Открытое судебное заседание по делам несовершеннолетних

Статья 400. Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних представителей предприятий, учреждений и организаций

Статья 400. Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних представителей предприятий, учреждений и организаций

О времени и месте рассмотрения дела о несовершеннолетнем суд извещает предприятие, учреждение и организацию, в которых учился или работал несовершеннолетний, комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних, а при необходимости и иные организации. В случае необходимости суд вправе вызвать в судебное заседание представителей этих организаций, а также представителей общественных организаций по месту работы родителей, опекуна или попечителя подсудимого.

С разрешения суда представители указанных организаций могут участвовать в исследовании доказательств. В необходимых случаях они могут быть допрошены в качестве свидетелей.

>
Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания
Содержание
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Источник: http://base.garant.ru/3975193/d67615e380180e02ecd5ecde81a784be/

§ 4. Судебное разбирательство по делам несовершеннолетних

Назначение судебного заседания осуществляется судьей единолично (ст. 223 ! УПК). С момента поступления дела в суд вопрос о назначении судебного заседания по производству по делам несовершеннолетних должен быть разрешен не позднее четырнадцати суток, если обвиняемый (несовершеннолетний) содержится под стражей, и в течение месяца по всем остальным делам (ст. 223 1 УПК).

В стадии назначения судебного заседания по производству по делам несовершеннолетних судья единолично решает две группы вопросов.

К первой группе относятся вопросы, решение которых непосредственно связано с возможностью назначения судебного заседания с выяснением соблюдения прав несовершеннолетнего обвиняемого, отсутствия иных препятствий для рассмотрения дела в суде (ст. 223 УПК). Эти вопросы должны быть разрешены в отношении каждого обвиняемого, в том числе несовершеннолетнего.

Ко второй группе вопросов относятся вопросы, разрешение которых связано с подготовкой к рассмотрению дела в судебном заседании (ст. 228 УПК).

Судебное разбирательство дел несовершеннолетних протекает в общем порядке с применением специальных правил, установленных законом. Усилия суда и участников судебного разбирательства направляются на то, чтобы в отношении несовершеннолетнего было вынесено решение, которое в максимальной степени будет способствовать перевоспитанию, исправлению и возвращению несовершеннолетнего в нормальные условия жизни.

Разбирательство дел несовершеннолетних происходит, как правило, под председательством судей, обладающих большим опытом, имеющих определенный опыт в области педагогики.

Дело слушается либо в открытом, либо в закрытом судебном заседании. Закрытое рассмотрение дела имеет место в тех случаях, когда открытое разбирательство может вызвать неправильное поведение несовершеннолетнего в суде или оказать на него нежелательное влияние со стороны присутствующих в зале лиц.

Вопрос о слушании дела в закрытом судебном заседании предварительно решается в стадии назначения судебного заседания.

Несовершеннолетний подсудимый — полноправный участник (сторона) судебного разбирательства. На его стороне действуют родители или законные представители, которые подлежат вызову в судебное заседание (ст. 339 УПК).

Это не исключает возможности их допроса в качестве свидетелей. Участие законного представителя подсудимого не устраняет необходимости участия в деле защитника. Более того, по делам несовершеннолетних его участие в судебном разбирательстве обязательно.

В целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела о несовершеннолетнем суд извещает о времени и месте рассмотрения дела предприятие, учреждение и организацию, в которых учился или работал несовершеннолетний, привлеченный в качестве обвиняемого. В случае необходимости суд вправе вызвать в судебное заседание представителей этих организаций, а также представителей общественных организаций по месту работы родителей, опекуна или попечителя подсудимого.

С разрешения суда представители указанных организаций могут участвовать в исследовании доказательств. В необходимых случаях они могут быть допрошены в качестве свидетелей (ст. 400 УПК).

Суд, выслушав мнение защитника и законного представителя подсудимого и заключение прокурора, вправе своим определением удалить несовершеннолетнего из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, могущих отрицательно повлиять на несовершеннолетнего (ст. 401 УПК).

Рассматривая уголовное дело по обвинению несовершеннолетнего, суд вправе принять одно из следующих решений:

— направить дело для производства дополнительного расследования (ст. 308 УПК);

— прекратить уголовное дело и применить к несовершеннолетнему принудительную меру воспитательного характера (ст. 8,402 УПК);

— постановить оправдательный или обвинительный приговор (ст. 309 УПК).

