Нарушение прав человека во время войны

Понятие, виды военных преступлений в международном праве и ответственность за их совершение

Военное преступление в международном праве – особо тяжкое правонарушение, совершенное в ходе боевых действий, сопряженное с массовым уничтожением людей. Впервые международное сообщество заговорило о преступности в ходе вооруженных конфликтов после Первой мировой войны. После принятия ряда международных нормативных актов, регулирующих порядок ведения боевых действий, военные преступления не прекратились. Примеры таких правонарушений встречаются и по сей день.

Характеристика военных преступлений

Появление категории военных преступлений в международном праве обусловлено двумя главными факторами: техническим развитием и стремлением полностью уничтожить ресурсы противника. Появление новых типов вооружений, связанных с нанесением мучительной смерти, и оружия массового поражения привело к значительному повышению боевой мощи. Военные правонарушения получили окраску преступлений против человечности, поскольку уничтожение людей, бесчеловечное отношение и причинение страданий не должны становиться целями вооруженного конфликта.

Стремление уничтожить противника привело к появлению особых методов ведения войны. Разрушение гражданских построек, жилища, атаки на гражданское население, убийство военнопленных подрывают обороноспособность государства. Тем не менее деяния являются не оправданными с военной точки зрения, поскольку наносят ущерб не участвующим в конфликте людям.

Система международного гуманитарного права предусматривает исчерпывающий перечень военных преступлений во всех проявлениях. Они делятся на две крупных категории:

  1. Серьезные нарушения Женевских конвенций.
  2. Серьезные нарушения иных норм международного права.

Первая категория образует группу преступлений против человечности. Правонарушения связаны с умышленными действиями военнослужащих и распространяются на вооруженные силы противника. Женевская конвенция выделяет 8 наиболее тяжких военных преступлений в международном праве:

  • бесчеловечное отношение (пытки, эксперименты биологического характера, истязания и увод в рабство);
  • захват людей в качестве заложников;
  • причинение мучений, страданий, в том числе путем телесных повреждений (отрезание конечностей, ввод ядов в организм, психологическое насилие);
  • умышленное убийство (проявления действий убийства, не связанных с атакой противника или обороной);
  • перевод военнопленных, гражданского населения противника на службу в собственных войсках;
  • массовое уничтожение имущества, не связанное с ведением боевых действий;
  • лишение военнопленных, иных лиц нормального судопроизводства (вынесение решений формата «без суда и следствия»);
  • депортация, лишение свободы лиц, не связанные с законными основаниями.

Категория правонарушений, связанных с нарушением норм иных актов международного права, более разносторонняя. Среди такого рода деяний выделяют следующие группы преступлений:

  • нападение на гражданское население (отдельные убийства, массовые, геноцид);
  • нападение на гражданские объекты (школы, поликлиники, продовольственные места и т.п.);
  • удары по объектам, людям, транспорту гуманитарных организаций, действующих под эгидой ООН («Красный крест»);
  • нападения при условии, что преступник знал о риске причинения случайной гибели гражданским лицам и объектам и о несоразмерном ущербе;
  • удары по незащищенным объектам, которые не могут быть целями военных операций.

Важно! Преступления, совершенные в боевых условиях, не имеют сроков давности. Известны случаи, как военачальники привлекались спустя 50-60 лет после событий, когда имело место преступное деяние.

Международно-правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование военной преступности обеспечивается специализированными международными актами. Основным актом общего содержания является Римский статут Международного уголовного суда. Это документ, включающий понятие, классификацию военных преступлений, описывающий особенности уголовной ответственности и одновременно устанавливающих порядок производства по делам преступников.

Детализация правонарушений в зависимости от сферы и направленности содержится в Гаагских и Женевских конвенциях. Первая группа документов принята до Первой мировой войны – в 1899 и 1907 годах. Они регулируют порядок ведения боевых действий, разрешает и запрещает использование определенных типов оружия, методов, средств. Женевские конвенции составляют группу из 11 документов, принятых в период с 1864 по 1949 годы. Нормативные акты регламентируют преступления против раненых, больных, военнопленных, гражданского населения.

Вопросам регулирования военных преступлений посвящены другие документы. Они направлены на детализацию установленных в упомянутых выше конвенциях преступлениях, в том числе к условиям современных реалий вооруженных конфликтов. Условно документы можно разделить на следующие группы:

  • Дополнительные протоколы к Гаагским и Женевским конвенциям;
  • Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН;
  • Уставы Нюрнбергского, Токийского трибуналов, Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии);
  • иные документы (отраслевые конвенции, пакты).

Правоведы особую роль придают Закону № 10 Контрольного Совета в Германии, в который входили высшие военные начальники США, СССР, Великобритании и Франции. Документ стал первым нормативным актом внутреннего права, регулирующим положения о военных преступлениях. В § 1 ст. 2 Закона впервые была закреплена классификация преступлений, совершаемых в ходе вооруженных конфликтов, а в § 2 – круг субъектов, подлежащих привлечению к ответственности.

Ответственность за совершение военных преступлений

Ответом на совершение правонарушений в ходе вооруженных конфликтов является привлечение к уголовной ответственности. Долгое время главными юрисдикционными органами, принимавшими решения в отношении военных преступников, являлись трибуналы. Подобного рода органы создавались с целью расследования преступных деяний и наказания виновных в рамках определенных военных действий. Наиболее яркими примерами являются:

  • Нюрнбергский трибунал (над предводителями Третьего Рейха);
  • Токийских трибунал (над японскими военачальниками после Второй мировой войны);
  • Трибунал по Руанде (геноцид в 1994 году);
  • Трибунал по бывшей Югославии (гражданская война 1991-2001 года).

