Оставление административного иска без рассмотрения

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ ст 197 (ред. от 02.12.2019)

Статья 197. Порядок и последствия оставления административного искового заявления без рассмотрения

1. В случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, способ их устранения, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.

2. Копии определения суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, а в случае присутствия указанных лиц в судебном заседании вручаются им под расписку.

3. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.

4. На определение суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения может быть подана частная жалоба.

Источник: http://fzrf.su/kodeks/kas/st-197.php

Оставление без рассмотрения административного искового заявления

Статья 196

Определения, вынесенные в соответствии с абз. 7 и 8 ст. 222 ГПК РФ, не могут быть обжалованы в суд кассационной (апелляционной) инстанции. Согласно ч. 3 ст. 223 ГПК РФ частная жалоба может быть подана лишь на те определения суда, которыми отказано в удовлетворении ходатайства истца или ответчика об отмене таких определений. При этом следует иметь в виду, что возможность обращения в суд первой инстанции с ходатайством об отмене определения об оставлении заявления без рассмотрения каким-либо процессуальным сроком не ограничена .

Пленум Верховного Суда РФ в п. 18 Постановления от 26.06.2008 N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснил, что при прекращении производства по делу истец лишается права повторного обращения в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 221 ГПК РФ), а при оставлении заявления без рассмотрения он вправе предъявить тот же иск в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения (ст. ст. 222, 223 ГПК РФ). Суд обязан указывать на это в соответствующих определениях.

Статья 196 КАС РФ

А. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи в качестве основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения предусматривает несоблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, установленного федеральным законом для данной категории административных дел. К числу таких административных дел можно, например, отнести дела:

— предусмотренные ч. 1 ст. 48 НК (взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). По данной категории дел невозможно обращение в суд без предъявления предварительного требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа;

Ходатайство об оставлении иска без рассмотрения

Если возникает такая необходимость, в качестве подкрепления доводов к требованию, изложенному в ходатайстве, необходимо приложить к нему соответствующую доказательственную базу, которая может играть решающую роль в удовлетворении заявленного заинтересованным лицом прошения.

Под таким документом как ходатайство, подразумевают письменное требование одного из участников судебного процесса, выполнить соответствующие действия, гарантируемые его процессуальными правами. Подавать ходатайство можно и в арбитражном, и в гражданском процессе.

Особенности процедуры оставления поданного иска без рассмотрения в 2020 году

Что делать, если суд вынес определение об оставлении иска без рассмотрения? Во-первых, не нужно паниковать, так как оставление искового заявления — один из распространенных в юридической практике итогов судебного производства. Далеко не всегда процесс разбирательства заканчивается вынесением решения. Законодательство предусматривает такой вариант разворачивания событий и выдвигает к нему свои требования. Во-вторых, вынесенное определение об оставлении подлежит обжалованию.

Если заявитель намеренно игнорировал судебный процесс и все рекомендации судьи, то его устроит вариант завершения производства. Если основания для оставления напрямую не зависели от заявителя, то нежелательного последствия можно избежать двумя способами. При уверенности в наличии уважительных обстоятельств выбирают первый способ — возобновление производства. Если судья не считает причины уважительными, можно заняться обжалованием его решения.

Статья 196

5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.С. Громов оспаривает конституционность части 5 статьи 45 «Права и обязанности лиц, участвующих в деле», части 1 статьи 55 «Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде», пункта 2 части 2 статьи 125 «Форма и содержание административного искового заявления», пункта 4 статьи 1 статьи 126 «Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению», части 1 статьи 196 «Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения» и части 9 статьи 208 «Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Отмена определения об оставлении заявления без рассмотрения

Участвую в деле на стороне ответчика. Истец дважды не явился в заседание, также как и его представитель. Заявление было оставлено без рассмотрения. Через пару месяцев истец подает заявление об отмене этого определения, мотивируя тем что не получал уведомления суда. В материалах дела возврат судебных писем за истечением срока хранения. Адвокат не предоставляет суду доказательств уважительности отсутствия по первому заседанию, по второму — копия загранпаспорта с отметкой выезда из России (14-го декабря выехал, на 18-е было назначено заседание, предыдущее заседание на месяц раньше). Судья удовлетворяет заявление и отменяет свое определение. Доказательств уважительности не предоставлено, доказательств невозможности сообщения о причинах возможной неявки не предоставлено, но заявление тем не менее удовлетворено. ГПК предусмотрено обжалование определения об отказе в удовлетворении заявления, а вот обжалование определения, которым заявление истца удовлетворено — не предусмотрено. Процессуальные нарушения налицо, но обжаловать нельзя. Что предпринять?

