неприкосновенность. Если обратиться к докладам правозащитных организаций, то можно сделать вывод, что одним из серьезных нарушений прав и свобод человека является произвол полицейских органов (ограничение свободы, свободы передвижения, право на квалифицированную юридическую помощь и др. права).

    В этой связи, как подчеркивают эксперты, для российской правоприменительной практики может представлять интерес дело «Ассенов и другие против Болгарии» 1998 года, в котором Европейский Суд установил нарушение ст.3 европейской Конвенции о защите прав человека со стороны Болгарии потому, что там не существовало эффективной процедуры расследования заявлений лиц, утверждавших, что они подверглись ненадлежащему обращению в период задержания в полицейском участке. Одним из важнейших ее положений является ст.5, провозглашающая право на свободу и безопасность. Она регламентирует условия физической изоляции (задержания, ареста и т. п.) граждан и устанавливает процессуальные гарантии того, что такая изоляция не будет являться произволом со стороны государства. Касается вышесказанное и вопроса содержания лиц подозреваемых в совершении преступления и осужденных.

    Итак, основной способ решения проблемы — является обращение в суд общей юрисдикции (о признании права, восстановлении права и т.д.), в конституционный суд (о признании неконституционным того или иного акта). Между тем существует еще одна практическая проблема в реализации прав и свобод человека и гражданина — это проблема прямого применения Конституции Российской Федерации. Дело в том, что суды не всегда напрямую применяют положения Конституции РФ, что и является препятствием в реализации личных прав и свобод человека и гражданина.

    Применение конституционных норм — императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона).

    Российская судебная система предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    Между тем, суды общей юрисдикции неохотно применяю положения Конституции РФ на практике. В этой было принято специальное постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации №8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил (п.2):

    «Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

    • а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
    • б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
    • в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
    • г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует».

    Итак, у гражданина (человека) всегда есть право обратиться в суд. При этом, это может быть не только судебный орган РФ, но Европейский суд по правам человека и гражданина.

    В соответствии с Европейской конвенцией условиями для обращения граждан и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в Европейский суд являются: 1) предполагаемое нарушение со стороны Российского государства какого-либо личного неимущественного либо имущественного права лица (из перечисленных в Конвенции); 2) исчерпание всех внутренних средств правовой защиты в России; 3) соблюдение шестимесячного срока после принятия последнего решения российской инстанцией.

    При этом «исчерпанность» средств правовой защиты применительно к российской правовой системе должна означать, что дело было предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда или Верховного Суда РФ, а в некоторых случаях — Конституционного Суда РФ. Кроме того, суд также объявляет неприемлемой любую жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Европейской конвенции, явно необоснованной или поданной с нарушением (ст.35 Конвенции).

    В этой связи приведем примеры отстаивания своих прав российскими гражданами на европейском уровне:

    • — Посохов против Российской Федерации (Жалоба №63486/00). Постановление Европейского суда по правам человека от 4 марта 2003 г.;
    • — Калашников против Российской Федерации (Жалоба №47095/991). Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 июля 2002 г.;
    • — Бурдов против России (Жалоба №59498/00). Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 мая 2002 г.

    Если обратиться к содержанию данных дел, то станет ясно, что права человека и гражданина в Российской Федерации ущемляются, нарушаются, создаются препятствия к их реализации — ежедневно! Взять хотя бы дело Калашников против Российской Федерации (Жалоба №47095/991). Нарушения прав, на которые указывал заявитель, связанные с заключением и содержанием в тюрьме — характерны для каждого места заключения.

    Таким образом, ситуация с правами и свободами человека и гражданина в России остается сложной. С одной стороны, законодатель четко прописывает права и обязанности гражданина, создает механизм по защите и реализации правомочий. С другой стороны, продолжаются нарушения личных прав и свобод на разных уровнях государственной системы, на разных этапах реализации прав. Можно сделать вывод, что основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается в правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права бесполезно. Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав, продолжаются нарушения. Ведь если есть права и механизмы их защиты, то нет препятствий к их реализации. И именно низкий уровень правосознания большинства населения, допускающего или молчаливо соглашающегося с попранием их прав, и является основной проблемой с их реализацией и защитой.

    Источник: http://vuzlit.ru/1192695/problemy_prakticheskoy_realizatsii_lichnyh_prav_svobod

Читайте так же:  Признание гражданина безвестно отсутствующим кратко
Проблемы нарушения конституционных прав
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here