Принципы деятельности обязанности и права полиции

Новости

МВД России

Москва

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Кабардино-Балкария

Один из основных принципов деятельности полиции, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции», является принцип уважения прав и свобод человека и гражданина.

Так согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. При этом основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Полиция обязана уважать права и свободы человека и гражданина, сотрудники полиции не вправе производить действия и принимать решения, унижающие честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. То есть деятельность полиции должна отвечать идеям гуманизма. Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с требованиями закона деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, подлежит немедленному прекращению в случаях, когда достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Вместе с тем согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени. Данное правовое положение касается деятельности любого и каждого сотрудника полиции. Независимо от того, осуществляется ли сотрудниками полиции производство по делам об административных правонарушениях, проверка заявления (сообщения) о преступлении, предварительное расследование или иного рода деятельность, никто из сотрудников полиции не вправе производить действия и (или) принимать решения, попирающие честь свидетеля (очевидца), потерпевшего (пострадавшего), обвиняемого (правонарушителя) и любого иного лица, а также унижать его человеческое достоинство либо создавать опасность для его жизни или здоровья.

В соответствии с Законом «О полиции» сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан «внимательно выслушать» последнего, в случае обращения к нему гражданина после того, как он представился и выслушал гражданина, прежде всего обязан в пределах своих полномочий принять необходимые меры. Только при условии, что он не имеет права принять необходимые меры, сотрудник полиции должен разъяснить гражданину, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Следующим, но не менее важным принципом деятельности полиции является законность.

Законность – это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности в деятельности полиции выражается в требовании от подразделений и сотрудников полиции осуществления своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, Федерального закона «О полиции» и иных законов, регулирующих правовой статус и деятельность полиции. Малейшее отступление сотрудника полиции от этого требования подрывает авторитет всей полиции.

Незаконные с позиции гражданина действия (решения, бездействие) сотрудника полиции могут быть обжалованы не только прокурору и в суд, но и руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, непосредственно обеспечивающего контроль за законностью решений и действий данного конкретного должностного лица полиции, либо вышестоящему руководителю.

Такой принцип деятельности полиции как беспристрастность указывается на то, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В целях обеспечения беспристрастности в повседневной оперативно-служебной деятельности сотрудника полиции законодательством установлен запрет последнему состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. Также сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотруднику полиции обязан проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Кроме того, сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

начальник ОМВД России по Эльбрусскому району

Источник: http://mvdrus.ru/news/765527-printsipyi-deyatelnosti-politsii.html

Полиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации, направления ее деятельности, состав, обязанности и права

Полиция обоснованно считается одной из ключевых составных частей централизованной системы органов внутренних дел. Статус полиции закреплен в Законе о полиции, определившим, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В ст. 1 Закона о полиции подчеркивается, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными направлениями деятельности полиции являются:

  • – защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • – предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • – выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • – розыск лиц;
  • – производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • – обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • – обеспечение безопасности дорожного движения;
  • – контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
  • – контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • – охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • – государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • – осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Кроме того, по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (ст. 2 Закона о полиции).

Определение состава полиции, порядка создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции относится к компетенции Президента РФ. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

Читайте так же:  Отмена судебного приказа налоговой

При этом перечень конкретных подразделений и служб полиции в Центральном аппарате МВД России утверждается Президентом РФ, а в территориальных органах МВД России – Министром внутренних дел РФ. Так, из приведенной выше структуры Центрального аппарата МВД России к подразделениям полиции отнесены: Главное управление вневедомственной охраны; Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения; Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; Главное управление по противодействию экстремизму; Главное управление собственной безопасности; Главное управление на транспорте; Главное управление уголовного розыска; Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции; Национальное центральное бюро Интерпола; Оперативное управление; Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации; Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; Управление оперативно-розыскной информации; Управление по организации дознания.

