Гражданское чувство ответственности

Что такое гражданская ответственность в страховании – примеры и договор

Понятие гражданской ответственности касается отдельного гражданина либо юридического лица, она вступает в силу при нарушении им действующих норм гражданского правоотношения обязанностей.

Основное содержание таких отношений – имущественное. Выражается гражданская ответственность в возмещении убытков, штрафов, применении неимущественных санкций вроде опровержения распространяемых физическим или юридическим лицом ложных сведений о другом человеке или компании. Подробнее о видах, формах данных правоотношений, законодательной базе и страховых случаях далее.

Определение

Гражданско-правовая форма ответственности – это юридическое, официально закрепленное в законе понятие, под которым подразумевается наступление тех или иных последствий для лица, которое нарушило требования закона, либо определенные обязательства. Механизм ее реализации предполагает компенсацию материальных, моральных убытков пострадавшей стороне.

Характер гражданской ответственности – имущественный. С имущественным страхованием подробнее можно ознакомиться здесь.

Страхование гражданской ответственности или существует самостоятельно, или является следствием административного правонарушения, уголовного преступления. Во втором случае дело касается главным образом о возмещении потерь (имущественных, моральных), а не наказании.

В зависимости от оснований возникновения гражданская ответственность может быть:

  • образовавшейся в результате нарушения пунктов договора;
  • появившейся из-за несоблюдения законодательных норм.

С учетом порядка распределения страхового долга между нарушителями правоотношения делятся на:

  • долевые – в данном случае санкционную нагрузку несет все виновные лица в равных долях;
  • солидарные – материальное требование направляется к одному лицу и строго в полном объеме, а оно уже взыскивает лишние деньги из уплаченной суммы с остальных виновников;
  • субсидиарные – материальные убытки возмещаются не должником лично, а другими лицами (родители, поручители, пр.).

Почему может возникнуть необходимость в оформлении страхования гражданской ответственности описано в данной статье.

С учетом характера распределения ответственности по долговым обязательствам гражданская ответственность бывает солидарной, долевой и субсидиарной.

По отношению к виновнику гражданская ответственность бывает:

  • непосредственной (налагается за совершенное ранее правонарушение);
  • в форме регресса (в данном случае степень вины в нанесенных убытках для третьего лица будет опосредованная).

На аналогичных основаниях выделяется ответственность за третьих лиц и личная.

В решениях заседаний судебных представителей указывается обычно только тип распределения долга между виновными – остальные виды ответственности в официальных документах не указываются.

Что касается форм выражения санкционных последствий, то возможны следующие варианты:

  1. Компенсационная – в формате возмещения пострадавшему ущерба (компенсация морального, имущественного вреда). Например, в случае, если была повреждена недвижимость. Про страхование гражданской ответственности касательно квартиры читайте далее.
  2. Штрафная – наказание виновника на нарушения (проценты, неустойка, лишение задатка, пр.).
  3. В форме запрета – накладываются ограничения на определенные виды деятельности.
  4. В виде принуждения – например, а заключению договора (в соответствие со ст. 445 ГК РФ).

Гражданская ответственность за прописанные в законе нарушение может выражаться в одной форме или сразу нескольких.

Законодательство

Базовый законодательный акт – это Гражданский кодекс РФ. Основные статьи и главы:

  1. Возмещение нанесенных третьему лицу убытков – ст. 15.
  2. Моральный вред, его определение, виды и особенности – ст. 151.
  3. Ответственность за то, что были нарушены обязательства – гл. 25.
  4. Обязательства, которые связаны с нанесением ущерба или вреда – гл. 59.
  5. Обязательства, которые вытекают из безосновательного обогащения – гл. 60.

Дополнительно к нормам о гражданской ответственности могут использоваться отдельные акты закона, регламентирующие те или иные сферы деятельности. Это ФЗ об электроэнергетике, экологической экспертизе, отходах потребления, производства, пр.

Что касается профессиональной ответственности, то ее можно рассмотреть на примере коллективного договора страхования СРО.

