Нарушения прав ребенка в детских домах

Запущена «горячая линия» по вопросам работы детских домов

В Общественной палате РФ открылась «горячая линия» по вопросам работы детских домов.

Теперь на единый номер телефона 8-800-700-8-800 можно сообщить:

  • о возможных фактах нарушения прав ребенка;
  • о неправомерных (спорных) действиях администрации учреждения и профильных чиновников;
  • о случаяхпоспешной ликвидации детских домов и перевода воспитанников вопреки протестам людей.

«Горячая линия» организована в связи с проводимой в настоящее время масштабной реорганизацией детских домов. Так, отмечается, что в некоторых регионах процесс слияния небольших учреждений в многонаселенные центры происходит спешно и жестко. Так, по словам председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елены Тополевой, воспитанников без какой-то предварительной работы по адаптации в течение нескольких недель переводят в другие места, что травмирует детей, привыкших к местам своего проживания, к своим друзьям, педагогам и воспитателям.

«Горячая линия» доступна для желающих по рабочим дням с 9.00 до 18.00 (по московскому времени). Звонок бесплатный.

«Горячую линию» планируется использовать как канал обратной связи. «Проанализировав обращения граждан, мы сможем посмотреть, что происходит в детских домах в различных регионах, как идет процесс реорганизации, не страдают ли дети, не ухудшаются ли условия их жизни после переселения», – подчеркнула Елена Тополева.

Документы по теме: Новости по теме:
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • В России появилась система интернет-оповещения о пропавших детях – ИА «ГАРАНТ», 10 февраля 2014 г.
  • О посягательствах на половую неприкосновенность детей можно сообщить на специальную горячую линию – ИА «ГАРАНТ», 22 ноября 2013 г.
  • В России появится единый банк данных о находящихся в социально опасном положении детях – ИА «ГАРАНТ», 27 сентября 2013 г.

Материалы по теме:

28 февраля 2014
Новые правила применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей
Пленум ВС РФ издал Постановление, которое уточняет обстоятельства, исключающие возможность быть усыновителем, порядок усыновления российских детей нашими гражданами, постоянно проживающими за границей, иностранцами или лицами без гражданства, а также раскрывает некоторые общие вопросы рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/news/536824/

Правительство РФ утвердило новые правила деятельности детских домов

С 1 сентября 2015 года российские детские дома начнут функционировать по новым правилам. Распорядок деятельности сиротских учреждений утвержден постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно документу, образовательные, медицинские и социальные организации рассматриваются как временное жилье перед устройством в приемные семьи. Также в постановлении прописано, что родители или иные законные представители могут добровольно поместить детей в спецучреждение, если в течение какого-то времени не могут исполнять свои обязанности. При этом учитывается мнение детей, достигших 10-летнего возраста.

Группа детского дома, согласно новым правилам, будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей (а если в группе есть дети младше четырех лет, численность воспитанников снижается до шести). Детей из одной семьи помещают в одну группу, а сам детский дом должен располагаться как можно ближе к прежнему месту жительства. Исключение будет сделано лишь в том случае, если привычная социальная среда негативно влияла на ребенка.

Помещения, в которых проживают дети, должны быть устроены по квартирному типу. Личные вещи (одежда, книги, игрушки и др.) должны по возможности приобретаться с участием детей и все время находиться в открытом доступе.

Перевод воспитанников из одной группы в другую допустим лишь в исключительных случаях, когда это необходимо для защиты интересов ребенка. К каждой группе должно быть прикреплено ограниченное число педагогов. Их замена педагогами из других групп допускается лишь в случае отпуска, болезни или увольнения.

Согласно постановлению, сотрудники детского дома обязаны в доступной форме разъяснять детям их законные права и обязанности, сообщать о лицах, которым можно жаловаться в спорных ситуациях. Не допускается принудительное привлечение детей к участию в деятельности общественных, политических и религиозных организаций.

В особых случаях администрация детского дома может разрешить воспитаннику, достигшему 18 лет, продолжить бесплатно жить и питаться в учреждении. Это право он сохранит до 23 лет.

Администрация обязана не менее трех раз в неделю (в том числе в выходные и праздничные дни) обеспечить возможность встречи детей с потенциальными усыновителями или опекунами. Также администрация должна обеспечивать общение детей с родственниками, стремиться к возврату воспитанников в родные семьи. Исключение сделано для случаев, когда такое общение запрещено органами опеки и попечительства. Также дети должны иметь возможность поддерживать контакты с другими важными для них людьми (друзьями, бывшими соседями).

Сейчас детские дома функционируют по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 558. С 1 сентября 2015 года оно утратит силу. Новые правила приняты во исполнение Федерального закона от 2 июля 2013 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Читайте так же:  Ответственность за нарушение прав носит имущественный характер

Источник: http://www.garant.ru/news/544241/

Детский омбудсмен: в детских домах нарушаются права человека, нужна реформа

Проверка детских домов-интернатов, где находятся дети-инвалиды и дети-сироты, продемонстрировала нарушения прав человека. Об этом сообщила уполномоченная по правам ребёнка Анна Кузнецова на встрече с президентом РФ.

