Постановление конституционного суда о правительстве

ВОПРОС № 31 ПОСТАНОВЛЕНИЯ КС О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ РФ (12)

Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ.

ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — официальное разъяснение Конституционным Судом РФ содержащихся в нормах Основного закона понятий. Действующая Конституция РФ функцию толкования закрепила за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).

Целью толкования является юридически точное указание, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции РФ. Юридическим способом снятия существующей неопределенности является в этом случае официальное толкование.

Толкование К. РФ Конституционным Судом РФ относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений.

Право толкования К. РФ Конституционный Суд РФ самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) это возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции РФ определен в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Постановления о толковании статей Конституции:

ст. 66 (понятие вхождения автономного в состав края области),

71 (о составе федеральных органов исполнительной власти),

91,92 (порядок прекращения полномочий президента в связи со стойкой нетрудоспособностью),

99 (момент прекращения осуществления полномочий Государственной Думой в случае ее роспуска),

103 (понятие общего числа Государственной Думы и Совета Федерации),

105, 106 (срок рассмотрения Федерального закона в Совете Федерации),

107 (понятие «принятый федеральный закон», направление закона на подписание президенту),

111 (предложение кандидатуры председателя правительства),

135 (о порядке голосования и заседаний Государственной Думы и Совета Федерации),

136 (статус Закона о поправке),

137 (внесение нового наименования субъекта Российской Федерации в ст. 65 конституции).

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П

По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия:

«Содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации».

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации:

«1. Из положений статей 71 (пункт «г») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт «н»), 77, 78 (часть 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

2. Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «г»), 83 (пункт «д»), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.

3. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 106 (пункт «а»), 114 (пункт «а» части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год».

3.Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. N 10-П

По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации:

«1. Предусмотренное частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, перечисленные в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации.

Читайте так же:  Эксперт в судебном разбирательстве

2. Из положения части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации во взаимосвязи с положением части 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации следует, что Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

3. При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

4.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П

По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации

5.Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П

По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации

6.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П

По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации

7.Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П

По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области

8.Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации

9.Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации

10.Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П

По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П

По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9735 —

| 7572 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/6_115349_vopros—postanovleniya-ks-o-tolkovanii-konstitutsii-rf-.html

Постановление конституционного суда о правительстве

Официальная публикация в СМИ:
«Вестник Конституционного Суда РФ», № 1, 2007,
«Российская газета», № 274, 06.12.2006,
«Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, № 50, ст. 5371

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2006 г. № 9-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 100
РЕГЛАМЕНТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10 и 104, находящийся в общей системе правового регулирования федерального законодательного процесса пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации

Источник: http://lawsforall.ru/index.php?ds=37255

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по главе 6 «Правительство Российской Федерации» Конституции Российской Федерации

По информации, содержащейся на сайте Конституционного Суда РФ, за период с 1995 по 2011 г. из 6483 обращений по вопросам организации публичной власти на исполнительную власть приходится 704 обращения, что составляет примерно 11%. С 1 января 2012 г. по вопросам местного самоуправления из 532 поступило еще 16 обращений [1] [2] . Таким образом, вопросы организации и деятельности Правительства РФ не часто исследуются Конституционным Судом РФ.

Весь массив существующих к настоящему времени позиций Суда по исследуемому вопросу можно условно разбить на две большие группы — позиции Конституционного Суда РФ:

  • 1) по общим вопросам организации и деятельности Правительства РФ;
  • 2) отдельным вопросам компетенции Правительства РФ.

Позиции Конституционного Суда Российской Федерации по общим вопросам организации и деятельности Правительства Российской Федерации

После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур на должность председателя Правительства РФ (независимо от того, представлялся каждый раз новый кандидат либо один и тот же дважды или трижды) Государственная Дума подлежит роспуску.

Видео (кликните для воспроизведения).

