Гражданский служащий несет ответственность

Статья 14. Ответственность государственного служащего

Статья 14. Ответственность государственного служащего

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Источник: http://base.garant.ru/10103884/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Дисциплинарная и материальная ответственность государственных гражданских служащих

Государственный гражданский служащий в соответствии со ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1 несет ответственность за дисциплинарный проступок, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. За указанные нарушения к государственному служащему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий, проведения служебной проверки урегулированы ст.ст. 58-59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Отказ гражданского служащего от дачи такого объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания и оформляется соответствующим актом.

По решению представителя нанимателя или по письменному заявлению служащего перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, в ходе которой должны быть установлены: 1) факт совершения служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного в результате данного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления служащего о проведении служебной проверки.

Срок проведения служебной проверки – не более одного месяца со дня принятия решения о ее проведении.

На время проведения служебной проверки служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности (с сохранением денежного содержания).

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Законом установлен предельный срок, в течение которого может быть применено дисциплинарное взыскание. Оноприменяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применившим его должностным лицом по собственной инициативе, по инициативе самого служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности в связи с дисциплинарным взысканием, он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Порядок привлечения государственных служащих к материальной ответственности установлен Трудовым кодексом РФ.

Модуль 5: «Административно-процессуальная деятельность»

Тема 12: «Административный процесс»

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 957 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Источник: http://studopedia.su/16_101203_distsiplinarnaya-i-materialnaya-otvetstvennost-gosudarstvennih-grazhdanskih-sluzhashchih.html

Ответственность государственных гражданских служащих

В состав мер должного и возможного поведения гражданского служащего с необходимостью включается и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, запретов и требований. Ответственность выражается в применении к гражданскому служащему различных взысканий и наказаний за допущение поступков и действий, которые юридически признаются запрещенными и вредными. Различают четыре вида ответственности гражданского служащего: 1) дисциплинарную; 2) административную; 3) материальную; 4) уголовную.

Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Читайте так же:  Признание гражданина частично недееспособным

За совершение каждого дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить одно из следующих дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение. При освобождении гражданский служащий включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Здесь несколько в завуалированной форме, но достаточно прозрачно проводится линия служения гражданского служащего не закону, а непосредственно вышестоящему начальнику, в основном, представителю нанимателя. Именно по его усмотрению гражданский служащий, совершивший дисциплинарный проступок, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности или даже уволен. Руководитель может, но не должен применять меры дисциплинарного взыскания. Он не несет ответственности за свое бездействие, либо непринятие мер по отношению к гражданскому служащему, недобросовестно выполняющему свои обязанности

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания регулируется статьей 58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Порядок проведения служебной проверки регулируется статьей 59 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Применение к государственным служащим дисциплинарных мер позволит повысить уровень дисциплины, ответственности за неисполнение должностных обязанностей и за принимаемые ими решения.

Административная ответственность гражданский служащий несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях и другими нормативными правовыми актами. Материальная ответственность наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению и выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. К уголовной ответственности гражданские служащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях.

Источник: http://vuzlit.ru/1254862/otvetstvennost_gosudarstvennyh_grazhdanskih_sluzhaschih

Ответственность государственных служащих

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей.

Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

предупреждение о неполном должностном соответствии;

освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.

Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.(2,ст. 59)

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания, меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (21,ст. 285-293). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

Читайте так же:  Досудебное урегулирование трудовых споров

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

Именно высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает государственный служащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него. (2, ст.16 — ст.20)

Источник: http://vuzlit.ru/1239728/otvetstvennost_gosudarstvennyh_sluzhaschih

Статья 11. Основные обязанности гражданского служащего

Статья 11. Основные обязанности гражданского служащего

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, Устав города Москвы, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 4 апреля 2012 г. N 7 пункт 9 части 1 статьи 11 настоящего Закона изложен в новой редакции

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 16 сентября 2009 г. N 34 часть 1 статьи 11 настоящего Закона дополнена пунктом 13

Видео (кликните для воспроизведения).

13) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 16 сентября 2009 г. N 34 статья 11 настоящего Закона дополнена частью 1.1

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели, оценивающие объекты гражданских прав, в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение с правовым обоснованием ранее данного поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме без правового обоснования гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. В случае неисполнения гражданским служащим правомерного поручения он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

5. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», отнесенную к группе высших должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности гражданской службы.

6. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Источник: http://base.garant.ru/6170029/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Наделяя гражданского служащего широкими полномочиями в области государственного управления, законодатель предусмотрел и повышенный уровень ответственности гражданского служащего за совершение им неправомерных действий (бездействий). Ответственность выражается в применении к гражданскому служащему различных взысканий и наказаний, предусмотренных российским законодательством.

К гражданским служащим могут быть применены следующие виды юридической ответственности, в том числе: дисциплинарная, административная; материальная (имущественная), уголовная. Юридическая ответственность — это меры принудительного характера, которые предусматриваются законами и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение гражданским служащим правонарушения.

I. Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. Она направлена прежде всего на обеспечение дисциплины в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями и т.д.), а органами (должностными лицами) организации, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Читайте так же:  Суд сослался на постановление верховного суда

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом ответственности. В целом она характеризуется следующим:

  • основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;
  • — дисциплинарный проступок влечет применение предусмотренного законодательством дисциплинарного взыскания;
  • — дисциплинарная ответственность применяется только в порядке подчиненности и только к физическим лицам [1] .

В системе государственного управления выделяют два вида дисциплинарной ответственности: 1) общую, которая распространяется на всех работников, кроме тех, для которых законодательство предусматривает специальную ответственность, и регулируется нормами ТК РФ; 2) специальную, которая предусматривается для отдельных категорий работников, с учетом специфики их профессиональной деятельности (ответственность по уставам, положениям о службе и т.д.). В отношении государственных служащих она применяется на основании нормативных правовых актов, регулирующих государственную службу Российской Федерации. Дисциплинарное взыскание накладывается за совершение гражданским служащим должностного проступка, заключающегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим возложенных на него обязанностей.

Признаками, характеризующими состав дисциплинарного проступка, являются: объект посягательства, объективная сторона, субъект посягательства, субъективная сторона. Объект посягательства любого проступка в системе государственной гражданской службы — общественные отношения, складывающиеся при осуществлении того или иного вида государственной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений государственной дисциплины или отдельных ее видов. Объективная сторона дисциплинарного проступка — это само противоправное деяние, которое может выражаться в форме как действия, так и бездействия.

Субъект дисциплинарного проступка — только физические лица (рядовые гражданские служащие, должностные лица). При этом в отличие от законодательства об административных правонарушениях должностные лица несут дисциплинарную ответственность на равных основаниях с рядовыми служащими. Субъективная сторона дисциплинарного проступка — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию. Прежде всего, в качестве такого признака выступает вина.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя, в соответствии с нормами ч. 1 ст. 57 Закона № 79-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.), имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • ? выговор;
  • ? предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • ? увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а»—«г» и. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 данного Закона № 79-ФЗ [2] , в том числе в случае: неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества и др.

Кроме того, ст. 59.1 Закона № 79-ФЗ (введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ) определены меры дисциплинарной ответственности должностных лиц, гражданских служащих за несоблюдение требований законодательства о государственной гражданской службе, законодательства в области противодействия коррупции, в том числе: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Частью 1 ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ (введена упомянутым Законом № 329-ФЗ) установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; осуществления предпринимательской деятельности и в других случаях, предусмотренных данной нормой Закона.

Частью 2 ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий’.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

II. Административная ответственность на гражданской службе — это применение к гражданским служащим административных санкций за совершение ими административного нарушения. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Таким образом, для привлечения лица к административной ответственности необходимо определить форму его вины. КоАП РФ предусмотрены две формы вины, умышленные действия (бездействия); действия (бездействия), совершенные по неосторожности.

Статья 3.2 КоАП РФ устанавливает восемь видов административных наказаний, однако к гражданским служащим применяются лишь два:

  • 1) предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (в письменной форме);
  • 2) административный штраф — денежное взыскание, которое выражается в рублях. В отличие от дисциплинарной ответственности, [2]

административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на организации.

Административный штраф устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб.; для должностных лиц — 50 тыс. руб.; для юридических лиц — 1 млн руб., а в случаях, предусмотренных ст. 14.40,14.42 КоАП, — 5 млн руб., или может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения и т.д.

Читайте так же:  Мировое соглашение с несовершеннолетним

В последние годы КоАП РФ дополнен рядом норм, значительно усиливающих ответственность должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих за нарушение установленного законодательством порядка работы с обращениями граждан, оказания государственных и муниципальных услуг. В частности, ст. 5.59 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 199-ФЗ) предусматривает наложение на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан [4] .

