Нарушение жилищных прав граждан прокуратура

При нарушении жилищных прав

Жилая недвижимость на сегодняшний день является одним из самых дорогих видов имущества. Причём, как в буквальном, так и в фигуральном смысле. Ведь человек может обойтись без многого, но вот без крыши над головой прожить не может почти никто. Перефразируя классика, можно сказать, что жилищные вопросы озадачили многих. Это не только покупка дома или квартиры и их содержание, но и возможность воспользоваться правом получения жилой площади по различным социальным программам или путём приватизации. В связи с тем, что многие граждане при нарушении своих жилищных прав обращаются в органы прокуратуры, суд, мы решили задать ряд вопросов, касающихся этой темы, старшему помощнику прокурора Крестецкого района Наталье Павловне Филипповой (на снимке).

— Наталья Павловна, куда можно обратиться, чтобы защитить свои жилищные права? Что необходимо учитывать при обращении в органы прокуратуры? И в каком виде оно может быть оформлено?

— Вы можете обратиться в районную прокуратуру по месту нарушения ваших прав, в прокуратуру Новгородской области (адрес: Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 11, официальный сайт прокуратуры Новгородской области: http://procuratura.nov.ru, раздел «Интернет-приёмная»).

Гражданам, которые обращаются за защитой своих прав в органы прокуратуры, следует помнить, что прокурору необходимо определённое время для проверки доводов заявителя, сбора дополнительных документов и подготовки заявления в суд. Факт обращения гражданина в прокуратуру не прерывает и не приостанавливает течение процессуальных сроков для защиты права. Поэтому не следует затягивать вопрос о направлении жалобы в прокуратуру, если процессуальные сроки для инициирования судебного спора истекают.

Обращение в прокуратуру может быть подано в письменном виде, в электронном либо устно на личном приёме у должностного лица органа прокуратуры.

Обращаясь в прокуратуру за помощью, не следует скрывать информацию, имеющую отношение к предмету жалобы, например, наличие уже состоявшихся судебных постановлений по вашим искам, факты самостоятельного направления аналогичных заявлений в суд, наличие заключений и ответов государственных органов и органов местного самоуправления по рассматриваемому вопросу и т.п. Это затруднит или сделает невозможным защиту ваших прав прокурором.

— Скажите, пожалуйста, из практики ведения дел, какие нарушения жилищных прав граждан, являющиеся основанием для обращения в суд, наиболее распространённые?

— Причины у каждого заявителя свои, но к особо распространённым можно отнести следующие: незаконный отказ в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении; необеспечение жильём лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, например, детей-сирот после окончания ими образовательных учреждений, граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания; невыполнение наймодателем (местной администрацией) обязанности по капитальному ремонту жилого помещения, предоставленного гражданину по договору социального найма; невыполнение управляющей компанией обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (протекание крыши, затопление подвала и т.п.); незаконный отказ в приватизации жилого помещения; необоснованное заключение межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания; предоставление некачественных коммунальных услуг (например, снабжение питьевой водой, не отвечающей требованиям безопасности).

— Помимо обращения граждан о защите своих жилищных прав, на их защиту встают работники прокуратуры. В каких случаях это происходит и на каком основании?

— Основанием является статья 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статья 45 ГПК РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

По общему правилу та-кое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспарива-емых прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Иными словами, при обращении в прокуратуру граждан, проживающих в государственных и муниципальных жилых помещениях (по договорам социального найма), для прокурорского вмешательства в судебном порядке достаточно самого факта поступления жалобы, но в отношении гражданина-собственника квартиры, помимо обращения и имеющихся документов, подтверждающих факт нарушения закона, необходимы доказательства невозможности по уважительным причинам самостоятельной защиты своих прав (например, копия документа об установлении инвалидности, копия пенсионного удостоверения и т.п.).

— Для того чтобы защитить свои права, существуют ли сроки обращения в суд?

— Законами установлены специальные сроки для обращения в суд, при нарушении гражданином которых суд может отказать в удовлетворении заявления исключительно по основанию их пропуска, без рассмотрения требований по существу.

Общий срок исковой давности составляет 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.196 ГК РФ).

По сделкам с жилыми помещениями (например, приватизации) срок исковой давности отсчитывается со дня, когда началось исполнение сделок (ст.181 ГК РФ).

По статье 256 ГПК РФ, незаконные действия органов государственной власти и местного самоуправления можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении прав (например, со дня получения отказа в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении).