Перечень объектов

Объектов, которые подвергаются риску в рамках гражданской ответственности, существует несколько. Это:

  • материальный ущерб;
  • моральное состояние;
  • жизнь;
  • здоровье.

Договор

В договоре страхования указываются все объекты оценки гражданской ответственности, риски наступления случая. Форма – строго письменная, любые соглашения, заключенные в устном виде, не признаются действительными. Срок действия договора страхования гражданской ответственности составляет 1 год, если другой временной период не предусмотрен.

Что подлежит страховым рискам

Наступление гражданской ответственности предполагает наличие факта совершенного правонарушения. Основные предпосылки:

  1. Факт несоблюдения третьим лицом условий действующего договора, норм официального права.
  2. Фиксация факта причиненного вреда.
  3. Доказанные связи между допущенным третьим лицом нарушением прописанных правил и негативными последствиями, наступившими в результате совершенных им действий.
  4. Наличие доказанной или просто очевидной вины нарушителя.

Страховые риски хорошо показаны на примере страхования ответственности экспедитора. Данный вид относится к профессиональной ответственности, но в то же время включает и гражданскую перед третьими лицами.

Ущерб определяется в соответствие с положениями ст. 15 ГК РФ и состоит в утраченном материальном имуществе, тех доходах, которые не были получены, расходах пострадавшего, направленных на восстановление нарушенных прав.

Неосторожность и умысел на понимание вины влияния не оказывают, но в ГК есть оговорка. В соответствие с ней лицо признается невиновным, если оно предпринимало необходимые для соблюдения закона действия. Максимальная сумма возмещения уменьшается в том случае, если в наступлении последствий виноваты обе стороны. Обязанность доказательства собственной невиновности ложится на плечи нарушителя.

Страховые суммы

В каждом договоре страхования указываются максимальные лимиты возмещения для всех случаев, произошедших в течение срока действия соглашения. Если потерпевшая сторона понесла ряд убытков по аналогичной причине, случай все равно рассматривается как единичный. Сумма возмещения определяется по соглашению сторон. На стоимость защиты оказывают влияние следующие факторы:

  • особенности деятельности компании;
  • страхуемый тип деятельности;
  • масштабы выручки и оборота;
  • лимит возмещения;
  • срок страхования;
  • характеристики территории и объекта;
  • пр.
Читайте так же:  Помощь в переводе в другой вуз

Видео

Что включает в себя понятие гражданской ответственности:

Выводы

Гражданско-правовая ответственность представлена разными формами и видами, основные задачи, которые она решает – защитная, профилактическая, компенсационная, восстановительная. Срок действия договора составляет 1 год, документ составляется строго в письменной форме. Суммы страховых возмещений определяются индивидуально. Может быть обязательной и добровольной. Добровольное страхование гражданской ответственности описано здесь, обязательное более распространяется на предпринимательскую деятельность, особенно на опасные объекты.

Страхование профессиональной ответственности архитекторов: что входит

ДОСАГО: подушка безопасности для автомобилиста

Оформить ОСАГО на месяц, можно ли страховку на машину

Источник: http://ostr.online/otvetstvennosti/grazhdanskaya

С чувством гражданской ответственности

(РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ГЕННАДИЯ МУРЗИНА «ПОДЁННЫЕ ЗАПИСКИ ОБЫВАТЕЛЯ)

С чувством гражданской ответственности.

Да-да, именно так: после знакомства с книгой известного уральского литератора и публициста Геннадия Мурзина «ПОДЁННЫЕ ЗАПИСКИ ОБЫВАТЕЛЯ», изданной в июне 2018-го и выставленной на продажу во многих интернет-магазинах, пришел к твердому убеждению, что автор создавал этот дневник с чувством личной гражданской ответственности за все, что происходит в его стране, на его большой и малой Родине; «записки» буквально дышат болью, тревогой и они не могут оставлять равнодушным никого из читателей. Авторский взгляд на то или иное событие, его нравственная позиция понуждают либо соглашаться и поддерживать, либо полемизировать и категорически возражать: как то, так и другое автору в плюс.
Я же, чего не собираюсь скрывать, отношу себя к числу первых и считаю в оценке дневника свою позицию объективной, хотя не собираюсь кому-либо навязывать свое мнение, однако убедить хотелось бы, убедить примерами из книги.