Сообщается, что детский омбудсмен отметила сильный недостаток медицинской помощи и отсутствие учителей для детей-сирот. Она также добавила, что выявлены грубейшие нарушения имущественных прав.

«Это самая незащищённая категория детей, это лакмусовая бумажка вообще отношения регионов России к теме детства», — сообщила Кузнецова. Она попросила помочь президента помочь и провести реформы в сфере детских интернатов. «Поэтому прошу Вас дать поручение правительству РФ решить этот вопрос с реформированием детских домов-интернатов. Их у нас 109, там находятся 13 тысяч детей-сирот», — добавила уполномоченная по правам ребёнка.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Источник: http://mel.fm/novosti/7820951-detsky-ombudsmen-v-detskikh-domakh

Сергей Колосков: «Как правило, детские дома-интернаты для инвалидов закрыты для общественного контроля»

По данным Росстата, на 2009 год в 148 интернатах для детей-инвалидов проживали 22,3 тысячи несовершеннолетних. О положении детей в этих социальных учреждениях корреспонденту Агентства социальной информации рассказал президент Общества «Даун Синдром» Сергей Колосков.

— В детские дома-интернаты для инвалидов (ДДИ), находящиеся в ведении органов соцзащиты населения субъектов РФ, попадают несовершеннолетние, которым ставят умеренную, тяжелую или глубокую степени умственной отсталости, а также легкую умственную отсталость в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата или поведения (детей с указанными выше диагнозами помещают только в ДДИ). Нередко сюда переводят сирот из коррекционных интернатов Минобрнауки РФ, если они не осваивают образовательную программу или. за плохое поведение. По нашим наблюдениям, до 25% воспитанников ДДИ относятся к последней категории.

Сюда помещаются как сироты (почти у всех есть родители, лишенные родительских прав), так и «домашние» дети. Родители отдают последних из-за невозможности работать — они буквально «прикованы» к детям. Ведь их не принимают в детский сад и школу, в том числе коррекционные. Кроме того, родители не в состоянии ежедневно доставлять ребенка в коррекционное образовательное учреждение, которое может быть далеко расположео от их места жительства, в том числе в другом городе или поселке.

Нарушения прав несовершеннолетних в детских домах-интернатах для инвалидов носят массовый характер. В большинстве случаев их помещение в ДДИ приводит к пожизненной изоляции от общества. По наступлении 18 лет без судебного решения молодых людей переводят в ПНИ (психо-неврологические интернаты для взрослых), где они остаются до конца жизни. Распространены случаи, когда воспитанники ДДИ подвергаются психиатрическому лечению в дисциплинарных целях — в качестве наказания. В то же время есть дети, которым психиатрическое лечение необходимо.

Большинство находящихся в этих учреждениях несовершеннолетних в нарушение ст. 43 Конституции РФ не получают образования. Более подробную информацию об этих и других нарушениях можно найти в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав детей-инвалидов в РФ» (2005 год), выступлениях детского федерального омбудсмена, Рекомендациях Комитета ООН по правам ребенка РФ (1999 год) в связи с рассмотрением II Периодического доклада РФ о соблюдении Конвенции о правах ребенка, докладах международных правозащитных организаций Human Rights Watch и Amnesty International.

— Изменилась ли как-то ситуация за последние годы?

— НКО, в частности, Общество «Даун Синдром», Центр лечебной педагогики, Региональная общественная организация «Право ребенка» и др. с начала 90-х годов XX века проводили кампании в защиту прав воспитанников ДДИ. В результате в 2003 году были отменены нормативные акты, действовавшие еще в СССР и касающиеся ограничений на воспитание и обучение так называемых «необучаемых» детей. В них речь шла о том, что детям, которые были признаны необучаемыми, воспитатели не полагаются — только санитарки. В 2007 году вышло совместное письмо Минздравсоцразвития и Минобрнауки, регламентирующее порядок получения образования воспитанниками домов-интернатов для детей-инвалидов. Субъектам Федерации были разъяснены положения закона «Об образовании в РФ» и Конституции РФ: все дети школьного возраста, проживающие в ДДИ, должны быть зачислены в коррекционные школы. Однако до сих пор большинство из них в школу не ходят. Так, в 2010 году из 1 тыс. юных петербуржцев в школы было зачислено чуть более 300. При этом обучение было организовано в интернате. И время, которое отводилось на уроки, составляло восемь часов в неделю, а не установленные нормативами четыре-шесть часов в день.

В 2011 году Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил сократить численность воспитанников детских домов-интернатов до 15-20 человек, что должно существенно улучшить условия их жизни. Сейчас она варьируется от 150 до 500 человек. В таких условиях дети не получают не только образования, но и адекватного ухода.