Читайте так же:  Пропущена исковая давность

Мною была подана жалоба на действия судебных приставов. 1 заседание 20.01.2020 г. предварительное, второе 30.01.2020 г., в обоих случаях отсутствовал. НО: 1 раз писал ходатайство о рассмотрении в мое отсутствие, оно получено городским судом 10.01.2020 г., второй раз лично не смог явиться, был на подрядных работах в другом регионе (есть билет, и договор с заказчиком). На второе заседание явился адвокат на основании ордера, но без доверенности от меня. Итог: Судья оставила жалобу без рассмотрения. Правомерно ли это?

Как обжаловать определение об оставлении заявления без рассмотрения

Наконец, оставление иска без рассмотрения чревато для истца в случае, если он два или более раза не посещал судебные заседания без веских на то причин, и не просил при этом суд разрешить дело без его участия. При этом и ответчик не должен настаивать на слушании спора по существу.

В предлагаемом материале мы расскажем о том, почему суд может оставить иск без рассмотрения, и каким образом оспорить такие действия. Упомянем мы и о тех последствиях, которые влечёт за собой соответствующее судебное определение в рамках гражданского спора.

Оставление заявления без расссмотрения

Институт оставления заявления без рассмотрения применяется арбитражным судом первой инстанции после возбуждения дела; его применение возможно не только при производстве в суде первой инстанции, но и при производстве в суде апелляционной, кассационной и даже надзорной инстанций. Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает в качестве одного из полномочий судов вышестоящих инстанций право отменить судебный акт и оставить заявление без рассмотрения (ст.269, 287, 305 АПК РФ). В таком случае суд вышестоящей инстанции устраняет ошибку, допущенную судом первой инстанции, который должен был оставить заявление без рассмотрения, но не сделал этого, а рассмотрел дело и вынес решение. Суды вышестоящей инстанции, отменяя решение, руководствуются теми же основаниями для оставления заявления без рассмотрения, что и суд первой инстанции.

Это специальное основание для оставления заявления без рассмотрения носит дисциплинирующий сторону характер, поскольку возможность вынесения определения об оставлении заявления без рассмотрения является своеобразной санкцией по отношению к истцу, утратившему интерес к судебному разбирательству, и всегда зависит от позиции ответчика. Если ответчик будет настаивать на рассмотрении дела по существу, то суд не вправе оставить заявление без рассмотрения.

Определение об оставлении административного искового заявления без рассмотрения

11 августа 2020 года Пресненский районный суд г. Москвы, в составе председательствующего судьи , при секретаре , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-898/16 по административному иску Ф. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании решения незаконным,

В силу ч. 4 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Оставление заявления без рассмотрения

1. Оставление заявления без рассмотрения — это такая форма окончания рассмотрения дела, когда решение по существу спора не выносится в виду несоблюдения истцом (заявителем) установленного законом процессуального порядка реализации права на судебную защиту.

6. Перечень оснований оставления заявления без рассмотрения, содержащийся в ст. 165 ГПК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Суд не вправе оставить заявление без рассмотрения по иным основаниям, не предусмотренным законом (например, в связи с неуплатой истцом государственной пошлины, нарушением порядка в зале судебного заседания и т.д.).

Источник: http://urist-yslugi.ru/test_category/ostavlenie-bez-rassmotreniya-administrativnogo-iskovogo-zayavleniya

Оставление заявления без рассмотрения

Оставление заявления без рассмотрения — это окончание дея­тельности суда по разбирательству дела без вынесения решения, которое не препятствует истцу или заявителю вторично обратиться в суд с тождественным заявлением.

