Гражданско правовая ответственность прокурора

Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Согласно п.1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Необходимо отметить, что п.1 ст.1070 ГК РФ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 440-О: «подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда вред, причиненный гражданину не только в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, но и в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого».

В соответствии с п.2 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 ст.1070 ГК РФ, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 ГК РФ. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Потерпевшими от незаконных действий, названных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ в рамках исчерпывающего перечня, являются только граждане. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда в порядке общего правопреемства переходит наследникам. Если же в результате действий, указанных в этом пункте, вред причинен юридическому лицу, например из-за ареста руководителя предприятия, то вред юридическому лицу подлежит возмещению в соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ.

Для наступления деликтной ответственности по п. 1 ст. 1070 ГК РФ необходимо, чтобы перечисленные действия должностных лиц указанных органов носили противоправный характер. При этом ответственность наступает независимо от вины органов и должностных лиц, причинивших вред. Незаконность действий правоохранительных и судебных органов в ситуациях, предусмотренных п.1 ст.1070 ГК РФ, должна быть подтверждена оправдательным приговором суда либо прекращением уголовного дела по реабилитирующим основаниям (отсутствие события преступления, отсутствие в деянии состава преступления, недоказанность участия гражданина в его совершении), а также прекращением дела об административном правонарушении. Прекращение дела по другим основаниям (амнистия, изменение обстановки и т.д.) исключает право требовать возмещения вреда. Не имеется оснований для возмещения вреда в сфере правосудия также в случаях, когда закон устраняет преступность деяния или смягчает наказание (ст. 10 УК РФ).

Вред в смысле п. 1 ст. 1070 ГК РФ возмещается в полном объеме. Убытки определяются на момент причинения ущерба. Поскольку деликт носит здесь длящийся характер, он определяется периодом времени от незаконного привлечения к уголовной ответственности и других действий, указанных в п. 1 ст. 1070 ГК РФ до вынесения реабилитирующего документа правоприменительного органа. Убытки, возникшие у потерпевшего после этого, по п. 1 ст. 1070 ГК РФ, возмещаться не должны. Если же размер убытков увеличится из-за виновного поведения работников соответствующих правоприменительных или финансовых органов (например, задержки в расчетах, выплате, оформлении документов), то ответственность этих организаций может наступить по правилам ст. 1068 ГК РФ.

Расчет ущерба при возмещении заработной платы, пенсий и приравненных к ним выплат производится с индексацией, размеры которой определяются законодательными актами Российской Федерации на момент получения возмещаемых сумм. При возмещении стоимости конфискованных или утраченных вещей применяются индексы цен, исчисленные органами Государственного комитета РФ по статистике.

Потерпевшему восстанавливаются трудовые права (предоставляется прежняя, а при невозможности — другая равноценная работа, восстанавливается трудовой стаж, аннулируется порочащая запись об увольнении в трудовой книжке) и жилищные права (возвращается ранее занимаемое жилое помещение, а при невозможности возврата — предоставляется вне очереди равноценное). Подлежат восстановлению личные неимущественные права (возвращаются медали и ордена, восстанавливаются звания и пр.), и компенсируется моральный вред (ст. 1100 ГК РФ). Однако необходимо учитывать, что ст. 1100 ГК РФ введена в действие лишь с 1 марта 1996 года и ей не придана обратная сила; она может применяться только к правоотношениям, возникшим после 1 марта 1996 года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/4_51654_grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-za-vred-prichinenniy-nezakonnimi-deystviyami-dolzhnostnih-lits-organami-doznaniya-predvaritelnogo-sledstviya-prokuraturi-i-suda.html

Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Институт деликтной ответственности государства. Юридическое значение для возникновения гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный органами дознания, следствия, прокуратуры и суда. Компенсация вреда, причиненного незаконными действиями.

Подобные документы

Исторические аспекты развития института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органами прокуратуры и предварительного следствия. Компенсация морального вреда. Законодательство РФ и правоприменительная практика.

дипломная работа, добавлен 16.01.2017

Основания возникновения правоотношений по возмещению вреда, причиненного органами дознания, следствия и суда. Условия ответственности за вред, причиненный должностными лицами. Изучение участников правоотношения по возмещению вреда от незаконных действий.