Римским статутом 1998 года был утвержден единый юрисдикционный судебный орган, действующий на постоянной основе. Международный уголовный суд начал работу в 2002 году, но первое дело было рассмотрено в 2005 году. С тех пор суд вынес приговоры в отношении порядка 30 лиц. Наказаниями могут быть только тюремное заключение, хотя трибуналы активно использовали смертную казнь.

Внимание! Консультативная служба МККК по международному гуманитарному праву известна лишь в узких кругах. Тем не менее орган является одним из важнейших в вопросе об уголовной ответственности за военные преступления. Служба содействует государствами, преступникам в выполнении обязательств, которые были назначены в качестве наказания судом или трибуналом.

Военные преступления являются наиболее серьезными правонарушениями, охватывающими широких спектр общественных отношений. Преступность подобного плана имеет направленность против мира, против человечности, поэтому вопросы о ней решаются на межгосударственном уровне. Международным сообществом принято множество нормативных актов, регламентирующих вопросы военной преступности. Привлечением к ответственности занимаются специальные юрисдикционные органы, основным из которых является Международный уголовный суд.

Источник: http://sprosi-urista.ru/ponyatie-vidy-voennyh-prestuplenij-v-mezhdunarodnom-prave-i-otvetstvennost-za-ih-sovershenie.html

Реализация проекта «Нарушение естественных прав человека в годы Второй мировой войны» в школе-интернате

Автор: Федосеева Ю. А., Соколова С.В.

В 2010 году, в год празднования 65-летия Победы советского народа над фашистской Германией, в школе был разработан и реализован проект «Нарушение естественных прав человека в годы Второй мировой войны».

Основная цель данного мероприятия – воспитание неприятия любой формы агрессии, нарушения прав людей, в том числе по расовому и национальному признаку; показать всю чудовищность нацизма, воспитывать сострадательное отношение к людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации военного времени; формировать чувство гордости за свой народ, который сумел спасти мир от фашизма.

1. Активизировать поисковую деятельность учащихся. Используя интернет-ресурсы и дополнительную литературу, ребята должны были найти материал по выбранной теме, обработать, осмыслить найденную информацию и представить ее в программе Power Point.

Читайте так же:  Моральный вред по потере кормильца

2. Развивать коммуникативные способности. Итогом проекта стала конференция, в ходе которой ребята не только выступали с презентацией своей работы, но и участвовали в диалоге.

3. Развивать аналитические и творческие способности учащихся. Участникам конференции было предложено сформулировать свое отношение к такому явлению как фашизм в форме эссе, синквейна, политического плаката.

· Групповой. В проекте участвуют классы, состав которых не превышает 10 человек, что является оптимальным для групповой деятельности.

· Информационный. Проект направлен на сбор информации с целью ее анализа, обобщения и представления для школьной аудитории.

· Монопроект, охватывающий область общественных дисциплин (история, обществознание)

Форма продуктивной деятельности: презентация на тему «Нарушение естественных прав человека в годы Второй мировой войны», используемая в дальнейшем на уроках общественных дисциплин.

Вид презентации проекта – конференция для старшеклассников с элементами театрализации.

Этапы выполнения проекта:

Вид деятельности учителя и учащихся

Учителями был организован круглый стол для старшеклассников на тему: «Международные правила ведения войны» по материалам Гаагских и Женевской конференций». Школьникам было предложено следующее задание: проанализировать материалы международных конференций, определить основные направления их работы по защите прав человека в военное время, выяснить, соблюдались ли решения международных конференций в годы Второй мировой войны. (см. приложение №2)

В результате обсуждения данных материалов была сформулирована проблема: «Нарушение естественных прав человека в годы Второй мировой войны».

Классы определили конкретные темы для проведения исследовательской работы в целях дальнейшего представления собранных и проанализированных материалов на общешкольной итоговой конференции (например, «Нарушение прав военнопленных», «Преступления против Красного Креста»); обсудили возможные источники информации и распределили роли в команде.

Рабочие группы под руководством учителей-консультантов обсудили собранную информацию, уточнили план деятельности.

Оформили проект в программе PowerPoint

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Выступление школьников с промежуточными презентациями по выбранной теме.

Рабочие группы представили разработанные презентации на итоговой конференции и выполнили творческую работу по заданной проблеме.

Примечание: учитывая специфику слабослышащих учащихся, учитель не только консультирует группы, но и оказывает им необходимую помощь.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые ребята и коллеги. Наша школа, как и вся страна, готовится к празднованию юбилейной даты – 65-летию Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Памяти советских воинов, которые отстояли свободу и независимость нашей Родины от врага, воинов, которые освободили Европу от фашизма, памяти всех жертв фашизма посвящается занятие: «Нарушение естественных прав человека в годы Второй мировой войны».

Беседа учителя с залом с опорой на знания, полученные на уроке обществознания

Введение в проблему

Вспомните, что мы называем естественными правами.

Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. К естественным правам относятся право на жизнь, право на свободу, право на собственность.