Статья 222 ГПК РФ устанавливает основания для оставления заявления без рассмотрения:

истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора;

заявление подано недееспособным лицом, за исключением заявления этого лица о признании его дееспособным, ходатайства о восстановлении пропущенных процессуальных сроков по делу о признании этого лица недееспособным;

заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска;

в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

имеется соглашение сторон о передаче данного спора на рассмотрение и разрешение третейского суда и от ответчика до начала рассмотрения дела по существу поступило возражение относительно рассмотрения и разрешения спора в суде;

стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову;

истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

Порядок и последствия оставления заявления без рассмотрения регламентируются ст. 223 ГПК РФ.

Производство по делу в случае оставления заявления без рассмотрения заканчивается определением суда. В этом определении суд обязан указать, как устранить указанные в статье 222 настоящего Кодекса обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Суд по ходатайству истца или ответчика отменяет свое определение об оставлении заявления без рассмотрения по основаниям, указанным в абз. 7 и 8 ст. 222 Кодекса, если истец или ответчик представит доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.

Читайте так же:  Госпошлина по делам рассматриваемым в арбитражных судах

Возможность обращения в суд первой инстанции с ходатайством об отмене определения об оставлении заявления без рассмотрения каким-либо процессуальным сроком не ограничена (п. 18Постановления от 26 июня 2008 г. № 13). На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.

Основания оставления заявления без рассмотрения условно можно разделить на три группы:

1) Обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении истцом установленного законом порядка предъявления иска

Этот порядок нарушается, если:

истцом не соблюден установленный законом для данной ка­тегории дел или предусмотренный договором сторон порядок досудебного разрешения спора;

заявление подано недееспособным лицом;

заявление подписано или подано лицом, не имеющим полно­мочий на его подписание или предъявление иска;

в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

имеется соглашение сторон о передаче данного спора на раз­решение третейского суда и от ответчика поступило до начала рассмотрения дела по существу возражение против разрешения спора в суде.

Констатация этих фактов в судебном заседании свидетельствует о том, что при принятии заявления судья допустил ошибку, кото­рая должна быть исправлена судом путем оставления заявления без рассмотрения.

По указанным основаниям заявление может быть оставлено без рассмотрения как в стадии судебного разбирательства, так и в стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ст. 152 ГПК РФ).

Источник: http://studfile.net/preview/6702027/page:7/

Оставление иска без рассмотрения

Оставление заявления без рассмотрения регламентируется ст. 222 ГПК РФ. Столкнувшись с такой ситуацией, истец вправе подать ходатайство об отмене определения или направить исковое заявления повторно. Ответчик при отсутствии истца вправе ходатайствовать о рассмотрении дела по существу.

Рассмотрим основания для оставления без рассмотрения, различия с прекращением производства по делу, последствия и порядок подачи ходатайства об отмене определения.

Оставление заявления без рассмотрения: понятие

Содержание (кликните, чтобы открыть)

Оставление заявления без рассмотрения – это разновидность окончания производства по делу, причиной которого является нарушение установленного законом порядка обращения в суд, и иные факторы. В отличие от прекращения производства, оставление не служит препятствием для повторного обращения в судебный орган с одним и тем же вопросом и требованиями к одному и тому же лицу.

Основания

Основания перечислены в ст. 222 ГПК РФ.

Иск без рассмотрения оставляется в нескольких ситуациях:

  • Истцом не соблюден порядок досудебного урегулирования конфликта, когда это обязательно;
  • Дело подлежит рассмотрению в порядке приказного, а не искового производства;
  • Иск подан недееспособным гражданином, кроме случаев, когда лицо обращается для установления недееспособности или восстановления пропущенных сроков об установлении полной недееспособности или частичной дееспособности;
  • Заявление подается неуполномоченным лицом: например, адвокатом при отсутствии доверенности, и пр.;
  • Ответчик и истец не являются на заседания по вторичному вызову без предъявления прошения о заочном заседании или отложения разбирательства;
  • Истец не приходит на слушание по вторичному вызову, а вторая сторона не требует рассмотрения дела по существу.

