Патриотизм гражданская ответственность уважение

Актуальность и необходимость гражданского патриотического воспитания

Сегодня, когда мы наблюдаем крушение идеалов, нравственных и духовных ориентиров, тема гражданского и патриотического воспитания становится особенно актуальной. Распад СССР и дальнейшая дезинтеграция российского общества оказали влияние на развитие гражданского и патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Российской Федерации, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. — Москва, 2007. -№ 1.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Все это мы можем увидеть в Конституции Российской Федерации, в которой написано: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы стремясь обеспечить благополучие и процветание России исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества…

Патриотизм и гражданственность выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм и гражданственность проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу — нравственная основа жизнеспособности общества.

Движение российского общества к социально-справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, — так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

По мнению русского писателя Ф.М. Достоевского, не должно быть места национальной исключительности: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое недоразумение».

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Читайте так же:  Последствия пропуска срока подачи апелляционной жалобы

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства.

Гражданственность — нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит (семья, церковь, профессиональная или иная общность), в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Чувство гражданственности вытекает из осознания человеком себя как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. Правовое государство призвано защищать частные и коллективные интересы и потребности людей, обеспечивая каждому человеку| коллективу возможности и условия свободного и беспрепятственного развития.

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Термин «патриотизм» в переводе с греческого языка означает «земля отцов», «родина». Чувство патриотизма зародилось в глубокой древности как следствие сложившихся вековых традиций. Это привязанность человека к той земле, на которой он долгое время обитал, где находятся могилы его предков. Уже в произведениях Гомера, Овидия, Гесиода мы встречаем понятие «родина». Патриот — это человек, любящий отечество, преданный своему государству, стремящийся служить интересам гражданского общества. Патриотизм воспитывается и приобретается в процессе приобретения человеком жизненного опыта.

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Учитывая все выше написанное, можно сделать вывод, что актуальность гражданского и патриотического воспитания занимает далеко не последнее место в работах ученых, писателей. В наше время, когда идет разрушение духовно-нравственных принципов и качеств, особенно необходимо изучать гражданское и патриотическое воспитание, а также развивать его в подрастающем поколении.

Источник: http://vuzlit.ru/447375/aktualnost_neobhodimost_grazhdanskogo_patrioticheskogo_vospitaniya

Гражданский патриотизм

Какие же силы питали патриотизм русских воинов? Во-первых, это естественное чувство самосохранения, защита своего места обитания, российской земли от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали. Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и крепость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения, а затем совсем изжило себя. Армия, за редким исключением, пополнялась соотечественниками, которым была присуща любовь к Отечеству. В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы православия. На страницах Евангелия утверждалось, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Русская Православная Церковь имеет вековые традиции атриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!»

Читайте так же:  Социальная защита прав и интересов несовершеннолетних

Источник: http://vuzlit.ru/859699/grazhdanskiy_patriotizm

Программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

Ирина Сызганцева
Программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»

Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа — Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее — Национальная стратегия).

Воспитательная программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» для обучающихся слабослышащих и детей с умственной отсталостью направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.

В процессе работы с этими детьми мы столкнулась с проблемами, что дети с большим трудом усваивают нормы правил поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, Родине.

Смысл многих гражданско- патриотических качеств, а также законов общества и правил поведения в обществе таким детям очень трудно понять и на это требуется больше времени.

Поэтому, для более успешной организации гражданско- патриотического образования мы и разработали данную программу.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям, а также формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Программа обеспечивает организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих детям использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения.

А также обуславливает формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающей историко-культурную специфику.

Очень важно чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе нравственных отношений.

Программа проекта рассчитана на средний школьный возраст для детей с умственной отсталостью (5-7 класс).

Таким образом, актуальность нашего проекта определена системой обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе, знание законов и умение применять их в жизни.

• Тематические часы, беседы, презентации, проекты, просмотр тематических фильмов (40 мин., 1 раз в неделю)

• Анкетирование, тестирование (40мин., 2 раза в год)

• Торжественные линейки, уроки мужества, вахты памяти (40 мин., 1 раз в квартал)

• Экскурсии, целевые прогулки, походы по историческим местам (2ч., 1-2 раза в месяц)

• Военно-спортивные игры, игры гражданско- патриотического содержания (40 мин., 1 раз в квартал)

• Конкурсы, праздники, выставки детского творчества (1ч., 1 раз в квартал)

• Ролевые игры, проигрывание ситуаций (40 мин., 1 раз в неделю)

• Встречи с интересными людьми, знаменитыми земляками, ветеранами войны (1ч., 1 раз в год)

• Социальные акции, операции, трудовой десант (1ч., 1 раз в квартал)

В своей работе мы используем: школьный автобус, оборудование школьной киностудии «Дубль 5», фото и киноматериалы, мультимедийное оборудование, методическую литературу, интернет ресурсы, технический инвентарь.

