Порядок рассмотрения административного искового заявления судом

Порядок рассмотрения административного искового заявления судом

Пошаговый алгоритм действий должностных лиц ФССП России в рамках исполнительного производства с учетом последних законодательных изменений, а также судебной и ведомственной практик.

3. Рассмотрение судом административного
искового заявления (заявления)

Решение суда, принятое по общим правилам, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Источник: http://kommentarii.org/2017/kniga_sudebnogo_pristova/02/page97.html

Порядок предъявления и рассмотрения административных исковых заявлений судами общей юрисдикции.

В соответствии с 221 КАС РФ дела об оспаривании решений, действий (бездействия) приставов возбуждаются в суде общей юрисдикции путем подачи административного искового заявления. Указанные заявления предъявляются и рассматриваются по правилам главы 22 КАС РФ.

Требования, предъявляемые к порядку обращения в суд общей юрисдикции, в том числе требования к содержанию административного искового заявления и перечню прилагаемых документов, изложены в ст. 125, 126, 220 КАС РФ.

При подготовке административного искового заявления следует обратить особое внимание на изложение следующих сведений:

сведения о судебном приставе-исполнителе, принявшем оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий уклоняется судебный пристав-исполнитель);

сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;

сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

После получения данного административного искового заявления, суд общей юрисдикции вправе вынести одно из следующих определений: о принятии административного искового заявления к производству, об отказе в его принятии, о возвращении, об оставлении административного искового заявления без движения. Основания для вынесения вышеизложенных определений изложены в статьях 128-130, 222 КАС РФ. В случае принятия к производству административного искового заявления, судья направляет соответствующее определение всем лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения. В порядке мер предварительной защиты, суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Суд извещает всех заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, однако неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Суд вправе признать обязательной явку пристава-исполнителя в процесс и в случае его неявки наложить на него штраф в размере до 30 000 рублей. В ходе судебного разбирательства суд осуществляет проверку оспариваемых решений (действий) на предмет их соответствия нормативным актам; устанавливает наличие полномочий у пристава на принятие оспариваемых решений (действий); а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые акты права и законные интересы заявителя. Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Обязанность доказывания законности принятых приставом решений (действий), наличие надлежащих полномочий; порядка принятия оспариваемого постановления, совершения оспариваемого действия (бездействия); а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения (действия) возлагается на судебного пристава. Если пристав не представит в процесс надлежащих доказательств, то суд может истребовать их по собственной инициативе.

По результатам судебного разбирательства, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, либо об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности судебного пристава устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Копии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направляются им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку, руководителю того судебного пристава-исполнителя, чья деятельность оспаривалась в суде. Суд также может направить копии данного решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящим в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим лицам.

Судебный пристав обязан устранить допущенные им нарушения прав административного истца в срок и способом, указанным в судебном решении, а также в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу сообщить о результатах исполнения данного судебного решения в суд и административному истцу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9045 —

| 7678 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_263792_poryadok-pred-yavleniya-i-rassmotreniya-administrativnih-iskovih-zayavleniy-sudami-obshchey-yurisdiktsii.html

Судебное разбирательство по административному делу

Решение об удовлетворении требований административного истца или отказе в их удовлетворении принимается судом если проведено судебное разбирательство по административному делу. К данной стадии процесса приступают после подачи административного иска, принятия его к производству судом и подготовки дела административного судопроизводства. Именно в судебном разбирательстве сторонам предоставлена возможность давать объяснения, возражения и предпринимать иные действия по доказыванию своей правовой позиции.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Судебное разбирательство по административному делу – порядок

Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.

Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).

Читайте так же:  Делегировать право подписи директора

Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).

После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.

Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.

Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.

После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Описанная выше схема судебного разбирательства является наиболее оптимальной, так как является достаточно быстрым способом защиты нарушенного права. Однако в ряде случае суд может вынести определение об отложении судебного разбирательства административного дела:

  • вследствие необходимости осуществить иные процессуальные действия (назначение экспертизы, приглашение специалиста и др.);
  • одна из сторон ходатайствует о представлении дополнительных доказательств;
  • суд признает обязательной явку лица, которое отсутствует в судебном заседании при условии надлежащего извещения;
  • невозможность рассмотрения дела в назначенном судебном заседании (по мнению суда).

В таких случаях суд выносит соответствующее определение, назначает дату и время нового судебного заседания, а судебное разбирательство по административному делу в следующий раз начинается сначала.