Вот одна из первых в книге записей, датированная пятым января 2006 года:

«Вообще говоря, не любил и не люблю шумных застолий, где все говорят, но никто и никого не слышит; где слишком много, не зная меры (по русскому обычаю), пьют, и, извините, жрут. Устаю быстро от притворства и лести в адрес виновника торжества. Хожу, конечно, на юбилеи, но лишь к избранным. Да и то лишь после настойчивых и многократных приглашений, а таковые случаются нынче крайне редко».

Это ли не позиция? С ней можно не соглашаться и даже кто-то посчитает ее за гордыню, но она непритворна. И это куда важнее.

Теперь запись в дневнике за двадцать пятое января того же года. Но тема далеко уже не личная. О чем размышляет автор? Он берет факт, кажется, совершенно бытовой, из жизни некоторых чудаковатых американцев, которые, знаете ли, вознамерились обходиться тем, чем им Бог посылает каждый день. И вот у них на обеденном столе оказываются по российским меркам деликатесы. Цитирую по книге:

«Холодная закуска – буженина с маринованными капустой и яблоками, первое – борщ с кусочками баранины, второе – приличный кусок телятины, запеченный в тесте, десерт – песочное печенье и растворимый кофе. Семья запивала все это яблочным соком. Хороший, правда, стол?»

Нет, не просто хороший стол, а почти королевский. Удивительное не в этом, а в том, что стол накрыт всем тем, что было найдено во дворе большого американского супермаркета, то, что к концу дня не было реализовано и потому было снято с полок, чтобы на завтра полки заполнить свежими продуктами питания.

Любой другой автор, подивившись, на том бы и точку поставил. Но не Геннадий Мурзин. Он пошел дальше. Он привел пример из обычаев другого супермаркета, но теперь российского, точнее, екатеринбургского, в правилах торговли которого все приносит прибыль и ничто не оказывается на мусорке: если не удалось сбагрить товар с просроченным сроком реализации, если покупатель принес купленное назад, так как несъедобное, то возврат хозяин магазина отправляет… Нет, не на помойку, а на кухню, где повариха приготовит «бесплатное питание» для обслуживающего магазин персонала.

Цитирую автора: «По этой же причине на обеденном столе продавцов полусгнившие фрукты и овощи, протухшие яйца, майонез, не имеющий срока давности, хлеб, который пролежал на прилавке с неделю и не был продан, кусочки колбасы, кое-как очищенные от плесени. Однажды вышла из строя одна из холодильных камер, и из нее забыли убрать плавленые сырки. Естественно, они поплыли. Эту бесформенную массу собрали и также передали на кухню. Потом дней десять коллективу подавали на второе – кусок хлеба и сверху тот самый сыр. Люди морщились, но молча ели все, что оказывалось на обеденном столе».

Это ли не образец двух таких разных подходов к бизнесу — по-американски и по-российски?

Представляют интерес авторские наблюдения за нашими богатыми и знаменитыми. Например…

Телекамера показывает обиженных на жизнь обитателей Рублевки. Среди них известный композитор, популярный кинорежиссер, телезвезда и давнишний, порядком постаревший шоумен. И эти люди, оказывается, тоже жалуются на жизнь, почти что плачут. Цитирую то, что касается шоумена:

«Жириновский бесится из-за того, что на дорогах бесконечные пробки и ему, зампреду Госдумы, невозможно проехать. Он бы объехал эти пробки по встречной полосе. Но боится попасть под колеса других, еще более важных персон, чем даже он. А еще Жириновский не любит посещать местные магазины, где товары безумно дороги. Например, за цветы приходится переплачивать».

Читайте так же:  Прописка в квартире без права собственности последствия

Так и хочется воскликнуть: ай, несчастненькие!