При постановлении приговора суд разрешает все вопросы, указанные в ст. 303—305 УПК, с учетом особенностей применения мер уголовного наказания к несовершеннолетним.

Согласно ст. 401 2 УПК при постановлении приговора несовершеннолетнему суд наряду с вопросами, перечисленными в ст. 303 УПК, обязан обсудить вопрос об условном осуждении, о назначении наказания, не связанного с лишением, а также об освобождении от наказания в случаях, предусмотренных ст. 92 УК РФ.

В случаях условного осуждения, назначения наказания, не связанного с лишением свободы, помещения в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение либо применения принудительных мер воспитательного воздействия суд уведомляет об этом специализированный государственный орган, ведающий исполнением наказания, и возлагает на него осуществление контроля за поведением осужденного.

Источник: http://studfile.net/preview/967686/page:123/

Судебные заседания где потерпевший или подсудимый несовершеннолетние,

проходят в закрытом режиме то есть это закрытые судебные заседания?

Татья 10. Гласность судебного разбирательства

[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 10]

1. Разбирательство дел во всех судах открытое.

2.Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

Читайте так же:  Обременение пожизненной ренты

3. Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, указанные в части второй настоящей статьи, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение.

4. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

5. При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

6. Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается.

Источник: http://www.9111.ru/questions/13244461/

Судебное разбирательство уголовных дел в отношении несовершеннолетних

Если исследование отдельных обстоятельств дела может отри­цательно повлиять на несовершеннолетнего, суд, выслушав мнение защитника, законного представителя, а также по собственной ини­циативе вправе своим определением удалить несовершеннолетне­го подсудимого из зала заседания на время исследования этих об­стоятельств (ст. 429 УПК РФ).

После возвращения несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания судья сообщает ему в необходимом объеме содержание исследованных в его отсутствие обстоятельств и предоставляет несовершеннолетнему подсудимому возможность задавать вопросы допрошенным в его отсутствие лицам.

Законные представители несовершеннолетнего подсудимого участвуют в судебном разбирательстве и имеют возможность заяв­лять ходатайства и отводы, давать показания и представлять дока­зательства по данному делу, приносить жалобы на действия и ре­шения суда (ст. 428 УПК РФ).

678 Глава 40. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетн.

§ 6. Судебное разбирательство уголовн. дел в отношении несовершеннолетних 679

Законные представители несовершеннолетнего подсудимого допрашиваются по правилам допроса свидетелей на стороне защи­ты, но раньше, чем другие свидетели по делу, и присутствуют в зале судебного заседания на протяжении всего разбирательства по делу. При решении вопроса о допросе в качестве свидетеля, законного представителя несовершеннолетнего подсудимого надо учитывать, что на них распространяется свидетельский иммунитет, установ­ленный ст. 51 Конституции РФ.

Для суда, который стремится обеспечить сторонам возмож­ность объективного исследования дела, важно участие законного представителя. Однако, если есть основания полагать, что действия законного представителя могут нанести ущерб несовершеннолет­нему подсудимому, суд может отстранить законного представителя от участия в судебном разбирательстве. В интересах несовершен­нолетнего подсудимого в этом случае допускается другой законный представитель. При неявке законного представителя в судебное заседание суд не приостанавливает рассмотрение дела, если не найдет его участие необходимым. Если законный представитель несовершеннолетнего подсудимого допущен к участию в деле в качестве защитника или гражданского ответчика, то он имеет право и несет обязанность, установленную для защитника или гражданского ответчика (ч. 4 ст. 428 УПК РФ).

Для выяснения обстоятельства совершения преступления или личности подсудимого в суд могут вызываться представители ор­ганизации, где живет, учится или работает несовершеннолетний подсудимый. А если несовершеннолетний до совершения преступ­ления попал в поле зрения отдела профилактики преступлений несовершеннолетних или комиссии по делам несовершеннолет­них, то суд заслушивает представителей этих организаций, так как их рекомендации и предложения по социальной адаптации несо­вершеннолетнего могут помочь суду назначить несовершеннолет­нему справедливое наказание, а также выяснить и устранить при­чины совершения им преступления. Если же уголовное дело слу­шается с участием присяжных заседателей, то вызов этих лиц судом возможен тогда, когда на основе вердикта присяжных за­седателей суд будет выносить приговор в части квалификации преступления и назначения мер наказания несовершеннолетнему. Данные лица могут изложить свое мнение не только о несовер­шеннолетнем, его окружении и семье, где он живет, но и также об эффективных, по их мнению, мерах исправления несовершен­нолетнего.