Уточняющие вопросы по теме

какой суд рассматривает административные дела – мировой или районный ?

Источник: http://iskiplus.ru/sudebnoe-razbiratelstvo-po-administrativnomu-delu/

Дела административного судопроизводства, подсудность

Введение 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е. государственной деятельности). Раньше такие дела рассматривались в порядке, установленном подразделом III ГПК РФ, который утратил силу с 15.09.2015 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства (далее КАС РФ) называет следующие виды административных дел:

– по административным искам об оспаривании нормативных правовых актов, признании их недействующими полностью или в части. Детальная регламентация правил подачи административных исков, определения надлежащего истца, перечень прилагаемых документов, применения мер предварительной защиты и бремя доказывания установлены гл. 21 КАС РФ;

– по административным искам об оспаривании (признании незаконными) решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, по административным искам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц, в том числе по административным искам об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по исполнению решения судов. Регулированию особенностей различных стадий данных дел установлены гл. 22 КАС РФ;

– по искам об оспаривании актов наделенных государственными полномочиями некоммерческих организаций (решений, действий и бездействий). Это, например, оспаривание результатов кадастровой оценки – гл. 25 КАС;

– по искам граждан России о защите избирательных прав, права на участие в референдуме (гл. 24 КАС);

– по искам, вытекающим из права на судопроизводство в разумный срок, на исполнение решения (иного судебного акта) в разумный срок, взысканию в связи с нарушением указанного права компенсации (гл. 26 КАС);

– дела, связанные с деятельностью судей (гл. 23 КАС);

– иные: к ним относятся иски государственных органов и должностных лиц, например, об установлении административного надзора, о помещении в специальное учреждения иностранных граждан, подлежащих депортации и т.п.

Кодекс административного судопроизводства предъявляет повышенные требования к форме и содержанию административного искового заявления, к лицам, участвующим в деле, к соблюдению досудебного порядка рассмотрения спора и истребованию доказательств. Конечно, лучше воспользоваться помощью юриста при намерении обратиться в суд за защитой нарушенного права, тем более, что ст. 112 КАС позволит взыскать расходы на оплату услуг представителя с ответчика. Но такие суммы будут взысканы только в «разумных» пределах (весьма оценочное понятие) и за счет средств бюджета РФ (а значит, срок исполнения решения может занять около 3 месяцев).

Подсудность дел административного судопроизводства

Особенности дел административного судопроизводства предопределили фактическое устранение от участия в них мировых судей. Такое же правило действовало и в ГПК – основной инстанцией, рассматривающей дела из публичных правоотношений признается районный суд .

Таким образом, по общему правилу административное исковое заявление подается в районный суд, если для административного дела не установлено иное правило.

Суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции дела, связанные с государственной тайной, связанные с квалификационными экзаменами на судей и в сфере судебной власти, о признании недействующими (незаконными) нормативно-правовые акты уровня субъекта РФ и муниципальной власти, в сфере деятельности политических партий, религиозных организаций и СМИ (региональных отделений и местного уровня), в сфере нарушений избирательного права, требования о компенсации за нарушения права на судопроизводство.

Верховный суд России уполномочен в качестве суда 1 инстанции рассматривать дела об оспаривании нормативно правовых актов федерального уровня, индивидуальных (ненормативных) актов Президента, Федерального собрания, Правительства РФ, приостановлении деятельности СМИ (распространяемых в 2 и более субъектах РФ) и др. исключительные дела федерального уровня.

Территориальная подсудность определяется по общему правилу: иск подается по месту жительства или нахождения ответчика. Если оспаривается действие должностного лица, то иск предъявляется в суд по месту нахождения государственного органа, в котором он исполняет обязанности.

Если в качестве ответчика выступает гражданин или организация, который не обладает властными полномочиями (не должностные лица и государственные органы), иск подается по его месту жительства или нахождения организации.

Правила исключительной подсудности предназначены, в основном, для органов государственной власти и лиц, исполняющих публичные функции: иски о помещении иностранных граждан в спецучреждение, госпитализации в медицинскую психиатрическую организацию, противотуберкулезную организацию, о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 23 КАС).