В центре внимания автора не только гримасы бизнеса, а и российской политики. И прежде всего ее главный носитель. Автор приводит цитату главного политика: «Только в десяти субъектах Российской Федерации местное законодательство приведено в соответствие с федеральным».
Далее Геннадий Мурзин пишет: «Честно признаюсь: для меня – большая и свежая новость. Потому что два года назад (также публично) Президент заявлял, что главная заслуга полномочных представителей президента в федеральных округах – это полное приведение в соответствие местных законов федеральным, что работа эта успешно завершена, что теперь Россия живет в едином правовом пространстве».

Замечание, так сказать, не в бровь, а в глаз. Подобные неудобные для власти акценты в книге встречаются сплошь и рядом.

Короче говоря, дневник интерес может представлять для тех, кто хоть как-то интересуется реальной российской жизнью; не той, что подается с кухонного стола официальных пропагандистов и агитаторов, а самой что ни на есть обычной.

Закончить рецензию хочу словами писателя: «Чтобы дискуссия состоялась, позволил себе быть в дневнике предельно откровенным, иногда прямолинейным и даже, возможно, излишне эмоциональным. Но факты, господа, факты нашей действительности подвигли к этому».

Должен высказать лишь одно несогласие. Автор неоправданно причислил себя к обывателям. Нет, он далеко не обыватель, которому всегда и во всем «хата с краю» и которому нет дела ни до чего. Автор (это видно из дневника) имеет активную жизненную позицию, которой придерживался и придерживается.

Источник: http://www.proza.ru/2018/07/10/1040

Гражданственность — это нравственная позиция

Попробуем выяснить, что означает гражданственность. Это нравственная позиция, которая выражается в чувстве ответственности и долга любого гражданина перед гражданским обществом, к которому он относится. Итак, гражданственность — это ответственность перед семьей, государством, церковью, способность защищать и отстаивать свои интересы от любых посягательств.

Философское понимание термина

Попробуем рассмотреть данное понятие с философских позиций. Гражданственность — это умение использовать свои права, а также в полной мере выполнять обязанности не только во благо общественного строя, но и в личных интересах. Кроме того, это способность действовать и мыслить с осознанием причастности к народу, Родине, ее историческому наследию.

Гражданственность — это непременный нравственный ориентир любого гражданина, который любит свою страну, Отечество. Под данным термином подразумевается сочетание правовой культуры, моральных принципов, патриотизма.

Гражданственность — это понимание человеком его обязанностей в отношении любимой страны, умение отрицать экстремизм и национальную вражду.

Положительные особенности гражданственности

Гражданственность означает гордость человека за культуру, историю, страну. Она придает силы и уверенность в выбираемых целях и методах их достижения. Именно это качество дает обычному человеку силы для того, чтобы сохранять свое достоинство в различных жизненных ситуациях.

Варианты проявления в обычной жизни

Как проявляется гражданственность? Это определение закреплено в конституции страны. Именно в этом документе указаны все свободы и права, гарантированные жителям. Именно в конституции указаны обязанности человека перед своей страной. Гражданственность и права входят в основные правовые понятия, на основании которых создаются законы.

Это такое качество, поведение гражданина, которое проявляется в его способности и готовности принимать активное участие в общественных делах, использовать свои права сознательно, выполнять обязанности в полном объеме. Данное определение политики используют в качестве противоположности для равнодушия, безразличности, безучастности.

Отметим тесную связь между такими терминами, как «патриотизм» и «гражданственность». Это определение подразумевает любовь к семье, малой Родине, краю, школе. К сожалению, в настоящее время в качестве приоритетов выбирают здоровый образ жизни, а вот вопросы, касающиеся воспитания гражданственности, остались на втором плане.

Во все периоды существования общественного строя вопросы патриотизма и гражданственности оставались для человека актуальными и востребованными. В настоящее время в России данным вопросам уделяется особое внимание со стороны государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще во времена существования Древней Руси именно гражданственность направляла русских князей с их дружинами на подвиги во время военных походов на неприятелей. В. Г. Белинский говорил о том, что тот, кто «не принадлежит Отечеству, не принадлежит человечеству». Важны были не только захваты новых территорий, но и любовь к Руси. В 18 веке в понятия «патриотизма» и «гражданственности» были внесены определенные изменения. На первое место были выведены такие понятия, как нравственная ответственность, гражданский долг. Выявим тенденции, присущие прошлому веку:

  • развитие понятия гражданственности в свете общинности, семейственности;
  • формирование гражданственности с позиций эстетики и служения человечеству;
  • связь между человеколюбием, гуманизмом и гражданственностью;
  • безукоризненное служение на благо Отечества, связь между отдельной личностью и обществом.