Подводя итог ответам детей, учитель обращает внимание на то, что естественные права человека были сформулированы еще в 17 веке английским философом Джоном Локком. И лишь во второй половине 19 века эти права были признаны европейскими государствами законодательно.

Чаще всего естественные права человека нарушаются во время войн.

Учитель напоминает о том, что в международном праве ведение войны рассматривалось в качестве законного средства разрешения споров между государствами. Чтобы придать законам и обычаям войны более гуманный характер, защитить те категории граждан, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях (мирное население на оккупированной территории, раненые и военнопленные), руководители государств собрались на конференции в Гааге (1899 и 1907 годы), в Женеве (1929 г.).

По достигнутым договоренностям военные действия должны вестись только против сражающихся армий, мирное население не может быть объектом военного нападения.

Защита проектов построена по схеме:

Как должно быть, как это было.

Защита проекта по теме:

«Политика оккупационных властей»

Формулировка оценочного суждения

Защита проекта «Преступления против Красного Креста

Формулировка оценочного суждения

Защита проекта «Положение советских военнопленных»

Формулировка оценочного суждения

Защита проекта «Геноцид»

Формулировка оценочного суждения

Защита проекта «Преступления против детства»

Тема 1. Оккупация. Раздел «О военной власти на территории неприятельского государства».

Территории СССР, оккупированные фашистской Германией.

Ваша задача внимательно слушать, следить за текстом на экране, запоминать. В конце занятия вам будет предложена творческое задание: сформулировать свое отношение к фашизму.

Учитель: О чем вы прослушали сообщение?

(Мы узнали о том, как действовали оккупационные власти Германии на советской территории)

Какой вывод вы можете сделать из данного сообщения?

Мы пришли к выводу, что на территории Советского Союза фашистская Германия нарушала международные конвенции, нарушала законы ведения войны.

В чем это проявилось?

Оккупационные власти планировали отдать нашу землю немцам; славяне использовались как рабы; люди умирали от голода и изнурительного труда, людей казнили, их насильно угоняли в Германию, разлучали родителей с детьми, немцы занимались грабежом, вывозом ценностей.

Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ о действиях фашистов на захваченной территории? Что вызвало возмущение?

(Меня возмутили слова: «Русский должен умереть, чтобы мы могли жить. Славяне должны работать как рабы. Как только они будут не нужны, они должны умереть»)

Далее учащимся предлагаются для ознакомления данные Всероссийской книги памяти.

Тема 2. Преступления против Красного Креста.

Информационная справка о создании и назначении международной организации «Красный Крест»

К какому выводу вы пришли, прослушав сообщение ребят.

Фашистская Германия грубо нарушала принципы милосердия и гуманного отношения к раненым. Фашистские самолеты и танки безжалостно расстреливали поезда с ранеными воинами. За лечение воинов Красной Армии, оказание им помощи, полагался расстрел.

Тема 3. Нарушение прав военнопленных.

Информационная справка об обязанностях воюющих сторон по содержанию военнопленных согласно Женевской конвенции.

Учитель: Какой вывод можно сделать из выступления ребят?

Фашистская Германия грубо нарушала права военнопленных.

Чем вы подтвердите сделанный вывод?

Советским военнопленным не было предоставлено жилье, соответствующие требованиям гигиены; их не лечили, не было полноценного питания, использовали на тяжелых работах, их уничтожали отравляющими веществами.

Тема 4: Преступления против отдельных народов по национальному признаку. Геноцид. Холокост.

Учитель: Самые нечеловеческие, зверские, ужасные преступления нацистов были уже после войны названы словами «геноцид» и «холокост».

Геноцид — в переводе с греческого убиваю род, племя;

в международном праве — одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Какой вывод можно сделать из этого сообщения?

Нацизм страшен тем, что он делит людей на полноценных и неполноценных, людей низшего сорта. Неполноценные не имеют право жить, они должны умереть. Нацизм уничтожает людей безжалостно, миллионами, создав для этого газовые камеры и крематории.

Учитель: К счастью, во время войны, находились мужественные люди и в самой Германии, оказывая помощь евреям, и в мире. К таким людям относился Рауль Валленберг. Так как наши ребята поступают в институт имени Рауля Валленберга, и мы дружим с этим учебным заведением, мы посчитали нужным рассказать вам об этом светлом человеке.

Тема 5. Преступления против детства.

Учитель: Говоря о преступлениях фашистов, нельзя не сказать о том, каким было отношение к самым беззащитным – детям.

Читайте так же:  Досудебное письмо претензия образец

Учитель: Ребята, какие чувства вы сейчас испытывали

Чувство сострадания, боли, жалости, гнева. Как могли взрослые люди так поступать с маленькими детьми!

Демонстрация слайдов 5, 6

Карточка 1. Оккупационный режим. Речевые конструкции.

Беседа с залом с опорой на речевые конструкции

Источник: http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1082

Защита прав личности во время вооруженного конфликта. Жертвы войны.

Жертвы войны — это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.

К жертвам войны международное гуманитарное право относит:

1) раненых; 2) больных; 3) потерпевших кораблекрушение из состава ВС на море; 4) военнопленных; 5) гражданское население.

Правовой статус раненых и больных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие ≪раненые≫ и ≪больные≫ распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. В отношении указанных лиц нельзя:

1) посягать на жизнь и физическую неприкосновенность;

2) брать в заложники;

3) посягать на человеческое достоинство;

4) без судебного решения осуждать и применять наказание.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).

Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий Непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Т.о.деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

В свете современного МП статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Важнейшими источниками права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

• Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

• Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

• Конвенция об обращении с военнопленными;

• Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Запрещено размещать военнопленных в качестве ≪военного щита≫ в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства. В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.

Плен — ограничение свободы лица, принимавшего участие в военных (боевых) действиях, с целью недопущения его к дальнейшему участию в них. Право брать в плен принадлежит исключительно Г в лице его военных органов.

Объектом военного плена могут быть только лица, фактически принимавшие участие в военных действиях. Поэтому ему не подлежат: 1)мирные неприятельские подданные; 2) корреспонденты, находящиеся при армии; 3) согласно Женевским конвенциям — личный состав госпиталей и военных лазаретов, а равно священнослужители.

Оккупа́ция — занятие ВС Г не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней, обычно временное. Оккупацию следует отличать от аннексии, акта присоединения государством всей или части чужой территории в одностороннем порядке.

Режим и правовые нормы военной оккупации определены специальными международными соглашениями, принятыми на IV Гаагской конференции 1907 года, а также Женевскими конвенциями 1949 года и протоколами к ним от 1977 года. Согласно этим международным документам военная оккупация является временным занятием вооруженными силами одного государства территории другого государства с принятием на себя важнейших функций управления. Такая территория считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Оккупирующее государство обязано уважать права человека, исключать депортации и массовые экзекуции населения. Оккупационная армия имеет право изымать деньги, казну и другие госактивы, но частная собственность, а также имущество общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений должна быть неприкосновенна.

Юридическое положение военнопленных обусловливается тремя признаками: 1) они не преступники; 2) враги, сохраняющие своё подданство; 3) военные.

Они имеют поэтому право на обращение и содержание, соответствующие тому положению, которое они занимали в своей армии; принуждение их к участию в военных действиях против их отечества в какой бы то ни было форме недопустимо. В случае побега и последующей затем поимки они не могут быть подвергнуты наказанию. Они подчиняются военной дисциплине и подсудны военному суду (по российским законам — до передачи в ведение гражданского начальства).

Обращение с военнопленными регулируется Третьей Женевской конвенцией 1949 г. МККК посещает военнопленных и следит за условиями содержания и обращения с ними.

Состояние военного плена устанавливается моментом захвата, прекращается — заключением мира или обменом пленных. Хотя заключение мира есть общее и безусловное основание для освобождение всех пленных, но, по разным причинам, допускаются исключения: пленные освобождаются отдельными партиями, или освобождение обусловливается обязательством отправить их для дальнейшей службы в известную местность.

Правовой статус гражданского населения (ГН), т. е. лиц, не принадлежащих к комбатантам и не участвующих в военных действиях.

Конвенцией 1949 г. При этом защита гражданского населения осуществляется

в обоих видах вооруженных конфликтов — международного и немеждународного характера.

1) необходимо предоставлять ГН права и свободы без дискриминации по признакам расы, национальности, религии и политических убеждений.

2) Дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие

войны, не должны быть предоставлены самим себе. — необходимо обеспечить их содержание и воспитание.

3) непримение к ГН любые меры физического или морального воздействия в целях получения от них каких-л. сведений.

4) запрет причинения физ. страдания гражданскому населению (никаких мер гибели ГН, убийтсва, пытки, увечья, опыты)

5) запрет коллективные наказания, испытание голодом, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников.

Защита культурных ценностей.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного

Конфликта 1954, Протокол к этой Конвенции, а 26 марта 1999 г. — Второй

протокол к ней. В целях защиты культурных ценностей воюющие должны:

1) запрещать использовать культурные ценности, сооружения для их защиты,

2) запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;

3) запрещается реквизиция и принятие любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей

№12. Регион-ые МО.

Наряду с универсальными МО существуют региональные, членами кот явл гос-ва определенного географич-го района. Объектом деятельности могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

Европейский союз. Европейские сообщества объединяют две международные организации: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество. Первоначальными членами сообществ были шесть государств — Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, в последующие годы вошли Дания, Ирландия, Великобр, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция.

Читайте так же:  Практика взыскания судами судебных расходов

В социально-экономической сфере деят-ть Союза вкл отмену тамож сборов, общ торговую политику, внутренний рынок, свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов, введение единой валюты (евро), учреждение Европ-ого центрального банка, общую политику в области с/х, рыболовства, транспорта, предотвращение нарушения правил конкуренции на внутреннем рынке и др. Политический союз охватывает общ внешн политику и безопасность, юстицию и внутр дела. Политика и безопасность направлены на обеспечение фундаментальных интересов Европейского союза путем согласования позиций и совместных действий, в том числе военного характера в целях защиты общих ценностей, независимости и целостности Союза, всемерного укрепления его безопасности, сохранения мира, действия международному сотрудничеству, развития демократии и законности, уважения прав человека.

Государства обязуются воздерживаться от любых действий, противоречащих интересам Союза, информируют и консультируют друг друга по любому вопросу внешней политики и безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая могла бы быть преобразована в общую оборону.

Договором предусматривается введение единого гражданства ЕС, что тж неизвестно ни одной м-нар орг-ии. Это сопровождается и закреплением некот политич прав, в частности избирательных. Каждый гражданин, проживающий в другом государстве — члене Союза, имеет право избирать и быть избранным на муниципальных выборах и выборах в Европарламент.

