Основные направления профилактики правонарушений несовершеннолетних

Основные направления профилактики правонарушений несовершеннолетних

юридические науки

  • Посохина Ольга Владимировна , магистр
  • Омский государственный педагогический университет
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ПРОФИЛАКТИКА
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
  • ПРЕСТУПНОСТЬ
  • БЕСПРИЗОРНОСТЬ
  • БЕЗНАДЗОРНОСТЬ
  • УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

Похожие материалы

На современном этапе развития общества в нашей стране сохраняется целый ряд проблем, связанных с правовой незащищенностью детей. Наиболее значимые их них связаны с безнадзорностью, сиротством, наркоманией, алкоголизмом и преступностью среди несовершеннолетних.

Для того чтобы уменьшить число правонарушений совершенных несовершеннолетними, необходимо знать причины и источники, которые обуславливают эти правонарушения, и на этой основе разработать систему профилактической работы, обеспечивающей их сокращение. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится возможным, если к профилактической работе привлекается семья, учебное заведение и ближайшее окружение.

В учебных учреждениях возникают проблемы, отрицательно влияющие на учебно-воспитательный процесс. Так, у части обучающихся отсутствует учебная мотивация по предметам и наблюдается рост агрессивного поведения по отношению к сверстникам, усугубляемые распространением алкоголизма и наркомании.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимает «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [1,9]. Учитывая это, организация мер по профилактике должна сопровождаться привлечением специалистов различных учреждений. При этом необходимо, чтобы главная роль отводилась именно педагогам образовательных учреждений, поскольку основную часть своего времени подросток проводит в школе, посещая помимо уроков различные факультативы и секции. Ввиду этого образовательными учреждениями должна быть взята на себя роль в повышение уровня правовой культуры подростков и включению их в общекультурную деятельность.

По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой правонарушений должен пониматься особый вид соцпрактики, способный обеспечить преобразование общественных отношений, что устранит, либо нейтрализует условия, которые способствуют девиантному поведению. Основа решения этого вопроса – понимание проблемы, в которой находится несовершеннолетний и прогнозирование его будущего [3, с. 166]. Подросток должен понять, что ему может быть оказана помощь, что он является значимым для государства и общества в целом.

Нестабильность экономического, социального и материального положения российских граждан оказывает неблагоприятные последствия для подростков. По словам Ю.В. Помогаловой, подобное изменяет стереотипы поведения и ценностные ориентации подростов и, в конечном счете, увеличивает число правонарушений, которые они совершают [4, с. 29].

Л.В. Ржевская, исследуя рост преступлений и правонарушений в РФ, совершаемых несовершеннолетними, отмечает, что ежегодно подростки (в том числе при их соучастии) совершают свыше 150 тысяч преступлений. К особой тревоге приводит тот факт, что случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп становятся все многочисленнее. Поэтому преступность несовершеннолетних становится комплексной проблемой для всего общества, требующей пристального внимания государства [6, с. 22]. Заметим, что данные выводы исследовательницы основывается на совокупности изученных данных МВД.

В раннем детстве, как отмечает Е. П. Картушева, для полноценного развития своей личности ребенок должен получать максимум внимания со стороны родителей. Зачастую именно плохие отношения между ним и родителями приводят к негативному восприятию окружающего мира [5, с. 213]. При этом трудные дети могут вырасти и в благополучных семьях, в которых родители проявляют к ребенку апатию, не оказывают заботу и не проявляют к нему интерес. В связи с этим главная причина становления подростков на путь правонарушений, по нашему мнению, недостатки в семейном воспитании и заражение аморальными взглядами и привычками, присущими его социальному окружению. В настоящее время несовершеннолетние представляют собой одну из наиболее криминализированных категорий населения.

Вышесказанное позволяет заключить, что главная миссия возлагается на педагогов и психологов школ, должных выявить в процессе профилактики правонарушений подростков способствующие преступлениям причины и условия. Учебно-воспитательный процесс должен включать не только педагогов, но и психологов, деятельность которых должна руководствоваться личностно-ориентированным подходом к каждому ученику, позволяющему учитывать психологические особенности возраста. Кроме того, еще одной причиной совершения правонарушений подростками выступает легко интегрирующая их негативные стороны незанятость.