Заключение

Какие преобразования произошли с терминами «гражданственность» и «патриотизм» в 21 веке? Наша страна сумела завоевать авторитет во многих европейских странах. Именно поэтому так актуально в наши дни формирование в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма.

В стране уже не господствует тоталитаризм, ему на смену пришла демократия. Именно поэтому в последнее время стали востребованными, актуальными институты социологических исследований, связанные с оценкой сформированности гражданственности у населения страны. На основании полученных результатов вносятся изменения в воспитание школьников.

Читайте так же:  Право самостоятельного производства судебных экспертиз

Источник: http://www.syl.ru/article/286593/new_grajdanstvennost—eto-nravstvennaya-pozitsiya

Гражданское чувство ответственности

Гражданская ответственность — (англ civil law responsibility) гражданско правовая ответственность как один из видов юридической ответственности; установленные нормами гражданского права или условиями гражданско правового договора юридические последствия неисполнения или… … Энциклопедия права

Гражданская Ответственность — См. Ответственность гражданская Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — см. Ответственность гражданская … Большой Энциклопедический словарь

гражданская ответственность — – вид страхового случая – ответственность Страхователя или застрахованного им лица (водителя ТС) перед третьими лицами согласно ст. 1079 ГК РФ, а именно возникшая по закону обязанность водителя ТС возместить ущерб, причиненный личности или… … Автомобильный словарь

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ГРАЖДАНСКО ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ … Юридическая энциклопедия

гражданская ответственность — см. Ответственность гражданская. * * * ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, см. Ответственность гражданская (см. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ) … Энциклопедический словарь

гражданская ответственность — rus гражданская ответственность (ж), гражданско правовая ответственность (ж) eng civil liability, civil responsibility fra responsabilité (f) civile deu Haftpflicht (f), zivilrechtliche Verantwortlichkeit (f) spa responsabil >Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

гражданская ответственность — гражданско правовая ответственность один из видов юридической ответственности: установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, что связано с нарушением… … Большой юридический словарь

Гражданская ответственность — см. Ответственность гражданская … Большая советская энциклопедия

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — – см. Ответственность гражданская … Советский юридический словарь

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/161916

гражданская ответственность

(англ civil-law responsibility) — гражданско-правовая ответственность как один из видов юридической ответственности; установленные нормами гражданского права или условиями гражданско-правового договора юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом гражданско-правовых обязанностей и нарушения таким образом субъективных гражданских прав др. лица. Г.о. заключается в исполнении правонарушителем (должником) в интересах др. лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором обязанностей, связанных для него с отрицательными, экономически невыгодными последствиями имущественного характера, напр., обязанностей возместить убытки, уплатить неустойку, возместить причиненный вред.

Г.о. является имущественной и имеет компенсационный характер, преследуя цель восстановить нарушенные имущественные права кредитора. Поэтому размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненных убытков или возмещения вреда. Г.о. основывается, как правило, на принципе полного возмещения ущерба, причиненного правонарушением. По общему правилу, взыскание производится с должника в пользу кредитора.

Г.о. имеет целью принудить должника к исполнению возложенных на него законом или договором юридических обязанностей и тем самым восстановить нарушенное субъективное право кредитора. Возможность применения и применение Г.о. стимулируют надлежащее исполнение гражданско-правовой обязанности, поэтому Г.о. служит предупреждению гражданских правонарушений.

Г.о. подразделяется на: договорную и внедоговорную ответственность (в зависимости от основания возникновения обязательства, в результате нарушения которого наступает Т.о.); долевую ответственность и солидарную обязанность (ответственность) — при множественности должников в обязательстве — и субсидиарную ответственность; смешанную ответственность — при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон; ответственность в порядке регресса.