В свою очередь, в территориальных органах МВД России образуются подразделения: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; дознания; по борьбе с преступными посягательствами на грузы; по противодействию экстремизму; участковых уполномоченных полиции; по делам несовершеннолетних; охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти; государственной инспекции безопасности дорожного движения; вневедомственной охраны; собственной безопасности; оперативно-розыскной информации; оперативно-поисковые; центры специального назначения полиции; центры лицензионно-разрешительной работы; бюро регистрации несчастных случаев; дежурные части; и др.

Обязанностям полиции посвящена ст. 12 Закона о полиции. На полицию, помимо прочих, возлагаются следующие обязанности:

В ст. 12 Закона о полиции закреплены и другие обязанности, возлагаемые на полицию. Кроме того, следует учитывать положения иных статей названного Закона. Так, согласно требованиям ч. 4, 5 ст. 5 Закона о полиции, при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

  • 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  • 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан также назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Иные обязанности, не предусмотренные Законом о полиции, могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в названный Закон.

Права полиции предусмотрены в ст. 13 Закона о полиции. В соответствии с этой статьей, для выполнения возложенных на нее обязанностей полиция, в частности, имеет право:

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о полиции проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также:

  • 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • 3) для пресечения преступления;
  • 4) для установления обстоятельств несчастного случая.

При этом сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие. Кроме того, о каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Особое значение в деятельности полиции придается вопросам применения ее сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (гл. 5 Закона о полиции).

Закон о полиции в ч. 4 ст. 18 установил обязанность сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указан в ст. 19 Закона о полиции. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается их применение, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить этим лицам возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом он обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

  • – для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • – доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • – преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции. Кроме того, сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия (ст. 20 Закона о полиции).
Читайте так же:  Срок исковой давности между юридическими лицами

Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

При этом, в зависимости от конкретного основания, могут быть применены следующие специальные средства: палки специальные; специальные газовые средства; средства ограничения подвижности; специальные окрашивающие и маркирующие средства; электрошоковые устройства; светошоковые устройства; служебные животные; световые и акустические специальные средства; средства принудительной остановки транспорта; средства сковывания движения; водометы; бронемашины; средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; средства разрушения преград (ч. 2 ст. 21 Закона о полиции).

Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

  • 1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
  • 2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Помимо запретов, закон содержит и целый ряд ограничений, связанных с применением специальных средств (ст. 22

Закона о полиции). Например, не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца; не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия; не допускается применение средств принудительной остановки транспорта на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью.

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия регламентировано ст. 23 Закона о полиции. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

  • – для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • – обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • – разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным законом;
  • – производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

При этом следует учитывать установленные законом запреты на применение огнестрельного оружия. Так, сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Источник: http://studme.org/33873/pravo/politsiya_sisteme_organov_vnutrennih_del_rossiyskoy_federatsii_napravleniya_deyatelnosti_sostav_obyazanno

Принципы деятельности российской полиции

Принципы определяют приоритетные направления деятельности полиции, являются связующим звеном между нормативными предписаниями различной отраслевой принадлежности. В Федеральном законе «О полиции» (ст. 5–11) определены следующие принципы деятельности полиции:

  • • соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;
  • • законность;
  • • беспристрастность;
  • • открытость и публичность;
  • • общественное доверие и поддержка граждан;
  • • взаимодействие и сотрудничество;
  • • использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Соблюдение и уважение нрав и свобод человека и гражданина

В ходе правоохранительной деятельности сотрудники полиции используют различные формы и методы работы, которые реализуются на основании закона, при этом некоторые нрава граждан могут быть ограничены. Ограничение прав человека в ходе осуществления правоохранительной деятельности полиции имеет пределы, которые определены законом. Во всех случаях ограничение прав личности прекращается после достижения цели ограничения соответствующего права.

Рост преступности, ухудшение правопорядка в стране заставляют по-новому взглянуть на принципы организации и деятельности российской полиции. Составной частью принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина является принцип гуманизма, который при любых обстоятельствах не теряет своей актуальности, более того, является ключевым в деятельности полиции. Так, несмотря на высокую степень общественной опасности ряда преступлений, сотрудники полиции не имеют нрава прибегать к пыткам, насилию, жестокому обращению, издеваться над задержанным гражданином, избивать его, совершать в отношении него действия, которые могут унижать человеческое достоинство задержанного. Напротив, сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми умышленно причиняются задержанному гражданину боль, физическое и нравственное страдание. Невыполнение этих требований влечет для сотрудника полиции меры уголовной и дисциплинарной ответственности.

