Освобождение задержанного незаконное задержание

Статья 14. Задержание

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Читайте так же:  Срок исковой давности по невыплаченной зарплате

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12182530/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию (Книга под общ. ред. Буксмана А.Э., Капинус О.С. Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие. — «Издательство Юрайт», 2014 г.)

Постановление
об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию

15 ноября 2012 г.

Заместитель прокурора Энского района Энской области, младший советник юстиции Иванов С.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в отношении Михайлова Александра Владимировича,

На основании протокола об административном задержании от 15.11.2012 N 567 гр-н Михайлов А.В. 1970 года рождения, проживающий (указывается адрес), задержан в 14 ч 30 мин. 15.11.2012 за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, то есть появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Михайлов А.В. помещен и содержится до настоящего времени в комнате содержания административно задержанных лиц (далее — КСАЗЛ) ОВД по Энскому району.

В силу ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Изучение материалов дела об административных правонарушениях показало, что данных, подтверждающих факт совершения Михайловым А.В. данного административного правонарушения, не имеется, медицинское освидетельствование задержанного не производилось.

В нарушение требований закона в ходе производства по делу об административном правонарушении исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости административного задержания указанного гражданина на срок более трех часов, не установлено, что свидетельствует о неправомерном превышении срока административного задержания.

Оснований полагать, что освобождение задержанного Михайлова А.В. воспрепятствует обеспечению правильного и своевременного рассмотрения данного дела об административном правонарушении, исполнению постановления по делу об административном правонарушении, не имеется.

При таких обстоятельствах задержание гр-на Михайлова А.В. и содержание в настоящее время в КСАЗЛ ОВД по Энскому району является незаконным.

В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Согласно п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

В соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 указанного законодательного акта, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Освободить из КСАЗЛ ОВД по Энскому району Михайлова Александра Владимировича 1970 года рождения.

2. Копию настоящего постановления направить начальнику ОВД по Энскому району Энской области.

Заместитель прокурора
района младший советник юстиции

Постановление мне вручено

«__» _______ 20 ___ г.

Должностное лицо органа, осуществившего
административное задержание

Копия настоящего постановления
мне вручена

«__» _______ 20 __ г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию (Книга под общ. ред. Буксмана А.Э., Капинус О.С. Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие. — «Издательство Юрайт», 2014 г.)

Извлечение из книги под общ. ред. Буксмана А.Э., Капинус О.С. Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие. — «Издательство Юрайт», 2014 г.

Источник: http://base.garant.ru/57570402/

Незаконное задержание сотрудниками полиции

Каждый гражданин должен знать свои основные права, особенно те, которые касаются взаимодействия с правоохранительными органами. К сожалению, никто не застрахован от ложного обвинения в совершении преступления, а также от неправомерного ограничения свободы сотрудниками.

Незаконное задержание человека, даже при действительном совершении им противоправного деяния, является преступным деянием. Точно так же, как и неправомерное заключение под стражу. Ответственность за противоречащее требованиям применение мер государственного принуждения наказывается по статье 301 Уголовного кодекса РФ.

Состав преступления

Статья содержит условия для привлечения к уголовной ответственности лиц, незаконно применивших три категории мер государственного принуждения, связанных с производством по уголовным делам, а именно:
  • задержание;
  • заключение под стражу;
  • содержание под стражей.

Правила проведения данных процедур определяются статьями Уголовно-процессуального кодекса. По отношению к каждой мере законодатель установил широкий перечень требований, касающихся условий их применения, временных ограничений и др., которые должны соблюдаться всеми участниками процесса.

Заведомо неправомерные действия, связанные с временным ограничением свободы лица, нарушают общественные отношения, связанные с нормальным уголовным судопроизводством, а также посягают на неотчуждаемые права и свободы человека.

Скачать для просмотра и печати:

Меры принуждения, к которым относятся помимо прочих заключение под стражу и задержание, призваны обеспечивать нормальный ход расследования дел, а также препятствовать дальнейшему совершению противоправных деяний. При совершении же преступления, предусмотренного ст. 301 Уголовного кодекса, цель мер не соблюдается.

С объективной стороны данное преступное деяние заключается в намеренном нарушении порядка применения указанных мер. Оно может проявляться в несоблюдении сроков, неправильном составлении необходимых документов, выполнении действий, которые не имеют оснований и т.д.

Интересно: противоправное деяние может быть совершено как в форме активных действий (неправомерное временное ограничение свободы лица), так и в пассивном варианте (человека должны отпустить из-под стражи, но не делают этого).