По итогам рассмотрения дела суд выносит приговор либо опре­деление (ст. 430 УПК РФ).

При постановлении приговора в отношении несовершеннолет-f»него суд, кроме вопросов, предусмотренных ст. 299, 421 УПК РФ, :’ обсуждает вопрос, не имеется ли оснований для вынесения приго­вора с условным осуждением, либо с наказанием, не связанным с I лишением свободы, либо для освобождения от наказания и приме-[.. нения одной из принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 430 УПК РФ, ст. 92 УК РФ). В случае назначения наказания, не связанного с лишением свободы, условного осуждения, примене­ния принудительных мер воспитательного воздействия, председа­тельствующий после оглашения обвинительного приговора разъ­ясняет несовершеннолетнему осужденному, его законному пред­ставителю сущность данного вида решения и последствия невы­полнения возложенных судом на осужденного обязанностей. В протоколе судебного заседания об этом делается надлежащая запись. Такая же обязанность возложена на суд и при применении Мер воспитательного воздействия.

При условном осуждении суд обязан своевременно направить копию приговора соответствующим органам и должностным лицам для установления надлежащего контроля за поведением не­совершеннолетнего. Такой контроль за исправлением несовершен­нолетнего осуществляют по месту жительства отделы профилакти­ки преступлений несовершеннолетних.

УПК РФ различает прекращение судом уголовного дела о пре­ступлении небольшой или средней тяжести, совершенном несо­вершеннолетним, с освобождением его от уголовной ответствен­ности и применением к нему принудительной меры воспитательно­го воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ (ст. 431 УПК РФ), и освобождение судом несовершеннолетнего подсуди­мого от наказания за преступление небольшой или средней тяжес­ти с направлением в специализированное учреждение для несовер­шеннолетних (ст. 432 УПК). В последнем случае суд выносит обви­нительный приговор с освобождением несовершеннолетнего под­судимого от наказания и направляет его в специализированное учреждение для несовершеннолетних на срок до наступления со­вершеннолетия, но не более трех лет (ст. 92 УК).

Если суд сочтет, что будет достаточно направить несовершенно­летнего в это учреждение, то в обязательном порядке в судебное заседание вызывается и представитель этого специализированного учреждения.

680 Глава 41. Производство о применении принудительных мер мед. характера

Пребывание несовершеннолетнего осужденного в этом специ­ализированном учреждении может быть прекращено до достиже­ния несовершеннолетним 18 лет, если отпадает необходимость в применении данной меры.

Однако возможно и продление срока пребывания несовершен­нолетнего осужденного после достижения им совершеннолетия в специализированном учреждении для завершении им общего или специального профессионального образования.

И в первом, и во втором случае вопрос о прекращении пребыва­ния несовершеннолетнего осужденного или продлении срока его пребывания в специализированном учреждении разрешается судьей единолично по ходатайству администрации этого специали­зированного органа. В судебном заседании участвуют несовершен­нолетний осужденный, его законный представитель, защитник, прокурор и представитель специализированного учреждения. После рассмотрения ходатайства и выслушав мнения участвую­щих в деле лиц судья выносит постановление, которое оглашается в зале судебного заседания. Копия данного постановления направ­ляется участвующим в деле лицам, а также суду, вынесшему обви­нительный приговор.

Читайте так же:  В какие сроки подается надзорная жалоба

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 3333 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/5-31804.html

Суд по делам несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции

Этот суд в теории и практике ювенальной юстиции принято называть уникальной судебной юрисдикцией, и свое наименование он вполне заслуживает по ряду соображений.

Суд для несовершеннолетних сконцентрировал в своей деятельности те признаки, которые были задуманы как противоположность общему (общеуголовному, общегражданскому) суду. Реализация специфических принципов ювенальной юстиции общим судом по меньшей мере затруднительна, а фактически невозможна. Потому и возникла необходимость в ювенальной юстиции с уникальным «детским» судом, действующей автономно от общего правосудия.