курсовая работа, добавлен 10.11.2016

Особенности продления трудового договора с неопределенным сроком действия. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда. Отличие договора об оказании услуг от договора подряда.

контрольная работа, добавлен 03.10.2010

Общая характеристика системы правоотношений, возникающих между органами и должностными лицами. Знакомство с основными особенностями привлечения к ответственности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в деликтных обязательствах.

Читайте так же:  Уфмс регистрация по месту жительства документы

курсовая работа, добавлен 14.01.2015

Вред как материальный ущерб. Вред, причиненный преступлением, при исполнении трудовых обязанностей, незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, источником повышенной опасности. Вред для жизни или здоровья человека, для экологии.

курсовая работа, добавлен 21.01.2011

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, основания его компенсации. Компенсация морального вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов по закону Республики Беларусь.

реферат, добавлен 04.09.2014

Понятие ответственности: гражданско-правовой, за причинение вреда, а также за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления. Этапы развития института ответственности за вредоносную властную деятельность по законам РФ.

дипломная работа, добавлен 26.06.2010

Гражданско-правовая ответственность и общие положения возникновения обязательств из причинения вреда. Гражданская дееспособность, причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних. Анализ оснований и пределов ответственности за причиненный вред.

курсовая работа, добавлен 14.12.2009

Основание и условия возникновения обязательств из причинения вреда. Субъекты ответственности за вред. Особенности возмещения убытков при наступлении ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

курсовая работа, добавлен 17.06.2014

Условия гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Наличие причинной связи согласно принципу генерального деликта. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

дипломная работа, добавлен 29.03.2012

Источник: http://allbest.ru/k-2c0b65625b3ad78a4d53a88421316c27.html

научная статья по теме О ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ТОМАЕВ САРМАТ БОРИСОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «О ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ»

О ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

В данной статье рассматриваются проблемы ответственности государства в сфере гражданского права в отечественной юриспруденции; анализируются различные точки зрения среди ученых и практиков; вносятся предложения по дополнению Гражданского кодекса РФ.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, органы прокуратуры, вред в результате действий или бездействия, процессуальные полномочия, процессуальная роль, компенсация вреда, специальные нормы.

Исследование проблем ответственности государства в сфере гражданского права в отечественной юриспруденции предпринимались в различные периоды становления российской государственности.

Актуальные вопросы гражданско-правовой ответственности органов прокуратуры как важной составной части органов государственной власти отражены в работах Б.Т. Безлепкина, А.М. Беляковой, Л.В. Бойцовой, В.П. Грибанова,

A.В. Дикова, Ю.Ю. Калусова, А.А. Коваленко, Н.С. Малеина, М.Г. Марковой, О.В. Михайленко, Т.Н. Нешатаевой, М.И. Парфеновой, В.В. Стрельникова,

B.А. Тархова, А.М. Эрделевского и других авторов.

В изученных источниках существуют противоположные точки зрения среди ученых и практиков. До сих пор по вопросу гражданско-правовой ответственности органов прокуратуры не выработано единой концепции [1; 2 и др.].

Органы прокуратуры, в процессе своей законной деятельности, могут нарушать права граждан юридически считающихся невиновными. В различ-

ных источниках [3, с. 43-47; 4 и др.] указывается, что незаконность действия прокуратуры как правоохранительного органа складывается в причинении вреда в процессе правоприменительной деятельности, которая формально соответствовала нормативным положениям, но в объективном смысле имело место противоправное деяние, складывающееся из добросовестного заблуждения должностного лица либо в силу непредвиденности следственной ситуации либо судебной ошибки, поскольку изначально фактические данные явились достаточными для осуществлении определенных процессуальных действий на начальных стадиях уголовного или административного процесса, а также при осуществлении обвинительных функций со стороны органов прокуратуры составляя часть информационного массива, которая представилась достаточной для вынесения обвинительного приговора, но в конечном итоге привела к судебной ошибке. Такое положение связывается с трудностями процесса познания противоправной ситуации в ее регрессном исследова-

нии. Санкционирование прокуратурой первоначальных мер уголовно-процессуального воздействия представляет собой начало цепи длительного уголовного преследования с сопутствующим таковому целым комплексом нарушений конституционных прав преследуемого лица, но последний, в конечном итоге, признается судом невиновным. Тем самым решение органов прокуратуры становится отправной точкой для череды уголовно-процессуальных принудительных мер, которые в итоге признаются незаконными. Особенность вынесения незаконных уголовно-процессуальных актов кроме прочего заключается в длительности во времени незаконных процессуальных действий. Такая длительность идет от незаконного привлечения к уголовной ответственности, уголовного преследования, осуждения при вынесении неправосудного приговора судебными органами, в постановке которого прокурор внес свой существенный вклад, несмотря на то, что законом предусмотрено его право на отказ от обвинения, до освобождения от отбытия наказания.