Т. Я. Хабриева обращает внимание на то, что «возможны различного рода политические соглашения с Президентом о том, что при назначении им членов Правительства в нем будет обеспечено представительство политических партий, прошедших в парламент. Напомним, что по такому сценарию в 1998 г. проходило формирование Правительства, возглавляемого Е. М. Примаковым. Данная ситуация скорее возможна в условиях, когда Президент и большинство в Думе расходятся по своим политическим позициям, однако очевидно, что в любом случае это не предполагает формирование Правительства, оппозиционного Президенту» [3] .

В постановлении от 27 января 1999 г. № 2-П Конституционный Суд РФ констатирует, что с понятием «система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти», используемым в п. «г» ст. 71 Конституции РФ, тесно связано понятие «система федеральных органов исполнительной власти» [4] . Причем на конституционном уровне не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом, — Конституция РФ применительно к системе федеральных органов исполнительной власти регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства РФ, осуществляющего согласно ее ст. 110 исполнительную власть в Российской Федерации, устанавливает состав Правительства РФ, а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы (ч. 1 ст. 78). Являясь элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру.

Читайте так же:  Какая сумма долга ограничивает выезд за границу

Таким образом, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент РФ может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Понятие структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента РФ. При этом по смыслу п. «а» ст. 106, п. «а» ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 115 Конституции РФ такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

Конституция РФ не определяет ни порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных министров), их заместителей и членов коллегий этих органов, ни особенности деятельности федеральных органов исполнительной власти в порученных им сферах, ни форму принимаемых ими актов. Вместе с тем то, что Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти, не означает, что на отдельные федеральные органы исполнительной власти не может быть возложена функция по межотраслевой координации деятельности, отнесенной к их ведению. Все эти вопросы регулируются ст. 12, 28, 32 и 44 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также другими федеральными законами и положениями о федеральных органах исполнительной власти, утверждаемыми Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ при рассмотрении нескольких дел указал на особенности правотворческой деятельности Правительства РФ, его участия его в законодательном процессе. Так, Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ вправе осуществлять правовое регулирование соответствующих отношений (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). Само же по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации не означает невозможность его урегулирования иными, помимо федерального закона, нормативными актами, включая акты Правительства РФ, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона (постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П, от 27 января 1999 г. № 2-П, определения Конституционного Суда РФ от 8 июля 2004 г. № 255-0, от 16 января 2007 г. № 22-0).

В другом решении Конституционный Суд РФ констатировал, что Конституция РФ исходит из принципа самостоятельности Правительства РФ при осуществлении им своих полномочий в качестве органа исполнительной власти Российской Федерации, в том числе при осуществлении полномочий, возложенных на него федеральными законами, и не предусматривает согласование актов Правительства РФ с Федеральным Собранием — парламентом, являющимся представительным и законодательным органом Российской Федерации. Получение согласия Федерального Собрания — парламента, являющегося представительным и законодательным органом Российской Федерации, вступало бы в противоречие с Конституцией РФ с точки зрения установленных ею разделения государственной власти на законодательную и исполнительную и разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ как федеральными органами государственной власти (определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. № 201-0).

В постановлении Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. № 9-П подчеркивается, что реализация права законодательной инициативы по законопроектам, указанным в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, осуществляется в два этапа, на каждом из которых участники данного процесса обладают взаимообусловленными правами и обязанностями. В частности, Правительство РФ не вправе отказаться от исполнения возложенной на него Конституцией РФ обязанности давать заключения на соответствующие законопроекты. При этом пределы и нормативное содержание данной обязанности (в силу ее конституционно-правовой природы) не могут устанавливаться ее носителем, т. е. Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что такие заключения являются формой официального информирования Правительством РФ Государственной Думы уже на начальной стадии законодательного процесса о возможных последствиях принятия соответствующих законопроектов с точки зрения бюджетной обеспеченности. Причем у субъекта права законодательной инициативы сохраняется возможность внести свой законопроект с отрицательным заключением и собственными поясняющими материалами непосредственно в Государственную Думу. Принятие же или отклонение законопроекта — прерогатива Государственной Думы, пределы усмотрения которой при осуществлении принадлежащих ей полномочий по реализации законодательной функции Федерального Собрания установлены Конституцией РФ. Иное толкование поставило бы реализацию конституционного права законодательной инициативы в зависимость от усмотрения Правительства РФ.