История ювенальной юстиции внесла свои коррективы в традиционное представление о бесспорных преимуществах автономного правосудия для несовершеннолетних. В мире существуют варианты судов по делам несовершеннолетних — коллегии, составы суда, рассматривающие дела несовершеннолетних и действующие не автономно, а как часть общих судов.

И все же даже с учетом исторических изменений можно говорить об автономности суда для несовершеннолетних, которая создается комплексом правовых норм (материальных и процессуальных), позволяющих этому суду двигаться в «автономном режиме». Значительная часть этих норм применяется только в правосудии для несовершеннолетних.

Суд по делам несовершеннолетних включен в концепцию ювенальной юстиции в связи с тем, что он реализует специфические принципы этой ветви юстиции, а также потому, что сам как особая судебная юрисдикция дополняет ее специфику.

О каких специфических признаках суда по делам несовершеннолетних идет речь?

• во всех странах, где такой суд существует, он в начальной стадии рассмотрения дела выступает как магистр (мировой судья) и действует единолично;

• особые требования предъявляются к образованию, профессии и жизненному опыту судьи: он необязательно должен быть юристом, но предпочтительно психологом, педагогом, врачом;

• там, где в системе правосудия есть суд присяжных по делам несовершеннолетних, такие же требования предъявляются и к присяжным. Имеются специальные правила составления списков присяжных и их отбора;

• суд по делам несовершеннолетних осуществляет правосудие, используя имеющиеся в его распоряжении вспомогательные неюридические службы;

• правосудие в судах для несовершеннолетних реализуется по специфической судебной процедуре, в центре которой находятся несовершеннолетний и судья;

• суд по делам несовершеннолетних развивается сейчас как суд комплексной, смешанной юрисдикции. Примером могут служить опекунские суды в Австрии, которые правомочны рассматривать и решать в одном деле правонарушение, совершаемое подростком, и вопросы гражданско-правовой защиты этого подростка. Выше уже было сказано о трансформации судов по делам несовершеннолетних в семейные суды[1];

• суд по делам несовершеннолетних имеет специфику персональной и предметной подсудности. В первом случае речь идет о следующих вариантах: рассмотрение только дел самих несовершеннолетних; рассмотрение дел и взрослых соучастников; передача дел в общие суды. Во втором случае спецификой является рассмотрение судами для несовершеннолетних деяний, которые считаются правонарушениями только в случаях совершения их несовершеннолетними (так называемые статусные преступления) (подробнее см. лекцию III).

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 980 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/8-68939.html

Проведение закрытого судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних как одна из гарантий эффективности осуществления правосудия

Мулюков У.А., судья Верховного суда Республики Башкортостан.

Видео (кликните для воспроизведения).

Габдрашитова В.Р., преподаватель кафедры криминологии и судебных экспертиз Башкирского государственного университета.

Эффективность правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних, на наш взгляд, — вопрос первостепенной важности. От того, насколько оно эффективно, зависит и достижение целей правосудия, поскольку «понятие эффективности уголовного правосудия привязано к его цели — обеспечению законного, обоснованного и справедливого разрешения уголовного дела. Будет ли она достигнута полностью или частично либо нет, всецело зависит от качества судебного разбирательства, от оптимальности условий (гарантий) для этого» .

Еникеев З.Д., Шамсутдинов Р.К. Повышение эффективности уголовного правосудия — задача первостепенной важности // Проблемы реализации международных стандартов в правоохранительной системе России: Материалы всероссийской научно-практической конференции 1 — 2 июня 2005 г. Часть II. Уфа: РИО БашГУ, 2005. С. 12.

Поэтому необходимо рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся осуществления правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

В первую очередь это вопрос о таком конституционном принципе судебного разбирательства, как гласность. В соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции России разбирательство дел во всех судах открытое, при этом слушание дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст. 241 УПК Российской Федерации закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в следующих случаях: 1) когда разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой законом тайны; 2) когда рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; 3) когда рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих честь и достоинство; 4) когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Таким образом, уголовно-процессуальным законом России допускается рассмотрение уголовных дел в закрытых судебных заседаниях в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет. Однако если рассмотрение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, подпадает под случаи, предусмотренные п. п. 3 и 4 ч. 2 ст. 241 УПК России, то также допускается проведение закрытого судебного заседания.