Согласно сведениям о состоянии преступности в РФ, по состоянию на январь – август 2015 года, количество правонарушений с участием в них несовершеннолетних составляет 1580 случаев; преступлений, совершенных несовершеннолетними на транспорте – 250. Общее количество совершивших преступления несовершеннолетних достигает 36730 человек. Также в статистических данных МВД отмечаются регионы с наибольшим удельным весом совершивших преступления несовершеннолетних (без КФО). Наиболее высокий показатель наблюдается в Забайкальском крае – 8,9% , самый низкий в Иркутской области – 7,4% [7].

Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, заметил по этому поводу, что профилактическая работа, проводимая с подростками по проблеме совершаемых ими правонарушений представляет собой важный вопрос в защите его прав и законных интересов. Иными словами, нарушение закона ребенком происходит, только в связи с нарушением каких-либо его прав [2,8,10]. Исходя из сказанного Астаховым, правонарушение является следствием нарушений прав ребенка, а значит, защита его прав и интересов – важнейший аспект развития личности несовершеннолетнего.

Читайте так же:  Ограничение на выезд за границу секретность

По замечанию Л.В. Ржевской, наиболее важные вопросы интересующей нас проблемы связаны с укреплением и совершенствованием профилактической работы и обеспечением органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений подростков правозащитных функций [6, с. 23]. Все вышесказанное позволяет утверждать, что профилактика правонарушений несовершеннолетних являются главной задачей нашего общества.

Снижение показателей роста правонарушений среди несовершеннолетних должно осуществляться совместными усилиями учителей, социальных педагогов и психологов. Это в свою очередь предлагает разработку основных направлений деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении. Разработанные [Таблицу 1] направления призваны помочь подросткам адаптироваться в обществе и создать положительный психологический климат между педагогами, родителями и сверстниками.

Таблица 1. Направления деятельности по профилактике.

Направления деятельности по профилактике

Характеристика

Формирование ЗОЖ среди несовершеннолетних.

Медпрофилактика и оздоровление учащихся, физподготовка.

Организация проведения практических занятий и семинаров, на которые будут привлечены специалисты по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Развитие позитивной социально-правовой ориентации подростков.

Вовлечение состоящих на учете в правоохранительных органах несовершеннолетних к участию в праздниках, соревнованиях и.т.п.

Проведение культмассовых мероприятий, призванных способствовать вовлечению подростков во внеурочное время в различные формы занятости.

Обучение детей основам ювенального права.

Повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних.

Психологическая коррекция детей с девиантным поведением.

Проведение тренингов и индивидуальных бесед.

Программы, направленные на профилактику наркомании и правонарушений в среде несовершеннолетних.

Таким образом, принятие определенных мер по профилактике правонарушений очень актуально, поскольку подростки очень быстро реагирует на изменения в обществе, что в свою очередь влияет на состояние и структуру правонарушений, отраженных в статистике. Надежная защита прав ребенка, его безопасность, должны стать главными критериями эффективности профилактической работы всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на выполнение требований закона должностными лицами каждого уровня.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
  2. Астахов П.А. Против снижения возраста наступления уголовной ответственности в РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://er.ru/news/76602/ (дата обращения: 03.09.2015).
  3. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. – М.: Юридическая литература, 1986. – 192 с.
  4. Помогалова Ю.В. К вопросу о роли школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Административное право и процесс / Ю.В. Помогалова. – 2010. – № 4. – С. 29-33.
  5. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / Е.П. Картушева, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009. – 303 с.
  6. Ржевская Л.В. Принцип воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Уголовно–исполнительная система: право, экономика, управление / Л.В. Ржевская. – 2010. – № 5. – С. 21-24.
  7. Статистика преступности в России по состоянию на январь – август 2015 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.yourist-ufa.ru/crime-statistics-russia/606-2015 (дата обращения: 08.09.2015).
  8. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 199 с.
  9. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11. – С. 33-35.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/3875

Основные направления предупреждения преступлений несовершеннолетних

правонарушение криминологический несовершеннолетний преступник

Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью несовершеннолетних является ее предупреждение. Последнее представляет сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия. Целью предупреждения данного вида преступности является не только и не столько достижение и сохранение снижения количества преступлений, сколько социальное и нравственное оздоровление подрастающего поколения, которому предстоит определять будущее страны.

Исходя из этой цели предупреждение преступности несовершеннолетних направлено на решение следующих задач [7, с. 797]:

  • 1) реализация и защита прав и законных интересов несовершеннолетних, охрана их жизни и здоровья, обеспечение оптимальных условий формирования личности, устранение источников отрицательного воздействия на условия жизни и воспитания;
  • 2) поддержание социального порядка и защита общества от правонарушающего поведения несовершеннолетних;
  • 3) содействие в реализации и социальной адаптации несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным или противоправным поведением.

