Признание права собственности на неразграниченные земли

garantr.ru

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Такое разграничение происходит на федеральном уровне путём принятия соответствующих законов.Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  1. Гражданским кодексом РФ;
  2. Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.
  3. Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  4. Земельным кодексом (ЗК РФ);

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.Гражданское законодательство регулирует понятия и использования недвижимости без права владения (, и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли. Согласно п.

Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое

п. Даже может создаться впечатление, что нет никаких проблем с учетом земли, будто в этой сфере полный порядок. Только вот если внимательно проанализировать статистические данные о землях в РФ, обнаруживается неожиданная вещь.

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций. Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса.

А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ). По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом: Тысяч га Земель – всего1712519 в собственности: граждан114065 юридических лиц19106 государственной и муниципальной1579348 РФ996056

Неразграниченная собственность на землю что это

Часто самовольный захват территории скорее оптимизирует использование земли, чем мешает кому-нибудь. Разграничение государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г.

осуществлялось на основании Федерального закона

«О разграничении государственной собственности на землю»

согласно порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности». Определяется местоположение, размер земельного, вид права и цели, для которых он будет использоваться.

Неразграниченные земли

Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки.

Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно п. Оборот земель неразграниченной государственной собственности 10 ст.

Hеразграниченная собственность на землю

Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности, определено земельным законодательством.

Основной объем неразграниченных земель составляют земли сельскохозяйственного назначения.

После проведенной в 90х годах реформы земельных отношений, огромное количество гектаров угодий было передано в коллективную собственность.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной.

Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством. Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области.

В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами

«О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области»

и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Управление неразграниченной землей в Иркутске перейдет к муниципалитету с 2020 года

— Несмотря на то, что они расположены в черте города, права на управление этими землями имеет не Иркутск, а министерство имущественных отношений Иркутской области. Приходилось постоянно искать возможность хоть как-то помочь людям, но наши руки были связаны требованиями закона.

Сейчас эта проблема решена, – подчеркнул спикер.

Речь шла о сокращении сроков действия закона

«О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области»

, который был принят в декабре 2014 года.

Закон устанавливал срок 10 лет, Дмитрий Бердников предложил сократить его до пяти.

Земельныйэксперт

Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям. Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих :

  • Вступление в силу законодательных актов.
  • Разграничение территорий.
  • Приобретение земли согласно действующему порядку.
  • Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету. Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: обзор основных изменений земельного законодательства (Умеренко Ю.А.)

Крассов, в основе прав частной собственности и публичной собственности заложены разные правовые конструкции , что объективно обусловливает необходимость предусмотреть различные правовые механизмы распоряжения данными земельными участками.——————————— Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2014. С. 135.Окончательное закрепление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на неразграниченные государственные земли повлечет наступление важных правовых последствий .——————————— Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г.

«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

(постатейный) / А.П. Анисимов, А.Е. Шульга, О.В. Ефременко, Т.А.

Бирюкова // СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Роскомнадзор операторы персональных данных

2014.Актуальность вопроса, связанного

Климат будущее сейчас

9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О персональных данных» – для Пользователей резидентов РФ.

— п. 1 ст. 11 Закона Украины «О защите персональных данных» от 1 июня 2010 г. № 2297-VI – для Пользователей резидентов Украины. Если Пользователь не согласен с условиями настоящего Соглашения, он обязан прекратить использование Сайта.

Безусловным акцептом настоящего Соглашения является начало использования Сайта Пользователем.

SRG в СМИ

Регистрация права собственности производится согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю». Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в РФ в 2014 г., в настоящее время неразграниченными остаются 695 692,8 тыс. га. Весьма солидный банк земель, который перейдет в распоряжение муниципальных органов власти.