Вред в большей степени является результатом действий или бездействия, как правило, нескольких органов или должностных лиц. Это объясняется сложившейся системой государственного управления. Незаконные действия одних лиц слагаются из попустительства других лиц и отсутствием должного контроля и надзора со стороны третьих лиц в частности органов прокуратуры. И здесь уже затруднительно установить какое из конкретных действий приводит к причинению вреда. В объективном смысле деятельность органов про-

куратуры носит не всегда благодетельный характер в том смысле, что таит в себе латентную опасность причинения вреда невиновным гражданам в силу возможности применения мер принуждения. С другой стороны следует учитывать, что в роли обязанного лица выступают правоохранительные органы и это осложняет проблемы доказывания их виновности, особенно когда такие действия органы прокуратуры совершают совместно с должностными лицами иных ведомств.

Нормативные положения ст. 1070 ГК РФ содержат исчерпывающий перечень правоохранительных органов являющихся субъектами гражданско-правовой ответственности за причиненный вследствие незаконной деятельности вред. Прокуратура, как наиболее важная часть правоохранительных органов, является важным звеном правоохранительной деятельности и потому не может не являться субъектом этой ответственности, однако в силу изменений в российское законодательство степень ее гражданско-правовой ответственности меняется.

В отечественном законодательстве [5] правоотношения по возмещению вреда причиненного, вследствие осуществления правоохранительными органами процессуальной деятельности, регулируются нормами права разлитыми по отраслям. В силу давности принятия указанных нормативных актов, таковые, по состоянию на настоящее время, мало соответствуют складывающимся отношениями и новым законодательным положениям. Нормы, регламентирующие порядок и размеры ущерба, причиненного незаконными

действиями правоохранительных органов, в некоторой степени, устарели, что влечет их недостаточность и ограниченность в аспекте полного восстановления нарушенных государственными органами прав гражданина. Разбросанность нормативных положений приводит к затруднительности правоприменительного процесса в уголовно-процессуальной сфере. Между тем потерпевший, в связи с действиями органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда наделен правом расчета документального обоснования понесенного ущерба, с требованием в адрес государства по денежному возмещению любых убытков в случае, если их происхождение находится в причинной связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности гражданина, в том числе с деятельностью, связанной с предпринимательской, а равно с упущенной выгодой. Крайняя усложненность процесса возмещения ущерба наводит на мысль о необходимости установления обязательного судебного порядка возмещения упущенной выгоды, вместо порядка административного.

Последние изменения законодательства существенно сузили процессуальные полномочия и процессуальную роль прокурора. Тем самым автоматически снижается степень его гражданско-правовой ответственности. Инициатива прокурора в отношении процедуры уголовного преследования является результатом реализации его надзорных функций. Устранение прокурора из ряда стадий уголовного процесса, порождает сомнение не только результативности самого уголовного преследования, но

Читайте так же:  Возмещение ущерба сотрудником полиции

значительной степени были усечены, степень его гражданско-правовой ответственности соответственно также нельзя признать в большей степени значимой в сравнении с лицами, непосредственно осуществляющими уголовное преследование в отношении лиц, виновность которых в дальнейшем не подтвердилась. Тем не менее, в каждом конкретном случае следует обозначить, насколько в действительности свелась роль прокурора при участии в уголовном преследовании впоследствии реабилитированного лица.

Принижение роли прокуратуры как надзорного органа в этом отношении приводит к общему усечению как общепризнанных прав и свобод граждан, так и применительно к возмещению, причиненного вследствие незаконных действий органов власти вреда. Роль прокуратуры в этом отношении должна быть существенно повышена. Иначе ставится под сомнение значимость прокуратуры как надзорного органа. При наделении прокуратуры большими полномочиями, та может стать ключевым звеном в цепочке характера и степени ответственности должностных лиц разливных ведомств. К этому можно добавить также вопрос солидарной имущественной ответственности государства и отдельных лиц по делам частного обвинения.