Система участников (субъектов) профилактики преступлений несовершеннолетних включает:

  • 1) органы власти и управления;
  • 2) институты социального воспитания, а именно семью, школу, учреждения культуры, досуговые объединения и т.п.;
  • 3) органы социальной защиты, медицинской и правовой помощи детям, находящимся в затруднительной жизненной ситуации или попавшим в экстремальные неблагоприятные жизненные обстоятельства;
  • 4) правоохранительные органы и их специализированные службы.

Результативность профилактики связана с ее своевременностью, поэтому важное значение приобретает ранняя профилактика. Ее задачами являются вовлечение родителей в педагогическое воспитание; устройство детей по мере необходимости в интернаты, группы продленного дня; направление детей на лечение и т.п.

Раннее предупреждение преступлений несовершеннолетних осуществляется также с помощью запретительных и ряда ограничительных мер (запрет продажи несовершеннолетним табачных изделий, алкогольной продукции и т.д.).

Читайте так же:  Нарушение имущественных прав несовершеннолетних детей

В настоящее время борьба с преступностью несовершеннолетних подразумевает координацию усилий различных государственных и общественных институтов, в том числе правоохранительных органов. В связи с этим приоритетными направлениями их деятельности в области борьбы с преступлениями несовершеннолетних, а также преступлениями против интересов несовершеннолетних должны стать:

Одними из важнейших мер профилактики преступлений среди несовершеннолетних являются меры предупреждения рецидива преступлений, которые включают:

  • — деятельность специализированных инспекторов по линии уголовного розыска, следователей, прокуроров, судей, направленную на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, использование судопроизводства в воспитательных целях;
  • — своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых несовершеннолетних;
  • — правовую и моральную подготовку к жизни на свободе несовершеннолетних осужденных, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, а также дальнейший контроль за их поведением.

Деятельность всех органов и организаций, осуществляющих предупреждение преступлений среди несовершеннолетних, должна быть скоординирована, для того чтобы обеспечить четкое разграничение их компетенции, осуществление совместных мероприятий и обмен информацией.

Состояние преступности в некоторых предприятиях района составила следующие данные: строительная организация с численностью рабочих и служащих 500 человек, к уголовной ответственности привлечено 7 человек, в том числе 2 служащих; в другой строительной организации с численностью — 600 человек. К уголовной ответственности привлечено 11 чел., из них 2 служащих; на механическом заводе с численностью 1000 человек к уголовной ответственности привлечено 8 человек, из них -1 служащий.

Вычислить, сравнить и охарактеризовать состояние преступности на этих предприятиях, организациях.

Рассчитаем общий коэффициент преступности на предприятиях, условно обозначив предприятия: А, Б и В соответственно:

КпА = 7 / 500 = 0,014

КпБ = 11 / 600 = 0,018

КпВ = 8 / 1000 = 0,008

По полученным данным можно сделать вывод о том, что самый высокий уровень преступности наблюдается на предприятии Б, а самый низкий — на предприятии В.

Далее рассчитаем удельный вес преступности служащих:

УсБ = 2 / 11 = 0,182

Таким образом, на предприятии В наблюдается самый низкий удельный вес преступности служащих, а на предприятии А — самый высокий.

Источник: http://studwood.ru/1173576/pravo/osnovnye_napravleniya_preduprezhdeniya_prestupleniy_nesovershennoletnih

Основные направления профилактики правонарушений несовершеннолетних

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 марта 2017 года N 520-р

[Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года и плана мероприятий на 2017-2020 годы по ее реализации]

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года;

план мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом мероприятий, утвержденными настоящим распоряжением.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при решении задач в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также при разработке и утверждении региональных программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2017 года N 520-р

I. Общие положения

II. Состояние системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

III. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции является создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

Для достижения цели Концепции необходимо решение следующих задач:

снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;

реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи;

защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;

совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия;

совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;

повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

IV. Основные принципы развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

V. Основные направления развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Итогом реализации Концепции станет сформированная система дополнительных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Оценка эффективности реализации Концепции проводится на основе данных постоянного мониторинга. По результатам реализации Концепции к 2020 году будут достигнуты следующие целевые показатели (индикаторы):

снижение доли несовершеннолетних, совершивших преступления, в общей численности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет;

Видео (кликните для воспроизведения).