В арбитражных судах

В арбитражные суды обычно обращаются юридические лица для разрешения экономических споров. Граждане нередко путают оставление иска без движения и оставление без последующего рассмотрения – это разные понятия и процессы.

В первом случае следует руководствоваться нормами ст. 128 АПК РФ, согласно которой заявления остаются без движения по следующим основаниям:

  • Неправильное оформление заявления: отсутствие необходимых данных, подписи заявителя, и пр.;
  • При обращении не представлены документы, позволяющие объективно рассматривать дело;
  • Не произведен расчет оспариваемой или взыскиваемой суммы – это должен делать заявитель;
  • Отсутствуют полные сведения об ответчике.

В арбитражном процессе заявление остается без движения при нарушении процессуальных норм, регламентирующих оформление документов.

Другое дело – оставление без рассмотрения после принятия к производству.

Здесь используются нормы ст. 148 АПК РФ, согласно которым производство по делу останавливается при наличии одного из нескольких оснований:

  • Спор об аналогичном предмете и с теми же сторонами находится в производстве другого судебного органа;
  • Истец не использовал обязательный претензионный порядок урегулирования конфликта;
  • В ходе производства выяснилось, что возник спор о праве, а не об имеющих юридическое значение фактах;
  • В процессе сторона производства заявила требование, рассматриваемое в рамках дела о банкротстве;
  • Инициатор повторно по вызову не пришел на заседание, на заявив прошение о заочном рассмотрении или отложении разбирательства, а ответчик не решил рассматривать спор по существу;
  • Документы поданы или подписаны неуполномоченным лицом.

Последствия

Оставив иск без дальнейшего рассмотрения, выносится определение с указанием причины (ст. 223 ГПК РФ). Копии документа рассылаются всем участникам производства. Истец или ответчик вправе подать ходатайство об отмене, представив доказательства уважительных причин неявки на заседание.

Прекращение производства по делу

При прекращении производства судья выносит определение на основании ст. 220 ГПК РФ, если:

  • Заявление должно быть рассмотрено в судах уголовного, административного, арбитражного или конституционного судопроизводства;
  • Истец добровольно отказался от исковых требований, и отказ принят судом;
  • Ранее выносилось решение по аналогичному спору, с участием одних и тех же сторон;
  • В ходе разбирательств ответчик и истец заключили мировое соглашение;
  • Ответчик или истец умерли;
  • Организация, участвовавшая в разбирательствах, ликвидирована.

Пример из практики:

В ходе разбирательств стороны согласились оформить мирное соглашение, оно было утверждено судом. Ильминская Д.Ю. решила прекратить спор и отдать часть земли истице, которая предоставила все доказательства в свою пользу. Впоследствии они не смогут подать иск, производство по нему прекращено.

Как обжаловать определение: пошаговая инструкция

Ходатайство подается в следующем порядке:

  1. Оформите ходатайство в письменном виде. Устные прошения принимаются только в ходе судебного заседания – они заносятся в протокол. В данном случае они неактуальны.
  2. Подайте ходатайство в суд, вынесший оспариваемый документ. Это вправе сделать вы или ваш законный представитель – адвокат. Также определение может отменяться по инициативе ответчика, пропустившего заседания без предварительного уведомления дважды.
  3. Дождитесь вынесения нового определения об отмене оспариваемого.
  4. Придите на заседание в назначенное время или заявите просьбу о заочном рассмотрении.
Читайте так же:  Можно по генеральной доверенности оформить дарственную

Уважительные причины для физических лиц

Определение может быть оспорено истцом или ответчиком при предоставлении доказательств уважительных причин неявки на заседание после вторичного вызова:

  • Болезнь;
  • Пребывание в командировке;
  • Уход за тяжелобольным родственником или ребенком;
  • Позднее получение уведомления о заседании: например, в день его проведения;
  • Смерть близкого родственника;
  • Обстоятельства непреодолимой силы: пожар, наводнение, война, и пр.

Уважительные причины для юридических лиц

Если обычным гражданам подтвердить уважительные причины легко, то с организациями все сложнее.