Рассматривая порядок работы полицейского с гражданами, необходимо отметить, что для обеспечения прав личности сотрудник полиции при взаимоотношениях с гражданами, представителями юридических лиц, государственными или муниципальными служащими обязан назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить служебное удостоверение, а также сообщить причину и цель обращения. Данное требование сформулировано в ст. 5 Федерального закона «О полиции» как обязательное, выполнение которого необходимо для защиты прав человека. Ни одно требование или просьба полицейского к гражданину не должны оставаться анонимными.

Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Это конституционное предписание находит закрепление в Федеральном законе «О полиции». Следует учитывать, что ограничение прав граждан подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе принятыми МВД России, недопустимо.

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему основания применения соответствующих мер принуждения, а также права и обязанности, которые при этом возлагаются на гражданина. В частности, при задержании, гражданину разъясняются его права на защиту, юридическую помощь адвоката и др. К сотруднику полиции, который несет службу по охране общественного порядка, часто обращаются граждане. При таком обращении, как уже отмечалось, сотрудник полиции обязан четко назвать свою должность, звание, фамилию, внимательно выслушать гражданина и, если вопрос относится к компетенции данного сотрудника полиции или полиции в целом, принять соответствующие меры в пределах своих возможностей. Если вопрос не входит в компетенцию полиции, сотрудник должен разъяснить гражданину, куда ему следует обратиться для разрешения возникшей проблемы.

Согласно конституционным предписаниям каждый гражданин России имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Кроме того, каждый россиянин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Читайте так же:  Дополнительная судебно медицинская экспертиза

При осуществлении правоохранительной деятельности сотрудники полиции имеют доступ ко многим сведениям, в том числе и о частной жизни гражданина. В связи с этим на сотрудников полиции возлагается обязанность охранять всеми средствами, предусмотренными законом, информацию о частной жизни человека, которую они получили в ходе осуществления своей служебной деятельности, не распространять эту информацию без согласия соответствующего гражданина.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Указанное конституционное предписание имеет прямое и самое непосредственное отношение к деятельности органов полиции. Гражданин вправе знакомиться со всеми процессуальными документами, которые составлены сотрудником полиции с участием соответствующего гражданина, а также с документами, которые его непосредственно касаются. Это право закреплено в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 46 и 47 УПК РФ), законодательстве об административных правонарушениях (ст. 25.1 КоАП РФ) и др.


Источник: http://studme.org/40715/pravo/printsipy_deyatelnosti_rossiyskoy_politsii

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. 3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Читайте так же:  Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Источник: http://studfile.net/preview/2452548/page:2/

Состав, обязанности, права и направления деятельности полиции в системе органов внутренних дел Российской Федерации

Полиция – ключевая составляющая централизованной системы внутренних дел, созданная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод жителей России, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Она применяется с целью противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Ее статус и обязанности закреплены в Законе о полиции. В статье 1 указано, что сотрудники правоохранительных органов должны оказывать помощь любому человеку, пострадавшему от противозаконных или противоправных действий.

Направления деятельности полиции

В соответствии с действующим законодательством, полиция обязана:

  • защищать личность, государство и общество от противоправных посягательств;
  • охранять имущество, различные объекты, потерпевших, свидетелей, судей, прокуроров и других должностных лиц, которым угрожает опасность;
  • осуществлять розыск лиц, нарушивших закон;
  • предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения;
  • обеспечивать правопорядок в общественных местах;
  • отвечать за безопасность дорожного движения;
  • выявлять и раскрывать преступную деятельность;
  • контролировать соблюдение законов, регулирующих оборот оружия, частную детективную и охранную деятельность;
  • выполнять экспертно-криминалистические функции.