снижение доли осужденных несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, в общей численности несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

повышение до 100 процентов доли несовершеннолетних, приступивших к обучению в общеобразовательных организациях, в общей численности несовершеннолетних, подлежащих обучению.

VII. Реализация Концепции и ее финансовое обеспечение

План мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 марта 2017 года N 520-р

Читайте так же:  Взыскание судебных расходов апелляционная жалоба

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420395219

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка ЦКШУ (Академия управления МВД России),

THE PREVENTION OF JUVENILE DELIQUENCY AS AN INDEPENDENT DIRECTION OF POLICE

Vladimir Kiriukhin

adjunct, Departmen of Public Order Protection Bodies Management CCSM

(Management Academy of Ministry of Interior of Russia),

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты целевые и сущностные характеристики деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Отражена роль полицейских подразделений в данной деятельности. Исследовано и обосновано предположение о необходимости рассмотрения и законодательного закрепления профилактики правонарушений несовершеннолетних в качестве самостоятельного направления деятельности полиции.

ABSTRACT

In this article is revealed target and essential characteristics of activities for the prevention of juvenile delinquency. It is reflected the role of the police units in this activities. The assumption about the necessity of consideration and legislative consolidation of the prevention of juvenile delinquency as an independent direction of police activity are investigated and justified.

Ключевые слова: полиция, полицейская деятельность, правонарушения несовершеннолетних, система профилактики правонарушений несовершеннолетних, общественная безопасность.

Keywords: police, police activities, juvenile delinquency, system of prevention juvenile delinquents, public safety.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг., ставшая новым импульсом развития законодательства в сфере «охраны детства», определяет в качестве одной из основных проблем низкую эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми [9].

В качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере национальной безопасности определяется создание «… единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики) . » [12].

На очевидные проблемы в данной сфере указывает анализ статистических данных. В 2015 году количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, по сравнению с 2014 годом увеличилось на 3,2 % (с 59 549 до 61 833), а количество принявших участие в их совершении лиц на 2,4 % (с 54 369 до 55 993). Таким образом, каждое двадцатое преступление в стране в прошедшем году (4,9 % от общего числа расследованных преступлений) – совершено несовершеннолетними или при их соучастии [16].

Объединительной идеей создания системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является – поддержание надлежащего уровня безопасности человека, общества, государства; выделение в качестве самостоятельной группы населения несовершеннолетних, которые нуждаются в особом обеспечении прав на защиту и помощь, в том числе – право на особое внимание детей, живущих в трудных условиях.

Процесс профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних может быть рассмотрен как метод решения одной из задач социального управления, как комплекс профилактических мер общего, специального и индивидуального характера, и также как деятельность соответствующих субъектов.

По своей сущности, цель осуществления этой деятельности – минимизация уровня социально вредных и опасных явлений; оказание своевременной, адекватной и необходимой поддержки в ней нуждающимся; выработка партнерской модели взаимоотношений между субъектами профилактики, а также между субъектами и объектами профилактики.

Частной целью профилактической деятельности является обеспечение защиты общества от противоправных посягательств, минимизация возможностей отдельных лиц для совершения правонарушений, сокращение использования мер юридической ответственности (административной и уголовной).

Относительно количественного состава субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в научных и учебных изданиях существует плюрализм мнений, а их количество варьируется от восьми [6] до свыше сорока [4].

Это связано с различными подходами исследователей к отнесению того или иного органа к рассматриваемой системе, а также с динамизмом законодательства: включением и исключением из рассматриваемой системы субъектов. Например, указом Президента РФ № 986 от 1 сентября 2009 г. в России была учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка [14], а в 2011 году указанная должность была включена в ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ [13] (далее – Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

В указе Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338, ставшим первым документом в новейшей истории России, регламентирующим создание единой государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в качестве одного из восьми субъектов назывались органы внутренних дел [11].

В Указе Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1815 определялись функции органов внутренних дел (выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, задержание и доставление их в центры социальной реабилитации, установлению личности задержанных . ) [8].

В п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, содержащим перечень органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних называются органы внутренних дел, а в ст. 21, 22 определены два специализированных подразделения (подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) этих органов, входящие в состав полиции [3] и функционально предназначенные для данной деятельности [13].

Из пятнадцати категорий несовершеннолетних, указанных в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, подразделения по делам несовершеннолетних территориальных органов на районном уровне обязаны организовывать и проводить индивидуальную профилактическую работу с двенадцатью категориями.