Подавляющее же большинство дел о преступлениях несовершеннолетних рассматривается в открытых судебных заседаниях .

См.: Хисматуллин Р.С. Проблемы судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних: Монография // Издание Башкирского университета. Уфа, 2001. С. 35.

Между тем в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия .

Читайте так же:  Ограничение на выезд за границу секретность

См.: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 541.

В соответствии с Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации . В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 289.

Следует согласиться с мнением профессора Э.Б. Мельниковой в том, что «в странах, придерживающихся Пекинских правил (напомним, что Россия — в их числе), должен быть запрещен допуск представителей прессы, присутствие публики в зале ограничено родителями и лицами, их заменяющими, а в необходимых случаях и представителями учреждений, занимающихся несовершеннолетними по поручению суда» .

Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. С. 90.

Кроме того, необходимо брать во внимание и нравственно-психологические особенности несовершеннолетних, связанные с возрастом, недостаточной адаптированностью к условиям внешнего мира. Известно, что судебное следствие, являющееся этапом стадии судебного разбирательства, в условиях которого исследуются все доказательства по делу, существенным образом отличается от условий предварительного следствия, хотя им присущи и общие черты.

Судебное следствие, как и предварительное, проводится также в специфической психологической атмосфере, накладывающей отпечаток на взаимодействия ее участников. Для судебного разбирательства характерно сосредоточение одновременно в одном месте нескольких людей с противоположными процессуальными интересами. При этом неизбежно возникает психологическое воздействие одного участника на другого или на нескольких участников процесса . Имеющие житейский и процессуальный опыт лица сталкиваются с неопытным в том и другом несовершеннолетним.

См.: Кисленко С.Л., Комиссаров В.И. Судебное следствие: состояние и перспективы развития. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. С. 91.

Если в зале судебного заседания будут присутствовать посторонние лица, например представители средств массовой информации, то их присутствие может помешать, например, даче подростком полных и правдивых показаний, так как несовершеннолетний может растеряться, испугаться огласки происходящего и т.д. Аналогично в случае, если в зале судебного заседания будут присутствовать сверстники, подросток может с целью демонстрации независимости начать бравировать совершенным преступлением.

Существует даже концепция стигматизации («клеймения») несовершеннолетнего обвиняемого, подсудимого с «помощью» судебного процесса, особенно открытого, когда имя подростка и его правонарушение до вынесения приговора обрастает слухами, домыслами, что может отрицательно затем сказаться на его судьбе и ему самому нанести психическую травму .

См.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: Дело, 2000. С. 91.

Поэтому мы поддерживаем точку зрения профессора Р.С. Хисматуллина о том, что дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 18 лет, целесообразно рассматривать в закрытых судебных заседаниях, о чем следует внести изменения в ст. 241 УПК Российской Федерации. Проведение закрытого судебного разбирательства по делам несовершеннолетних обеспечивает благоприятную психологическую обстановку в суде для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора .

См.: Хисматуллин Р.С. Современные проблемы судебной деятельности по делам несовершеннолетних. Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 23, 16.

Также необходимо обратиться к вопросу о провозглашении приговора по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего. Согласно ч. 7 ст. 241 УПК Российской Федерации приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми .

См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 57.

Как уже говорилось, в соответствии с Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинскими правилами), право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации .

См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 289.

Поэтому следует согласиться с точкой зрения профессора В.М. Бозрова о том, что целесообразно было бы в УПК Российской Федерации предусмотреть варианты оглашения приговоров в закрытом судебном заседании, с их последующим депонированием в доступном для заинтересованных лиц месте , включив в качестве одного из вариантов оглашение приговора в закрытом судебном заседании по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего.

См.: Бозров В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2002. N 2. С. 31.

По нашему мнению, целесообразно привести уголовно-процессуальное законодательство России в соответствие с Международным пактом о гражданских и политических правах и Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и предусмотреть возможность оглашения приговора в отношении несовершеннолетнего в закрытом судебном заседании.


Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/14785-provedenie-zakrytogo-sudebnogo-razbiratelstva-delam-prestupleniyakh-nesovershennoletnikh

Комиссия по делам несовершеннолетних: «Не надо здесь устанавливать истину!»

20 июня 2019 года в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации прошли очередные парламентские слушания, посвящённые теме совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).

Читайте так же:  Госпошлина присужденная судом что это значит

Слушания прошли незамеченными широкой общественностью и СМИ, поскольку были назначены параллельно с «Прямой линией президента», а напрасно. Вопрос реформирования работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав отнюдь не праздный, давно назревший, чреватый в случае его неразрешения массовыми протестными выступлениями граждан. Ответит ли президент именно на ваш вопрос — это бабушка надвое сказала, а вот то, что каждый родитель может оказаться несостоятельным и «поставленным на учёт», а при повторении «нарушения» и остаться без детей благодаря бдительности сотрудников полиции, врачей, воспитателей, учителей, работников социальных служб, органов опеки и попечительств, координацией работы которых занимаются именно территориальные комиссии по делам несовершеннолетних, — это, при нынешней выстроенной системе надзора и контроля, несомненно.

Понятно, что подавляющее число жителей Российской Федерации никогда не сталкивались с такими комиссиями. Тем не менее своим неведением они не застрахованы от пристального ока недремлющей КДНиЗП:

  • как и с кем вам жить;
  • какой запас еды иметь в холодильнике;
  • на чём спать;
  • когда делать ремонт;
  • погашать задолженность по питанию в детском саду;
  • платить за электричество;
  • идти или не идти к хирургу, получив травму;
  • продолжать ли жить с мужем-алкоголиком под угрозой отобрания детей;
  • курить ли в собственной квартире;
  • справлять ли поминки по усопшим родственникам;
  • когда регистрировать новорожденного по месту жительства;
  • прикреплять его к поликлинике;
  • как бороться с дефицитом массы тела у грудного ребёнка;
  • когда и как конфликтовать и конфликтовать ли с супругом и т.п.

Если кто-то из сведущих в юриспруденции людей посчитает всё перечисленное бредом, то будет прав. НО, к сожалению, все указанные вопросы стали предметом разбирательства на заседаниях территориальных комиссий по делам несовершеннолетних, и что более возмутительно — всех родителей наказали за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.


Гвидо Рени. Избиение младенцев (фрагмент). 1611

По запросу члена ОП РФ Э. Ю. Жгутовой были получены из ГУОООП МВД России статистические сведения о практике применения сотрудниками полиции статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть о количестве составленных протоколов. Общие цифры привлечения к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ в целом по стране — около 500 000 человек ежегодно.

Цифра огромная, заставившая заняться поиском ответа, действительно ли так плохи законные представители или существует какой-то перекос в правоприменительной практике.

В ходе подготовки к парламентским слушаниям было проведено небольшое обобщение практики территориальных комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ и применению иных принудительных мер воздействия.

Исследовались копии 75 процессуальных документов (протоколов полиции, постановлений КДНиЗП, решений районных судов), вынесенных в 12 субъектах Российской Федерации, с большим трудом добытые активистами Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление». 44 документа, или 58,66%, оформлены с процессуальными нарушениями, не отвечают требованиям ст. 28.2, 29.8, 29.10 КоАП РФ.

В двух протоколах из 19 имеются признаки фальсификации: установочная часть протоколов в подлинниках не совпадает с установочной частью протоколов в копиях, выданных на руки «нарушителям». В подлинниках дописана описательная часть правонарушения, усугубляющая вину гражданина, в связи с чем в следственный комитет соответствующего региона будет направлено официальное сообщение для проверки наличия в действиях сотрудника полиции состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации — «фальсификация доказательств по административному делу лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях».


Несовершеннолетние шахтеры, нанятые для работ в угольных шахтах компанией Pennsylvania Coal Company. США. 1911 год

Постановления территориальных КДНиЗП по административным делам являются доказательствами по гражданским делам об ограничении родительских прав, лишении родительских прав, т. е. влекут определённые правовые последствия для граждан (законных представителей несовершеннолетних), поэтому качество выносимых процессуальных документов сотрудниками полиции и членами КДНиЗП, как и процесс подготовки материалов об административных правонарушениях, процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях должны отвечать всем требованиям российского законодательства, несмотря на загруженность кадров и их правовую неподготовленность.