Можно выделить два основных направления решения вопроса компенсации вреда причиненного действиями правоохранительных органов: гражданско-правовой и административно-правовой. В Российской Федерации, как стране претендующей на статус правового государства должны сущест-

вовать оба направления. У физических и юридических лиц должно быть право выбора между административным и гражданско-правовым механизмом компенсации материального и нематериального вреда. Административно-правовой механизм следует применять по малозначительным и очевидным деликта

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

ДУХНО НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, ИВАКИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ — 2011 г.

Источник: http://naukarus.com/o-problemah-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-organov-prokuratury

О результатах работы органов прокуратуры республики по применению гражданско-правовых мер защиты прав граждан и интересов государства

В текущем году органами прокуратуры республики активно реализовывались предоставленные законом полномочия, направленные на защиту государственных и общественных интересов, прав и свобод граждан, посредством обращения в суд с исками и заявлениями.

В целях устранения и пресечения нарушений закона в различных сферах общественных отношений прокурорами предъявлено в суды 2247 исков и заявлений на 115 113 тыс. рублей.

В подавляющем большинстве заявленные прокурорами требования были направлены на защиту трудовых, жилищных и социальных прав конкретных граждан, восстановление законных интересов несовершеннолетних. Предъявлялись иски, связанные с соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду, предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Мерами гражданско-правовой ответственности прокуроры добивались устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности в торговых комплексах, на объектах культуры и спорта, а также в иных местах с массовым пребыванием людей.

По результатам проверок водоснабжающих организаций в интересах неопределенного круга лиц в суды предъявлены иски об обеспечении населения питьевой водой, отвечающей требованиям СанПин.

Благодаря прокурорскому вмешательству восстанавливались права молодых семей на получение социальных выплат, предназначенных на улучшение жилищных условий.

Значительная часть исковых заявлений касалась защиты трудовых прав граждан. Таких исков было предъявлено 1078, из них 984 — о взыскании задолженности по заработной плате, размер которой составил более 14 млн рублей. К настоящему времени рассмотрено 1964 иска на сумму 85 117 рублей.

Активизирован надзор за исполнением законодательства в бюджетной сфере. В суды за анализируемый период прокурорами предъявлено в порядке гражданского и уголовного судопроизводства 12 исков на 58 381 тыс. рублей. Из них судами рассмотрено и удовлетворено, с учетом предъявленных в прошлом году, 10 исков на 59 154 тыс. рублей.

В рамках административного судопроизводства обжаловалось бездействие органов местного самоуправления в сфере реализации полномочий по решению вопросов местного значения; в интересах неопределенного круга лиц оспаривались решения, действия (бездействие) территориальных органов исполнительной власти в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, экстремизму и терроризму.

В настоящее время большинство предъявленных исков и заявлений судами рассмотрено, приняты решения об удовлетворении заявленных прокурорами требований.

Источник: http://prokkchr.ru/news/o-rezultatah-raboty-organov-prokuratury-respubliki-po-primeneniiu-grazhdansko-pravovyh-mer-zashchity-prav-grazhdan-i-interesov-gosudarstva

Субъекты гражданско-правовой ответственности

Гражданско-правовая ответственность это ответственность конкретного субъекта, перед другим равным ему субъектом. Она реализуется в рамках охранительного правоотношения, субъектами которого выступают потерпевший (кредитор) как управомоченное лицо и правонарушитель (должник) в качестве обязанного лица. Субъектом гражданско-правовой ответственности считается должник, но на практике непосредственным причинителем вреда потерпевшему может оказаться другое лицо.

В качестве потерпевших (кредиторов) в обязательстве могут выступать граждане (физические лица), юридические лица, а так же государство (Российская Федерация, субъекты) и муниципальные образования. Эти же субъекты выступают и в качестве ответственных лиц, при условии, что они являются причинителями вреда либо в силу закона на них возлагается ответственность за вред, причиненный другими лицами.

Физическое лицо — это индивид, который выступает в качестве лица, наделенного гражданской правосубъектностью.