Субъективная сторона выражается исключительно в прямом умысле, то есть лицо, нарушающее процессуальное законодательство, делает это намеренно, осознает характер своих действий.

Читайте так же:  Постановление о назначении судебно медицинской экспертизы трупа

По сути, в ст. 301 Уголовного кодекса содержатся два отдельных состава преступного деяния. В части 1 устанавливается ответственность за неправомерное задержание, в части 2 — за заключение под стражу и удержание под ней. Субъекты этих двух деяний могут быть разными (в зависимости от их полномочий), но все они относятся к категории специальных.

Объект Отношения по обеспечению нормального хода следствия и судопроизводства
Объективная сторона Заведомо незаконное нарушение правил по применению мер государственного принуждения (задержания, содержания под стражей)
Субъективная сторона Прямой умысел
Субъект Специальный (ответственность может лечь на любых лиц, ответственных за применение мер принуждения)

Преступное деяние характеризуется формальным составом, оно окончено в момент применения меры. Наличие последствий важно только для квалификации по части 3 и только в том случае, если они относятся к категории тяжких.

Интересно! Понятие тяжких последствий в рамках данной статьи является оценочной категорией. Суд может признать таковыми появление у потерпевшего определенных заболеваний, утрату им ценного имущества, смерть или болезнь родственников, находившихся в зависимом от жертвы состоянии и т.д.

Задержание

Виды задержаний

Часть 1 статьи 301 определяет ответственность за противоправное применение такой процедуры, как задержание. Данная мера принуждения представляет собой временное ограничение свободы человека, связанное с подозрением в совершении преступного деяния.

Можно выделить три возможных вида задержания по критерию законности процедуры:

  • правомерное, проведенное с соблюдением всех существующих в нормативных актах требований;
  • ошибочное, когда сотрудники органов дознания и следствия нарушают правила из-за неверного толкования закона, недостаточных знаний, в связи со стечением обстоятельств;
  • заведомо неправомерное, связанное с намеренным нарушением процессуального законодательства.

Только последний вид влечет за собой уголовную ответственность.

Важно! Если сотрудники задерживают человека по ошибке (например, из-за внешнего сходства со скрывшимся правонарушителем), ответственность по указанной статье не наступает.

Основания для задержания

Все правила проведения задержания подробно описаны в главе 12 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Она определяет перечень случаев, которые могут повлечь за собой применение данной меры процессуального принуждения:

  • человек был замечен во время или непосредственно после окончания совершения им преступного деяния;
  • жертва преступления или очевидцы указывают на виновное лицо;
  • на вещах, теле, в жилище человека обнаружены следы совершения преступления.

Важно! Сотрудники имеют право задерживать только подозреваемых в совершении таких противоправных деяний, которые наказываются лишением свободы.

Основания могут выйти за рамки перечисленных. В том случае, если в распоряжение сотрудников появляется информация, которая дает повод подозревать человека в совершении преступного деяния, а его личность неизвестна, или же он:

  • пытался скрыться от преследования со стороны правоохранительных органов;
  • не имеет регистрации по месту жительства.

Также задержание возможно, если в отношении этого лица имеется ходатайство о заключении его под стражу, направленное на рассмотрение в суд.

Скачать для просмотра и печати:

Сроки

Максимальный период, в течение которого можно ограничивать свободу человека — двое суток. При этом у дознавателя или следователя есть всего 3 часа на составление всех необходимых документов, в том числе и протокола, в котором указываются все обстоятельства применения меры принуждения.

Пока время не истекло, сотрудники органов должны принять решение о дальнейших действиях. Если подозрение в совершении преступного деяния не подтвердилось, отсутствуют основания для дальнейшего удержания человека, то его отпускают.

Если же основания есть, то дознаватель или следователь должен направить ходатайство о дальнейшем удержании лица в суд. В документе ставится вопрос о возможности помещения человека в изолятор, а также факты, которые свидетельствуют о том, что это действительно необходимо. Судья рассматривает ходатайство и выносит одно из решений:

Таким образом, после захвата и доставления человека у следователя и дознавателя есть 3 часа на решение вопроса о необходимости возбуждения дела и составление протокола.

Признаки незаконного задержания

Нарушение требований о проведении задержания может выражаться в нескольких формах:

  • в необоснованном применении меры;
  • в нарушении сроков;
  • в неполном или неправильном документальном оформлении.

Сотрудники, которые намеренно совершают заведомо противозаконные действия во время задержания и осознают при этом характер своих поступков, несут ответственность по ч.1, если же их действия повлекли за собой наступление тяжелых для жертвы последствий, то деяние квалифицируется по ч.3.