— Бывают ли какие-то неординарные ситуации, когда участие прокурора в процессах гражданских дел по искам о защите жилищных прав обязательно?

— По гражданскому делу, возбуждённому судом на основании иска (заявления) прокурора в защиту жилищных прав гражданина, в процессе участвуют сам гражданин, в чью пользу заявлены требования, и прокурор, наделённый правами истца (заявителя). И гражданин, и прокурор (с учётом мнения данного гражданина) вправе обжаловать судебные постановления по такому делу.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, из всех категорий жилищных споров, возбуждённых судом по искам иных лиц, прокурор вступает в процесс и даёт заключение только по делам о выселении.

В том случае, когда гражданин самостоятельно обратился в суд с требованием о защите жилищных прав (не связанным с выселением), прокурор не вправе принимать участие в рассмотрении гражданского дела, обжаловать решение суда и совершать иные процессуальные действия даже тогда, когда истец после направления в суд иска утратил способность самостоятельно отстаивать свои интересы в процессе (например, в связи с ухудшением состояния здоровья).

Читайте так же:  Размер процентов за неисполнение денежного обязательства определяется

— Любые решения суда могут быть обжалованы. Каковы сроки по обжалованию постановлений по жилищным вопросам?

— Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле, прокурору, если он участвовал в процессе. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле, и вопрос об их правах и обязанностях разрешён судом.

Жалоба подаётся на решения мировых судей в районный суд, на решения районных судов – в областной суд в течение месяца со дня принятия судебного акта в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Жалоба на определение о прекращении, приостановлении производства по делу подаётся теми же лицами в том же порядке в течение 15 дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.

В дальнейшем (после вступления судебных постановлений в законную силу) возможно их обжалование в кассационном и надзорном порядке в соответствии с гл.41, 41.1, 42 ГПК РФ.

Источник: http://krestci.ru/aktualno/pri-narushenii-zhilischnyh-prav-05-06-2013.html

О результатах проверки соблюдения жилищного законодательства

Органами прокуратуры республики проведена проверка соблюдения жилищного законодательства.

Установлено, что органами местного самоуправления республики в данной сфере допускаются многочисленные нарушения закона, как следствие прав граждан при организации учета муниципального жилищного фонда, учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, при предоставлении жилья и др.

Так, администрацией МО «Поселок Белая Гора» не зарегистрировано право на 96 жилых многоквартирных домов, переданных в ведение муниципалитета. Указанной же администрацией по 305 заявлениям граждан о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не заведены учетные дела, не приняты решения о постановке их на учет либо об отказе в постановке на данный учет.

В Аллаиховском районе пресечено истребование излишних документов при принятии у граждан заявлений о постановке их на учет. В этом же районе не ведется единый список учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлены факты предоставления жилых помещений с условием самостоятельного проведения гражданами их ремонта.

Администрацией МО «Поселок Чокурдах» в новом многоквартирном доме предоставлено жилье 24 гражданам, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вследствие чего ущемлены права граждан, состоящих на таком учете. В связи с этим, прокуратура направила материалы проверки в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц администрации.

В следственный орган направлены материалы проверки прокуратуры Абыйского района, согласно которым в новом 16-квартирном доме выделены квартиры 5 гражданам, в отношении которых отсутствуют решения о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также документы, подтверждающие, что они обращались с таким заявлением в орган местного самоуправления.

Прокурорами в ходе проверки пресечены также нарушения, связанные с заключением договоров социального найма, при признании домов непригодными для проживания, при осуществлении контроля за использованием и сохранностью жилого фонда и др.

Всего выявлено более 350 нарушений, в целях устранения которых принято порядка 270 актов прокурорского реагирования.

Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры республики.

Источник: http://proksakha.ru/novosti/o-rezultatakh-proverki-soblyudeniya-zhilishhnogo-zakonodatelstva/

О результатах прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в сфере жилищных правоотношений

В 2018 г. прокурорами выявлено свыше 3,1 тыс. нарушений законов о жилищных правах граждан, принято более 2, 1 тыс. актов реагирования.

В результате принятых мер и межведомственного взаимодействия с органами власти и контроля с 2017 года удалось добиться снижения количества «проблемных» объектов с 18 до 6, восстановления прав 219 дольщиков, а также завершения строительства 7 потенциально «проблемных» объектов, по которым восстановлены права порядка 500 граждан. Позиция прокуратуры республики учтена при формировании государственного бюджета республики на 2019 год, где в частности включено финансирование мероприятий по поддержке граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков жилья (150 млн. руб.)