Цель программы

Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания воспитанников, уважение к правам и свободам человека.

Задачи программы

1. Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни.

2. Воспитывать любовь к Родине, к своему народу, признание закона и правопорядка.

3. Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.

1. Иметь представления о семейных ценностях, уважения к членам семьи. Осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2. Иметь основное понятие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, своего города.

3. Иметь представление о нормах морали таких как: доброта, взаимопомощь, взаимопонимание, милосердие и толерантность.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Блок №1 «Я, моя семья и школа»

Воспитательные задачи:

1) Осознание обучающимися воспитанниками семьи, как важнейшей жизненной ценности.

2) Воспитание патриотов и граждан отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким.

3) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Основные формы работы:

Беседы, праздники, тематические вечера, анкетирование, родительские собрания, день открытых дверей, дни самоуправления, организация дежурства, конкурсы, трудовые десанты.

Анкетирование учащихся с целью выяснения отношений в семье, концерт-сюрприз, посвященный 8 марта, классный час «Наши корни», классный час «Ценности трех поколений»,беседа «Фотографии из семейного альбома»,фотовыставка «Мои родные защитники Родины»,классный час «Отцы и дети», классный час «Пора взросления», классный час «Я и моя будущая семья», мой дом – моя крепость (о нравственных основах построения семьи, организация самоуправления в классе, правила нравственной жизни, последствия нарушения нравственных правил.

Читайте так же:  Прописка в квартире без права собственности последствия

Блок №2 «Гражданин страны: права и обязанности»

Воспитательные задачи:

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2) Формирование гражданского отношения к себе.

3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

Основные формы работы:

Беседы, тестирование, психологический практикум, акции милосердия, презентации.

«Кем быть?» (профессиональное самоопределение, «Я и мы» (коллективная беседа, «Что такое личность?» «Человек среди людей» (беседы, «Быть человеком» (дискуссия, «Урок милосердия и доброты» (беседы, Акция милосердия (помощь пожилым людям, «Об ответственности несовершеннолетних», Совет профилактики правонарушений, «Имею право». Игра-конкурс, Классный час «Поговорим о воспитанности», Выставка «Мир моих увлечений», Классный час «Что такое толерантность», Классный час «Что такое счастье» (или «В чем смысл человеческой жизни, Классный час «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек»

Блок №3 «Мы гордимся вами!»

Воспитательные задачи:

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.

2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.

Видео (кликните для воспроизведения).

3) Воспитание верности духовным традициям России.

4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному

достоянию, уважения к национальным традициям.

Основные формы работы:

Беседы,встречи с интересными людьми, конкурсы, экскурсии, трудовые десанты, праздники.

«Овеянный славой Флаг наш и герб», «Я – гражданин России», Брейн-ринг «Творим здоровье души и тела», Экскурсия в музей «Наследие», Славные страницы истории, «Песни в военных шинелях», Устный журнал «Колокола памяти», «Живая память», Экскурсия к вечному огню «Бессмертный полк», Экскурсия к памятнику «Скорбящий ангел» городской парк, Час общения «Урок Гагарина», «Прикоснуться к вечному», Экскурсии, поездки, походы по родному краю,Городской фестиваль «Весна детям», «Историческое и духовное значение Дня народного единства», Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, чеченских событий, Празднование Дней Воинской Славы России, Встреча «Чтоб Защитником стать», Шефские концерты перед ветеранами, Спортивные игры «Мама, Папа я спортивная семья», Организация спортивной деятельности учащихся, Экскурсия в воинскую часть «Посылка солдату», Спортивные соревнования, Спартакиада школьников по легкой атлетике, Футбольный турнир, Олимпиада по физической культуре, Спортивный кружок «Русские витязи».

1. Осознание своего местоположения в семье и знание семейных традиций. Овладение социально-бытовыми умениями. Самооценка учебной деятельности.

2. Адекватное представление о собственных возможностях и ограничениях.

3. Знания о национальных героях и важнейших событиях России и её народах.

Диагностика проводится на основе дневника динамического наблюдения, тестирования, анкетирования, диагностических материалов.

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству,.

Систематизация знаний детей о связи человека с природой, воспитание бережного отношения к природе «В гости в сказочный природный дом Берендея». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Фотоотчет «День добра и уважения», посвященный Международному Дню пожилого человека» Фотоотчет «День добра и уважения», посвященный Международному дню Пожилого человека. В октябре есть такой замечательный день, когда хочется.

Концепция «Воспитание уважения прав ребенка, защита его прав» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Россоши Концепция «Воспитание уважения прав ребенка,.

Консультация «Что предусматривает программа «От рождения до школы» по развитию у детей представлений о месте человека» КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: Что предусматривает программа «От рождения до школы» по развитию у детей представлений о месте человека в истории.