Судя по составленным процессуальным документам, подавляющему числу членов комиссии по делам несовершеннолетних Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации неведом. И это не удивительно. Когда собирается консилиум врачей у постели больного, никому в голову не приходит приглашать юриста для постановки диагноза пациенту. Между тем, законодатель посчитал возможным передать право рассмотрения административных материалов на совершеннолетних граждан Комиссиям по делам несовершеннолетних, состоящих из специалистов разных отраслей, которое выходит за рамки их компетенции, отнимая время и силы от основной задачи — координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, что неминуемо приводит к массовому нарушению прав граждан, лишая последних доступа к правосудию.

Исследование документов показало, что граждане признавали себя виновными даже в тех случаях, когда их вины в административном правонарушении не было в принципе, что подтверждено, в частности, двумя решениями Кунцевского районного суда г. Москвы и решением Московского городского суда об отмене постановлений КДНиЗП в связи с отсутствием составов правонарушений или в связи с недоказанностью таковых.

Граждане были лишены юридической помощи, поскольку право иметь защитника или представителя при рассмотрении материала об административном правонарушении им не разъяснялось.

В процессе исследования была заслушана аудиозапись заседания КДНиЗП г. Самары, произведённая с разрешения председателя комиссии. Несмотря на запись хода мероприятия, председатель не отказывал себе в удовольствии хамить представителям опекуна — родной бабушке несовершеннолетнего ребёнка, у которого умерла мама. Не давал им высказаться, не предоставил им место в зале заседания, заставив полчаса стоять на ногах в ходе «процесса».

Из стенограммы заседания КДНиЗП:

«Председатель КДНиЗП: Подождите секундочку, вопросы здесь задаю я вообще-то! Веду комиссию я, вы что тут вопросы задаете, я не пойму.
Активист РВС: Мы хотим установить истину просто.
Председатель КДНиЗП: Не надо устанавливать истину!
Активист РВС: Не надо устанавливать истину? Спасибо, хорошее заявление.
Председатель КДНиЗП: Да, не надо здесь устанавливать истину!»

Читайте так же:  Какой срок для обжалования определения суда

Кроме как пародией на процессуальное действие такое «мероприятие» назвать нельзя.


Боттичелли. Клевета. 1495 г

Так, видимо, настало время законодателю исправить свою ошибку: отобрать у комиссий по делам несовершеннолетних право рассматривать административные дела, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ и передать их на рассмотрение в районные суды, где не чураются устанавливать истину по делу. А комиссии пусть занимаются своим непосредственным делом — координацией работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних, глядишь, и количество сирот при живых родителях многократно убавится?

Людмила Николаевна Виноградова — член Общественной палаты Российской Федерации

Источник: http://rvs.su/statia/komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-ne-nado-zdes-ustanavlivat-istinu

Процессуальные нарушения, допускаемые КДНиЗП при рассмотрении административных дел

Работу комиссий по делам несовершеннолетних я изучаю уже более пяти лет, я был на многих заседаниях комиссий в качестве защитника, оспаривал их постановления в судах, при оказании помощи гражданам в возвращении неправомерно отобранных детей я изучал постановления, которые комиссии принимали.

Чем больше я изучаю их работу, тем больше понимаю, что это важный орган, выполняющий важные государственные функции. И тем больше я ужасаюсь тому, во что сегодня превратились заседания комиссий.

Продемонстрированный в ролике РВС случай заседания самарской КДНиЗП — это, конечно, крайнее проявление. Но я как частый свидетель происходящего на заседаниях комиссий и член РВС, имеющий возможность собирать информацию более чем из 60 регионов страны, могу сказать, что продемонстрированное заседание ничем особым не отличается от тех, что проводятся повсеместно, кроме, конечно, крайне вызывающего поведения председателя. Но дело тут не в конкретном человеке, а в выстроенной системе, которая поселяет в членах комиссии мнение о том, что КДНиЗП — это репрессивный орган с крайне широкими полномочиями, которые даже позволяют действовать без оглядки на закон. Свои соображения по поводу того, почему так получилось, я изложу в конце, а сейчас перейдём к конкретным нарушениям.