Не могут использоваться в качестве таковых причин:

  • Отсутствие юриста в штате;
  • Необходимость согласования подачи прошения или апелляционной жалобы с вышестоящим органом;
  • Пребывание адвоката или юриста заявителя в отпуске, командировке, на больничном;
  • Реорганизация предприятия, в ходе которой происходит смена руководителей.

Содержание и образец ходатайства

Форма ходатайств законодательством не устанавливается.

Чтобы его приняли, нужно отразить следующие данные:

  • Наименование и адрес суда;
  • Ф.И.О., адреса истца и ответчика;
  • Название дела, находящегося в производстве ранее;
  • Основания, по которым вынесено решение об оставлении иска;
  • Уважительные причины, просьба об отмене;
  • Опись представленных документов.

В конце заявителем ставится подпись.

Образец частной жалобы на определение суда:

Источник: http://socprav.ru/ostavlenie-iskovogo-zayavleniya-bez-rassmotreniya

Статья 196. КАС РФ. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения

1. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:

  • административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
  • административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
  • административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
  • в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

2. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Источник: http://consultant-mos.ru/kodeksy-rf/kas/statya-196-kas-rf.html

Глава 18 КАС РФ. ОСТАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

КАС РФ — документы Пленума и Президиума ВС

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

КАС РФ — последние изменения и законы

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

«О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

«О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Источник: http://zknrf.ru/kas/RAZDEL-III/Glava-18/

Статья 196. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения

1. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:
1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;
2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;
4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Читайте так же:  Возмещения ущерба при дтп отзывы

2. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Комментарий к статье 196 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

В комментируемой статье установлены основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

В качестве таких оснований названы:

— несоблюдение досудебного порядка урегулирования административных споров для данной категории административных дел;

— подача административного искового заявления лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

— отсутствие подписи, подписание административного искового заявления лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;

— наличие в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда возбужденного ранее дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

— производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. ст. 125 и 126 Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок, либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Некоторые основания для оставления заявления без рассмотрения, установленные в ст. 222 ГПК РФ, например повторная неявка в суд по вторичному вызову стороны, не просившей о разбирательстве дела в ее отсутствие, в комментируемой статье не представлены.

Исходя из смысла ч. 2 комментируемой статьи приведенный перечень оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения не является исчерпывающим.

Например, в соответствии с ч. 2 ст. 248 Кодекса, если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по существу не соответствует требованиям ч. 1 указанной статьи, суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования. В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании ч. 2 ст. 196 Кодекса.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 18 Постановления от 26.06.2008 N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснил, что при прекращении производства по делу истец лишается права повторного обращения в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям (ст. 221 ГПК РФ), а при оставлении заявления без рассмотрения он вправе предъявить тот же иск в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения (ст. ст. 222, 223 ГПК РФ). Суд обязан указывать на это в соответствующих определениях.

Определения, вынесенные в соответствии с абз. 7 и 8 ст. 222 ГПК РФ, не могут быть обжалованы в суд кассационной (апелляционной) инстанции. Согласно ч. 3 ст. 223 ГПК РФ частная жалоба может быть подана лишь на те определения суда, которыми отказано в удовлетворении ходатайства истца или ответчика об отмене таких определений. При этом следует иметь в виду, что возможность обращения в суд первой инстанции с ходатайством об отмене определения об оставлении заявления без рассмотрения каким-либо процессуальным сроком не ограничена .

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (ст. 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абз. 2 — 6 ст. 222 ГПК РФ) .

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.06.2009) отмечается, что в соответствии с абз. 8 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

Правовая норма, регулирующая вопрос возмещения ответчику расходов на оплату услуг представителя в случае оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с абз. 8 ст. 222 ГПК РФ, в ГПК РФ отсутствует.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

В связи с этим в случае оставления искового заявления без рассмотрения на основании абз. 8 ст. 222 ГПК РФ следует руководствоваться ч. 4 ст. 1 и ч. 1 ст. 101 ГПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 101 ГПК РФ при отказе истца от иска истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела.