— Существует ли общественный контроль в таких организациях?

— Как правило, ДДИ закрыты для общественного контроля. Общественные организации также испытывают трудности в работе с их администрацией. Основная задача НКО сводится к непосредственной работе с детьми (уход, обучающие занятия, прогулки). Часто нужен элементарный уход за ребенком (помыть, одеть, накормить), так как персонала не достаточно. Особенно важно, что волонтеры дают детям душевное тепло и внимание — это необходимо для развития личности. По международным рекомендациям для развития детей в интернатных учреждениях должно постоянно присутствовать два воспитателя на пять воспитанников. В российских ДДИ сегодня иная картина: один воспитатель на 10-18 детей.

Когда волонтеры начинают заниматься еще и общественным контролем, их пребывание в ДДИ может быть прекращено по требованию администрации учреждения. Так, в Павловском интернате под Петербургом руководство интерната препятствовало работе НКО «Перспективы» и «Подорожник».

— Как Вы оцениваете случай, произошедший с воспитанником Павловского интерната, а также кадровые перестановки в учреждении? Ведь новым заместителем директора стал глава НКО «Подорожник».

— Случай с Ильей, безусловно, вопиющий. Однако позитивное решение данной проблемы — пример эффективной работы НКО. Общественный резонанс и кадровые перестановки в интернате — заслуга, прежде всего, «Перспективы» и «Подорожника». Они были поддержаны Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым, Уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным, членом Общественной палаты РФ Борисом Альтшулером. Пребывание волонтеров в таких учреждениях необходимо для контроля за соблюдением прав детей-инвалидов.

Читайте так же:  Запрос субъекта персональных данных

— Кто должен решать, можно ли пускать общественную организацию в ДДИ? Каковы критерии отбора волонтеров?

— Добросовестная администрация заинтересована в присутствии волонтеров: их работа с детьми расширяет сильно ограниченный социальный опыт детей, способствует решению задач, которые учреждение, как правило, не может решить самостоятельно (уход за детьми, развивающие занятия и др.). Случайные люди в такие организации не идут. А их руководство ответственно относится к отбору и обучению волонтеров. Одно из основных универсальных требований — отсутствие сведений в органах внутренних дел о правонарушениях среди волонтеров. Однако НКО могут устанавливать свои критерии отбора.

Критерии отбора общественных контролеров содержатся в проекте ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав детей, находящихся в стационарных учреждениях», разработанном в 2010 году при участии Общественной палаты РФ и аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ. В частности, предлагается, чтобы их кандидатуры выдвигались НКО и утверждались Общественной палатой РФ. Но закон пока не внесен в Госдуму РФ.

— Нужны ли вообще детские дома-интернаты для детей с умственной отсталостью?

— Это устаревшая форма устройства детей-инвалидов с ментальными нарушениями, не соответствующая международной практике и Конвенции ООН о правах инвалидов. Необходимо остановить или уменьшить их приток в эти социальные учреждения. Дети должны получить возможность вернуться в семьи (если они есть) либо быть устроены в патронатные/приемные семьи. Для этого государство должно создать такие условия для родителей (опекунов и др.), при которых они могли бы вести максимально обычный — как родители здоровых детей — образ жизни. В частности, иметь реальный доступ в детские сады и школы. Необходимо ввести услугу социального такси или школьного автобуса для транспортировки ребенка до места учебы. Также важен «отпуск для родителей»: когда они отдают ребенка на несколько дней, неделю в другую семью, пребывание в которой оплачивается государством, а сами отдыхают.

При отсутствии возможности устройства ребенка с умственной отсталостью в семью необходимо направлять е го в ДДИ семейного типа. Однако все это требует изменения законодательства (Семейный и Гражданский кодексы РФ, законы «Об опеке и попечительстве», «Об образовании в РФ», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов», «Об основах социального обслуживания», «Об основных гарантиях прав ребенка» и др.).

Источник: http://dislife.ru/articles/view/15975

Нарушения прав детей в детских домах — в центре внимания правозащитников

Москва, 23 марта 2005, 09:00 — REGNUM Нарушения прав детей в детских домах и последствия подобных нарушений в будущем будут рассмотрены на собрании, которое состоится 24 марта в конференц-зале Санкт-Петербургского Леонтьевского центра. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM ведущий эксперт Центра «Стратегия» и МХГ, координатор «Партнерство Голоса в Санкт-Петербурге» Ассоциации НКО в защиту прав избирателей, член Экспертного Совета при Уполномоченном по Правам человека в РФ Антуан Аракелян, организаторами Собрания на партнерских началах являются: рабочая группа по правам человека Общественной палаты в Северо-Западном федеральном округе и Санкт-Петербургская сетевая межсекторная коалиция защиты и поддержки гражданских институтов, групп и инициатив «Диалог и Дело» при участии и поддержке Ассоциации НКО в защиту прав избирателей «Голос» (СПб-Партнерство) и СПб гуманитарно-политологического центра «Стратегия».