Читайте так же:  Ничтожной является сделка мнимая притворная

В течение 2015 года данными полицейскими подразделениями проводилась профилактическая работа с 306 722 несовершеннолетними, а на 1 июля 2016 года на их учётах находилось 151 056 несовершеннолетних [17].

В деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних различна роль каждого субъекта. Она зависит от места органа (учреждения) в государственном механизме, принадлежности к ветви государственной власти, функционального назначения, правовых и организационных возможностей, материальных и кадровых ресурсов.

Г.И. Забрянский [5], В.В. Панкратов, Е.И. Цымбал [15] предложили распределить государственные и общественные организации, осуществляющие профилактические функции по четырем группам в зависимости от уровня социальной деформации личности и этапов противоправного поведения несовершеннолетних.

К первой группе отнесены – организации и учреждения первичной социальной профилактики, «ранней профилактики» (детские сады, школы, учреждения доп. образования), обеспечивающие в своей деятельности адекватную социализацию подавляющего большинства детей.

Ко второй группе – учреждения первичной специальной профилактики (социальные приюты, реабилитационные центры, центры социальной помощи), оказывающие помощь социально дезадаптированным и (или) оказавшимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним. Этот уровень системы профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений.

К третьей группе – учреждения вторичной специальной профилактики (подразделения полиции, в частности ПДН, закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения), осуществляющие ресоциализацию несовершеннолетних, ранее совершивших правонарушения.

Четвертая группа включает в себя учреждения уголовно-правовой и уголовно-исполнительной профилактики, главной задачей которых является предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних.

Рациональным зерном предложенной классификации является тезис о поэтапном включении субъектов последующих групп в профилактическую деятельность только после безрезультативного воздействия предыдущих субъектов.

В части 1 статьи 2 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (далее – Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ) перечислены десять основных направлений деятельности полиции, в том числе «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений», а п. 4 ст. 12 возлагает на полицию обязанность, наряду с другими субъектами, «участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [10].

Теоретические взгляды на соотношение понятий «профилактика» и «предупреждение» позволяет выделить следующие подходы:

  1. профилактика, пресечение, предотвращение определялись как равнозначные (синонимические) понятия. Данный подход позволил сформировать точку зрения о завершении научной дискуссии по поводу понятий в сфере профилактики и предупреждения правонарушений [1], что не соответствует современным представлениям на соотношение рассматриваемых понятий.
  2. профилактика рассматривалась структурным элементом (наряду с предупреждением и пресечением) в системе предотвращения преступлений [7].
  3. предупреждение рассматривалось как стратегия, а профилактика – как тактика этой деятельности [2].

Однако доктринальные воззрения не способствуют современному адекватному отражению представлений на соотношение рассматриваемых понятий.

В Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяется как «система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [13].

Статья 2 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ использует широкое понятие профилактики, которая обеспечивается решением следующих задач – предупреждением, обеспечением защиты, реабилитацией и т. д.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ понятия профилактика и предупреждение соотносится как родовое и видовое, общее и частное.

Статья 2 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ содержит такие направления деятельности полиции, как «обеспечение правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения» [10].

По мнению автора, эти направления деятельности должны присутствовать в законе. Законодатель совершенно справедливо, учитывая высокую степень их социальной значимости, определил их в качестве приоритетов деятельности полиции. Вполне очевидно, что их обеспечение осуществляется не только силами полицейских подразделений, но другими субъектами.

Полагаем, что в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ должно быть внесено дополнение, определяющее в качестве основного направления деятельности полиции «профилактику правонарушений несовершеннолетних».

Данный вывод подтверждает опрос 248 сотрудников ОВД (начальников отделов (отделений) МВД, а также территориальных ОВД регионального и районного уровня, сотрудников ПДН и ЦВСНП) из более 50 регионов страны, проведенный с ноября 2015 г. по август 2016 г. в рамках исследования на базе Академии управления МВД России по теме «Административная деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: теоретико-правовые основы и направления совершенствования», который выявил, что 90,3 % респондентов считают необходимым выделять в правоохранительной деятельности государства отдельное направление – профилактику правонарушений несовершеннолетних, а 85,5 % считают её самостоятельным направлением полицейской деятельности.

Список литературы:

Источник: http://sibac.info/conf/law/lxviii/66156

Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних и молодёжи.

Профилактика правонарушений (куда входят и преступления) несовершеннолетних как непрерывно действующий процесс имеет следующие основные последовательные этапы, характеризуемые взаимосвязанными мероприятиями. По примерным оценкам, полное использование возможностей каждого этапа позволило бы предотвращать до 60-65% преступлений несовершеннолетних из фактически совершаемых.