Источник: http://garantr.ru/nerazgranichennye-zemli-kto-rasporjazhaetsja-2019-50016/

Признание права собственности на неразграниченные земли

Введите ваш e-mail:

Признание права собственности на самовольную постройку, которая расположена на земельном участке, находящемся в неразграниченной государственной собственности

Действующая редакция п. 3 ст. 222 ГК РФ предусматривает, что подать иск о признании права собственности на самовольную постройку может лицо, которое является собственником земельного участка или владеет им на праве постоянного (бессрочного) пользования либо права пожизненного наследуемого владения.

24.02.2012 Петрищев В., Эксперт, Компания «КонсультантПлюс», www.consultant.ru

Следовательно, иное лицо не вправе предъявлять такой иск. Этот вывод подтверждается и разъяснениями высших судебных инстанций: на то, что истцом по иску о праве собственности на самовольную постройку может быть только лицо, обладающее определенным в п. 3 ст. 222 ГК РФ вещным правом, указывает п. 25 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В то же время многие земельные участки, находящиеся в публичной собственности и предоставленные для строительства на праве аренды органами местного самоуправления или органами государственной власти субъекта РФ, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Вследствие этого возникает вопрос: вправе ли публично-правовое образование предъявить в такой ситуации иск о признании права собственности на самовольную постройку? Ответ на этот вопрос зависит от толкования ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении ЗК РФ), а именно: является ли данная статья основанием для возникновения у соответствующего публично-правового образования права собственности на земельный участок в силу Закона, либо это право возникает только после государственной регистрации в ЕГРП.

В судебной практике существуют две противоположные позиции на этот счет по спорам о признании права собственности на самовольную постройку.

Первая состоит в том, что вплоть до разграничения государственной собственности на земельный участок публично-правовое образование не вправе предъявлять иск о признании права собственности на самовольную постройку ввиду того, что до указанного момента оно не является собственником земельного участка[1]. Подробно эта позиция обоснована в Постановлении ФАС Уральского округа от 08.02.2011 N Ф09-147/11-С6 по делу N А76-15044/2010-22-385:

«…право распоряжения органом местного самоуправления землями, государственная собственность на которые не разграничена, не обусловлено наличием на эти земли права собственности муниципального образования.

Суд апелляционной инстанции правильно указал, что возникновение права собственности на земельный участок возможно при проведении процедуры разграничения права государственной собственности на земельный участок, а также по основаниям, предусмотренным гл. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации.

В то же время судами установлено, что право собственности на земельный участок, на котором находится жилой дом с реконструированными помещениями, не разграничено, при этом данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет и не зарегистрирован на вещном праве за какими-либо иными лицами.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать, что земельный участок, на котором расположен жилой дом со спорными помещениями, находится в собственности муниципального образования «город Челябинск», как того требует п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Эта правовая позиция получила неожиданное развитие в Постановлении ФАС Московского округа от 09.11.2011 по делу N А40-3764/11-23-31. В нем суд признал право собственности на самовольную постройку за застройщиком (арендатором земельного участка), в частности, по той причине, что земельный участок, на котором расположена постройка, находится в неразграниченной государственной собственности, из чего следует, что публично-правовое образование не может предъявить иск о признании права собственности на самовольную постройку.

Противоположная позиция состоит в том, что если земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности, подпадает под критерии, установленные в ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ, то с момента введения в действие данной статьи собственность на земельный участок считается разграниченной. Соответствующее публично-правовое образование в силу закона является его собственником, следовательно, оно может предъявить иск о признании права собственности на самовольную постройку[2].

Следует отметить, что в силу указанной выше статьи Закона о введении ЗК РФ ключевыми критериями разграничения государственной собственности на землю являются следующие[3]:

— на земельном участке находится здание, строение или сооружение, принадлежащее соответствующему публично-правовому образованию;

— публично-правовое образование предоставило данный земельный участок территориальным органам этого образования, его унитарным предприятиям или некоммерческим организациям.

Представляется, что именно последняя правовая позиция в дальнейшем будет преобладать в судебной практике. Она соответствует выводам Президиума ВАС РФ, изложенным в Постановлении от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009: право собственности на земельный участок, который подпадает под критерии, указанные в ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ, считается разграниченным (то есть принадлежащим определенному публично-правовому образованию) с момента введения в действие данной статьи[4].