По ходу собрания запланированы выступления: Антуана Аракеляна на тему «Развитие гражданского диалога и сотрудничества в СПб, в РФ»; координатора группы по правам человека Общественной палаты в СЗФО, исполнительного директора некоммерческого партнерства «Гражданская комиссия по правам человека» Романа Чорного по теме «Мониторинг нарушений прав детей в детских домах и молодых жителей в психоневрологических интернатах»; педагога-воспитателя, правозащитника, соавтора «Черной книги преступлений против детей» Галины Крышни по теме «Нарушения прав детей в детских домах для детей с задержкой психического развития.

Последствия подобных нарушений в будущем: нарушения прав молодых жителей психоневрологических интернатов (ПНИ)»; юриста и правозащитника Аркадия Чаплыгина по теме «Нарушения прав выпускников детских домов в ПНИ. Описание и анализ конкретного случая»; психолога Владимира Панферова по теме «Недопустимость ложной постановки диагнозов: задержка психического развития, умственная отсталость детей»; юриста правозащитной организации «Мемориал» Леонида Лемберика по теме «Правовой анализ нарушений прав детей в детских домах для детей с задержкой психического развития и молодых жителей ПНИ». Запланированы также выступления молодых выпускников детских домов.

Источник: http://regnum.ru/news/polit/425460.html

Воспитание психушкой

Карательная психиатрия в российских детских домах стала педагогической нормой

Фото: «Новая газета»

  • Карательная психиатрия в российских детских домах стала педагогической нормой


    Фото: Артем Житенев/ РИА Новости

    Справка «Новой»:

    В 2009 году несколько сирот из города Кимовск Тульской области сбежали из детского дома к местному священнику. Они рассказали, что их отправляли в психиатрический стационар, по объяснению преподавателей, «за непослушание и в назидание другим». Экспертное заключение, проведенное в центре судебной психиатрии имени Сербского, показало, что они были «психически здоровы».

    В 2010 году 20 из 72 детей-сирот из детского дома Комсомольска-на-Амуре были помещены в психиатрический стационар, где их подвергали лечению нейролептиками. Прокуратура города обнаружила, что все дети были помещены в стационар для лечения «эмоциональных расстройств» без обследования комиссией врачей-психиатров или судебного решения. Дети рассказали, что их предупреждали, что за плохое поведение их отправят в сумасшедший дом.

    В селе Софьино Московской области психиатрической госпитализации и лечению в 2008—2011 годах подвергались 23 из 46 воспитанников, проживающих в местном детдоме.

    В марте 2011 года стало известно о принудительной госпитализации четверых детей-сирот из детского дома № 19 в наказание за непослушание. Медицинские карты детей не содержали записей об этих госпитализациях».

    Характерно, что ни одно из этих дел не дошло до суда и реальных приговоров.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Полураздетый мальчик в памперсе, привязанный за шею и руки к кровати. Снимки, запечатлевшие это, появились в интернете 19 апреля. Сделал их на камеру своего телефона 15-летний воспитанник московского детского дома № 46 «Радуга» Григорий К. Событие это в одночасье стало хитом интернета и головной болью детского обудсмена Астахова, который инициировал проверку правомочности действий врачей и директора детского дома. На следующий день Астахов заявил, что «факты частично подтвердились. Воспитанники центра «Радуга» направлялись в психиатрическую лечебницу за асоциальное поведение». Следственный комитет начал проверку по делу.

    Кунал Венников, адвокат мальчика, рассказал, что на самом деле вся история стала ему известна еще в начале марта, а случилась она и вовсе в январе. На него вышел бывший социальный педагог мальчика, которому Гриша сбросил снимки и рассказал об издевательствах. «Мы сразу же отправили заявление в Следственный комитет, прокуратуру и Минздрав, но никакого внятного движения дела не случилось. И тогда мы в коллегии адвокатов решили передать информацию в «Лайф ньюс». Буквально на следующий день после публикации снимков на дело обратили внимание. То есть публикация вынудила это сделать».

    Читайте так же:  Прерывание срока исковой давности судебный приказ

    Венников давно в теме. Он — выпускник детского дома, два года возглавлял Совет по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при департаменте соцзащиты Москвы, сейчас член международного клуба «Найдем адвоката». Постоянно через суды отстаивает жилищные права выпускников детдомов. Он говорит: «То, что плохое поведение детей из детских домов лечат в психлечебницах, известно давно. Это распространенная практика, ко мне обращались такие дети. Но возбудить дело не удавалось, потому что сами дети боялись писать заявление, и самое главное: у них не было доказательств этих издевательств, только рассказы. А Гриша и снимки сделал, и заявление подписал. В этом уникальность этой типичной истории». Гришу, кстати сказать, в психиатрической больнице лечили. Лекарствами от асоциального поведения.