Комментарии и консультации юристов по ст 196 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 196 КАС РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://rukasrf.ru/st-196-kas-rf

Статья 196 КАС РФ. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения (действующая редакция)

1. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если:

Читайте так же:  Заявление о прошедшем сроке исковой давности

1) административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;

2) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

3) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;

4) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

5) производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

2. Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 196 КАС РФ

1. Оставление административного искового заявления без рассмотрения является наряду с прекращением производства по делу одной из форм окончания судебного разбирательства без вынесения судебного решения. При выяснении оснований, указанных в комментируемой статье, оставление искового административного заявления без рассмотрения возможно на любой стадии административного процесса.

Оставление административного искового заявления без рассмотрения отличается от прекращения административного дела по своим основаниям и последствиям. Основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения закреплены в комментируемой статье и носят исчерпывающий характер, однако ч. 2 данной статьи предусматривает возможность появления иных оснований в рамках КАС. В основном основаниями для оставления административного искового заявления без рассмотрения выступают препятствия, связанные с несоблюдением порядка обращения административного истца в суд либо с несоблюдением процессуальной формы такого обращения.

Последствия оставления административного искового заявления без рассмотрения предусмотрены в ч. 1 ст. 197 КАС (см. комментарий к названной статье). Основное отличие от последствий прекращения производства по административному делу заключается в том, что при устранении препятствий, послуживших основаниями для оставления административного искового заявления без рассмотрения, лицо имеет право на повторное обращение в суд с тождественным административным иском (с тем же предметом, по тем же основаниям и между теми же сторонами).

А. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи в качестве основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения предусматривает несоблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, установленного федеральным законом для данной категории административных дел. К числу таких административных дел можно, например, отнести дела:

— предусмотренные ч. 1 ст. 48 НК (взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). По данной категории дел невозможно обращение в суд без предъявления предварительного требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа;

— предусмотренные ч. 1 ст. 104 НК, когда налоговый орган до обращения в суд для взыскания налоговой санкции обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности, уплатить денежную сумму в добровольном порядке;

— предусмотренные ч. 2 ст. 138 НК, когда акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие соответствующих должностных лиц могут быть обжалованы в суд только после обращения в вышестоящий налоговый орган;

— предусмотренные ч. 1 ст. 28.6 КоАП;

— предусмотренные ч. 1 ст. 21 Закона о страховых взносах;

— предусмотренные ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», и др.

Б. Суд должен оставить административное исковое заявление без рассмотрения, если оно подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью. Понятия административной процессуальной дееспособности и лица, обладающего этой дееспособностью, установлены КАС (см. комментарий к ст. 5 КАС).

В. Часть 6 ст. 125 КАС содержит требования к подписанию подаваемого в суд административного искового заявления (см. комментарий к названной статье). Несоблюдение этого требования, а именно отсутствие подписи на административном исковом заявлении или его подписание и подача в суд лицом, не имеющим полномочий на это, либо лицом, должностное положение которого не указано, влечет также оставление административного искового заявления без рассмотрения.

Г. Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи устанавливает невозможность рассмотрения административного дела, а соответственно его оставление без рассмотрения, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В случае если тождественное дело уже рассмотрено и соответствующий судебный акт вступил в законную силу, то наступают иные правовые последствия, а именно: административное дело подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС (см. комментарий к названной статье).

Д. В п. 5 ч. 1 комментируемой статьи содержится новое для гражданского и административного судопроизводства основание для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

Во-первых, это основание коррелирует с основанием для оставления административного искового заявления без движения, но на более поздних стадиях административного процесса (см. комментарий к ст. 130 КАС).

Во-вторых, оставление административного искового заявления без рассмотрения теперь возможно при неисполнении административным истцом обязанности по доказыванию, если им были изменены ранее заявленные требования по существу иска. Таким образом, на настоящий момент в вышеуказанном случае суд имеет право в силу принципа состязательности оставить измененное административное исковое заявление без рассмотрения, если административный истец не выполняет своей обязанности по доказыванию и представлению доказательств (см. комментарий к ст. 62 КАС).

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается возможность законодателя в КАС устанавливать иные основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.zakonrf.info/kas/196/

Оставление административного иска без рассмотрения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here