[1] См., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.08.2009 по делу N А55-14282/2008.

[2] Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.02.2008 по делу N А43-7810/2007-17-178, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.10.2011 по делу N А32-16875/2010, от 02.06.2011 по делу N А32-20022/2009.

[3] Для разграничения государственной собственности на землю достаточно, чтобы земельный участок отвечал хотя бы одному из критериев, указанных в ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ.

Читайте так же:  Образец ходатайства в суд апк

[4] Аналогичная правовая позиция отражена также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 4344/11 по делу N А01-1478/2009.

Источник: http://www.lawfirm.ru/pr/index.php?id=2499

Признание права собственности на неразграниченные земли

Признание права собственности на самовольную постройку, которая расположена на земельном участке, находящемся в неразграниченной государственной собственности

Действующая редакция п. 3 ст. 222 ГК РФ предусматривает, что подать иск о признании права собственности на самовольную постройку может лицо, которое является собственником земельного участка или владеет им на праве постоянного (бессрочного) пользования либо права пожизненного наследуемого владения.

24.02.2012 Компания «КонсультантПлюс», www.consultant.ru

Следовательно, иное лицо не вправе предъявлять такой иск. Этот вывод подтверждается и разъяснениями высших судебных инстанций: на то, что истцом по иску о праве собственности на самовольную постройку может быть только лицо, обладающее определенным в п. 3 ст. 222 ГК РФ вещным правом, указывает п. 25 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В то же время многие земельные участки, находящиеся в публичной собственности и предоставленные для строительства на праве аренды органами местного самоуправления или органами государственной власти субъекта РФ, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена. Вследствие этого возникает вопрос: вправе ли публично-правовое образование предъявить в такой ситуации иск о признании права собственности на самовольную постройку? Ответ на этот вопрос зависит от толкования ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении ЗК РФ), а именно: является ли данная статья основанием для возникновения у соответствующего публично-правового образования права собственности на земельный участок в силу Закона, либо это право возникает только после государственной регистрации в ЕГРП.

В судебной практике существуют две противоположные позиции на этот счет по спорам о признании права собственности на самовольную постройку.

Первая состоит в том, что вплоть до разграничения государственной собственности на земельный участок публично-правовое образование не вправе предъявлять иск о признании права собственности на самовольную постройку ввиду того, что до указанного момента оно не является собственником земельного участка[1]. Подробно эта позиция обоснована в Постановлении ФАС Уральского округа от 08.02.2011 N Ф09-147/11-С6 по делу N А76-15044/2010-22-385:

«…право распоряжения органом местного самоуправления землями, государственная собственность на которые не разграничена, не обусловлено наличием на эти земли права собственности муниципального образования.

Суд апелляционной инстанции правильно указал, что возникновение права собственности на земельный участок возможно при проведении процедуры разграничения права государственной собственности на земельный участок, а также по основаниям, предусмотренным гл. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации.

В то же время судами установлено, что право собственности на земельный участок, на котором находится жилой дом с реконструированными помещениями, не разграничено, при этом данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет и не зарегистрирован на вещном праве за какими-либо иными лицами.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований считать, что земельный участок, на котором расположен жилой дом со спорными помещениями, находится в собственности муниципального образования «город Челябинск», как того требует п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Эта правовая позиция получила неожиданное развитие в Постановлении ФАС Московского округа от 09.11.2011 по делу N А40-3764/11-23-31. В нем суд признал право собственности на самовольную постройку за застройщиком (арендатором земельного участка), в частности, по той причине, что земельный участок, на котором расположена постройка, находится в неразграниченной государственной собственности, из чего следует, что публично-правовое образование не может предъявить иск о признании права собственности на самовольную постройку.