Постоянное внимание уделялось защите прав граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах. Прокурорами пресечены факты ненадлежащего исполнения застройщиками своих обязательств, отсутствия контроля со стороны заказчиков. По состоянию на 01.01.2019 программа выполнена на 100 %. Вместе с тем, в республике остается свыше 4 тыс. аварийных домов, где проживают около 64 тыс. граждан, восстановление прав которых возможно путем надлежащей реализации программы переселения в 2019-2024 г.г.

Выявлены многочисленные нарушения исполнения законодательства в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домов, где кроме необеспечения проведения в полном объеме капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по Краткосрочному плану работ на 2018 год, не обеспечения надлежащего контроля за выполнением подрядчиками работ по заключенным договорам, что повлекло существенное нарушение сроков завершения таких работ, неполноту их проведения, перенос работ, установлены факты хищения, а также нецелевого использования средств, направленных на проведение капитального ремонта домов.

Значительное внимание уделено обращениям граждан, в том числе нуждающихся в особой защите государства, о нарушении их жилищных прав.

Активно прокурорами защищаются жилищные права детей-сирот, о чем свидетельствуют многочисленные факты предоставления им жилых помещений по искам и иным мерам реагирования прокуроров. В частности, в результате системного надзора прокуратуры Вилюйского района, в 2018 году обеспечены жилыми помещениями 40 граждан, из числа детей-сирот. В результате вмешательства прокуратуры г. Якутска на администрацию города судом возложена обязанность предоставить квартиру малоимущей пожилой женщине, проживавшей в непригодном жилом помещении. По иску прокурора Булунского района мужчина восстановлен на учете лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и т.д.

Источник: http://proksakha.ru/novosti/o-rezultatakh-prokurorskogo-nadzora-za-soblyudeniem-prav-grazhdan-v-sfere-zhilishhnykh-pravootnoshenijj/

Нарушение жилищных прав граждан прокуратура

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Читайте так же:  Приказ о праве подписи акта допуска

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 марта 2017 г. N 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере»

В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерацию), приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. Надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности. Осуществлять его комплексно и гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными организациями.

1.2. Последовательно и настойчиво использовать предоставленные полномочия для защиты прав граждан, общественных и государственных интересов, борьбы с преступностью и коррупцией, добиваясь реального устранения выявленных нарушений.

1.3. При планировании, организации и выполнении надзорных мероприятий исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

2.1. Сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; полнотой осуществления мероприятий по переселению населения из аварийного жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов; расходованием денежных средств, выделяемых на данные цели; обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, в том числе при лицензировании такой деятельности.

2.2. Принимать исчерпывающие меры по пресечению злоупотреблений и нарушений со стороны уполномоченных публично-правовых образований, контрольно-надзорных органов, их должностных лиц; возмещению виновными ущерба, причиненного гражданам и бюджетам всех уровней.

Давать оценку полноте осуществления ими полномочий по своевременному контролю за поступлением арендных платежей за пользование объектами жилищно-коммунального хозяйства и выполнением условий концессионных соглашений.

2.3. Организовать анализ сведений, характеризующих состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, активно используя для этого информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Для выявления фактов массовых нарушений прав граждан наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями на поднадзорной территории.

2.4. Использовать имеющиеся полномочия по участию в разработке и принятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в жилищно-коммунальной сфере. Своевременно реагировать на несоответствие законам данных актов и их проектов, наличие в них коррупциогенных факторов.

При оценке правомерности решений об установлении тарифов на коммунальные услуги и нормативов их потребления организовывать в необходимых случаях проверки достоверности и полноты сведений, представляемых хозяйствующими субъектами в органы тарифного регулирования, а также правильности применяемой этими органами методологии и обоснованности произведенных ими расчетов.

2.5. Уделять особое внимание полноте выполнения органами публично-правовых образований, хозяйствующими субъектами обязанностей в части своевременного предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, эксплуатации, ремонта и содержания жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, поставок и завоза топливно-энергетических ресурсов, в том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Незамедлительно реагировать на все факты возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, повлекшие грубые нарушения прав потребителей.