Конституционному Суду РФ пришлось исследовать и вопрос о исполнении полномочий Президента РФ Председателем Правительства РФ. Давая толкование положениям ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции РФ Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что положение о временном исполнении Председателем Правительства РФ обязанностей Президента РФ распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий, перечисленных в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ, а также на иные исключительные случаи, когда Президент РФ собственным решением возлагает на Председателя Правительства РФ выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом РФ решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента РФ на Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства РФ исполняет обязанности Президента РФ соответственно до момента возвращения действующего Президента РФ к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента РФ (постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. № 10-П).

Читайте так же:  Практика взыскания судами судебных расходов

Источник: http://studref.com/393810/pravo/pravovye_pozitsii_konstitutsionnogo_suda_rossiyskoy_federatsii_glave_pravitelstvo_rossiyskoy_federatsii

КС решил, что граждане не могут оспаривать решения правительства

Российские граждане отныне лишены возможности оспаривать через суд решения правительства. Кабинет министров доказал Конституционному суду, что отмена правительственных актов судами общей юрисдикции (в том числе и Верховным судом) приводит к неисполнению важнейших федеральных законов. Вчера Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П принято решение в пользу правительства. Теперь россиянам осталась лишь возможность жаловаться на свое правительство в Страсбургский суд.

Попыток оспорить решения кабмина в суде ежегодно в масштабах страны предпринимается несколько сотен, причем нередко суды встают на сторону истца. В свое время так произошло с постановлением о плате за загрязнение окружающей среды, отмененным в результате Верховным судом. Нередко в суды подают иски об отмене постановлений, устанавливающих размер пошлин, правил сертификации и регистрации. Регулярно суды отменяют подзаконные акты, разъясняющие применение статей Налогового кодекса. Сегодня в каждой крупной компании есть штатный аудитор, оспаривающий в суде требования налоговиков.

Подобные сбои в работе государственной машины настолько досадили правительству, что иск в Конституционный суд Белый дом сформулировал предельно жестко. По мнению правительства, нормы Гражданско-процессуального кодекса, разрешающие проверку судами нормативных актов правительства, по сути, позволяют судам «толковать конституционные полномочия правительства». А значит, корректировать положения законодательства. «Проверка конституционности закона не входит в компетенцию судов общей юрисдикции», — говорится в запросе.

В итоге КС признал, что суды общей юрисдикции не могут проводить проверку нормативных актов, издаваемых правительством в развитие федеральных законов. Речь идет о таких случаях, когда закон прямо предписывает правительству издавать такое постановление. Классический пример: тарифы на «автогражданку». Теперь оспорить их в суде никому уже не удастся.

При этом в определении КС так и осталось непонятно, куда должен обращаться ущемленный правительством в своих правах человек. Верховный суд теперь может (но не обязан) перенаправлять подобные обращения в КС. Так что для тех, кто не намерен мириться с «незаконным» нормотворчеством, остается обращаться лишь в международные судебные инстанции.

Виталий МОЖАРОВСКИЙ, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:

— В Москве часто оспариваются постановления префектов, распоряжения мэра, распоряжения правительства Москвы. Совсем недавно частная компания оспаривала правомочность положения о лицензировании строительной деятельности. Истец утверждал, что федеральное правительство, которое утверждает эти положения, расширило этот перечень. Вот все это теперь оспорить будет нельзя.

Правительство, оспорив легитимность судебных исков граждан, загоняет себя в угол. Тем не менее у каждого лица по Конституции сохраняется право защищать свои интересы, и неважно, суд это общей юрисдикции или КС. Поскольку далеко не всегда постановление правительства противоречит Конституции (как правило, оно чаще противоречит федеральному закону), то КС эти вопросы не подведомственны. В таком случае нужно создавать систему административных судов, о чем речь идет уже давно. Но этот проект не меньше чем на пять лет. А что до тех пор? То, что напишут, то и будет истиной в последней инстанции?