Проект в старшей группе «Воспитание патриотизма через формирование духовно-нравственного отношения ребёнка к родному дому» Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. О. В. Токмакова.

Родительское собрание: «Воспитание любви, уважения, послушания к родителям у детей младшего возраста» «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет.» В. А. Сухомлинский Цели : 1. Выявить особенности.

Сообщение для педсовета «Воспитание уважения к матери, отцу» Воспитываем уважение к матери, отцу. Вопросы взаимоотношений родителей и детей волнует не только родителей и воспитателей, но и всю нашу.

Воспитание нравственности и патриотизма у детей «Правильное воспитание-это наша счастливая старость. Плохое воспитание-это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими.

Воспитание патриотизма у старших дошкольников посредством ознакомления с космической историей аэродрома Кряж В этом году отмечалась очень важная дата в истории всего человечества – 55 годовщина первого полёта человека в космос. День космонавтики.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-vospitanie-grazhdanstvenosti-patriotizma-uvazhenija-k-pravam-svobodam-i-objazanostjam-cheloveka.html

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КАДЕТА, ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, УВАЖЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ И ИСТОРИИ СТРАНЫ

Станислав Вячеславович СЕРГЕЕВ,
ГБОУ «Школа №1748 «Вертикаль»

В настоящее время, особую актуальность и значимость приобретает вопрос, связанный с формированием у подростков морально-волевых качеств, воспитание гражданской ответственности, уважение к традициям и истории страны. Актуальность и значимость данного вопроса объясняется изменением основных ценностей, приоритетов молодёжи, формированием у подростков новых интересов и жизненных установок, что категорично может повлиять на будущее нашего общества, страны.

Системный подход формирования у подростков личностных качеств поможет решить задачу гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения.

Читайте так же:  Есть ли генеральная доверенность на автомобиль

Огромную роль в воспитании данных качеств оказывают кадетские образовательные организации, так как основа всех занятий с подростками при их разноплановом составлении (классных часов, занятий с элементами тренинга), базируется именно на компонентах, связанных с формированием ценностных приоритетов подрастающего поколения, основу которых составляют патриотические ценности.

Воспитательный процесс нашего образовательного учреждения организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания кадет. Главной целью всестороннего развития кадет является становление их личности, формирование у каждого подростка нравственных и личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества и развитие интеллектуальных, творческих способностей.

Данный процесс имеет длительный характер и во многом связан с особенностями внутрисемейного взаимодействия подростка с родителями. Если родители обладают определенными морально-волевыми качествами и патриотическими ценностями, у ребёнка подсознательно возникает проекция, когда он неосознанно копирует поведение родителей и усваивает их поведенческие эталоны. Такие подростки начинают гораздо раньше, чем их сверстники, понимать, чего они хотят от жизни. Они легче и успешнее ориентируются в различных жизненных ситуациях и способны принимать самостоятельные осознанные решения в плане выражения своего отношения к тем или иным поступкам окружающих людей, к тем или иным высказываниям и так далее.

Волевые качества – это особенности психофизической регуляции, ставшие свойствами личности и проявившиеся в конкретных ситуациях, связанных с преодолением трудностей. Проявление волевых качеств определяется не только стремлением к успеху и нравственными установками, но и врожденными особенностями нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов.

Например, страх сильнее выражен у людей со слабой нервной системой, поэтому слабым труднее быть смелыми, чем сильным людям. Человек может быть несмелым, нерешительным, нетерпеливым не потому, что не хочет проявить эти качества, а потому, что для их проявления у него меньше врожденных задатков.

У одного и того же человека различные волевые качества проявляются неодинаково: одни лучше, другие хуже. Следовательно, воля как механизм преодоления препятствий и трудностей неоднородна и проявляется по-разному в различных ситуациях. Единой для всех случаев воли (понимаемой как «сила воли») нет, иначе в любой ситуации она проявлялась бы у данного человека либо одинаково успешно, либо одинаково плохо.

Волевое поведение человека часто определяется сочетанием не только волевых, но и нравственных (моральных) качеств личности, которые напрямую к волевым не отнесешь: дисциплинированность, принципиальность, организованность и другие. Их называют морально-волевыми качествами личности. Поэтому в педагогике при формировании волевого поведения используются задания, затрагивающие сложные морально-волевые качества, такие, как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, стойкость и мужество, целеустремленность и принципиальность.

Классифицируя морально-волевые качества, можно разделить их на три группы:

  • целеустремленность (инициативность, упорство, выносливость, настойчивость);
  • самообладание (выдержка, дисциплинированность, решительность);
  • мужество (самоотверженность, принципиальность, смелость).

Совершая морально-волевые поступки, подросток имеет возможность удовлетворить наивысшую из жизненных потребностей человека – потребность в общественном признании.