2.6. Пресекать нарушения организациями жилищно-коммунальной сферы требований законов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности, банкротства, раскрытия информации о своей работе, реализации инвестиционных и производственных программ, проведения конкурентных процедур и участия в них.

2.7. Давать принципиальную оценку бездействию и ненадлежащему выполнению органами надзора и контроля полномочий при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий в жилищно-коммунальной сфере, непринятию мер по безусловному и своевременному выявлению и устранению нарушений закона и привлечению к ответственности виновных лиц.

2.8. Выявлять и пресекать противоправные посягательства на средства граждан и бюджетов всех уровней, государственные и муниципальные активы, общее имущество многоквартирных домов, предупреждать случаи их нецелевого и иного противоправного использования.

Принимать в рамках предоставленных полномочий меры для понуждения организаций жилищно-коммунального хозяйства, органов публично-правовых образований к снижению объема задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями, перерасчету и возврату населению необоснованно начисленных платежей.

2.9. Обеспечивать эффективный надзор за противодействием коррупционным проявлениям в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы жилищно-коммунальной сферы, руководителей государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в этой сфере. Своевременно выявлять случаи несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот. Принципиально реагировать на факты непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

2.10. Принимать исчерпывающие меры координационного и надзорного характера с целью активизации работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений в жилищно-коммунальной сфере, особенно в части неправомерного использования бюджетных ассигнований, денежных средств граждан, а также деяний, совершенных организованными преступными группами, с привлечением аффилированных структур и фирм-однодневок.

Обеспечить должный надзор за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью при рассмотрении сообщений и расследовании преступлений данной категории, принятии мер по возмещению причиненного ими ущерба. Взять под особый контроль ведение дел оперативного учета и соответствующих накопительно-наблюдательных производств.

Добиваться незамедлительного устранения установленных нарушений, допущенных правоохранительными органами в ходе указанной деятельности, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

2.11. Своевременно использовать полномочия по обращению в суд в порядке гражданского, арбитражного и административного процессуального законодательства, а также в порядке части 3 статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, обращая особое внимание на вопросы возмещения ущерба, причиненного правонарушениями государству.

3. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах:

3.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере федеральными органами исполнительной власти, органами надзора и контроля в округе, территориальными органами федеральных государственных органов, определенными Генеральным прокурором Российской Федерации.

3.2. Организовывать и контролировать с оказанием необходимой практической и методической помощи деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе обеспечением прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг. Обеспечивать взаимодействие подчиненных прокуратур с подразделениями Росфинмониторинга и Ростехнадзора в округе.

Видео (кликните для воспроизведения).

3.3. В ходе реализации предоставленных полномочий сосредотачивать особое внимание на вопросах подготовки к отопительному сезону, обеспечения его бесперебойного прохождения, предоставления населению тепло-, электро- и иных видов коммунальных ресурсов и услуг, своевременности расчетов за них, тарифного регулирования и ликвидации аварийного жилья.

Читайте так же:  Свидетельство на право подписи

3.4. Содействовать повышению эффективности работы прокуроров по координации деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в данной области правоотношений.

4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

4.1. Осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.

4.2. Систематически анализировать состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, изучать прокурорскую и иную правоприменительную практику, определять актуальные проблемы правоприменения на федеральном уровне, вносить предложения по их урегулированию.

4.3. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере.

5. Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью совершенствовать практику прокурорского надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, реализации оперативно-розыскных мероприятий, расследовании уголовных дел.

6. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих прокуратур в области надзора за исполнением законов о противодействии коррупции в жилищно-коммунальной сфере.

7. Главному уголовно-судебному управлению и управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе в пределах предоставленных полномочий на постоянной основе анализировать практику поддержания государственного обвинения, участия в гражданском, административном и арбитражном процессах.

8. Главной военной прокуратуре обеспечить постоянный надзор за неукоснительным исполнением органами военного управления, воинскими должностными лицами, руководителями специализированных организаций Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов требований законов, регламентирующих жилищно-коммунальную сферу.

9. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур докладные записки о результатах надзорной деятельности в жилищно-коммунальной сфере представлять к 30 января и 30 июля в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 настоящего приказа, согласно их компетенции.

Подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленным в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 8 настоящего приказа, обобщенную информацию о состоянии законности и практике прокурорского надзора в указанной области к 15 февраля и 15 августа направлять согласно их компетенции в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

10. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Обзор документа

Установлено, что надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере должен стать одним из приоритетных направлений работы для прокуроров.