По общему правилу, Г.о. возникает при наличии вины лица, не исполнившего обязанность либо исполнившего ее ненадлежащим образом. Отступления от этого правила допускаются лишь в случаях, установленных законом (см.: Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «гражданская ответственность» в других словарях:

Гражданская ответственность — (англ civil law responsibility) гражданско правовая ответственность как один из видов юридической ответственности; установленные нормами гражданского права или условиями гражданско правового договора юридические последствия неисполнения или… … Энциклопедия права

Гражданская Ответственность — См. Ответственность гражданская Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — см. Ответственность гражданская … Большой Энциклопедический словарь

гражданская ответственность — – вид страхового случая – ответственность Страхователя или застрахованного им лица (водителя ТС) перед третьими лицами согласно ст. 1079 ГК РФ, а именно возникшая по закону обязанность водителя ТС возместить ущерб, причиненный личности или… … Автомобильный словарь

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ГРАЖДАНСКО ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ … Юридическая энциклопедия

Гражданская ответственность — вид юридической ответственности; установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских… … Википедия

гражданская ответственность — см. Ответственность гражданская. * * * ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, см. Ответственность гражданская (см. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКАЯ) … Энциклопедический словарь

гражданская ответственность — rus гражданская ответственность (ж), гражданско правовая ответственность (ж) eng civil liability, civil responsibility fra responsabilité (f) civile deu Haftpflicht (f), zivilrechtliche Verantwortlichkeit (f) spa responsabil >Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Гражданская ответственность — см. Ответственность гражданская … Большая советская энциклопедия

ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — – см. Ответственность гражданская … Советский юридический словарь

Источник: http://jurisprudence.academic.ru/1576/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Предложения со словосочетанием «гражданское чувство»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дирижабль — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к словосочетанию «гражданское чувство»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «гражданское чувство»

  • Репутация солидности не только не спасала, а вела к тому, что организаторы движения настойчиво пытались привлечь Самгина к «живому и необходимому делу воспитания гражданских чувств в будущих чиновниках», – как убеждал его, знакомый еще по Петербургу, рябой, заикавшийся Попов; он, видимо, совершенно посвятил себя этому делу.
Читайте так же:  Срок исковой давности по иску работника

Значение слова «гражданский»

ГРАЖДА́НСКИЙ , —ая, —ое. 1. Относящийся к правовому положению граждан (в 1 знач.) в государстве. Гражданский кодекс. Гражданские законы. Гражданское право. Акты гражданского состояния. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «чувство»

ЧУ́ВСТВО , -а, ср. 1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «гражданский»

ГРАЖДА́НСКИЙ , —ая, —ое. 1. Относящийся к правовому положению граждан (в 1 знач.) в государстве. Гражданский кодекс. Гражданские законы. Гражданское право. Акты гражданского состояния.

Значение слова «чувство»

ЧУ́ВСТВО , -а, ср. 1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств.

Синонимы к словосочетанию «гражданское чувство»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник: http://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Гражданское чувство ответственности

В документах «Конвенция ООН о правах ребенка», «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя и педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1, особое внимание отводится необходимости воспитания граждански-ответственных молодых людей, а также духовно-нравственным обучающим и воспитательным функциям действующей системы образования.

Учитывая тенденции развития современного общества, становится очевидным значимость воспитания граждански-ответственного подростка, возраст которого предрасположен к решению поставленных задач. По мнению В.А. Сухомлинского, подросток наиболее восприимчив к освоению моральных знаний и наиболее открыт к восприятию моральных норм [12]. Согласно мнению К. Муздыбаева, подросток — это равноправный и значимый субъект коммуникации между поколениями, умеющий принимать на себя ответственность за те или иные решения [10]. Б.С. Волков подчеркивает, что подростковый возраст характеризуется развитием нравственного самоконтроля [6].

Несмотря на большой объем теоретических знаний о процессе формирования гражданской ответственности, ее структуре, содержании и функциональных элементах в педагогическом сопровождении, в педагогической науке можно найти немного исследований, посвященных комплексному анализу педагогического сопровождения в вопросах формирования гражданской ответственности школьников.