Существуют следующие категории физических лиц:

  • — полностью дееспособные, несовершеннолетние от 14 до 18 лет;
  • — не достигшие 14 лет;
  • — признанные недееспособными.

Дееспособность — способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е., по достижении восемнадцатилетнего возраста. Дееспособность может наступить ранее 18 лет:

  • — в результате вступления в брак (если брак признан недействительным суд может принять решение об утрате дееспособности несовершеннолетним супругом с момента, определяемого судом);
  • — в результате эмансипации (ст. 27 ГК РФ) — объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или контракту, а так же он с согласия своих законных представителей занимается предпринимательской деятельностью.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Малолетние в возрасте от 6 лет, и несовершеннолетние до 14 лет, являются полностью неделиктоспособными — они не отвечают за последствия своих действий. Не несут они и имущественную обязанность возместить причиненный ими вред, но тем не менее причиненный ими вред подлежит возмещению. Имущественную ответственность несут их родители, усыновители, опекуны. Если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти же лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Обязанность родителей (усыновителей) или опекунов возместить причиненный вред основана на том, что они должны осуществлять воспитание ребенка, а так же надзор за ним. Противоправность их поведения как условие наступления ответственности выражается в недостаточном воспитании ребенка, отсутствии внимания к ребенка. Обязанность возместить причиненный вред возлагается на обоих родителей и является равной долевой (ст. 321 ГК РФ).

Читайте так же:  Психиатрическое освидетельствование приказ 695 перечень

Один из родителей может быть освобожден от ответственности лишь в случае, если по вине другого он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка.

Существуют исключения, когда родители могут не являться субъектами ответственности за вред, причиненный детьми, установлено в ст. 1075 ГК РФ. На родителей, лишенных родительских прав ответственность за причиненный ребенком вред может быть возложена лишь в течении 3 лет после лишения их родительских прав.

Ответственность родителей ограниченных в родительских правах, наступает по правилам ст. 1073, 1074 ГК РФ.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет способен осознавать значение своих действий, в связи с чем признается деликтоспособным. Он несет ответственность по иску о возмещении вреда.

Но не всегда несовершеннолетний обладает собственным заработком или имуществом.

Следовательно, обязанность по возмещению вреда может быть возложена на его родителей (усыновителей) или попечителей. Ответственность в данном случае наступает на общих основаниях. Противоправность и вина оцениваются с позиции наличия у них обязанности по воспитанию и надзору за ребенком. Этим объясняется отсутствие у лиц, возместивших вред право в регрессном порядке требовать у несовершеннолетнего сумм возмещенного им вреда (п. 4 ст. 1081 ГК РФ). Ответственность родителей в данном случае является субсидиарной и она не наступает, в случае если у несовершеннолетнего (причинителя) достаточно собственных средств для возмещения вреда. При отсутствии или недостаточности средств ответственность родителей (усыновителей) или попечителя наступает в полном объеме или в недостающей части.

В качестве участников гражданских правоотношений, и субъекта гражданско-правовой ответственности могут выступать не только граждане, но и юридические лица.

Юридическое лицо — это наделенная гражданской правосубъектностью организация, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления) обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь собственный баланс или смету и как правило счет в банке.

На основании указанного определения авторы выделяют следующие признаки:

Деятельность юридического лица — это деятельность его работников, необходимые элементы правонарушения: противоправность действий, причинная связь и вина причинителя — устанавливаются применительно к действиям конкретного работника (конкретных работников), причинившего вред. Действиями юридического лица признаются не любые действия его работников, а такие, которые они осуществляют в связи с исполнением своих трудовых обязанностей. Нередки случаи, когда непосредственного причинителя (конкретного работника) установить нельзя, поскольку вред явился результатом коллективных действий (например, причинение вреда в результате профессионального заболевания работника). В таких случаях юридическое лицо выступает как единый причинитель, и необходимые элементы правонарушения устанавливаются применительно к такой коллективной деятельности.

Согласно ст. 56 ГК РФ, юридическое лицо, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением, предусмотренным п. 2 ст. 120 ГК РФ: созданное учредителем и финансируемое им учреждение, будучи юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, на остальное его имущество взыскание обращено быть не может.