Альтернативная подсудность, т.е. по выбору истца, установлена в следующих случаях:

– административный иск к гражданину, место жительства которого неизвестно, отсутствует в РФ, может быть подан по последнему известному месту пребывания или месту нахождения его имущества;

– административный иск к федеральному органу исполнительной власти можно подать по месту нахождения его территориального органа, если требование истца вытекает из деятельности такого территориального органа;

– административный иск к государственному органу по обжалованию решений, действия и бездействий, их должностных лиц, к органам местного самоуправления (кроме вопросов обжалования нормативных актов), оспариванию действий муниципальных служащих может быть подан по месту жительства или нахождения (когда административный истец – организация) административного истца.

Если на стороне административного ответчика выступают несколько лиц, то административный истец выбирает суд по месту нахождения любого из них.

Читайте так же:  Срок давности исковой в рамках

Уточняющие вопросы по теме

Т.е., организация может подать административный иск о признании незаконным решения СЗФО МРУ Росфиномониторинга г. С-Петербург в арбитраж г.Мурманска по месту своего нахождения?

Для организаций положение КАС РФ об альтернативной подсудности применяется только в строго установленных кодексом случаях. Статья 24 КА РФ: Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Источник: http://iskiplus.ru/dela-administrativnogo-sudoproizvodstva-podsudnost/

Сроки рассмотрения административного искового заявления в районном суде

Протоколы

65. По смыслу статьи 204 КАС РФ, в целях наиболее полной фиксации устной информации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование.

Аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания), так как в данных случаях информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется.

При проведении судебного заседания в каждом случае составляется письменный протокол.

Приняв и огласив свое решение, судье дается время на его подготовку в окончательном, аргументированном варианте. Согласно закону, судьи вправе откладывать написание своего окончательного решения на определенный срок — до 5 дней.

Сроки рассмотрения административного искового заявления в районном суде

Так, исходя из взаимосвязанных положений части 8 статьи 208, статьи 212 КАС РФ не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований.

54. Наличие вступившего в законную силу решения суда по спору, возникшему из публичных правоотношений, между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определения суда о прекращении производства по соответствующему делу в связи с принятием отказа от заявления, утверждением мирового соглашения, определения об отказе в принятии тождественного заявления, вынесенных по правилам подраздела III ГПК РФ до вступления в силу КАС РФ, является основанием для отказа в принятии административного искового заявления, прекращения производства по административному делу (пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ).

Сроки рассмотрения административного искового заявления в районном суде 2018

В течение этого времени готовится документ со всеми необходимыми данными. Пятидневный срок исчисляется с момента вынесения устного решения судьей.

Отдельно стоит выделить периоды вступления в силу принятого судом решения.

Сроки рассмотрения административного искового заявления в районном суде 2019

Видео (кликните для воспроизведения).

Оставляя поданное заявление без движения, судья письменно обязан указать истцу, какие конкретно ошибки и недостатки были им допущены. Судья в данном случае устанавливает заявителю сроки для исправления или устранения обнаруженных ошибок.

Если обозначенные судьей недостатки будут исправлены в указанные сроки, иск считается поданным заявителем в день первоначальной подачи.

Если же заявитель нарушил указанные судьей сроки и не исправил недостатки в документах, заявление будет считаться вообще не поданным.

После устранения допущенных истцом ошибок и недочетов дело принимается судьей к дальнейшему рассмотрению. При этом считается, что иск был подан заявителем в день первоначального поступления заявления, что важно для исчисления общих сроков рассмотрения судебного иска.

Вместе с возвратом искового заявления возвращают и все документы, а также уплаченную ранее государственную пошлину (если деньги были внесены на счет, чему имеется подтверждение).

Если данное исковое заявление не могут рассматривать в районном суде, т.е. оно попросту не подсудно данному органу, судья откажет в принятии документа. При процессуальных нарушениях дело могут рассмотреть, но после устранения таких недочетов.

К подобным нарушениям относят:

  • несоблюдение досудебного порядка решения конфликта;
  • нарушение установленной законом подсудности;
  • недееспособность обратившегося лица.

После устранения нарушений исковое заявление можно заново направить в районный суд.

Сроки рассмотрения административного искового заявления в городском суде

В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суде первой инстанции осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, заключения прокурора в письменной форме, письменных доказательств по административному делу (часть 4 статьи 292 КАС РФ).

72. Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 6 статьи 292 КАС РФ).

Судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.

Порядок рассмотрения административного искового заявления в районном суде

В то же время не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутрикорпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ.