Органы Совета Европы: Комитет Министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По определенным вопросам его решения имеют обязательный характер;

Парламентская Ассамблея, включающая в себя представителей каждого государства-члена, избираемых (назначаемых) из состава его парламента. Конгресс местных и региональных властей Европы, представляющий соответствующие органы государств-членов и включающий делегации от территориальных образований. Его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов; Секретариат, являющийся административным органом Совета Европы и возглавляемый Генеральным секретарем (избирается Парламентской Ассамблеей на 5 лет).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусмотрела создание двух специальных органов — Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства — члены Совета Европы. Протокол № 11 к Конвенции произвел реорганизацию — замену Комиссии и Суда единым постоянным органом — Европейским Судом по правам человека.

Штаб-квартира Совета Европы расположена в г. Страсбурге (Франция). При штаб-квартире аккредитовано Постоянное представительство РФ. Официальные языки — английский и французский. Перевод конвенции или иного документа на язык, не признанный официальным, именуется.

Источник: http://infopedia.su/17x12ac0.html

Human Rights Watch: во время войны в Южной Осетии международное право нарушала и Россия, и Грузия

Россия и Грузия во время войны в Южной Осетии нарушали международное право, провоцируя потери среди мирных жителей, а югоосетинские власти в своих первых заявлениях после августовской войны в десять раз завысили количество погибших. Об этом говорится в докладе «На войне как на войне?» международной правозащитной организации Human Rights Watch.

Напомним, что в своем ежегодном докладе, опубликованном 14 января, Human Rights Watch подвергла Россию критике за военные преступления и нарушения прав человека во время конфликта в Южной Осетии.

Нарушениям прав человека в Южной Осетии посвящены 147 страниц обширного доклада. Это итог почти полугодовой работы Human Rights Watch.

По словам заместителя главы московского офиса Human Rights Watch Татьяны Локшиной, «это действительно очень-очень объемный доклад, в котором суммирована вся та информация, которую удалось собрать в зоне конфликта, как в первые дни после его начала, так и в последующие несколько месяцев».

Human Rights Watch приоритезировал эту ситуацию, потому что, с точки зрения прав человека, это было огромным вызовом, это первый вооруженный конфликт между странами — членами Совета Европы и буквально с самого начала конфликта наш и исследователи работали как в Южной Осетии, так, собственно, и в Грузии, отметила Локшина.

«А ведь нарушения международного гуманитарного права, нарушения прав человека не закончились тогда, когда закончились активные боевые действия. После 15 августа продолжались поджоги, продолжалось мародерство в грузинских селах как на территории Южной Осетии, так и, собственно, в Грузии. И эти события мы тоже документировали. Я бы сказала, что те, которые хотят получить ответы на наболевшие вопросы, — кто же все-таки начал первым, кто же все-таки больше виноват, — наверное, могут даже и не читать этот доклад, потому что как раз этих вопросов он не затрагивает. В докладе задокументированы те нарушения международного гуманитарного права, которые осуществлялись всеми сторонами конфликта», — заявила Локшина в эфире «Эха Москвы».

По словам правозащитницы, в докладе, рассказывается о том, что, кроме человеческих жертв, «кроме людей, которые погибли во время боевых действий, кроме людей, которые потеряли близких, кроме людей, которые потеряли дома, имущество, кроме, наконец, людей, которые были вынуждены бежать и до сих пор не могут вернуться в свои дома, а их около 20 тысяч человек, у этой войны есть и другая жертва — само международное право, к которому все стороны конфликта отнеслись с пренебрежением».

«Фокусирование внимания на том, кто начал войну, или кто совершил более тяжелые преступления, отводит наше внимание от важнейшего вопроса — это передача совершивших преступления лиц правосудию и неотложная необходимость предоставления возможности перемещенным лицам на безопасное возвращение домой», — заявила Рейчел Денбер, директор Департамента Европы и Центральной Азии организации Human Rights Watch.

«Мы не пытаемся выяснить, кто начал войну, кто вел себя хуже, а кто лучше. Мы считаем, что все стороны конфликта допустили серьезные нарушения гуманитарного права», — согласна с Денбер исследователь отдела по чрезвычайным ситуациям Human Rights Watch Анна Нейстат.

Правозащитники отметили вину каждой стороны в произошедшей трагедии.

«Грузинские войска при обстреле Южной Осетии применили неизбирательную и избыточную силу. Применение «Града» грузинскими военнослужащими при обстреле Цхинвали и окрестных населенных сел привело к жертвам среди гражданского населения», — сказала замглавы московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина.

Анна Нейстат добавила, что правозащитники зафиксировали факты использования грузинскими и российскими военными в ходе конфликта кассетных боеприпасов. «Грузия признала применение кассетных боеприпасов, но не там, где нам удалось обнаружить. Мы зафиксировали грузинские кассетные бомбы в грузинских селах», — сказала Нейстат. Она отметила, что Грузия применяла кассетные бомбы израильского происхождения.

Москва использование кассетных бомб до сих пор не признает, однако кассетные боеприпасы Анна Нейстат видела своими глазами, сообщает «Эхо Москвы».

Согласно докладу, HRW также установила, что в ряде случаев в Южной Осетии и на неспорных территориях Грузии российские вооруженные силы осуществили воздушные, артиллерийские и танковые не нацеленные атаки, в результате чего «погибло и было ранено множество гражданских лиц». Согласно докладу, HRW документально подтвердила, что российские военные во время вторжения в Горийский район открыли огонь по автомобилям гражданских лиц, в результате чего погибли и были ранены мирные граждане, пишет «Грузия Online».