В предусмотренных законом случаях дополнительно к ответственности юридического лица по его долгам (обязательствам) ответственность могут нести и другие субъекты. В силу п. 5 ст. 115 ГК РФ по обязательствам федерального казенного предприятия при недостаточности его имущества дополнительную (субсидиарную) ответственность несет Российская Федерация, а в силу п. 2 ст. 107 ГК РФ по обязательствам производственного кооператива — его члены, в силу п. 4 ст. 116 ГК РФ при определенных условиях и члены потребительского кооператива несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам соответствующего кооператива.

Субъектом гражданско-правовой ответственности является и государство. Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения.

Согласно ст. 126 ГК РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Правила пунктов 2-5 ст. 126 не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

В ряде статей ГК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность государственных образований по обязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступает по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ), а также по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Аналогичную ответственность несет государство в случае банкротства унитарных предприятий (п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Согласно ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием. Особая норма установлена в ст. 1070 ГК РФ в отношении ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностных лиц, однако, если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьи должна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В случаях, когда к государству переходит имущество в порядке наследования (по завещанию или как выморочное), оно в пределах стоимости перешедшего к нему имущества отвечает по долгам наследодателя согласно общим правилам наследственного права (ст. 1175, п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

Читайте так же:  Порядок приостановления срока исковой давности

Говоря о гражданско-правовой ответственности государства за причиненные убытки, необходимо иметь в виду, что она наступает при наличии общих оснований ответственности, установленных ГК РФ. Это означает, что размер убытков и наличие причинной связи с действиями государства (его органов) должны быть доказаны заявителем требования, а государство в лице представляющего его органа может ссылаться на отсутствие вины, если законом не предусмотрена его без виновная ответственность (ст. 401 и 1070 ГК РФ).

Источник: http://studwood.ru/1211303/pravo/subekty_grazhdansko_pravovoy_otvetstvennosti

Гражданская ответственность за причинение вреда здоровью

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает гражданско-правовую ответственность в случае причинения вреда здоровью.

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

При этом в случае обращения в суд потерпевший должен представить доказательства, подтверждающие факт повреждения здоровья (например, в результате дорожно-транспортного происшествия), размер причиненного вреда и доказательства того, что именно ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным в силу закона возместить вред. В данном случае необходимо доказать причинную связь между противоправными действиями (бездействиями) ответчика и наступившими негативными последствиями в виде вреда у истца.


Обязанность по представлению доказательств отсутствия вины законом возложена на ответчика.

Вред здоровью включает в себя два самостоятельных элемента: имущественный ущерб и моральный вред. При этом оба компонента могут рассматриваться как составляющие «вреда здоровью» лишь в том случае, если они непосредственно связаны с возникшим заболеванием или телесным повреждением, вызванным определенным повреждающим фактором.

Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Однако следует иметь ввиду, что законодательством предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Так, в силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.

Если владельцем источника повышенной опасности будет доказано, что этот источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц (например, при угоне транспортного средства), то суд вправе возложить ответственность за вред на лиц, противоправно завладевших источником повышенной опасности.

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Вместе с тем независимо от вины подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара (лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу) вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе, услуге (ст. 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Также независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда подлежит возмещению вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности (ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда, за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним). За ребенка отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Также вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части родителями несовершеннолетнего (в возрасте от 14 до 18 лет), если у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточного для возмещения вреда.

по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе

Источник: http://prokkchr.ru/prokuror-raziasniaet/grazhdanskaia-otvetstvennost-za-prichinenie-vreda-zdoroviu

Ответственность сотрудников прокуратуры — привлечение и контроль

На данный момент прокурорский вариант надзора охватывает достаточно большую и достаточно широкую сферу действительности права, которая как напрямую, так и косвенно связана с практическим исполнением норм и правил действующего законодательства. Однако что такое ответственность сотрудника прокуратуры? Определений может несколько, в зависимости от интерпретации и определения, однако смысл у ответственности работников один и тот же.

Ответственность сотрудника прокуратуры

На данный момент полномочия и ответственность прокуроров – это целый комплекс уникальных для данного случая возможностей и обязанностей, которые применяются служащим в процессе осуществления надзора. Это может быть дисциплинарная и административная ответственность При помощи своей компетенции и ответственности в ряде определенных дел и случаев, прокурор занимается выявлением, а также предупреждением и, конечно, устранением различных вариантов и видов нарушений определенных предписаний юридического характера.