Даны поручения прокурорам регионов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, управлениям в федеральных округах и другим подразделениям Генпрокуратуры России.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559554/

Нарушение жилищных прав граждан прокуратура

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Кадунова Екатерина Николаевна

студент 5 курса, юридический факультет ВятГГУ, РФ, г. Киров

Ложкина Татьяна Евгеньевна

научный руководитель, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета ВятГГУ, РФ, г. Киров

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства актуальны для подавляющего большинства российских граждан. На сегодняшний день область жилищных правоотношений является самой проблемной.

В течение последних десяти лет происходили экономические процессы и законодательные изменения, способствовавшие тому, что на смену муниципальным унитарным предприятиям по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, функционировавшим раньше при органах местного самоуправления, пришли сотни управляющих компаний и товариществ собственников жилья, многие из которых не владели ни практическим, ни теоретическим опытом управления жилищно-коммунальным комплексом и его ресурсами [3, с. 25].

Управление многоквартирным домом предполагает согласованность действий собственников квартир по принятию решений, касающихся управления. А управление требует высокой правовой культуры. Нередко, общее собрание собственников состоит из малознакомых собственников, что усложняет решение важных вопросов.

На первоначальным этапе данная тенденция была проигнорирована органами государственного контроля. Именно поэтому в данной сфере на сегодняшний день так много проблем.

Предмет прокурорского надзора в сфере жилищный прав граждан определен следующим образом: надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса, иных законов всеми надзорными органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами [1, с. 27].

В 2014 году органами прокуратуры Кировской области при осуществлении надзорных мероприятий по соблюдению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) выявлено 7446 нарушений закона, принесено 137 протестов, внесено 507 представлений, направлено в суды 988 заявлений, возбуждено 302 дела об административных правонарушениях, объявлено 487 предостережений. По итогам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 311 должностных лиц, к административной ответственности — 229 правонарушителей [5].

Следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением жилищного законодательства производится в нескольких направлениях: меры прокурорского реагирования по заявлениям и жалобам граждан, надзор за деятельностью управляющих организаций и товариществ собственников жилья (далее — ТСЖ), надзор за исполнением органами местного самоуправления контрольных полномочий в жилищной сфере, надзор за деятельностью контролирующих органов.

Рассмотрим каждое направление.

Ежегодно в кировскую прокуратуру поступает более десяти тысяч обращений от граждан по поводу нарушения жилищных прав [5]. В последнее время во многих субъектах создавались временные приемные Генерального прокурора РФ по вопросам ЖКХ, в которые обратилось большое число граждан, считавших, что их жилищные права нарушены. В результате деятельности таких приемных повсеместно выявлены массовые нарушения прав жильцов многоквартирных домов при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы, некачественного и несвоевременного оказания услуг ЖКХ, неисполнения жилищно-коммунальными организациями обязательств по содержанию общего имущества многоквартирных домов и другие нарушения.

Читайте так же:  Защита деловой репутации юридического лица образец

Из-за низкого уровня правовой культуры попытки самостоятельной защиты гражданином своих жилищный прав далеко не всегда дают результат.

Так, жильцы одного многоквартирного дома обратились в суд с требованием признать договор управления домом недействительным, так как они не участвовали в выборе управляющей компании. Однако, суд отказал в удовлетворении требований, сославшись на то, что протокол заочного голосования жильцов, на основании которого заключен договор, оспорен не был, хотя жильцы и не знали о его наличии. Также жильцы ежемесячно производили оплату по квитанциям управляющей компании. К договору прилагается реестр подписавших его собственников жилых помещений. Таким образом, договор соответствует всем законным требованиям. Кассационное обжалование также не принесло результатов [4, с. 40].

При неспособности защитить свои права самостоятельно, граждане обращаются в прокуратуру. Однако, и тут существует проблема. Граждане могут обратиться в прокуратуру коллективно и по отдельности.

Если прокурор сочтет, что ТСЖ или управляющая компания нарушили права гражданина, он обращается в суд от имени гражданина. Однако, случается так, что суд отказывает в принятии искового заявления, если оно подается в интересах одного собственника жилого помещения в доме на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса. В соответствие с данной статьей прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением в интересах лица только при условии, что лицо не может самостоятельно обратиться в суд по уважительной причине (по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности и т. д.). Таким образом, прокурор не всегда может защитить права гражданина, который не имеет вышеуказанных уважительных причин.