Итак, начальным этапом является ранняя профилактика, за ним следуют этапы: непосредственная профилактика преступлений (на момент предпреступного поведения) и профилактика повторных преступлений (рецидива).

Меры раннего предупреждения преступлений заключаются в следующем:

· предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи в различных ее формах, своевременных для их восстановления;

Читайте так же:  Досудебная претензия в ук по перерасчету

· устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних;

· целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий и оздоровления среды жизни и воспитания конкретных подростков.

К числу мер ранней профилактики относятся: вовлечение родителей в педагогический всеобуч; устройство детей в интернат, группу продленного дня, назначение шефа; помощь из фонда всеобуча; беседы о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на лечение и т.д.

Во взаимодействии с учебными заведениями, органами самоуправления и общественными объединениями выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляют органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. При невыполнении родителями воспитательных обязанностей к ним могут быть приняты такие меры, как: разъяснение обязанностей, предостережение, вынесение общественного порицания, наложение штрафа. В отношении злостных нарушителей родительских обязанностей может быть поставлен судом вопрос об ограничении дееспособности, изъятии детей или о лишении родительских прав. Суд вправе выселять лиц, создающих невозможные условия для совместного проживания с ними детей. Взрослые, пытающиеся вовлечь несовершеннолетних в преступления, пьянство, иные формы антиобщественного поведения, привлекаются к уголовной ответственности.

Раннее предупреждение преступлений несовершеннолетних осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер (например, запрет порнографических фильмов и печатных произведений, продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также с помощью правовой и педагогической пропаганды.

Меры непосредственного предупреждения необходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать. На данной ступени также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего. включая при необходимости и меры правового характера.

Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают нарушения общественного порядка, мелкие кражи, принимают участие в выпивках, азартных играх и т.д., а равно ведут работу по исправлению самих этих лиц. Привлекаются к ответственности (административной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих несовершеннолетних отрицательное влияние. К административной, общественной, гражданско-правовой (возмещение ущерба) ответственности могут быть привлечены и родители либо лица, их заменяющие, если будет установлена их вина в безнадзорности.

Меры в отношении самих несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях непреступного характера, включают:

· постановку на учет в органах, осуществляющих профилактику преступлений несовершеннолетних, длящуюся воспитательную работу и контроль (в том числе через общественных воспитателей);

· устройство в возрождаемые студенческие строительные отряды, в спортивно-трудовые лагеря и клубы. В частности, опыт взаимодействия школ со специализированными районными клубами и спортивно-трудовыми лагерями показал, что удается за лето преодолеть отставание даже учащихся, не успевающих по двум-трем предметам, и тем самым устранить их отчуждение от школы;

· воздействие через органы, рассматривающие административные правонарушения несовершеннолетних (предупреждение, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, передача под надзор, помещение в специальные воспитательные учреждения);

· гражданско-правовые меры (взыскание ущерба).

Меры предупреждения рецидива включают:

а) деятельность специализированных инспекторов уголовного розыска, следователей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними (например, внесение представлений, частных определений); использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства;

б) своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков;

в) правовая и моральная подготовка к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из места лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением. В этих целях работа ведется сотрудниками мест лишения свободы, общественными воспитателями; организуются проверки прокуратурой и органами социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним, принимаются упомянутые выше меры оздоровления среды и т.д.

Широкое применение к несовершеннолетним условного осуждения и отсрочки исполнения приговора обусловливает особую важность для предупреждения рецидива систематического контроля за соблюдением осужденными общественного порядка и принятых обязательств; своевременной постановки вопросов об обращении приговора к исполнению в случае злостных нарушений, допущенных осужденными.

Деятельность всех органов и организаций, осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних, координируется для того, чтобы не допустить дублирования и обеспечить четкое размежевание компетенции, осуществление совместных мероприятий, обмен информацией.

С учетом специфики борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних в координации на этом и других этапах профилактики участвуют в необходимых пределах (например, обмен информацией, совместное обсуждение положения дел, совместные мероприятия) наряду с правоохранительными органами также органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. молодежные и профсоюзные организации, органы общего и профессионально-технического образования, здравоохранения, добровольные фонды, общественные объединения по месту жительства и др.

Билет 34.

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 607 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.net/6_4084_osnovnie-napravleniya-profilaktiki-prestupnosti-nesovershennoletnih-i-molodezhi.html

Основные направления профилактики правонарушений несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here