При применении частей 1, 2 статьи 44 КАС РФ следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (статьи 308, 326, 340, 351 КАС РФ).

На стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статья 363 КАС РФ).

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Судебные расходы

По смыслу статьи 95, части 3 статьи 123.5, частей 1, 4 статьи 123.7 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок представления возражений относительно исполнения судебного приказа подлежит восстановлению мировым судьей, о чем указывается в определении об отмене судебного приказа.

Читайте так же:  Комиссия по делам несовершеннолетних ленинградской области

В качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение должником копии судебного приказа в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия должника в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства, и другие.

Для осуществления данного действия в ГПК установлены свои ограничения по времени. При этом истец тоже должен соблюсти свою часть обязанностей, чтобы обращение приняли к рассмотрению:

  • необходимо оплатить установленную законом государственную пошлину, учитывая сумму иска и характер разбирательства;
  • написать и подать в канцелярию суда или иным образом (посредством почты, например) исковое заявление;
  • помимо иска нужно представить документальные доказательства и иные материалы дела;
  • все бумаги должны быть оформлены соответствующим образом, озвученным законодательством.

В ходе предварительного изучения ходатайства судья может отклонить его или совершить иные процессуальные действия, если истец допустит ошибки или не представит нужные документы.

Согласие на присоединение к коллективному административному исковому заявлению должно быть выражено в письменном заявлении.

Если лицо, обратившееся в суд с административным иском, присоединилось к заявленному группой лиц требованию, суд соединяет предъявленные требования в одно производство. Если указанное лицо отказалось присоединиться к заявленному группой лиц требованию, суд приостанавливает производство по его административному исковому заявлению до принятия решения по административному делу о защите прав и законных интересов группы лиц.

После принятия соответствующего решения приостановленное производство подлежит возобновлению.

Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 КАС РФ).

Административное исковое заявление прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями 6, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ.

При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней.

Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано.

В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.
Вопросы о применении мер предварительной защиты и (или) о приостановлении исполнения судебного решения могут быть решены судьей, осуществляющим подготовку административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции, как по ходатайству лиц, участвующих в деле, доказавших основания совершения соответствующих процессуальных действий, так и по собственной инициативе (часть 1 статьи 306 КАС РФ).

81. В соответствии с частью 1 статьи 312 КАС РФ в случае, если после рассмотрения административного дела по апелляционным жалобе, представлению поступят иные апелляционные жалобы, представления, по которым срок апелляционного обжалования был восстановлен, они подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции.

Если же истец не воспользуется предоставленным правом и не устранит обозначенные судьей ошибки в установленное время, судья возвратит ему соответствующее исковое заявление без рассмотрения.

Судья может и совсем отказаться принимать от заявителя иск, если данное дело вообще не может рассматриваться судом (134 статья ГПК РФ).

Процесс рассмотрения иска и его сроки

Приняв от истца заявление и направив его копию со всей приложенной документацией участвующим в деле сторонам (кроме истца), судья назначает календарную дату предварительного судебного заседания с расчетом того, что ответчики по делу и третьи лица должны успеть получить иск с приложениями и провести подготовку к судебному заседанию.

После окончания предварительного заседания судья назначает дату основного слушания по делу.

Источник: http://sdaypdd.ru/sroki-rassmotreniya-administrativnogo-iskovogo-zayavleniya-v-rajonnom-sude

Возбуждение административного судопроизводства и подготовка дела к судебному разбирательству

Административное судопроизводство в общем суде возбуждается по заявлению лиц, в число которых входят:

  • 1) лица, обратившиеся с административным исковым заявлением за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этих лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность;
  • 2) лица, наделенные правом на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами. Согласно ст. 39, 40 КАС РФ административное судопроизводство может быть возбуждено по исковому заявлению лица, выступающего от своего имени в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Административное судопроизводство возбуждается при положительном решении судом вопроса о принятии административного искового заявления к производству. Для принятия административного искового заявления суд должен проверить наличие двух существенных условий:

  • а) установить, обладает ли лицо правом спорить, т.е. определить существование у него предпосылок на предъявление иска;
  • б) проверить, правильно ли заинтересованное лицо осуществило свое право на предъявление административного иска, т.е. соблюден ли им порядок обращения в суд за защитой.