Противоположная позиция состоит в том, что если земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности, подпадает под критерии, установленные в ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ, то с момента введения в действие данной статьи собственность на земельный участок считается разграниченной. Соответствующее публично-правовое образование в силу закона является его собственником, следовательно, оно может предъявить иск о признании права собственности на самовольную постройку[2].

Следует отметить, что в силу указанной выше статьи Закона о введении ЗК РФ ключевыми критериями разграничения государственной собственности на землю являются следующие[3]:

— на земельном участке находится здание, строение или сооружение, принадлежащее соответствующему публично-правовому образованию;

— публично-правовое образование предоставило данный земельный участок территориальным органам этого образования, его унитарным предприятиям или некоммерческим организациям.

Представляется, что именно последняя правовая позиция в дальнейшем будет преобладать в судебной практике. Она соответствует выводам Президиума ВАС РФ, изложенным в Постановлении от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009: право собственности на земельный участок, который подпадает под критерии, указанные в ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ, считается разграниченным (то есть принадлежащим определенному публично-правовому образованию) с момента введения в действие данной статьи[4].

[1] См., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 27.08.2009 по делу N А55-14282/2008.

[2] Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.02.2008 по делу N А43-7810/2007-17-178, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.10.2011 по делу N А32-16875/2010, от 02.06.2011 по делу N А32-20022/2009.

[3] Для разграничения государственной собственности на землю достаточно, чтобы земельный участок отвечал хотя бы одному из критериев, указанных в ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

[4] Аналогичная правовая позиция отражена также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 4344/11 по делу N А01-1478/2009.

Источник: http://www.lawfirm.ru/comments/index.php?id=2499

Признание права собственности на неразграниченные земли

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 22 апреля 2014 г. по делу N 33-1483/2014 (ключевые темы: приобретательная давность — самовольная постройка — право собственности — земельный участок — незаконное владение)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 22 апреля 2014 г. по делу N 33-1483/2014

Читайте так же:  Доверенность на кладовщика на право подписи

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Филипчук С.А.,

судей Герцева А.И., Борисовой О.В.

при секретаре Поповой О.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Белгорода к Онищенко В.В. об освобождении самовольно занятого земельного участка, встречному иску Онищенко В.В. к администрации г. Белгорода о признании права собственности

по апелляционной жалобе Онищенко В.В.

на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 11 октября 2013 г.

Заслушав доклад судьи Филипчук С.А., объяснения Онищенко В.В., его представителя Лежневой Г.В., поддержавших жалобу, судебная коллегия

ДД.ММ.ГГГГ года О. выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью «данные изъяты» кв. м., расположенный по «адрес», для индивидуального гаража (л.д. 12-13). ДД.ММ.ГГГГ года О. умер. Наследниками к его имуществу являлись С. Онищенко В.В., Л . Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 мая 2010 года за Онищенко В.В. признано право пожизненного наследуемого владения на земельный участок площадью «данные изъяты» кв.м., указанный выше (л.д.44-46).

ДД.ММ.ГГГГ года отделом муниципального земельного контроля комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Белгорода обследованы земельные участки в районе жилых домов N по «адрес» по «адрес». Проверкой установлено, что на земельном участке площадью «данные изъяты» кв. м. размещен металлический гараж площадью «данные изъяты» кв.м. Земельный участок площадью «данные изъяты» кв.м. занят Онищенко В.В. самовольно.

Администрация г. Белгорода инициировала судебное разбирательство, обратившись в Октябрьский районный суд г. Белгорода с иском о возложении на Онищенко В.В. обязанности освободить самовольно занятый земельный участок площадью «данные изъяты» кв.м, прилегающий к земельному участку площадью «данные изъяты» кв.м (кадастровый номер N), по адресу: «адрес», путем демонтажа расположенного на нем металлического гаража и фундамента, передаче указанного земельного участка администрации г. Белгорода по акту приема — передачи в пригодном для использования по целевому назначению состоянии, взыскании с ответчика неосновательно сбереженных денежных средств в сумме «данные изъяты» рублей, составляющих плату за землю, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме «данные изъяты» рубля.