Рабочая деятельность сотрудника-прокурора также направлена на то, чтобы установить причины преступных деяний, а также причины тех условий, которые способствуют совершению.

Также сотрудник прокуратуры привлекает к ответственности еще и тех граждан, которые смогли допустить правонарушения.

Поэтому административная и дисциплинарная обязанности и ответственность делится на три различных группы:

  1. Предупреждение правонарушений со стороны граждан;
  2. Выявление правонарушений, а также условий и причин этих правонарушений, способствующих их совершению;
  3. Устранение различных правонарушений.

За что могут в прокуратуре привлечь к ответственности

Полномочия таких сотрудников, как прокуроры, обеспечивают установление настоящих сведений о приключившемся правонарушении, а также о методе свершения правонарушений и тех гражданах, которые несут ответственность за совершенные правонарушения.

Помимо этого, сотрудник прокуратуры также имеет право и занимается тем, что выявляет размеры причиненного возможного вреда, а также занимается установлением конкретных причин, событий и обстоятельств, приведших к нарушениям. Получение информационных данных о правонарушении может происходить несколькими различными методиками.

В частности, прокуратура и надзорные органы над прокуратурой занимаются непосредственной идентификацией и обнаружением фактов совершенного правонарушения, а также путем запросов и изучения документов. Еще один способов – это оформление всех этих действий посредством специалистов и физических лиц.

Что сказано в ФЗ 2202-1 о прокуратуре и надзорных органах над прокуратурой

Порядок и особенности привлечения сотрудников прокуратуры как к административной, так и к уголовной ответственности регламентирован статьей под номером 42 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре». Этот федеральный закон был принят 17 января 1992-го года.

Читайте так же:  Обжалование судебного приказа арбитражного суда образец

В данном федеральном законе о привлечении прокурора и работников отмечены некоторые важные моменты. В частности, там отмечено, за что могут в прокуратуре привлечь к ответственности. Всего определяется несколько моментов, которые связаны с этими процессами:

  1. Проверка сообщений о случившемся правонарушении, совершенном прокурором, относится к исключительной компетенции прокурорских органов;
  2. Недопустимыми являются такие процессы, как привод, задержание, а также личный досмотр сотрудника-прокурора, а также досмотр личных его вещей и используемого этим прокурором транспорта.

Однако, если говорит о втором случае, то в досмотре есть свои уникальные исключения, которые касаются тех случаев, которые предусмотрены федеральным законодательством для обеспечения максимально возможной безопасности других граждан и задержания в процессе преступления.

Кто привлекает прокурорских работников

Первое, о чем необходимо помнить – это то, что у любого работника прокуратуры, равно как и любого другого гражданина, есть 4 вида и варианта ответственности. Это уголовная ответственность, а также дисциплинарная, гражданская и административная ответственность.

Работник органов прокуратуры, равно как и любые другие работники, совершает и заключает различные варианты сделок. К примеру, работник прокуратуры занимается тем, что идет в магазин за продуктами. Это значит, что работник органов прокуратуры, равно как и другие работники и люди, заключает договор по купле-продажи. Исходя из всего этого, на прокурора, равно как и на другого гражданина, может быть наложена ответственность гражданско-правового характера. Это, тем не менее, далеко не все, ведь необходимо также обратить внимание на договоры дарения.

Согласно нормам и статьям действующего законодательства, предусматриваются некоторые различные варианты и критерии, согласно которым гражданин может заниматься осуществлением подобных договоров. К примеру, если речь идет о дарении, которое в итоге является взяткой, то это будет ответственность уголовно-правового типа.

Также важно обратить внимание и на то, что обыкновенным гражданам может быть нанесен определенный вид ущерба от действий и влияния государственных структур и государственных органов. В числе них также могут быть действия прокурора (согласно нормам, статьям и пунктам Гражданского Кодекса России).

В таком случае ответственность гражданско-правового типа лежит как на прокуроре, так и на государственных подведомственных органах.

Наступление уголовной ответственности

Как отмечается в народе, прокурор отличается правом на неприкосновенность, однако его, то есть прокурора, можно привлечь к уголовной ответственности. И это правильно, ведь если бы работника прокуратуры нельзя было привлекать к ответственности, это бы было одним из самых серьезных и больших нарушений в работающем принципе равенства граждан перед действующим законодательством.