Кроме того, по мнению правозащитников, российские войска сделали недостаточно для обеспечения безопасности грузинских сел в Южной Осетии. Напомним, в августе сообщалось о том, что осетинские боевики грабят и жгут дома, принадлежавшие грузинам, убивают жителей грузинских сел или заставляют их покидать территорию самопровозглашеной республики.

Читайте так же:  Как выгнать барабашку из дома

Как утверждает Татьяна Локшина, в результате конфликта гораздо более 20 тысяч человек стали беженцами. » Что касается 20 тысяч человек, которые были вынуждены покинуть свои дома, таких людей было гораздо больше. 20 тысяч — это только люди, которые бежали из анклавных грузинских сел, то есть сел под санакоевской администрацией на территории Южной Осетии. Те люди, которые в принципе не могут вернуться, потому что их дома сожжены, их села сожжены. И даже те из них, кто готов сейчас заново сам отстроить свои дома, не могут поехать назад, потому что не создано никаких условий для возвращения, не создано никаких условий с точки зрения безопасности. Вот таких людей 20 тысяч. А было их гораздо больше», — говорит Локшина.

Представители Human Rights Watch подтвердили, что анклавные грузинские села в Южной Осетии были полностью сожжены. Это была настоящая этническая чистка, считают правозащитники. Тогда как фактам геноцида, который, по заявлениям российского следственного комитета, осуществляли грузины по отношению к осетинам, они не нашли подтверждения, отмечает «Эхо Москвы».

«Вместо защиты гражданского населения, российская армия предоставила возможность югоосетинским вооруженным силам и осетинским добровольцам вести неоправданное и широкомасштабное мародерство, сжигать жилые дома грузин и убивать, избивать, насиловать и запугивать людей, — заявила Рейчел Денбер, — Такие намеренные нападения являются военным преступлением и если они носят широкомасштабный и систематический характер, в связи с такими действиями могут быть возбуждено уголовное преследование, как в связи с преступлением против человечества».

Согласно докладу, югоосетинские силы «иногда вместе с русскими» самовольно задержали, как минимум, 159 этнических грузин, из задержанных убили, как минимум, одного, и почти со всеми остальным обращались нечеловечески и с оскорблением достоинства в местах задержания, где были созданы несоответствующие человеку условия.

Согласно докладу, как минимум, четверо грузинских пленных были подвергнуты пыткам, и как минимум, трое осуждены югоосетинскими силами. В докладе также говорится, что грузинские силы избили и обращались плохо, как минимум с пятерыми из задержанных 32 осетин.

«Как Грузия, так и Россия должны провести беспристрастное и основательное расследование преступлений, совершенных их военными, — заявила Рейчел Денбер, — Россия также должна поступить в отношении случаев преступлений, совершенных югоосетинскими вооруженными силами, так как реальный контроль над Южной Осетией осуществляет Россия. Россия и Грузия должны обеспечить передачу правосудию всех тех лиц, кто совершил преступления, и обеспечить также соответствующую компенсацию множествам жертв конфликта».

Касательно югоосетинской стороны, в докладе говорится, что сразу после конфликта официальные лица в Южной Осетии заявили о 2 тыс. погибших, потом, говорилось о 1,6 тыс. погибших. Однако «на сегодняшний момент Следственный комитет при прокуратуре РФ смог предоставить информацию о 162 жертвах», — сообщила исследователь отдела по чрезвычайным ситуациям Human Rights Watch Анна Нейстат. «Разница нам кажется очень существенной», — приводит слова эксперта «Интерфакс».

Слова осетинских властей о 2 тыс. убитых подтверждал в августе и российский посол в Грузии Вячеслав Коваленко. Представители Human Rights Watch уже тогда засомневались в правильности подобных оценок.

Сейчас, отмечают правозащитники, ситуация в Южной Осетии близка к гуманитарной катастрофе, говорят правозащитники. Москва отсылает тоннами гуманитарную помощь, но она практически не доходит до населения. Кроме того, многие жители лишились крова и вынуждены зимовать в нечеловеческих условиях.

Доклад об августовском грузино-югоосетинском конфликте правозащитники «Human Rights Watch» намерены направить в российскую прокуратуру и властям Грузии, заявила Анна Нейстат.

«Все документы, разумеется, у нас есть. Пока эти документы мы никуда не передавали, хотя, разумеется, наш доклад мы будем направлять и в российскую прокуратуру, и грузинским властям», — заявила А.Нейстат на пресс-конференции в «Интерфаксе».

Она отметила, что представители организации многократно обращались к властям России и Грузии с просьбой предоставить информацию, полученную в ходе официального расследования тех событий.

«Единственный ответ мы получили из прокуратуры (РФ), которая сказала, что расследованием занимается Следственный комитет и наше обращение будет туда передано, но на сегодняшний момент никакого ответа мы не получили», — сказала Нейстат.

Отметим, что на протяжении всего 2008 года Human Rights Watch регулярно публиковала доклады и заявления, посвященные ситуации в зоне конфликта Южной Осетии и Грузии.

«Кавказский узел» ранее представил серию видеоматериалов «Свидетели войны», снятых собственным корреспондентом в пострадавшей от военного конфликта Южной Осетии.