Онищенко В.В. обратился со встречным иском к администрации города Белгорода о признании за ним права собственности на объект незавершенного строительства площадью по наружному обмеру «данные изъяты» кв.м., расположенный в «адрес», кадастровый номер N В обоснование иска сослался на давностное добросовестное владение гаражом.

Решением суда иск администрации г. Белгорода удовлетворен. Онищенко В.В. в иске отказано.

В апелляционной жалобе Онищенко В.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. Указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов решения обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела по приведенным в апелляционной жалобе доводам по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

В силу положений ст. 234 ГК РФ, лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

По смыслу ст. 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть признано, когда имущество не имеет собственника, собственник имущества не известен, собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества.

Из материалов настоящего гражданского дела видно, что спорный земельный участок площадью «данные изъяты» кв. м. имеет собственника — администрацию города Белгорода, которая от данного имущества не отказывалась и не утрачивала к нему интерес.

В силу нормы ст. 234 ГК РФ с учетом положений ст. 225 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. Однако в этом случае может быть признано добросовестным владение имуществом, имеющим собственника, когда лицо, владеющее таким имуществом, не знает и не должно знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности и соответственно о незаконности своего владения, поскольку предполагает, что собственник от данного имущества отказался. Однако таких обстоятельств при разрешении спора не установлено.

Пленум Верховного Суда РФ N 10, и Пленум ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 в Постановлении «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца ( пункт 3 статьи 234 ГК РФ);

Читайте так же:  Срок исковой давности возмещение ущерба дтп

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) (п.15).

В данном случае земельный участок площадью «данные изъяты» кв. м. не принадлежит Онищенко В.В. ни на каком праве и не предоставлялся ему в установленном порядке. Следовательно, оснований к признанию за ним права собственности на это сооружение не имеется.

Выводы решения об отказе Онищенко В.В. в удовлетворении иска являются правильными.

Из положений ст. 222 ГК РФ следует, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом. Возложение на Онищенко В.В. обязанности освободить самовольно занятый земельный участок площадью 23,1 кв. м. основано на обстоятельствах спора и положениях закона.

В силу требований ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. При таком положении суд правильно взыскал с Онищенко В.В. плату за землю.

Выводы решения не опровергаются доводами, приведенными Онищенко В.В. в его апелляционной жалобе.

Утверждения в жалобе о том, что возникшее спорное правоотношение урегулировано положениями ст. 301 ГК РФ (истребование земельного участка из чужого незаконного владения) и, как следствие, к данным правоотношениям следует применить ст. 196 ГК РФ (общий срок исковой давности), судебная коллегия не может признать состоятельными. Онищенко В.В. не указывает оснований приобретения им прав на спорный земельный участок площадью «данные изъяты» кв. м.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Таким образом, применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий, а также на бесхозяйное имущество. Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.

Учитывая изложенное, только один факт пользования земельным участком не свидетельствует о возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований для признания за Онищенко В.В. права собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности. Других оснований приобретения прав на данный земельный участок им не приведено.

При таком положении не имеется оснований считать, что администрацией города Белгорода заявлен вендикационный иск. Суд первой инстанции правильно применил к данным правоотношениям положения ст. 304 ГК РФ и ст. 208 ГК РФ, предусматривающей, что исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Из приведенного положения закона следует, что права собственника защищены законодательно как при наличии владения, так и при лишении владения.