В случае отсутствия у лица предпосылок на предъявление административного иска, суд отказывает в принятии искового заявления. К числу таких предпосылок относятся прежде всего юридическая заинтересованность лица и подведомственность дела суду. Эти предпосылки конкретизируются в целом ряде обстоятельств, которые по закону являются основанием для отказа в административном иске.

Суд может отказать в принятии административного искового заявления (ст. 128 КАС РФ) в случае, если:

  • — административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;
  • — административное исковое заявление подано в защиту нрав, свобод и законных интересов другого лица органом, организацией или должностным лицом либо гражданином, которым не предоставлено такое право;
  • — из административного искового заявления об оспаривании НПА, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца;
  • — имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же

основаниям, определение суда о прекращении производства по данному административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или имеется определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.

Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу.

После принятия административного искового заявления к производству судья проводит подготовку к судебному разбирательству с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц. Эта подготовка является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения. О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий (ст. 132 КАС РФ).

Читайте так же:  Как называется разрешение на оружие

Подготовка дела к судебному разбирательству включает в свое содержание определенную совокупность процессуальных действий сторон и суда (ст. 135 КАС РФ). Эта статья в числе основных процессуальных действий сторон при подготовке предусматривает: а) заблаговременное ознакомление другой стороны с доказательствами, которыми обосновываются требования истца и возражения ответчика; б) заявление перед судом ходатайств об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда. Административный ответчик, кроме того, вправе уточнить требования административного истца, фактические основания этих требований и представить административному истцу и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований.

Действия суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству можно условно подразделить на пять видов в зависимости от решаемых на этом этапе задач:

Признав административное дело подготовленным, суд выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству.

До проведения этого разбирательства суд может провести предварительное судебное заседание (ст. 138 КАС РФ). Это заседание проводится в целях: 1) уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела; 2) определения достаточности доказательств по административному делу; 3) выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением; 4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству; 5) выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

Предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству. Признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, судья вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, этому препятствующие.

Источник: http://studme.org/122831/pravo/vozbuzhdenie_administrativnogo_sudoproizvodstva_podgotovka_dela_sudebnomu_razbiratelstvu

Статья 141 КАС РФ. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел (действующая редакция)

1. Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

2. По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда, заместителем председателя суда, председателем судебного состава не более чем на один месяц.

3. Срок, на который административное исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.

4. В случае перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, изменения основания или предмета административного иска течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 141 КАС РФ

1. Установление сроков рассмотрения административных дел является одной из процессуальных гарантий своевременного разрешения дела, а значит, и достижения целей административного судопроизводства, закрепленных в ст. 3 КАС.

Сроки, предусмотренные комментируемой статьей, относятся к деятельности суда первой инстанции. При этом законом предусмотрены только сроки для судебного разбирательства административных дел, а не раздельно для подготовки дел к судебному разбирательству и их рассмотрения в судебном заседании. Это позволяет сделать следующий вывод: подготовка дела к судебному разбирательству должна быть проведена в период с момента вынесения определения о принятии искового заявления к производству суда до наступления даты проведения судебного заседания, определяемой судьей с учетом сложности и объема подготовительных действий, которые требуется совершить, а также необходимости соблюдения общего срока рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Комментируемая статья устанавливает так называемый общий срок рассмотрения административных дел в судах первой инстанции, относящихся к разным уровням системы судов общей юрисдикции. Общий характер сроков, установленных в данной статье, проявляется в том, что они применяются по всем категориям административных дел, кроме тех, для рассмотрения которых федеральным законом установлен специальный срок рассмотрения. При этом если в качестве первой инстанции выступает ВС РФ, то этот срок составляет три месяца со дня поступления заявления в суд; если же по существу дело подлежит рассмотрению любым нижестоящим судом, то срок рассмотрения составляет два месяца со дня принятия заявления к производству.

Временем рассмотрения дела считается период со дня поступления административного искового заявления до вынесения по нему решения либо определения о прекращении производства или об оставлении заявления без рассмотрения.

Таким образом, срок рассмотрения дела судом первой инстанции включает в себя: 1) время, в течение которого судьей решается вопрос о принятии заявления к производству данного суда; 2) время, затрачиваемое на подготовку дела к судебному разбирательству; 3) время, затрачиваемое на рассмотрение дела в судебном заседании. Не включается в срок рассмотрения дела только период времени, установленный законом для рассылки копий принятого решения лицам, участвующим в деле, которые не присутствовали в судебном заседании (ст. 182 КАС).