Замечание 1

По статье 2, принятой по решению Президента РФ, сотрудники правоохранительных органов могут быть использованы для восстановления и поддержания международного мира и безопасности. Система полиции, ее состав, структура и ликвидация отдельных подразделений также находится в юрисдикции главы государства.

Правоохранительные органы состоят из специалистов, организаций и служб, которые обязаны заниматься:

Президент России выбирает подразделения и службы, которые будут состоять в Центральном аппарате МВД, однако касательно территориальных органов МВД данный вопрос находится в юрисдикции Министра внутренних дел.

Перечень подразделений полиции включает главные управления по:

  • обеспечению безопасности дорожного движения;
  • противодействию экстремистской и коррупционной деятельности;
  • охране общественного порядка;
  • транспорту;
  • координации с органами исполнительной власти;
  • вневедомственной охране;
  • экономической безопасности;
  • организации дознания;
  • собственной безопасности;
  • безопасности лиц, нуждающихся в государственной защите.

Замечание 2

Также в данный список входит Национальное центральное бюро Интерпола.

Подразделения, состоящие в территориальных органах МВД, в дополнение ко всему перечисленному занимаются:

  • борьбой с преступными посягательствами на частный товар во время перевозки;
  • участковой деятельностью;
  • регистрацией несчастных случаев;
  • расследованием дел несовершеннолетних;
  • поддержанием дежурных частей.
Читайте так же:  Отказано в ходатайстве о назначении экспертизы

Обязанности полиции

Деятельность и обязанности сотрудников правоохранительных органов регулирует Закон о полиции. Основные задачи полицейских значатся в статье 12, в соответствии с которой на них возлагается:

Взаимоотношение полиции и граждан

Правила взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с гражданами России описаны в статье 5 Закона о полиции. Обращаясь к человеку, полицейский должен в обязательном порядке:

  1. Сообщить информацию о своей должности, звании, фамилии.
  2. Проинформировать о причине и цели обращения, предъявив свое удостоверение.
  3. В случае задержания уведомить о причине подобного решения и рассказать гражданину о его правах на время ареста.

Если же к сотруднику полиции обращается гражданин, он должен:

  1. Сообщить свою фамилию, звание и должность.
  2. Внимательно выслушать причину и цель обращения.
  3. Оказать помощь в пределах своих полномочий или проинформировать о том, к кому следует обратиться для решения проблемы.

Замечание 3

Любые новые обязанности могут быть возложены на правоохранителей только путем внесения изменений в Закон о полиции.

Права и свободы правоохранительных органов

В соответствии со статьей 13 Закона о полиции сотрудники правоохранительных органов имеют право:

Проникновение правоохранительных органов на частную территорию

В части 3 Закона о полиции указано, что правоохранители имеют право проникать на территорию, принадлежащую гражданам или организациям, возможно с целью:

  1. Спасения жизни или имущества, а также для обеспечения безопасности при возникновении беспорядков на улицах или другой чрезвычайной ситуации.
  2. Задержания лиц, которые причастные к совершению преступлений.
  3. Предотвращения преступной деятельности.
  4. Установления обстоятельств несчастного случая.

Сотрудники полиции не имеют права проникать на территорию, принадлежащую дипломатическим организациям, иностранным консульским учреждениям и международным представительствам.

Если территория, дом или помещение, необходимое правоохранительным органам, будет заперто, полицейские вправе произвести взлом. Аналогичное разрешение распространяется на транспортные средства и объекты, которые требуется осмотреть.

Если на территории частного домовладения в момент проникновения сотрудников полиции не находилось хозяев, в течение суток с момента происшествия они должны быть проинформированы о случившемся. Когда владельцы дома были замешаны в преступлении и препятствовали полицейским, в течение 24 часов о происшествии уведомляется прокурор в письменном формате.

Проникновение с препятствием

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении поставленной задачи регулируется в соответствии со статьей 5 Закона о полиции. В соответствии с действующим законодательством, каждый сотрудник правоохранительных органов должен периодически проходить подготовку и проверку на профпригодность в чрезвычайных условиях.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указан в статье 19 Закона о полиции. Полицейский предварительно должен предупредить лиц, в отношении которых планируется использовать вышеуказанные методы, дав им возможность выполнить поставленные требования. Однако он вправе не придерживаться данного правила, если его соблюдение создает риск для здоровья или жизни, а также может привести к другим негативным последствиям.