Типичные нарушения, допускаемые КДНиЗП при подготовке к рассмотрению дел и в процессе рассмотрения

Всё это — типичные процессуальные нарушения на заседаниях КДниЗП, которые проводятся в рамках КоАП РФ. Этот процесс поставлен на поток, в России ежегодно проходят тысячи и тысячи таких заседаний, что подтверждается практикой РВС и других родительских организаций.

Уверяю: если сегодня эксперты в области права получат возможность скрытно присутствовать на случайно выбранном заседании любой российской комиссии по делам несовершеннолетних, с большой степенью вероятности они зафиксируют все нарушения, которые я перечислил. В своей личной практике я ни разу не сталкивался с заседанием КДНиЗП в рамках КоАП РФ, которое проходило бы без серьёзных процессуальных нарушений.

Подавляющее большинство граждан оказывается абсолютно не готовым к ситуации взаимодействия с комиссией в рамках КоАП РФ, они не могут должным образом себя защитить, чем и пользуются все члены комиссии, не спешащие должным (именно должным) образом разъяснить гражданам их права.

Какие ужасные системные проблемы это порождает? Например, в РВС всё чаще и чаще стали обращаться за помощью люди, имеющие конфликт любого рода с местной администрацией или школой, детским садом, больницей, иными субъектами системы профилактики детского и семейного неблагополучия, работу которых как раз и координируют комиссии по делам несовершеннолетних. Их начали использовать как инструмент давления на неугодных родителей. Комиссии выносят постановления о привлечении к административной ответственности как «горячие пирожки», в результате государственные органы получают возможность вмешиваться в дела семьи и перед семьёй возникает угроза разрушения. Всем известно, что, например, неоднократное привлечение родителей по статье 5.35 КоАП РФ может являться причиной подачи опекой иска об ограничении или лишении родительских прав, а само наличие таких постановлений формирует определенный образ семьи и родителей, подтверждая систематичность их якобы «неправомерных» действий, связанных с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей.

Да, постановления комиссий можно обжаловать в суде. Однако как практик я могу сказать, что сделать это очень сложно, например, на объективность районных судов я уже давно не надеюсь. Тем не менее, мне удавалось выигрывать такие дела, причем в основном — во второй инстанции, но, несмотря на это, могу сказать, что каждая последующая инстанция лишь уменьшает вероятность восстановления справедливости, а вовсе не увеличивает её. Это мой опыт правозащитника. А что же тогда говорить о рядовых гражданах?

Так в чём же причина существующей проблемы, где системная ошибка и как решить существующую проблему КДНиЗП?

Фактически, комиссиям даны судебные функции, но практика ведения заседаний такова, что нет даже подобия и симуляции судебного процесса. И это неудивительно, причины понятны, ведь, во-первых, в состав комиссии входят лица, зачастую не обладающие должной квалификацией, а во-вторых, каждый из участников выражает интересы своего ведомства. Ситуацию также усугубляет то, что, например, в малых населенных пунктах эти люди всегда связаны теми или иными отношениями.

Между тем, азбука теории государства и права говорит, что в демократическом государстве существует разделение властей и их баланс, который заключается в том, что каждая из ветвей власти друг друга уравновешивают. Существующая система КДНиЗП эти принципы попросту попирает, поскольку члены комиссий не выбираются, а назначаются исполнительной властью, причем, как уже было сказано выше, членами комиссий становятся зачастую совершенно посторонние люди.

Наш вывод прост: у системы КДНиЗП необходимо забрать функции рассмотрения дел об административных правонарушениях и передать их в суды. Более того, мы знаем, что сами комиссии были бы этому рады, поскольку они так же считают, что это не их функция. А оставить им следует функцию координации работы всех органов системы профилактики детского и семейного неблагополучия.

Не сомневаюсь в том, что у законодателей есть чувство собственного достоинства, и они не хотят, чтобы их работа была лишена смысла. Могут ли они, видя, как системная ошибка приводит к постоянному игнорированию законов, не выступить с подобной инициативой? Вопрос риторический.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://rvs.su/statia/processualnye-narusheniya-dopuskaemye-kdnizp-pri-rassmotrenii-administrativnyh-del

Открытое судебное заседание по делам несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here