Исследование процесса педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности школьников вызвано также множеством причин, связанных с аксиологическим подходом к его организации, с обезличиванием нравственного воспитания, бездейственными технологиями передачи исторического социокультурного опыта, что ведет к десоциализации молодого поколения, безнравственности, утрате чувства ответственности.

Цель настоящей статьи: раскрыть сущность и представить содержательную характеристику понятия «гражданская ответственность школьников» в контексте аксиологического подхода.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования гражданской ответственности школьников; тестирование; изучение и обобщение передового опыта; наблюдение.

Результаты исследования

В основе аксиологического подхода лежит философская теория ценностей. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей. Этот процесс включает в себя несколько этапов: предъявление ценности в реальных условиях воспитания; ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного отношения к данной ценности; выявление смысла ценности и ее значения; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные социальные условия действий и общения школьников; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении подростков. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей [9].

Гражданская ответственность в педагогической литературе рассматривается как интегративное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом, отстаивание собственных гражданских интересов, интересов общества и их последующая реализация. При определении понятия «гражданская ответственность школьников» основополагающими стали исследования ученых, рассматривающих ответственность как результат волевых, эмоциональных, моральных и интеллектуальных свойств личности со сложной и многогранной природой (И.Ф. Яруллин) [15]; как меру свободы (В.М. Артемов) [2]; как соотношение между собственной нравственной деятельностью и предъявляемыми обществом требованиями надёжности, честности; осознанной готовности взять на себя ответственность за свои поступки, готовности действовать во благо других людей (А.М. Юдинских) [14]; как интегративное личностное качество, определяющее поведение и отношение человека, основанное на нравственных принципах и нормах (Т.Н. Дягтерева) [8].

Согласимся с мнением И.Ф. Яруллина, определяющего гражданскую ответственность как целостное интегративное качество личности, являющееся результатом гражданского воспитания [15]. Гражданская ответственность включает в себя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотизма и культуры межнационального общения. Она определяет социально-деятельностный потенциал личности, характеризующийся:

а) готовностью и способностью выполнять гражданские обязанности;

б) стремлением к самоутверждению в социально-значимой деятельности;

в) умением осуществлять свободный выбор деятельности, обособляться, реализовывать свою конкретную роль в обществе, совершенствовать себя;

г) умением подавать пример, обладать лидерскими качествами через вовлечение других в созидательный труд.

Рассматривая гражданскую ответственность в органической связи с жизненной активностью, можно выделить следующие ее компоненты:

  • социальную активность (готовность выполнять возлагаемые общественные поручения, чувство принадлежности к обществу и коллективу, а также ответственность за порученное дело, готовность предпочесть общественные интересы личным делам и т.д.);
  • мотив (активное, творческое отношение к труду; понимание законов, чувство принадлежности к своей стране);
  • интернациональная позиция (непримиримость к проявлению национализма и шовинизма, готовность защищать свою Родину, уважение к национальным и культурным достижениям);
  • политическая сознательность (выполнение своего гражданского долга и гражданских обязанностей перед государством и обществом).
Читайте так же:  Комендантский час в субботу

Результатом формирования гражданской ответственности школьников являются измерения сформированного личностного качества. И.Ф. Яруллин [3], ссылаясь на исследования Л.И. Божович, А.Г. Ковалева и Н.Д. Левитова, говорит об ответственности как о новом качестве личности, приобретенном в результате работы над эмоциональными, волевыми, интеллектуальными свойствами личности.

Для определения уровня сформированности гражданской ответственности школьников предлагаем рассмотреть когнитивный, волевой, деятельностно-поведенческий и мотивационный критерии. Показателями когнитивного критерия является наличие знаний, умений и навыков, получение понятий и представлений о той или иной стороне жизни. Показателями волевого критерия, связанного с организованностью и дисциплиной, являются: умение подростка контролировать себя, способность подчинить свои чувства и желания долгу, способность на самоограничение. В качестве показателей деятельностно-поведенческого критерия рассматривается участие в практических делах, значимых для общества, и принятие на себя дополнительных социальных обязанностей. Для определения мотивационного критерия рассматривается целеустремленность, потребность в социальной активности, желание проявлять инициативу и творчество, главным новообразованием личности здесь является эмоциональная отзывчивость [5].