Первая часть знакомит зрителей с двумя стариками-грузинами, остававшимися в сожженном и разграбленном грузинском селе Авневи Знаурского района Южной Осетии. Вторая и третья части представляют взгляд на прошедшую войну председателя Ассоциации женщин Южной Осетии за демократию и защиту прав человека, директора Ресурс-центра неправительственных организаций Южной Осетии Лиры Цховребовой.

Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/HRW_war_Ossetia

Комитет против пыток ООН указал на нарушение прав человека на Северном Кавказе

Ситуация на Северном Кавказе вызывает серьезную обеспокоенность, там фиксируются внесудебные казни, пытки, похищения, которые не расследуются, заявил сегодня член Комитета против пыток ООН Клод Хеллер при представлении доклада России. Российские правозащитники призвали ООН обратить особое внимание на нарушение прав человека в Чечне.

Как писал «Кавказский узел», в Международный день ООН в поддержку жертв пыток правозащитники спрогнозировали рост числа жалоб с Северного Кавказа, хотя жители региона неохотно сообщают о подобных преступлениях. Юристы назвали исключением дошедшие до суда дела о пытках.

Сегодня в Женеве Россия представила Комитету против пыток ООН доклад, посвященный выполнению в стране «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

Российскую делегацию возглавляет заместитель министра юстиции, уполномоченный России при Европейском суде по правам человека Михаил Гальперин. В составе делегации — представители Минюста, МИД, Минобороны, ФСИН и Генеральной прокуратуры.

Гальперин в своем выступлении рассказал, как за последние шесть лет было усовершенствовано российское законодательство. По его словам, по закону сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять силу, ограничения установлены на применение спецсредств — например, в отношении беременных женщин и инвалидов. Само применение спецсредств фиксируется видеорегистратором, пишут сегодня «Ведомости».

По данным издания, Михаил Гальперин также отметил, что было изменено законодательство, касающееся уголовного наказания: смягчены требования к находящимся в заключении женщинам, расширены права членов Общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Во всех случаях нарушения правоохранительными органами прав задержанных на публичных мероприятиях проводятся проверки, подчеркнул Гальперин.

По его словам, большое внимание уделяется защите прав человека, а все ведомства находятся в постоянном взаимодействии с уполномоченным по правам человека, Советом по правам человека и общественными организациями.

Вопросы, озвученные членами Комитета против пыток ООН после представления доклада, привела российская правозащитная организация «Комитет против пыток» на своей странице в Facebook.

Комитет против пыток ООН заинтересовала ситуация с нарушением прав человека на Северном Кавказе

Члены Комитета против пыток обратили внимание на нарушение прав человека на Северном Кавказе и преследование правозащитников, дав свои рекомендации.

Среди высказанных членами комитета рекомендаций для России была упомянута поддержка НКО, которые заняты мониторингом нарушения прав человека, особенно в Чечне и Дагестане, сообщает РБК.

Читайте так же:  Установление личности потерпевшего

«Закон «Об иностранных агентах» заставил многие правозащитные организации прекратить свою деятельность или значительно усложнил их работу. Будет ли Россия приводить этот закон в соответствие с международными стандартами и рекомендациями?» — цитируется вопрос члена КПП ООН Клода Хеллера в трансляции российской правозащитной организации «Комитет против пыток».

Норма о СМИ-«иноагентах» была введена в законодательство России в конце 2017 года в качестве «зеркального ответа» на действия США в отношении российских телеканалов Russia Today и Sputnik. Согласно тексту закона, иноагентами могут быть признаны СМИ, получающие финансовую помощь от иностранных государств или организаций.

Хеллер также выразил обеспокоенность ситуацией на Северном Кавказе. «Ситуация на Северном Кавказе по-прежнему вызывает серьезную обеспокоенность: внесудебные казни, пытки, похищения. Все эти преступления не расследуются. Также значительно ухудшилось положение правозащитников в этом регионе. Наша рекомендация России: необходимо поддерживать работу правозащитников в этом регионе и обеспечить их безопасность», — отмечается в трансляции.

Правозащитники призвали КПП ООН обратить внимание на преследование Гериева и Титиева

Россия должна реформировать систему адвокатов по назначению, провести расследование всех уголовных дел о нарушении прав человека на Северном Кавказе и эффективнее расследовать заявления о применении пыток, рекомендовали в своем докладе, представленном в Комитет ООН против пыток, российские правозащитники.

В документе, опубликованном сегодня на сайтах правозащитных организаций «Гражданское содействие» и Правозащитный центр «Мемориал», отмечается, что он «направлен на привлечение внимания к наиболее актуальным проблемам, которые не нашли отражения в официальном докладе».

Доклад подготовлен общими усилиями российских неправительственных организаций: Фонда «Общественный вердикт», Комитета «Гражданское содействие», Правозащитного центра «Мемориал», ОВД-инфо, Солдатских матерей Санкт-Петербурга, Независимой психиатрической ассоциации России, Института прав человека, Фонда «Правовая инициатива», Экспертно-правовой группы СТАКС, инициативы «Психологи для гражданского общества», «Гражданской комиссии по правам человека», Уральской правозашитной группы, Ассоциации «Правовая основа», Межрегионального центра прав человека, Антидискриминационного Центра «Мемориал», фонда «Социальное партнерство», Руси Сидящей и экспертов: Натальи Лютой, члена ОНК прежних созывов
Калининградской области, и Людмилы Альперн, члена ОНК прежних созывов в Москве, говорится в документе.