Юрий БОРИСЕНКО, директор группы крупных проектов юридической компании «Вегас-Лекс»:

— Прецеденты подобных обращений бывают: по таможенным инструкциям, по инструкциям МНС, по формам регистрации в регионах. Если есть очевидное противоречие общему смыслу законодательства, никто, как правило, не сопротивляется отмене этого акта. Суд — это правоприменительный орган. Не вопрос суда, соответствует ли тот или иной закон Конституции России. Здесь главное — правильно расставить приоритеты. И в Конституционном, и в Верховном, и в арбитражном суде должны выработать что-то типа постановления президиума для нижестоящих судов. Именно КС в своем постановлении должен разграничить вопрос: если закон противоречит Конституции, то суды при разрешении дела применяют Конституцию напрямую и отправляют вопрос в КС. Если не усматривается противоречия между Конституцией и законом, но наблюдается противоречие между постановлением правительства и законом, то суд вправе отменить постановление правительства.

Записала Наталья БАРМИНА
Время новостей

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/7099/

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. N 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации»

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. N 10-П
«По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации»

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

с участием представителей Государственной Думы как стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, — депутата Ю.М.Нестерова и постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В.Лазарева,

руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании положений частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их системной связи.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.В.Витрука, объяснения представителей Государственной Думы, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А.Митюкова, а также приглашенных в заседание представителей: от Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации С.М.Юдушкина, от Совета Федерации — адвоката И.Б.Власенко, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

Читайте так же:  Как подать исковое заявление в суд образец

1. Часть 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности; при этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

В части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации определено, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации; исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

По мнению Государственной Думы, приведенные положения Конституции Российской Федерации не поддаются однозначному толкованию, поскольку неясно, относятся ли содержащиеся в части 3 статьи 92 слова «во всех случаях» только к тем случаям, которые упомянуты в части 2 данной статьи, либо возможно расширительное толкование этих слов; допускает ли Конституция Российской Федерации временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации в случаях, не названных в части 2 данной статьи; должно ли временное исполнение Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации безусловно повлечь за собой назначение новых выборов Президента Российской Федерации либо возможно возобновление исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий.

2. Смысл подлежащих толкованию положений Конституции Российской Федерации может быть выявлен с учетом места и роли Президента Российской Федерации в системе государственной власти, а также особенностей его конституционного статуса.

Президент Российской Федерации как глава государства избирается гражданами Российской Федерации и является постоянно действующим органом государственной власти (статья 80, часть 1; статья 81, часть 1). Конституция Российской Федерации устанавливает сроки полномочий Президента Российской Федерации, их начало и окончание: Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92, часть 1).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации обеспечивает стабильность конституционного строя, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (статья 80, часть 2). В этих целях Президент Российской Федерации наделяется соответствующими полномочиями (статьи 83-90). Гарантиями деятельности Президента Российской Федерации как главы государства служат его неприкосновенность (статья 91) и правовые механизмы, обеспечивающие постоянность его функционирования в этом качестве и непрерывность осуществления им своих полномочий.

Согласно Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, и получаемые от него на основе свободных выборов полномочия Президента Российской Федерации никто не может присвоить (статья 3, части 1 и 4). В силу этого Конституция Российской Федерации устанавливает, что досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, временное исполнение его обязанностей Председателем Правительства Российской Федерации возможны лишь при обстоятельствах, определенных самой Конституцией Российской Федерации, ее статьями 92 (части 2 и 3) и 93.

Положение части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о том, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, согласуется со статьей 78 (часть 4) Конституции Российской Федерации, в силу которой Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, указанное положение части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации имеет в виду прежде всего случаи, перечисленные в части 2 данной статьи, а также другие случаи, которые носят исключительный характер, что обусловлено всей системой норм, закрепляющих конституционные гарантии деятельности Президента Российской Федерации как главы государства, избираемого народом.