Интересно: виновные могут руководствоваться разными мотивами (корыстным, местью, ненавистью и др.), это не имеет значение в рамках данной статьи.

Заключение под стражу и удержание под ней

Порядок

Заключение под стражу является одной из возможных мер пресечения. В УПК установлены основания, которые могут послужить причиной для применения таких мер, а именно:
  • имеется повод подозревать, что человек скроется от следствия;
  • лицо может продолжить осуществлять противозаконные действия;
  • существует возможность и обоснованное подозрение о том, что подозреваемый может негативно воздействовать на участников процесса, например, свидетелей, запугивая или подкупая их.

Удержание человека под стражей является самой серьезной мерой пресечения из всех возможных и применяется только тогда, когда все остальные варианты (залог, присмотра и т.д.) не могут обеспечить нормальный ход следствия.

Закон устанавливает требование о том, что человек должен подозреваться в совершении преступных деяний, наказываемых лишением свободы продолжительностью более трех лет, чтобы на время следствия его можно было заключить под стражу.

Из этого правила есть исключения, а именно:

  • у подозреваемого нет постоянного места жительства;
  • в отношении человека уже была назначена более мягкая мера пресечения, но он нарушил установленные для нее требования;
  • он намеренно скрывается от органов следствия и дознания;
  • его личность не установлена.

В этих случаях судья может заключить подозреваемого под стражу, даже если деяние наказывается лишением свободы сроком менее 3 лет.

Важно! В отношении подозреваемого, не достигшего возраста 18 лет, такая мера может быть применена только в том случае, если он совершил деяние, относящееся к категории тяжких или особо тяжких, а в редких случаях по усмотрению суда — средней тяжести.

Сроки

С того момента, как подозреваемый задерживается, у следователя или дознавателя есть 48 часов, чтобы подать мотивированное ходатайство о необходимости поместить человека в изолятор. Документ согласовывается с руководителями органов и направляется в суд.

Судья должен получить ходатайство не позднее, чем за 8 часов до истечения срока временного ограничения свободы. Суд изучает все обстоятельства и выносит постановление о своем согласии или несогласии о принятии меры.

Читайте так же:  Согласие на выезд ребенка в лагерь образец

Максимальный срок, которое лицо может содержаться под стражей — 2 месяца. Он может быть увеличен:

  • до полугода, если нет возможности быстро произвести расследование, и отсутствуют обстоятельства, позволяющие отменить или изменить меру на другую;
  • до года, если человек задержан по подозрению в совершении преступного деяния, относящегося к категории тяжких и особо тяжких;
  • до полутора лет, но только в исключительных случаях, преступление должно при этом относиться к самой тяжкой категории.

Продление на более долгий срок законом не разрешается. При этом подозреваемый имеет право ознакомиться со всеми собранными материалами дела как минимум за 30 дней до окончания срока его заключения.

Кто может быть привлечен к ответственности?

Видео (кликните для воспроизведения).

Незаконное заключение под стражу может иметь разное внешнее выражение. Преступное деяние может заключаться в любом намеренном невыполнении требований законодательных актов, например, в несоблюдении временных рамок, применении меры без должных оснований, в дальнейшем удержании человека, который должен быть освобожден и т.д.

Ответственность за такие действия, установленная в ч.2 статьи, может лечь на судью, вынесшего противоправное решение о временном ограничении свободы, (при нарушении правил заключения), а также на сотрудников мест, где находится подозреваемый (в случае незаконного удержания в изоляторе).

Наказание

Наказание за совершенное виновным деяние назначается с учетом всех сопутствующих обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность, в пределах указанных в статье санкций.

Часть 1 ограничение свободы продолжительностью до 3 лет

или принудительные работы до 2 лет + лишение права заниматься профессиональной деятельностью до 3 лет на усмотрение судьи

или арест продолжительностью 4-6 месяцев

или лишение свободы продолжительностью до 2 лет + лишение права заниматься профессиональной деятельностью до 3 лет на усмотрение суда

Часть 2 принудительные работы

или лишение свободы продолжительностью до 4 лет

Часть 3 принудительные работы до 5 лет

или лишение свободы продолжительностью от 3 до 8 лет

Компенсация потерпевшему

Человек, который стал жертвой такого преступления, может потребовать от государства компенсацию морального вреда, причиненного совершенным в отношении него противоправным деянием. Рассмотрение будет вестись в рамках гражданского производства. Заявление необходимо подавать в суд.

Важно! Не стоит также забывать о возможности направления в суд жалоб на противоправные действия со стороны сотрудников правоохранительных органов. Если вы считаете, что задержаны или удерживаетесь в изоляторе незаконно, оспаривайте решения в вышестоящие инстанции.