В процессе формирования гражданской ответственности школьники приобретают способность выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях. В процессе работы у них формируются определенные ценности и личностные характеристики, они становятся способными самостоятельно выстраивать собственное поведение и жизнь на уровне современной культуры и жизни общества.

Ценностные идеалы и ориентации личности являются структурными компонентами гражданской ответственности школьников. Е.В. Бондаревская [4], Л.И. Божович [3], В.Е. Гурин [7] в своих исследованиях пишут об идеале как об источнике формирования целеустремленности, верности, честности, гражданственности, активной жизненной позиции. И.Ф. Яруллин отмечает, что формирование ценностных ориентаций и идеалов личности является важнейшим структурным элементом, объединяющим все составные компоненты гражданской ответственности. Идеал рассматривается как критерий самопознания, связующим звеном между сознанием и поведением, который обеспечивает «иерархию» качеств личности. Идеал — это цель процесса воспитания (идеал гражданина России, идеал всесторонне развитой личности), средство воспитания (воспитание на примере героического наследия и т.д.), а также источник всех видов активности (познавательной, гражданской, трудовой и др.) и регулятором поведения. Среди ценностей воспитательного процесса особое место занимают: патриотические ценности, человеколюбие, способность к состраданию, милосердные качества личности [15].

Приведем результаты исследования по методике ценностных ориентаций М. Рокича среди 60 учащихся старшего возраста от 14 до 16 лет. Наиболее значимыми ценностями подростков являются: «любовь» (средний балл 4,8), «счастливая семейная жизнь», «здоровье» (4,80), «материально обеспеченная жизнь» (4,7). Средние места в иерархии ценностей отведены: «рационализм, умение принимать важные обдуманные решения» (4,4), «интересная работа» (4,3), «нравственность» (4,2), «честность» (4,20) и «чуткость» (4,30), «независимость» (3,4), «высокие запросы» (3,3), «активная деятельность» (3,6). Наименее значимые ценности — «терпимость к мнению других» (3,10), «творческая деятельность» (3,15), «красота природы» (3,30), «широта взглядов» (3,20), «общественное признание» (3,10). Таким образом, мировоззрение подростков больше связано с материальными ценностями, духовная сфера жизни на втором плане. Школьники не считают нравственные ценности основополагающими, а толерантность, творческую деятельность, общественное признание ставят на последние места в иерархии ценностных ориентаций. Подростки считают себя потребителями, стремятся к деятельности, направленной на достижение материальных благ.

Исходя из полученных данных, можно сказать, что воспитательная работа по формированию гражданской ответственности школьников должна быть многоплановой, с использованием глубоких знаний физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей школьников, с применением самых разнообразных методов, форм и средств воздействия на сознание, характер и поведение подростков, а также этапов педагогического сопровождения подростков [13].

Содержание понятия «педагогическое сопровождение» связано с широким кругом социально-педагогических и социально-психологических вопросов и явлений (педагогическая помощь, педагогическая поддержка ребенка и др.) и в научной литературе представлена следующим образом:

  • помощь ребенку в личностном росте, установка на эмпатийное понимание и общение;
  • система деятельности педагога, направленная на приобщение ребенка к социально-значимой деятельности, прививая ему социально-значимые и нравственные ценности, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития;
  • система взаимодействия педагога и ребенка, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему педагогической помощи и поддержки в становлении личностного роста;
  • поддержка и развитие субъектности личности;
  • направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения [1].

Результатом практической реализации педагогического сопровождения формирования гражданской ответственности является личность, принимающая ценности общечеловеческой морали, характеризующаяся способностью самостоятельно осуществлять свою деятельность, основываясь на чувстве гражданского долга, человеколюбия и справедливости как общечеловеческих ценностей, готовая к самоопределению и самореализации.

Рецензенты:

Хузиахметов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21491

Гражданское чувство ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here