3. В тех исключительных случаях (помимо конституционно закрепленных случаев досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации), когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, в целях обеспечения непрерывного осуществления государственной власти, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, он своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Именно так поступил Президент Российской Федерации 5-6 ноября 1996 года в связи с проведением ему хирургической операции, возложив на это время исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации (Указы Президента Российской Федерации от 5 ноября 1996 года N 1534 и от 6 ноября 1996 года N 1535).

Если же в силу исключительных обстоятельств Президент Российской Федерации не в состоянии ни выполнять свои полномочия, ни возложить своим решением исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации, последний временно исполняет их в точном соответствии с положениями, содержащимися в части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации.

Как следует из частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации, ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации имеет место соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

4. Частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации установлено также, что во всех случаях, когда Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации, ему не предоставляется право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Данное ограничение распространяется на все случаи временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации — как предусмотренные частью 2 данной статьи случаи досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, так и другие случаи исключительного характера.

Читайте так же:  Приостановление судебного разбирательства гпк

При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 78, 79 и 106 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Предусмотренное частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, перечисленные в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации.

2. Из положения части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации во взаимосвязи с положением части 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации следует, что Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

3. При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

4. Данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.

5. Настоящее Постановление является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Источник: http://constitution.garant.ru/act/president/12116165/

Постановление конституционного суда о правительстве

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части.

По состоянию на ноябрь 2012 года обязанность Правительства Российской Федерации, предусмотренная указанным пунктом 1 статьи 80, по внесению в Государственную Думу соответствующих законопроектов не была исполнена по 38 решениям Конституционного Суда.

Кроме того, оставалось непринятыми 16 законопроектов, внесённых в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, направленных на реализацию 16 решений Конституционного Суда.

В целях оптимизации механизма исполнения решений Конституционного Суда были приняты меры по усилению контроля за оперативной подготовкой законопроектов, направленных на реализацию этих решений.

В результате в ноябре – декабре 2012 года в Государственную Думу было внесено 4 законопроекта по 5 решениям Конституционного Суда, а в январе – июле 2013 года подготовлено и внесено 16 законопроектов по 17 решениям Конституционного Суда (всего 20 законопроектов по 22 решениям Конституционного Суда).

Из этого числа принято 8 федеральных законов, направленных на реализацию 9 решений Конституционного Суда (40% от числа внесённых в ноябре 2012 года – июле 2013 года законопроектов).

Более того, в этот же период было принято 14 федеральных законов, проекты которых были внесены в Государственную Думу до ноября 2012 года.

Таким образом, всего за истекшие 9 месяцев было принято 22 федеральных закона, направленных на реализацию 25 решений Конституционного Суда.

Кроме того, было принято постановление Правительства Российской Федерации, направленное на реализацию одного решения Конституционного Суда.

Тем не менее по состоянию на 20 июля 2013 года требуют реализации 15 решений Конституционного Суда, включая 12 решений, принятых в период с ноября 2012 года по июль 2013 года.

По всем указанным решениям Конституционного Суда федеральными органами исполнительной власти разрабатываются соответствующие законопроекты.

До настоящего времени на рассмотрении Государственной Думы находится 19 законопроектов, направленных на реализацию решений Конституционного Суда, из которых 15 внесены Правительством Российской Федерации, а 4 – иными субъектами права законодательной инициативы (по данным законопроектам Правительством Российской Федерации даны положительные официальные отзывы).

В рамках совершенствования работы по исполнению решений Конституционного Суда 5 апреля 2013 года принят Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статью 80 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”», которым срок, установленный для внесения Правительством Российской Федерации соответствующего законопроекта в Государственную Думу, увеличен с трёх до шести месяцев.

Этим же федеральным конституционным законом иные субъекты права законодательной инициативы наделены полномочиями по осуществлению подготовки проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом неконституционным в отдельной его части, и по внесению их в Государственную Думу, в то время как Правительство Российской Федерации в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесённый иным субъектом права законодательной инициативы, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство Российской Федерации.

Указанные изменения позволили повысить качество подготавливаемых во исполнение решений Конституционного Суда законопроектов и обеспечить внесение их в Государственную Думу в установленные сроки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://government.ru/activities/3431/

Постановление конституционного суда о правительстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here