    Ничего нового. Карательная психиатрия в отношении детей-сирот в России — это умалчиваемая, но общепринятая норма. Еще один скандал, еще один взбунтовавшийся ребенок. Но можно не сомневаться, что дальше разбирательства в одном отдельном детском доме дело не пойдет.

    Уверенность в этом есть вот почему. Два года назад благодаря участию Чулпан Хаматовой фильм «Мама, я убью тебя» режиссера Елены Погребижской посмотрела вице-премьер Ольга Голодец. Этот фильм снимался в Колычевской спецшколе-интернате для детей с ограниченными возможностями, с диагнозом «олигофрения в стадии дебильности». Выяснилось, что и там совсем не дебильных детей отправляли «подлечиться» в психиатрические больницы. Голодец так впечатлилась увиденным, что приказала профильным министрам посмотреть фильм: «Кино посмотрите в обязательном порядке. Или закачайте в айпады. Это средневековье — отправлять детей в наказание в психиатрические больницы». В результате был уволен директор интерната, в стране пересмотрели психиатрические диагнозы 983 детям, и самое главное — руководители сиротских учреждений получили негласный запрет на направление детей в психушку за плохое поведение.

    Ключевое слово в этой истории — НЕГЛАСНЫЙ. Запрет негласный, потому что до сих пор не существует законодательной нормы, регулирующей порядок помещения детей в психиатрические клиники.

    Читайте также:

    Еще в 2010 году эксперты и правозащитники пытались достучаться до власти. На общественных слушаниях «Психиатрия в детских домах и психоневрологических диспансерах» выступали выпускники детских домов и интернатов, проживающие на тот момент в ПНИ. Дети рассказали, что у них отбирают три четверти пенсии, паспорта. Они не могут устроиться на работу или учебу, даже выйти за пределы интерната — проблема. Их часто заставляют делать грязную работу за персонал, а если они возражают, грозят «заколоть» психотропными препаратами или отправить в психушку.

    Вскоре в Думу был отправлен проект Системы общественного контроля за обеспечением прав детей в стационарных учреждениях. Туда была включена дополнительная законодательная рекомендация помещения детей в психиатрические лечебницы. Этими предложениями очень заинтересовалась депутат от «Справедливой России» Татьяна Москалькова, она же отправила их в Институт государства и права РАН, Минздравсоцразвития и Минздрав Московской области с просьбой дать предложениям экспертную оценку. В ответ все три адресата прислали крайне скептические ответы, объединенные общим посылом: «Вы что, реально думаете, что можно внести поправки в несколько законов сразу?»

    В рекомендации меж тем были пункты, которые могли бы препятствовать психиатрическому беспределу. Предлагалось закрепить законодательно обязанность органов опеки и попечительства брать под контроль каждый случай постановки воспитанников детдомов на психиатрический учет, создать межведомственную комиссию, которая могла бы в любое время посещать детские дома и ПНИ, внедрить в практику реабилитацию детей с психическими отклонениями с помощью альтернативных программ без использования психотропных препаратов. При этом пока ребенок не пройдет эту реабилитационную программу у квалифицированного специалиста, не направлять его в психушку.

    И самое главное. Эксперты предлагали создать в каждом субъекте Федерации альтернативную медико-психолого-педагогическую комиссию, куда могли бы обращаться дети-сироты, не согласные с поставленными им диагнозами, с госпитализацией, с направлением в ПНИ. Венников, все эти годы следящий за темой говорит, что, несмотря на усилия отдельных чиновников, среди которых была и Валентина Матвиенко, не удалось пробить ни одной законодательной нормы, защищающей детей от психиатрического произвола.

    Татьяна Мальчикова, президент Гражданской комиссии по правам человека (комиссия занимается в основном нарушениями прав граждан в области психиатрии), рассказала, почему, по ее мнению, эта система так живуча в России: «Директора детских домов и интернатов часто заинтересованы в том, чтобы поставить ребенку психиатрический диагноз. Если у него есть диагноз, то директор умывает руки. И если такой ребенок нахулиганит или сбежит, то все можно будет списать не на свою педагогическую профнепригодность, а на болезнь ребенка. Любому проверяющему можно будет сунуть его медицинскую карту с аргументом: «Что вы хотите, он же псих!» И значит, любая прокурорская проверка зайдет в тупик, потому что доказать, что ребенка отправили в психушку за непослушание, практически невозможно, у него просто, по версии лечащего врача, обострилось психическое состояние».

    Могу предположить, что в карте Гриши К. уже есть психиатрический диагноз, иначе врачи клиники не смогут объяснить следствию, почему и от чего лечили мальчика. А дальше сработает отработанная схема — «псих» (а Гриша по бумагам таковым уже является) не может адекватно свидетельствовать в суде. И обвинение против директора детдома, заслуженного учителя Людмилы Соболевой развалится как карточный домик.