В Постановлении ЕСПЧ по делу А.Т. Бурдова и некоторых других решениях Европейского суда отмечается, что исполнение судебного решения должно рассматриваться как неотъемлемая часть судебного процесса. Думается, в данном случае имеет место расхождение в терминологии, применяемой ЕСПЧ и принятой в российском законодательстве и правовой доктрине. В связи с этим можно согласиться с О.В. Исаенковой, которая говорит о подмене ЕСПЧ понятия «процесс защиты» более узким понятием «судебное разбирательство». Что же касается существа вопроса, то с позицией ЕСПЧ трудно не согласиться. Ведь тогда пришлось бы признать, что в п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод детально прописаны процессуальные гарантии, предоставляемые сторонам в справедливом, публичном и безотлагательном судебном процессе, а приведение судебных постановлений в исполнение не гарантируется.

Схожей позиции придерживается и ВС РФ. В Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» Пленум ВС РФ указал со ссылкой на п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам начинают исчисляться со времени поступления искового заявления и заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства» (п. 12 названного Постановления).

Институт оставления искового заявления без движения дает важное преимущество истцу, подавшему заявление в суд незадолго до истечения срока исковой давности: согласно ч. 2 ст. 130 КАС если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, то административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. Следуя логике законодателя, выраженной в аналогичной норме ГПК, ВС РФ разъяснил, что и срок рассмотрения и разрешения гражданских дел, установленный ч. 1 ст. 154 ГПК (в КАС — ч. 1 ст. 141), в этом случае необходимо исчислять со дня первоначального представления заявления в суд; при этом срок, предоставленный судом для исправления недостатков, учету не подлежит.

Читайте так же:  Признание адвоката недееспособным относится к компетенции

КАС, как и ГПК, не исключает срок отложения судебного разбирательства из срока рассмотрения дела, очевидно, имея в виду, что чаще всего разбирательство дела откладывается в связи с некачественно проведенной подготовкой дела к судебному разбирательству и ненадлежащим выполнением судом обязанности по извещению участников процесса о времени и месте проведения судебного разбирательства. Во многом этим объясняется важность назначения даты первого заседания по делу. Оно не должно назначаться на последние дни срока, учитывая возможность отложения разбирательства административного дела по не зависящим от суда причинам (ст. 152 КАС). При наличии определенного резерва времени, даже если заседание придется отложить, суд может обеспечить рассмотрение дела в срок.

2. Комментируемая статья не только устанавливает общий срок рассмотрения административных дел, но и напрямую допускает возможность законодательного закрепления специальных сроков рассмотрения отдельных категорий административных дел непосредственно в нормах КАС; иными федеральными законами по буквальному смыслу анализируемой нормы специальные сроки рассмотрения отдельных категорий административных дел устанавливаться не могут.

Специальные сроки рассмотрения административных дел по КАС варьируются в пределах от трех дней (по делам о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке) до трех месяцев (по делам об оспаривании нормативных правовых актов в ВС РФ и о взыскании обязательных платежей и санкций).

Только по двум категориям дел законодатель придерживается дифференцированного подхода к установлению специального срока рассмотрения: административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а ВС РФ — в течение трех месяцев со дня его подачи (ч. 1 ст. 213 КАС); административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца, а ВС РФ — в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд (ч. 1 ст. 226 КАС).

Особое правило исчисления срока рассмотрения установлено для упрощенного (письменного) производства. Согласно ч. 6 ст. 292 КАС в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

4. Большое практическое значение имеет вопрос о том, как должны исчисляться сроки рассмотрения при приостановлении производства по делу (ст. ст. 190 — 193 КАС). Учитывая, что при возобновлении приостановленного производства может возникнуть необходимость совершения процессуальных действий, которые суд не вправе совершить в период приостановления производства, срок рассмотрения такого дела должен исчисляться с момента возобновления производства. Время, истекшее с момента принятия заявления до дня возобновления производства, при исчислении срока рассмотрения дела не учитывается, поскольку основаниями приостановления производства являются объективные обстоятельства.

5. Соблюдение предусмотренных комментируемой статьей сроков — обязанность суда. Их нарушение порождает волокиту, несвоевременную защиту прав заинтересованных лиц, снижает значение судопроизводства, подрывает авторитет суда.