Решение о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия принимается на основе рисков, с которым столкнулся сотрудник правоохранительных органов. При этом он обязан свести к минимуму любой ущерб. После задержания гражданина, против которого использовались перечисленные методы, полицейский должен в случае необходимости в максимально сжатые сроки обеспечить ему оказание медицинской помощи. Если арестованное лицо получило ранение или погибло в результате действий правоохранителя, в течение 24 с момента инцидента об этом должен быть проинформирован прокурор.

Сотрудник полиции имеет право пользоваться силовыми способами, если другие действия для выполнения поставленной задачи оказались бесполезными. Причинам такого решения могут выступать:

  • пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • транспортировка задержанных лиц, причастных к совершению противоправных действий, в служебное помещение правоохранительных органов;
  • невыполнение законных требований сотрудника полиции.

Все случаи, когда допускается использование физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, перечислены в статье 20 Закона о полиции.

Полицейский может лично или в составе группы руководствоваться силовыми методами во время выполнения служебных обязанностей, если необходимо:

  • отразить нападение на правоохранителя или мирного жителя;
  • пресечь преступление или административное правонарушение;
  • справиться с сопротивлением, которое оказал человек при аресте;
  • задержать гражданина, пытавшегося скрыться с места совершенного им преступления;
  • обезвредить лицо, оказывающее вооруженное сопротивление;
  • пресечь попытку побега, доставляя в отделение подозреваемого или в места лишения свободы осужденного преступника;
  • освободить заложников или захваченное здание, помещение, транспортное средство или определенный объект;
  • оставить массовые беспорядки или другие противоправные действия, которые затрудняют движение транспорта, работу связи и учреждений;
  • остановить транспортное средство, водитель которого отказался выполнять требования полиции;
  • выявить граждан, осуществляющих противоправные действия;
  • обеспечить защиту охраняемого объекта от группы лиц.

Особенности использования огнестрельного оружия в перечисленных ситуациях указаны в части 1 статьи 21 Закона о полиции.

Запреты и разрешения

В качестве специальных средств сотрудники полиции могут пользоваться:

  • палками;
  • средствами ограничения подвижности;
  • окрашивающими и маркирующими средствами;
  • электрошокерами;
  • газовыми средствами;
  • водометами;
  • светошоковыми устройствами;
  • служебными животными;
  • световыми и акустическими специальными средствами;
  • установками для принудительной остановки транспортных средств;
  • средствами сковывания движения;
  • бронемашинами;
  • средствами для разрушения преград.

Полицейские не имеют права пользоваться специальными средствами против:

  • беременных женщин;
  • инвалидов;
  • несовершеннолетних;
  • незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Данное правило нивелируется, если граждане затрудняют транспортное движение, работу организаций или совершают насильственные действия. В статье 22 также указан ряд ограничений по использованию специальных средств.

Например, нельзя бить человека палкой по голове, ключице, животу, половым органами, в область сердца. Запрещено использовать водометы, если на улице морозная температура. Средства принудительной остановки транспорта не допускается применять в горной местности или при плохой видимости.

Полицейский может задействовать огнестрельное оружие, соблюдая предписания статьи 23 Закона о полиции. В ней указано, что к подобной мере сотрудники правоохранительных органов могут прибегать, чтобы:

Огнестрельное оружие запрещено использовать в отношении к беременным женщинам, инвалидам или несовершеннолетним при наличии явных признаков или знании того, что они относятся к вышеперечисленным категориям. Единственное исключение – если они оказывают вооруженное сопротивление, которое представляет риск для жизни сотрудника полиции или других граждан. Также запрещено применять огнестрельное оружие, если вокруг имеется большое скопление людей, и в результате действий полицейского могут пострадать невинные граждане.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/sostav-objazannosti-prava-i-napravlenija-dejatelno/

Принципы деятельности обязанности и права полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here