    Уже 21 апреля на сайте уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова появились предварительные итоги проверки в психиатрической больнице № 15.

    «Сейчас в отделении находится только один ребенок из тех, кто изображен на снимках. Остальные дети уже выписаны. Их фамилии врачи назвать не смогли. Также врачи не смогли объяснить, почему дети привязывали друг друга и где в этот момент были санитары, которые должны постоянно наблюдать за детьми.

    Также выяснилось, что в центре «Радуга» после выписки не всех детей показывают врачу-психиатру с целью назначения поддерживающей терапии, которая рекомендуется при выписке».

    Даже по этим отрывочным данным можно понять, что в психиатрической больнице практикуется очень «специфическая» терапия в отношении детей-сирот.

    Год назад в «Новой» была опубликована статья «Жертвоприношение». В ней рассказывалось об аналогичном случае, произошедшем в Печорской школе-интернате. 14-летнего подростка лечили в психиатрической лечебнице сильными психотропными препаратами (в том числе и запрещенным аминазином, который превращает пациента в «овощ») от «синдрома бродяжничества». Выяснилось, что такого заболевания в международной классификации болезней не существует. В детском доме была проведена прокурорская проверка. Изменилось ли что-нибудь?

    Читайте так же:  Архив решений суда по гражданскому делу

    Во всяком случае, не должностные обязанности директора школы-интерната Веры Печниковой. Она по-прежнему возглавляет воспитательный процесс.

    Тогда, год назад, в телефонном разговоре Вера Печникова сказала, что Толик вызывал опасения: «У него была бессонница, мог внезапно уйти гулять, отказывался работать на уроках. Он мог сказать воспитателю: «Не лезьте в мою жизнь».

    Источник: http://novayagazeta.ru/society/68219.html

    Детей связывают, мыла нет: в детских домах России выявили десятки нарушений

    Опубликованный отчет шокирует даже экспертов в этом вопросе. Результаты проверки выявили нарушения, которые кажутся деталями фильмов ужасов.

    Воспитанникам детских домов лечат зубы без наркоза, моются в поддонах и не имеют доступа к обычному мылу. Это далеко не полный перечень того, что творится в государственных учреждениях.

    Как сообщает телеканал «Звезда», в Саянском детском доме-интернате для умственно отсталых детей в Иркутской области заменяли препараты, которые не являются взаимозаменяемыми. А в смоленском доме-интернате работали сотрудники с непогашенной судимостью.

    Конкретные предложения по реформированию системы уже разрабатываются. Однако на данный момент в помощи нуждаются сотни воспитанников различных детских домов. Часть из них в скором времени приедет на лечение в Москву, но большинство пока так и не имеют возможность достойно жить и получать медицинскую помощь.


    Источник: http://www.eg.ru/society/737745-detey-svyazyvayut-myla-net-v-detskih-domah-rossii-vyyavili-desyatki-narusheniy/

    В детском доме №1 нарушали права детей

    20.07.2011 в 15:16, просмотров: 401

    Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства в детском доме № 1 г. Ростова-на-Дону.

    В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства, регулирующего права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об образовании, о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
    Так, вопреки требованиям семейного и жилищного законодательства администрацией детского дома не принято мер к постановке на жилищный учет двоих воспитанников учреждения, не имеющих закрепленного жилого помещения. Обследования закрепленного за детьми жилья проводятся нерегулярно.

    С декабря 2010 года в детском доме № 1 не ведется контроль за перечислением денежных средств (алиментов, пенсий) на личные счета воспитанников. Не принимаются меры по взысканию алиментов с родителей, лишенных судом родительских прав. При этом, администрация учреждения не ходатайствует перед отделами службы судебных приставов о возбуждении уголовных дел в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты средств на содержание детей по ст. 157 УК РФ.

    Администрацией детского дома не принято мер к документированию паспортом гражданина РФ одного из воспитанников детского дома.
    В учреждении выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, касающихся условий питания и проживания детей.
    К примеру, на момент проверки занижена калорийность 2-го завтрака (выдается только сок), в санитарном узле и спальне группы нарушена внутренняя отделка стен, в некоторых душевых отсутствуют душевые насадки, при входе в столовую в умывальниках нет холодной и горячей воды. В спальных помещениях занижена площадь, причитающаяся на одного ребенка.

    В детском доме № 1 не проводятся на должном уровне мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Как следствие этому, имеют место многочисленные случаи ухода воспитанников из учреждения – за истекший период 2011 года из учреждения ушло 11 воспитанников.

    Помимо этого, установлены факты, когда малолетний воспитанник детского дома подвергался насилию со стороны другого воспитанника. Получение телесных повреждений несовершеннолетним не было зафиксировано в журнале учета травматизма, меры к расследованию данного случая и наказанию виновных лиц не были приняты, что привело к повторным противоправным действиям. Аналогичные противоправные действия в отношении других воспитанников учреждения остались без внимания администрации детского дома.