Доводы, касающиеся права собственности администрации города Белгорода на спорный земельный участок, не заслуживают внимания, поскольку являются личной позицией апеллянта и приведены без учета требований ст. 11 ЗК РФ и ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Добросовестное владение спорным земельным участком, на чем настаивает апеллянт в своей жалобе, не является основанием к возникновению у него каких-либо прав на этот земельный участок. Утверждения апелляционной жалобы в этой части не основаны ни на положениях закона, ни на обстоятельствах спора. По этим же основаниям подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы, касающиеся признания за апеллянтом права собственности на объект незавершенного строительства.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что из судебного постановления не ясно, в каком состоянии спорный земельный участок должен быть передан его законному владельцу, основанием к отмене решения суда первой инстанции не является. В случае неясности судебного постановления стороны вправе просить суд о его разъяснении по правилам ст. 202 ГПК РФ.

Других доводов в жалобе не приведено. Нарушений норм материального или процессуального права, способных повлечь отмену судебного постановления апелляционным судом, при рассмотрении дела не допущено. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 11 октября 2013 г. по делу по иску администрации г. Белгорода к Онищенко В.В. об освобождении самовольно занятого земельного участка, встречному иску Онищенко В.В. к администрации г. Белгорода о признании права собственности оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/124426848/

Основные моменты процедуры разграничения государственной собственности на землю в России

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением государственной собственности на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
  • Что такое разграничение государственной собственности на землю?

    В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

    • Российская федерация (федеральная собственность);
    • субъектов РФ (собственность региональная);
    • муниципалитетов (муниципальная собственность).

    В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего кадастрового учета и регистрации каждого земельного надела на том или ином уровне власти.

    Читайте так же:  Восстановление российского паспорта при утере

    Участники

    В качестве таковых выступают:

    • Россия;
    • каждый субъект по отдельности (в том числе и города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
    • каждое муниципальное образование (город, поселок и т.д).

    Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти – федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.

    Законодательство

    Процедуру разграничения государственной собственности на земельные наделы регулируют множество законодательных актов.

    Среди них следующие:

    • Конституция РФ – это положения п.п. «г» статьи 72, в котором говорится о том, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что в пользу государства имущество может быть передано только по решению суда (к коему относится и участок земли);
    • Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – установили новые правила разграничения госсобственности на земельные наделы;
    • Гражданский кодекс РФ – закрепляет статус юрлиц, понятие имущества, права собственности и др.;
    • указы Президента;
    • постановления Правительства;
    • распоряжения, правила, положения, инструкции и другие акты.

    Какие государственные земли подлежат разграничению?

    Разграничению подлежат во-первых, те госземли, сведения о праве собственности на

    которые не содержатся в ЕГРН. То есть, не установлена их официальная принадлежность ни к РФ, ни к какому-либо субъекту РФ, ни к городскому или сельскому поселению.

    А, во-вторых, могут быть разграничены участки, зарегистрированные в ЕГРН. То есть они распределяются РФ и передаются субъектам или муниципалитетам.

    Порядок разграничения госземли

    Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

    Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

    1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все лесные участки – это собственность федеральная).
    2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
    3. С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

    Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности.

    На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

    Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

    В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

    Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

    • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
    • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
    • другие случаи, прямо прописанные в законе.

    Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

    Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

    Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

    • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
    • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов.
      Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
    • Безвозмездная основа приобретения земельных наделов в результате разграничения.
    • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
    • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
    • Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
    • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
    • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.

    Пользование землей общего пользования в СНТ имеет свои особенности.

    Узнайте все про порядок выноса участка в натуру в нашей статье!

    Много нужной информации о значении ситуационного плана во время газификации участка вы найдете тут.

    Проблемы разграничения государственной собственности на землю

    Можно сказать, что в общем, на сегодня процедура разграничения значительно упростилась, а объем права собственности на участки каждого из трех уровней стал конкретным и закрепленным на уровне закона.

    Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями

    участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).

    Так вот передача контрольных функций на регистрирующий орган породила множество дополнительных споров. В частности о том, есть ли достаточные полномочия у того или иного органа власти на распоряжение конкретным участком.

    Институт разграничения государственной собственности на земельные наделы дает достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/procedura-razgranicheniya-gosudarstvennoj-sobstvennosti.html

    Признание права собственности на неразграниченные земли
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here