Особое внимание в докладе уделено ситуации на Северном Кавказе. «В 2012–2017 годы Европейский суд по правам человека вынес постановления по 124 жалобам на насильственные исчезновения на Северном Кавказе (в Чеченской Республике, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия-Алания и Республике Дагестан). В них речь идет о 126 уголовных делах по похищению 195 человек. Во всех постановлениях суд установил отсутствие эффективного расследования насильственных исчезновений», — отмечается в докладе.

По данным правозащитников, ни одно из этих дел так и не было раскрыто.

При этом в докладе отмечается, что на Северном Кавказе осложнилось положение правозащитников, а также адвокатов и журналистов, пишущих на правозащитные темы. «Неизвестные лица» неоднократно нападали на правозащитников, сотрудничающих с ними журналистов и адвокатов, некоторым нанесены серьезные травмы. Подвергались нападениям, погромам и поджогам офисы правозащитных организаций», — подчеркивается в документе.

Авторы доклада напомнили о делах признанных политзаключенными корреспондента «Кавказского узла» Жалауди Гериева и сотрудницы дагестанской организации «Правозащита» Заремы Багавутдиновой, об избиении восьми правозащитников и журналистов, а также водителя микроавтобуса Сводной мобильной группы «Комитета по предотвращению пыток», которые направлялись в Грозный, а также о попытке убрать с Северного Кавказа Правозащитный центр «Мемориал» и деле Оюба Титиева.

Оюб Титиев с 11 января находится под стражей по обвинению в хранении марихуаны. Правозащитник вину не признает, заявляя, что наркотики ему подбросил силовик. По мнению защиты, дело Титиева должно было расследоваться и рассматриваться судом за пределами Чечни, так как руководство республики не раз высказывалось о виновности правозащитника. Верховный суд Чечни 5 июля отказал защите в изменении территориальной подсудности дела.

Правозащитники также указали на отсутствие адекватного расследования исчезновения в Чечне 27 человек после нападения на полицейских в Грозном, о котором 9 июля сообщила «Новая газета» в статье «Это была казнь. В ночь на 26 января в Грозном расстреляли десятки людей».

«По итогам проверки следователи восемь раз выносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые затем отменялись вышестоящими органами как незаконные и необоснованные. Выводы следователей в значительной мере основывались на показаниях сотрудников правоохранительных органов, которые утверждали, что 22 фигуранта «расстрельного списка» уехали из России на Ближний Восток воевать. Именно этим объясняется исчезновение людей», — подчеркивается в докладе.

Правозащитники в своем докладе дали рекомендации по Северному Кавказу, указав на необходимость провести эффективное расследование всех уголовных дел, связанных с нарушением прав человека, обратив особое внимание на Чечню, «оказывать содействие российским и международным правозащитным НКО в их работе на Северном Кавказе по мониторингу ситуации с соблюдением прав человека и обеспечить безопасность сотрудников таких организаций», обеспечить объективный и непредвзятый пересмотр уголовных дел, в частности, дела Гериева, и провести проверку по заявлению Оюба Титиева о подбросе ему наркотиков.

Human Rights Watch напомнила о ситуации с правами человека в Чечне

Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала ранее меморандум о «вызывающих озабоченность» вопросах соблюдения властями России Конвенции против пыток, уделив особое внимание Чечне.

HRW подчеркнуло, что рассмотрение КПП отчета РФ будет происходить «на фоне ухудшения климата в области прав человека в России, что отрицательно сказывается на свободе собраний и выражения мнений», написал 12 июля «Коммерсант».

«При ограничении этих прав человека российские официальные лица неоднократно применяли преследования и пытки», — утверждают правозащитники.

В центре их внимания оказались нарушения конвенции в Чечне: «случаи внесудебных задержаний, применение пыток и жестокого обращения, а также казни и насильственные похищения сотрудниками службы безопасности». «Долгосрочная безнаказанность служит для продолжения злоупотреблений и способствует утрате доверия к российскому и международному праву пострадавшими местными общинами», — отмечается в документе.

В своем меморандуме Human Rights Watch напоминает о преследованиях за критику чеченских властей, а также задержаниях представителей ЛГБТ-сообществ.

В начале апреля 2017 года «Новая газета» сообщила о массовых преследованиях, пытках и ряде случаев убийств геев в Чечне. Власти республики заявили, что геев в Чечне нет, указав при этом, что с гомосексуальными людьми в Чечне зачастую расправляются их же родственники. По данным правозащитников, с декабря 2017 года в Чечне силовиками было организовано как минимум три продолжительных волны облав на геев, говорится в справке «Кавказского узла» «Кавказ без гей-парадов — как в Чечне притесняют «тех, кого нет».

Авторы доклада также особо отметили арест главы чеченского офиса «Мемориала» Оюба Титиева, расценивая его как попытку пресечь деятельность единственного НКО в Чечне, куда могли обратиться жертвы пыток.

HRW призвало комитет ООН оценить на основании приведенных фактов роль и эффективность СКР в расследовании утверждений о пытках с точки зрения выполнения Россией своих обязательств по конвенции.

Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в Чечне собраны «Кавказским узлом» на специальной тематической странице «Инакомыслие в Чечне».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/323494/

Нарушение прав человека во время войны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here