Волевые качества и степень их формирования имеют огромное значение для многих видов деятельности. Не случайно в различных условиях кадет, не имевший личных достижений, проявляет лучшие морально-волевые качества в командных (коллективных) действиях и наоборот.

Отмечу, что морально-волевые качества служат основой для последующего построения процесса специальной физической подготовки кадет. На базе укрепления здоровья, повышения общей работоспособности формируются смелость, решительность, целеустремленность, инициатива, находчивость, воля к победе и другие.

Чтобы достичь цели развития у подростков правильных ценностей, в кадетских образовательных организациях решаются следующие задачи:

  • формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
  • создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, нравственного, физического развития кадет;
  • социализация кадет в условиях образовательного учреждения;
  • развитие единой системы кадетского самоуправления;
  • формирование уважения к традициям и истории своей страны.

В целях улучшения воспитательного и образовательного процессов важно применять новейшие педагогические технологии (интерактивные методики, информационные технологии).

Одним из приоритетных направлений работы с кадетами является гражданско-патриотическое воспитание. Невозможно быть достойным гражданином своей страны без любви к своей Родине, не зная традиций и истории своего Отечества, без осмысления себя как гражданина общества. Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса личностных качеств молодого гражданина. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание в кадетских классах включает в себя следующие направления.

Гражданско-правовое – воспитание кадет через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий, гражданской позиции, готовности служить своему народу (творческие встречи с героями нашего времени, с сотрудниками полиции и военной автоинспекции, месячники профилактики правонарушений, тематические недели, посещение воинских частей).

Военно-патриотическое – формирование у кадет высокого патриотического сознания, способности к его защите, изучение русской военной истории, воинских традиций (тематические классные часы, уроки мужества, кинолектории, посвящённые Дням воинской славы и памятным историческим датам, акции «Письмо ветерану», «Сирень Победы», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», встречи с ветеранами и воинами-интернационалистами, участие в конкурсах чтецов и инсценированной песни, экскурсии по местам боевой славы, в музеи, творческие и исследовательские проекты).

Духовно-нравственное – осознание высших ценностей, идеалов, ориентиров (концерты, спектакли, творческие фестивали, конкурс художественной самодеятельности «Кадетская звездочка», «Дни культуры»).

Историко-краеведческое – система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества и гордости за него, ответственности за его судьбу (участие в конференциях по краеведению и защите природы от загрязнения, сотрудничество с Русским географическим обществом, экскурсии, квест-игры «Гвардия России» и др., викторины, конкурсы стенгазет).

Читайте так же:  Арендатор испортил имущество возмещение убытков

Социальное – формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста (конкурсы плакатов, круглые столы, экодесанты, Дни открытых дверей, волонтёрское движение).

Спортивное – развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, дисциплинированности, формирование опыта служения Отечеству (классные часы и беседы, викторины, спартакиады, соревнования по пулевой стрельбе, участие в «ГТО»).

Воспитательную работу с кадетами своего класса я непосредственно веду по следующим направлениям:

  • гражданско-правовое воспитание;
  • военно-патриотическое;
  • культурно-нравственное и эстетическое;
  • физическое развитие и формирование основ безопасности жизнедеятельности кадет;
  • интеллектуальное развитие;
  • экологическое и трудовое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание подростков – это процесс длительный и сложный. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства долга, верности и ответственности. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня выделено в приоритетное направление на государственном уровне.

Патриотизм – наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и традициями.

Улучшение морально-волевых качеств современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с развитием России.

Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное российское общество приобретет ценнейший компонент созидательного потенциала, который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее России.

Источник: http://academic-journal.ru/ru/Sergeev_2_2018

Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому

ирина агасиева
Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому

СССР – более 28 млн.

Франция – 600 тыс.

Великобритания — 370 тыс.

США – около 300 тыс.

Германия – 10 млн.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы выделяют целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к народным традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Патриотическое воспитание детей реализуется в дошкольных образовательных учреждениях по различным программам. Программа «Воспитание маленького волжанина» направлена на решение важной государственной задачи – воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом» Воспитание патриотизма начинается.

План самообразования воспитателя ДОУ «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Формирование мировоззрения, гражданской позиции и межнациональных отношений у подрастающего поколения Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна,.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через внедрение современных образовательных технологий Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через внедрение современных образовательных технологий. В. А.

Формирование у дошкольников патриотических чувств, как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам Великая Отечественная война для наших детей — далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится.

Индивидуальный план по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу» МАОУ детский сад № 69 «Веточка» городского округа Тольятти Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год Пикашова.

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к малой Родине» Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к малой Родине». Интеграция образовательных областей: «Познание,.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/-formirovanie-u-doshkolnikov-grazhdanskoi-pozici-patrioticheskih-chuvstv-lyubvi-i-uvazhenija-k-istoricheskomu-voenomu-proshlomu.html

Патриотизм гражданская ответственность уважение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here