Надзор за деятельностью управляющих организаций и ТСЖ производится как в виде принятия жалоб от граждан, так и в виде плановых прокурорских проверок. Однако, бывают и неплановые проверки, которые проводятся прокуратурой в связи с поступившим сигналом о совершенном правонарушении и в случаях, когда проверка не терпит отлагательства (например, незаконное отключение от систем теплоснабжения в зимний период).

Чаще всего мерой прокурорского реагирования на выявленное правонарушение является предостережение или представление. Как и в случае поступления жалоб от граждан, прокурор может обратиться в суд с иском о ликвидации ТСЖ или управляющей организации, если нарушение носит грубый и неустранимый характер.

Также прокуратура надзирает за деятельностью органа местного самоуправления в сфере жилищного права.

В целях обеспечения соблюдения управляющими организациями обязательных требований, установленных законом, Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», был введен институт муниципального жилищного контроля. Казалось бы, количество нарушений должно было снизиться, так как появился новый вид контроля, но этого не произошло.

Значительное число нарушений допускается органами местного самоуправления при осуществлении нормотворческой деятельности. В 2012 году прокурорами выявлено 789 незаконных правовых актов, на которые принесено 787 протестов. Из них 656 приведены в соответствие с действующим законодательством [3, с. 27]. Самой частой причиной для оспаривания нормативных правовых актов являются — превышение компетенции при принятии тарифов, несоблюдение сроков начала и завершения отопительного периода.

Согласно статье 165 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок. Если по результатам проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Если собственники не могут выбрать способ управления домом в течение года, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации [2].

В подобных ситуациях и происходят нарушения. Орган местного самоуправления заключает договор без проведения конкурса, нарушая права собственников и жилищное законодательство. Выявив данное нарушение в результате прокурорской проверки, прокурор подает в суд исковое заявление о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки. Также при заключении договора с управляющей организацией или создании ТСЖ могут фальсифицироваться решения собраний собственников жилья, подделываться подписи жильцов дома.

Считая, что его жилищные права нарушены, гражданин может обратиться в орган государственного жилищного надзора, а именно в Государственную жилищную инспекцию, и тогда инспекция должна защищать его права, возможно, в судебном порядке. Согласно информации правительства Кировской области, число обращений граждан в Государственную жилищную инспекцию Кировской области быстро растет. Соответственно, нагрузка на данный контролирующий орган увеличивается, а это затрудняет защиту нарушенных прав граждан [6, с. 46].

Таким образом, можно сделать вывод, что нарушение жилищных прав граждан в сфере управления многоквартирным домом — сложная проблема, требующая для ее решения совместных усилий прокуратуры, органов государственной власти, местного самоуправления и органов государственного жилищного надзора.

Прокуратура не подменяет контрольные полномочия вышеперечисленных органов и не дублирует их. Она работает совместно с этими органами, пользуясь результатами их проверок и другими данными.

По результатам многолетней прокурорской практики можно сделать вывод, что все нарушения в сфере жилищного права нарушения носят системный, повторяющийся характер, независимо от уровня, на котором они совершаются.

Подводя итог, следует отметить, что у вышеуказанных органов есть четко определенные полномочия по контролю над жилищной сферой, полномочия прокурора часто совпадают с этими полномочиями. Считаю, что прокуратуре следует сделать основной упор на контроль над органами государственной власти, местного самоуправления, в части осуществления контроля над жилищной сферой, и органами государственного жилищного надзора. Ведь сначала жалобы граждан поступают именно в органы местного самоуправления и органы жилищного надзора, оставаясь там без внимания.

Читайте так же:  Оформление загранпаспорта за границей

Неисполнение этими органами своих обязанностей, игнорирование жалоб граждан приводит к совершению правонарушений в жилищной сфере. На мой взгляд, роль прокурорского надзора должна состоять в надзоре за исполнением закона контролирующими органами, а не непосредственно управляющими организациями и ТСЖ. Особое внимания должно уделяться выполнению ими обязанностей по выявлению и устранению правонарушений в сфере управления многоквартирными домами.

Источник: http://sibac.info/studconf/hum/xxvi/39689

Защита прокурором в суде прав граждан на жилище

Интервью с помощником прокурора Магаданской области Еленой Зариповой

Елена Зарипова. Фото: Павел Жданов. О нарушении жилищных прав, о количестве обращений в органы прокуратуры, кто может претендовать на жилье в льготном порядке, а также что необходимо сделать гражданину, чтобы прокурор обратился в суд в его защиту, «ВМ» рассказала помощник прокурора Магаданской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Елена Зарипова.