Источник: http://pravonarushenie.com/gosudarstvo-i-vlast/pravosudie/nezakonnyj-arest-i-zaklyuchenie-pod-strazhu-i-otvetstvennost-po-uk-rf

Статья 94 УПК РФ. Основания освобождения подозреваемого (действующая редакция)

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 94 УПК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ исключила прокурора из числа субъектов, которые могут своим постановлением освободить задержанного, так как в соответствии с указанным Законом прокурор не наделяется правом применять задержание. Однако следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 10 УПК прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно задержанного. Статья 49 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что основанием освобождения подозреваемого в связи с истечением срока содержания под стражей может быть постановление прокурора. Следовательно, прокурор по-прежнему вправе своим постановлением освободить подозреваемого из под стражи по п. 3 ч. 1 и ч. 2 ком. статьи. По такому пути идет и практика прокурорского надзора.

2. При неподтверждении подозрения в совершении преступления должно быть прекращено уголовное преследование подозреваемого (ч. 1 ст. 27). За ним признается право на реабилитацию (ст. 133). В дальнейшем производстве по делу такой освобожденный от задержания обычно становится свидетелем.

3. При отсутствии оснований применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу подозрение не снимается, поэтому такое лицо должно сохранять права подозреваемого.

4. Нарушение требований ст. 91 означает незаконность задержания (отсутствие оснований, условий, например грубая ошибка в квалификации, завышающая тяжесть преступления). За незаконное задержание следователь, дознаватель подлежат ответственности вплоть до уголовной (ст. 301 УК). Процессуальным последствием незаконности задержания является признание юридически ничтожными результатов незаконных процессуальных действий. Данное основание применяется, как правило, контролирующими органами (в том числе прокурором. Об этом см. ком. к ч. 1 ст. 94). Освобожденное в связи с незаконностью задержания лицо имеет право на возмещение ущерба, причиненного незаконным задержанием (ст. 53 Конституции), однако оно сохраняет статус подозреваемого, пока его уголовное преследование не прекращено.

5. В связи с истечением срока задержания освобождать задержанного должен начальник места содержания под стражей своим постановлением (ст. 50 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). Однако суд, прокурор, следователь, орган дознания также обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного (ч. 2 ст. 10 УПК), в том числе и по данному основанию.

6. До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 УПК). Однако реальное выполнение этого правила затруднено при задержании подозреваемого органами дознания, указанными в ч. 3 ст. 40. Например, капитан морского судна или руководитель геолого-разведочной партии, выполняя неотложные следственные действия в качестве органа дознания, могут не иметь физической возможности доставить задержанного в суд в указанные сроки, а получение судебного решения в «заочном» порядке закон не предусматривает. В связи с этим кратковременность задержания должна обеспечиваться не столько установлением его минимальных сроков, сколько доставлением задержанного в суд так быстро, как это практически возможно. Международные акты оперируют такими терминами, как «в срочном порядке», «в разумный срок», «безотлагательно» (ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Читайте так же:  Подача жалобы в квалификационную коллегию судей

7. О продлении срока задержания см. ком. к ч. 7 ст. 108.

8. В условиях чрезвычайного положения предусмотрена возможность продления до 3 месяцев срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении особо тяжких преступлений (п. «ж» ст. 12 ФКЗ «О чрезвычайном положении»). Продлевать срок задержания должен только суд, поскольку создание чрезвычайных судов не допускается. Правосудие осуществляется только судом даже в условиях чрезвычайного положения.

9. Освобожденное в связи с истечением срока задержания лицо сохраняет статус подозреваемого, даже если к нему не применили какую-либо меру пресечения, поскольку остается не только подозрение, но и угроза заключения его под стражу.

10. Копия решения суда об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании заключения под стражу выдается подозреваемому судом (ч. 8 ст. 108 УПК).

11. Справка о задержании выдается следователем, дознавателем или начальником места содержания под стражей (ст. 50 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

12. Решение о задержании и сами действия по его осуществлению могут быть обжалованы заинтересованными лицами как прокурору и руководителю СО (ст. 123), так и в суд (ст. 125). Смотрите Определение КС РФ от 23.06.2005 N 270-О.

Источник: http://www.zakonrf.info/upk/94/

Что делать, если на улице остановил полицейский? | Как обжаловать незаконное задержание представителем правопорядка?