Заниматься возбуждением уголовного дела, а также заниматься проведением расследований может лишь Следственный комитет, поэтому даже полиция отпадает. Этот момент является достаточно логичным, ведь в процессе поручения подобных дел по поводу должностей прокуратуре, эти дела должна быть отнесены только к органам следственному комитету. И на то есть несколько причин:

  1. Прокурор может быть снят со своего поста, однако ему все равно будут платить жалование;
  2. Прокуроры – это представители власти, поэтому к ним должно относиться намного меньше подозрений.

Наступление административной ответственности

Следует отметить, что административная ответственность в отношении прокурора и работников прокуратуры может или насупить, или же наступить не может. Другими словами, если кто-либо из работников прокуратуры занимается нарушением какого-либо Кодекса о правонарушениях административного типа, а к нему не применяется административная ответственность.

Несмотря на кажущуюся несправедливость и ощущения того, что кто-то может быть наказан, а кто-то нет, необходимо отметить некоторые другие моменты. К примеру, в том случае, если работник прокуратуры совершит правонарушение административного типа, он, может быть, останется полностью невиновным и безнаказанными, однако по факту совершенного этим работником правонарушения административного типа все равно создается рапорт к начальнику прокурорского подразделения.

Как и на всех других работников, на работника органов прокуратуры применяются все те же самые стандарты и стандартные меры ответственности дисциплинарного характера. Подобные меры существуют и действуют в рамках Трудового кодекса. К примеру, опоздание работника прокуратуры может быть поводом для того, чтобы можно было привлечь сотрудника прокуратурой службы к ответственности дисциплинарного характера.

Помощь квалифицированного юриста

Во всех тех случаях и моментах, когда органы и сотрудники прокуратуры по каким-либо причинам и особенностям превышают собственные полномочия, или же занимаются превышением уровня ответственности собственной ответственной во время взаимодействия этого работника прокуратуры с гражданами, необходимо обратиться за квалифицированной и своевременной помощью к юристу.

При этом необходимо помнить о том, что этот юрист должен иметь опыт и квалификацию, а также вести практику и заниматься другими подобными делами.

При всем при этом необходимо отметить также и то, что правильнее всего будет обратиться к такому юристу, который отличается наличием завершенных успешно дел.

Во всех тех событиях и ситуациях, при которых работник прокуратуры начал грубо нарушать права и свободы граждан, одновременно с этим повышая собственные права и забывая об уровне ответственности, также необходимо обеспечить защиту собственных интересов, свобод и полномочий. Речь идет о том, чтобы подготовить достаточную защиту собственных интересов в рамках судебного и досудебного производства.

Чем будет заниматься адвокат

Вне зависимости от того, насколько серьезным будет исследуемое правонарушение, необходимо, прежде всего, обратиться за качественной и надежной помощью. При этом имеющий достаточный опыт специалист, имеющий подобную практику и опыт, а также необходимую для работы и защиты квалификацию, сможет оказать несколько разновидностей и типов помощи как в ходе досудебного, так и в ходе судебного делопроизводства.

К главным типам и видам помощи, которые может оказать юрист в рамках проводимого дела для своего клиента, относятся следующие виды помощи:

  1. Помощь в тех вопросах, которые касаются сбора и структуризации всех необходимых для ведения дела доказательств. При этом такие доказательства должны быть документальными и осязаемыми, однако подходят и устные свидетельства. Это поможет провести дело максимально быстро и большей вероятностью положительного решения;
  2. Создание оптимальной стратегии. Это еще один из важных и необходимых моментов. И это очевидно, ведь если юрист сможет создать правильную и максимально действенную стратегию, это поможет восстановить права и свободы граждан, пострадавших от действий прокурора или органов прокуратуры;
  3. Довести проводимое дело до его окончания. Вне зависимости от хода и движения дела, юрист сможет довести его до положительного решения.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Бесплатная горячая юридическая линия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://jur24pro.ru/populyarnye-temy/pravookhranitelnye-organy/otvetstvennost-sotrudnikov-prokuratury-privlechenie-i-kontrol/

Гражданско правовая ответственность прокурора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here