Вопрос-ответ

– Елена Васильевна, что является основанием для проведения проверки прокурором?

– Основанием для проведения прокурорской проверки является поступившая в органы прокуратуры информация о требующих принятия мер прокурором фактах нарушения законов, прав и свобод человека и гражданина. Такая информация может содержаться в заявлениях, жалобах и иных обращениях граждан, юридических лиц, должностных и иных лиц.

По статистике наибольшее число обращений граждан в органы прокуратуры связаны именно с нарушением жилищных прав. Это обращения на деятельность органов местного самоуправления, контролирующих и административных органов, управляющих организаций, по вопросам предоставления жилых помещений, невыполнения организациями ЖКХ стандартов оказания коммунальных услуг, содержания жилищного фонда и инженерных коммуникаций, несоблюдения порядка начисления платежей населению, порядка раскрытия информации о своей деятельности и другие.

Прокурорами в этой сфере проводятся систематические проверки, но не только по обращениям граждан, а и в рамках надзорных проверок исполнения органами государственной власти и местного самоуправления жилищного законодательства, при реализации жилищных программ и программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан.

В ходе таких проверок в 2018 году выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства, для устранения которых принимались различные меры прокурорского реагирования. В отдельных случаях наиболее эффективным способом восстановления нарушенных прав является обращение в суд.

Прокурорами в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц в 2018 году предъявлено более 60 исковых заявлений, в первом полугодии 2019 года – более 40, все они удовлетворены.

– Кто имеет право на предоставление жилого помещения в льготном порядке?

– Жилищным кодексом России предусмотрено право на предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Основания для постановки на данный учет в качестве нуждающихся также определены Жилищным кодексом, в их числе отсутствие у гражданина на каком-либо праве жилого помещения, в том числе на праве пользования, а также доход ниже прожиточного минимума.

– Существует ли норма о предоставлении такого жилья вне очереди?

– Да, исключения также предусмотрены жилищным кодексом и предусматривают внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в том числе гражданам:

– чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания, то есть аварийными и ремонту или реконструкции не подлежат;

– а также страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Перечень заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации и является исчерпывающим.

К числу заболеваний отнесены: туберкулез любых органов и систем, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с частыми припадками, заболевания, осложненные гангреной конечности, гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого.

В истекшем году прокуроры обратились в суд за защитой 12 граждан данной категории, иски удовлетворены, исполняются.

– Что надо сделать гражданину, чтобы прокурор обратился в суд в его защиту?

– Обратиться в суд с целью защиты конкретного лица прокурор может только при наличии обращения, содержащего просьбу об обращении в суд. Данное условие не распространяется в случае необходимости защиты в суде прав недееспособных и несовершеннолетних граждан.

– Граждане из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на льготное получение жилых помещений?

– На постоянном контроле прокуратуры области находятся вопросы обеспечения жильем данной категории лиц. Прокуратура выявляет многочисленные нарушения жилищных прав детей-сирот, вызванные тем, что объемы средств, выделяемых бюджетами всех уровней, не позволяют в полной мере решить эту проблему.

Благодаря принимаемым мерам прокурорского реагирования приводятся в соответствие с требованиями федерального законодательства региональные и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и сроки предоставления жилья данной категории граждан.

Заместителем прокурора в суд оспорены некоторые положения Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части отсутствия срока формирования жилищного фонда, а также срока направления заявителям письменных уведомлений о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд согласился с доводами прокурора, удовлетворил его требования. На сегодняшний день в НПА внесены соответствующие изменения.

В 2018 году нами осуществлена защита конкретных граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В суд предъявлено 23 иска к органам местного самоуправления о возложении обязанности предоставить пригодное для проживания жилье. В текущем году уже подано 34 таких иска. Все они удовлетворены.

Необходимо отметить, что все эти граждане были ранее включены в соответствующие списки лиц, право на получения жилья которых наступило в 2018 году, но жилые помещения им не только не предоставлены, но и не были для них приобретены.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://xn--80aaafghda1ak7aji6a0h.xn--p1ai/news/post/2305-zaschita-prokurorom-v-sude-prav-grazhdan-na-zhilische

Нарушение жилищных прав граждан прокуратура
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here