Несоблюдение без уважительных причин сроков рассмотрения дел судом первой инстанции является нарушением процессуального закона. Оно может быть основанием для вынесения вышестоящими судами частного определения в адрес суда первой инстанции (ст. 200 КАС) или для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

6. Сроки рассмотрения дел относятся к числу сроков, установленных для совершения соответствующих действий судом. В КАС имеются и другие нормы, предусматривающие сроки совершения тех или иных процессуальных действий судьей (судом), например: срок вынесения мотивированного решения (ст. 177 КАС), срок направления копии решения лицам, участвующим в деле (ст. 182 КАС), срок изготовления протокола судебного заседания (ч. 3 ст. 206 КАС) и др.

Нарушение таких сроков судом не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное законом процессуальное действие. Поэтому думается, что термин «служебные сроки», который был введен в научный оборот известным ученым-процессуалистом С.Н. Абрамовым для обозначения сроков совершения процессуальных действий судьей, как нельзя более точно отражает суть сроков, установленных комментируемой статьей.

Подтверждением служебного значения сроков, установленных для совершения процессуальных действий судом, является и указание ВС РФ судьям о том, что нарушение ими без уважительных причин процессуальных сроков по делам свидетельствует о пренебрежении ими служебными обязанностями и судейской этикой.

Законом также не урегулировано, в каком порядке подлежит разрешению вопрос о продлении срока рассмотрения и разрешения сложных административных дел. Незакрепление процедуры в данном случае может быть истолковано по-разному, но представляется, что законодатель исходил из того, что председатель суда как непроцессуальная фигура решает вопрос о продлении срока рассмотрения дела в «рабочем» порядке, без соблюдения какой-либо специальной процедуры. Если субъектом инициативы на продление срока считать только судью, рассматривающего дело, такой подход можно признать логически оправданным. В случае признания лиц, участвующих в деле, полноправными субъектами полномочия на постановку вопроса о продлении срока рассмотрения дела перед председателем суда наравне с судьей более правильным было бы рассмотрение данного вопроса с соблюдением определенной процедуры, с тем чтобы гарантировать соблюдение прав участников процесса. При этом опять-таки может быть применена в порядке аналогии закона процедура, предусмотренная ч. 7 ст. 10 КАС, для рассмотрения заявления лица, участвующего в деле, об ускорении рассмотрения дела.

Что касается специальных сроков, то о возможности их продления комментируемая статья умалчивает, что позволяет сделать следующий вывод: и сама возможность продления, и его основания, и порядок применительно к специальным срокам должны оговариваться специальными нормами, регулирующими административное судопроизводство по отдельным категориям дел, если для их рассмотрения предусмотрены специальные сроки; при отсутствии такого специального регулирования необходимо констатировать невозможность продления специального срока по соответствующей категории административных дел. Так, согласно ч. 5 ст. 226 КАС специальные сроки рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судебных приставов-исполнителей, указанные в ч. ч. 1 и 3 данной статьи, могут быть продлены в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 141 КАС.

8. Своеобразным антиподом продления общего срока рассмотрения административного дела является возможность неотложного рассмотрения и разрешения административного дела, которая допускается в случае удовлетворения соответствующего ходатайства административного истца или его представителя (ч. 4 ст. 135 КАС РФ). Однако понятие «неотложное рассмотрение» законом не раскрывается, критерии для принятия судьей решения о неотложном рассмотрении дела и форма, в которую должно быть облечено такое решение, не устанавливаются, не урегулирован порядок рассмотрения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении административного дела. Думается, в данном случае необходимо развести два аспекта проблемы, а именно соотношение между ординарным (в пределах нормативных сроков) и неотложным (экстраординарным, или экстренным) рассмотрением административного дела и круг обстоятельств, свидетельствующих о необходимости неотложного рассмотрения и разрешения административного дела, которые могут быть положены в основу ходатайства и одновременно являться критериями для принятия судом решения по существу данного ходатайства.

Достаточно четкой представляется позиция законодателя по вопросу о сроке подачи ходатайства о неотложном рассмотрении дела: включение полномочия суда по разрешению данного ходатайства в статью КАС, регулирующую содержание подготовки дела к судебному разбирательству, указывает на то, что данное ходатайство может быть заявлено до вынесения судом определения о назначении дела к судебному разбирательству (ч. 1 ст. 139 КАС).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.zakonrf.info/kas/141/

Порядок рассмотрения административного искового заявления судом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here