    Для устранения нарушений и обеспечения прав воспитанников учреждения прокуратурой области внесено представление в адрес заместителя главы администрации (Губернатора) области. Одновременно в представлении поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц детского дома и министерства образования области.

    Источник: http://rostov.mk.ru/articles/2011/07/20/607285-v-detskom-dome-1-narushali-prava-detey.html

    Мониторинг нарушений прав детей и взрослых в детских домах и интернатах

    В социальной сети Фейсбук появилась новая группа – «Мониторинг нарушений прав детей и взрослых в детских домах и интернатах». Ее создала эксперт Общественной палаты Российской Федерации по делам инвалидов Елена Клочко для сбора и публикации фактов нарушений прав детей и взрослых, находящихся в детских домах, интернатах, ДДИ, ПНИ.

    В совсем недавно созданной группе уже больше десятка записей! Хочется верить, что это станет началом общественного контроля, за введение которого в ДДИ и ПНИ давно выступают правозащитники. Присоединяйтесь!

    Источник: http://www.osoboedetstvo.ru/post/2014/04/monitoring-narusheniy-prav-detey-i-vzroslyh-v-detskih-domah-i-internatah

    Закрытость интернатов – главная причина нарушений прав детей

    Доклад международной организации HumanRightsWatch «Брошенные государством» оценивают представители общественных организаций. О ситуации в интернатах для детей-инвалидов мы поговорили с директором по отношениям с государством СПб БОО «Перспективы» Светланой Мамоновой

    Почти 30% детей с инвалидностью в России живут в государственных учреждениях, но условия там не всегда подходят для жизни и развития, говорится в докладе международной организации HumanRightsWatch «Брошенные государством». Как оценивают ситуацию в интернатах представители общественных организаций?

    «Все что написано в докладе Human Rights Watch – правда, но ситуация в России все же меняется к лучшему», – считают специалисты Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы».

    Своими впечатлениями о докладе Human Rights Watch поделилась директор по отношениям с государством СПб БОО «Перспективы» Светлана Мамонова:

    – Информация, представленная в докладе, объективная, полная, детальная. В описаниях нарушений, зафиксированных в российских детдомах, я узнавала то, что представители нашей организации видели в Павловском доме-интернате (ДДИ) №4 10-15 лет назад, когда мы только пришли в этот интернат. Сейчас ситуация там иная, заметны изменения к лучшему.

    Но можно предположить, что в регионах эти явления сохранились. В докладе Human Rights Watch говорится о закрытости детских домов-интернатов. Наш опыт подтверждает, что сейчас это – главная причина нарушений в ДДИ.

    Когда нет общественного участия, когда волонтеры в ДДИ и ПНИ пробиваются с боем, понятно, что нарушения множатся, их никто не фиксирует, или фиксирует, но очень редко, когда туда приходят с проверкой официальные органы. Бывает, что администрация интернатов к таким проверкам готовится заранее. Когда есть постоянная возможность участия волонтеров в жизни интернатов, негативные проявления сводятся к минимуму.

    Еще одной острой на наш взгляд проблемой является нехватка персонала социальных учреждений. В связи с нынешним курсом на оптимизацию работы социальной сферы и увеличение зарплат зачастую происходит сокращение сотрудников. Мы считаем, что это приведет к ухудшению работы таких учреждений.

    Читайте так же:  Срок обжалования определения мирового суда

    Работу в интернатах сейчас сложно назвать привлекательной, но ее нужно делать привлекательной, чтобы люди туда шли. Штаты нужно не сокращать, а увеличивать, тех ставок которые есть сейчас, даже на бумаге, не хватает для того, чтобы изменить подход к работе в интернатах.

    – Количество интернатов сокращается, но при этом они становятся больше?
    – Да, такое иногда наблюдается и, на наш взгляд, это очень плохая тенденция. Детские дома-интернаты должны разукрупняться, становиться малокомплектными учреждениями. Мы должны идти к сокращению количества проживающих в детских учреждениях через создание альтернатив интернатам.

    Например, в Санкт-Петербурге есть очередь в интернаты. Почему? В том числе потому, что в течение двух лет наша организация ведет активную работу, направленную на то, чтобы в наш Павловский ДДИ не поступали новые дети из очереди.

    Мы в течение года в рамках рабочей группы при Комитете по социальной политике Петербурга предлагали развитие нескольких альтернативных форм устройства детей из очереди, в частности, развитие такой формы, как семейно-воспитательные группы, малокомплектные дома по семейному типу.

    Пока реализуется только малая часть наших предложений. Но активный процесс разукрупнения интернатов ни в коем случае нельзя останавливать! Когда в интернате 400 детей и ограниченное количество персонала, увидеть в каждом из детей личность – сложно. Интернаты должны быть маленькие, семейного типа.