Работа стражей правопорядка регулируется законом«О полиции», нормативными актами ведомства, а также должностными указаниями. Таким образом, проверка документов правомерна в случаях:

  • Есть информация, согласно которой этот человек подозревается в преступлении или разыскивается органами правопорядка;
  • Есть повод для задержания либо возбуждения дела;
  • Человек, осуществляет деятельность, для которой требуется разрешение. И проверять этот документ имеет право полицейский (п. 2 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

Работа стражей правопорядка регулируется законом«О полиции», нормативными актами ведомства, а также должностными указаниями. Таким образом, проверка документов правомерна в случаях:

  • Есть информация, согласно которой этот человек подозревается в преступлении или разыскивается органами правопорядка;
  • Есть повод для задержания либо возбуждения дела;
  • Человек, осуществляет деятельность, для которой требуется разрешение. И проверять этот документ имеет право полицейский (п. 2 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции»).

Если во время проверки документов выясняется, что у человека нет при себе паспорта, то это не может быть причиной задержания, так как согласно Положению о паспорте гражданина России, человек не обязан всегда иметь его при себе. Другими законами это тоже не предусмотрено.

При обращении представитель правопорядка должен сказать свою фамилию и должность, а также по первому требованию предъявить удостоверение сотрудника полиции. После этого он должен назвать причину и цель обращения (пункт 4 статьи 5 ФЗ «О полиции»).

Процедура административного задержания

Задержание может быть осуществлено только по правилам, приведённым в статье 14 ФЗ «О полиции», главе 12 УПК и главе 27 КоАП. Задержать можно практически любого человека, но в отношении некоторых категорий она применяется только до того, пока задержанные лица не будут переданы тем структурам, которые уполномочены на дальнейшие действия. В первую очередь это касается военнослужащих, тех, кто должен отбывать наказание, и психически больных.

В части 1 статьи 23.3 КоАП приведён список правонарушений административного характера, рассматривать которые имеют право представители полиции. Цель задержания – не допустить нарушение закона, установить личность задержанного, изучить дело или исполнить решение о правонарушении. Если же человек был задержан не по этим причинам, то его право на свободу было нарушено. Для восстановления своих прав он вправе обратиться в суд с соответствующим иском.

По существующим правилам, описанным в законе, человека не вправе удерживать в отделении дольше трёх часов. Начало этого периода ведётся с того момента, как его доставили в полицейское отделение для установления личности и составления протокола.

В ситуации, когда все эти действия возможно осуществить на месте, то задержание и доставка в полицейский участок будет незаконной. Как правило, штрафы и предупреждения также возможно выписать на месте.

Если человек задержан пьяным, то срок отсчитывается с того момента, как он протрезвел.

При этом задержанный гражданин вправе на телефонный звонок близким для того, чтобы сообщить о том, где он находится. Кроме того, задержанный гражданин имеет право на юридическую помощь.

Условия содержания человека в отделении обязаны соответствовать правилам, установленным в Постановлении Правительства России от 15.10.2003 г. №627.

Обжалование действий представителя правопорядка

Согласно статье 33 ФЗ «О полиции», представитель правопорядка, допустивший неправомерные действия в отношении задержанного гражданина, должен понести за это ответственность.

Если в ходе задержания были допущены действия (или, напротив, бездействие), нарушающие честь и достоинство человека, то гражданин через суд вправе добиться возмещения (в том числе морального) причинённого вреда (статья 1.6 КоАП).

Если был нарушен закон в процессе получения доказательств вины, то использовать их нельзя (часть 3 статьи 26.2 Кодекса).

Согласно статье 5 закона «О полиции», после того, как цель задержания будет достигнута и выяснится, что задерживать гражданина больше нет необходимости, человека необходимо отпустить из под стражи. Согласно статье 6 вышеуказанного закона, представитель правопорядка обязан действовать во время своей работы исходя из законодательства. Если нарушение будет установлено прокурором либо заместителем, то будет вынесено решение о незаконном задержании, а также решение об освобождении человека (статья 22 ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ»).

Незаконное задержание подлежит обжалованию согласно гл. 25 ГПК.

Источник: http://gdeadvocat.ru/administrativnoe-zaderzhanie

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Читайте так же:  Статья о возмещении судебных расходов

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

нахождение на улице в комендантский час;

проникновение на охраняемый объект;

побег из психиатрического учреждения;

требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

лицо не застали на месте преступления;

нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

адресант (ФИО, телефон, адрес);

доводы незаконности задержания;

данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

требование о привлечении полицейских к ответственности;

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Наказание для нарушивших правила

Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://policii.net/sovety/priznaki-nezakonnogo-zaderzhaniya-i-mery-nakazaniya-sotrudnikov-politsii-2

Освобождение задержанного незаконное задержание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here