    – В докладе говорится, что ситуация с семейным устройством особых детей в России далека от идеала. Ваш опыт это подтверждает?
    – Отчасти. Но я не могу сказать, что ничего не меняется. Но, тем не менее, проблемы, описанные в докладе, нам хорошо знакомы. Когда рождается ребенок с нарушениями, врачи зачастую встречают маму с каменными лицами, начинают уговаривать: «Отдайте этого ребенка в интернат, родите другого, здорового, а об этом позаботится государство». Такие слова усугубляют несчастье этой и без того несчастной семьи. Не каждый родитель может устоять перед таким давлением.

    Семьи, которые сегодня оставляют у себя такого ребенка, можно назвать героическими. В стране необходимо усилить комплексную поддержку семей, потому что такая семья изолирована от общества, отцы часто не выдерживают и уходят. И мама, одна, или при поддержке бабушек и дедушек пытается справиться с ситуацией. Работать она не может, ребенок требует круглосуточной поддержки.

    Для того, чтобы помочь таким семьям, необходимы центры дневного пребывания, чтобы ребенка можно было привезти туда, как в садик, и дать маме возможность работать. Но, к сожалению, пока таких центров – единицы. Инициаторами их создания выступают общественные организации. В частности, «Перспективы» много лет назад открыли два центра дневного пребывания в нашем городе. Мы стараемся выводить семьи из социальной изоляции – забираем детей или молодых людей в наш центр утром, вечером привозим.

    Несколько лет назад в каждом районе были открыты государственные центры социальной реабилитации (ЦСР) для инвалидов и детей-инвалидов. Но их регламент таков, что они не могут работать по принципу центров дневного пребывания, и они оказывают краткосрочные услуги – 40 минут в день могут с ребенком позаниматься, но потом мама должна его забрать. Кроме того, получать услуги такой организации семьи могут всего три месяца в году, а потребность в них постоянная.

    ЦСР не снижают нагрузку на семью и не избавляют ее от изоляции. Мы ведем активный диалог с профильными комитетами, комитетом по социальной политике и надеемся на то, что со временем регламент ЦСР будет изменен.

    Общественным организациям, даже если их несколько, не под силу полностью устранить проблемы в регионе и помочь всем семьям, где рождаются дети с нарушениями. Нужна государственная поддержка.

    – А есть случаи, когда государство идет навстречу заказчикам услуг?
    – Мы надеемся, что государство оптимизирует эту работу со следующего года, когда вступит в силу новый закон о социальном обслуживании населения, который предусматривает активное включение некоммерческих организаций в сферу оказания социальных услуг.

    Сейчас в Санкт-Петербурге органы государственной власти выделяют субсидии некоммерческим организациям, по итогам года компенсируя затраты на тот или иной проект, выигравший грант. В частности комитет по социальной политике поддерживал наш центр дневного пребывания для взрослых и детей мы получали такую субсидию. Мы считаем это подтверждением значимости нашей деятельности. Но мы хотели бы, чтобы наш опыт создания социально-реабилитационных центров дневного пребывания и регламент их работы были растиражированы и приняты государством.

    Несколько лет назад мы делали расчет нашей модели работы центров дневного пребывания для комитета по социальной политике. Ответа пока не получили, но не теряем надежды, что если будет запрос от сообщества, то ответ будет положительный.

    В докладе Human Rights Watch много внимания уделено системе образования, недоступности образования для воспитанников интернатов, особенно лежачих. Эту информацию я не могу достоверно оценить, потому что в Санкт- Петербурге ситуация с 2011 года сильно изменилась в лучшую сторону.

    При поддержке Павла Астахова и местных омбудсменов нам удалось решить проблему образования в интернатах. Абсолютно все дети из детских домов-интернатов Санкт-Петербурга имеют доступ к образованию. И результаты – очень хорошие.

    – Вы говорите о ситуации в Санкт-Петербурге, которая действительно сильно изменилась за последние годы. Но судя по материалам доклада, в регионах все по-старому?
    – В прошлом году мы с моей коллегой ездили в Ульяновск на ярмарку «Вместе ради детей», которую организовал Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации. Она была посвящена семейному устройству и улучшению жизни детей в детских домах-интернатах. Мы попросили директора местного ДДИ для детей с умственной отсталостью показать, как у них организована жизнь. Директор оказалась очень открытым и позитивно настроенным человеком, никакого страха перед «чужаками» у нее было.

    Интернат в глубинке, в селе, без машины не доберешься, все сотрудники – местные жители. Мы ехали без особых иллюзий, но неожиданно увидели прекрасно оснащенное здание, по-настоящему теплое отношение персонала к детям, видели улыбки, с которыми воспитанники встречали персонал. Такие вещи имитировать невозможно. В регионах есть разные интернаты, но есть и такие. Это вселяет надежду.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.miloserdie.ru/article/zakrytost-internatov-glavnaya-prichina-narushenij-prav-detej/

    Нарушения прав ребенка в детских домах
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here