Дела об административных правонарушениях имеют право рассматривать судьи, а также органы и должностные лица, предусмотренные нормами главы 23 КоАП, в том числе: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел (полиция), органы Государственного пожарного надзора и другие федеральные органы, уполномоченные органы субъектов РФ (например, инспекции административно-технического надзора).

III. Материальная ответственность налагается за служебный проступок, в результате которого нанесен материальный ущерб гражданам, юридическим лицам, государству. Выделяют следующие признаки материальной ответственности гражданского служащего:

  • 1) совершение служебного проступка;
  • 2) причинение имущественного вреда гражданам, юридическим лицам, государству;
  • 3) наличие причинной связи между правонарушением и наступившими негативными последствиями;
  • 4) наличие вины гражданского служащего в совершении правонарушения.

Материальную ответственность гражданских служащих можно условно разделить на две группы.

  • 1) ответственность за вред, причиненный государственному орга — ну ши непосредственно государству в результате выполнения служащим своих служебных обязанностей;
  • 2) ответственность за вред, причиненный третьим лицам (гражданам, юридическим лицам).

В первом случае ответственность наступает в соответствии с нормами главы 39 ТК РФ. На основании ст. 238 ТК РФ работник (гражданский служащий) обязан возместить работодателю (государственному органу или государству в целом) причиненный ему прямой действительный ущерб. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Статьей 239 ТК РФ установлены обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника, — случаи, когда возникновение ущерба обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы, нормальным хозяйственным риском, крайней необходимостью или необходимой обороной, либо неисполнением работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

К гражданскому служащему может применяться ограниченная и полная материальная ответственность (последняя применяется лишь в случаях, строго ограниченных законом). Под ограниченной материальной ответственностью гражданского служащего понимается возмещение реального материального ущерба в заранее установленных пределах — в размере среднемесячного заработка служащего. Под полной материальной ответственностью понимается возмещение ущерба в полном размере, без каких-либо ограничений в случаях, определенных ст. 243 ТК РФ.

Материальная ответственность за вред, причиненный третьим лицам (гражданам, юридическим лицам), регулируется нормами ГК РФ. Обязательства вследствие причинения вреда установлены нормами главы 59 ГК РФ. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

IV. Уголовная ответственность гражданских служащих устанавливается Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ). Гражданские служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности как граждане Российской Федерации, на общих основаниях, и как должностные лица, за преступления, совершенные в процессе осуществления своих должностных полномочий. Отличительной особенностью преступлений, совершаемых гражданскими служащими, от других категорий уголовных преступлений является злоупотребление властью с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.

Нормами главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» установлен ряд составов преступлений, в которых субъектами преступлений являются гражданские служащие. В частности, ст. 285 УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями. Уголовные наказания предусмотрены также статьями УК РФ: ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»; ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов»; ст. 285.3 «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений»; ст. 286 «Превышение должностных полномочий»; ст. 287 «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации»; ст. 288 «Присвоение полномочий должностного лица»; ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»; ст. 290 «Получение взятки»; ст. 291 «Дача взятки»; ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве»; ст. 292 «Служебный подлог»; ст. 293 «Халатность».

Помимо указанных видов преступлений, за которые гражданские служащие могут быть привлечены как должностные лица, в УК РФ установлены также иные виды преступлений, за которые гражданские служащие привлекаются к уголовной ответственности’.

Источник: http://bstudy.net/684873/ekonomika/otvetstvennost_gosudarstvennyh_grazhdanskih_sluzhaschih

Ответственность государственных служащих

Меры поощрения и стимулирования деятельности

За успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности могут быть отмечены различными видами поощрения и стимулирования, основания, условия и порядок применения которых устанавливаются законодательством РФ и её субъектов.

В отношении государственной гражданской службы данный вопрос регламентирован ст. 55 «Поощрения и награждения за гражданскую службу» ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

За безупречную и эффективную службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почётной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почётных званий РФ;

8) награждение знаками отличия РФ;

9) награждение орденами и медалями РФ.

Государственные награды РФ – высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. В соответствии с Положением о государственных наградах РФ (в редакции Указа Президента РФ от 25 ноября 2003 г. № 1389) государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ; почётные звания РФ. Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности, а также органами местного самоуправления.

Читайте так же:  Госпошлина присужденная судом что это значит

Решение о поощрении или награждении оформляются правовым актом государственного органа или правовыми актами РФ. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» — «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня;

— появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

— однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.

В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.

Административная ответственность государственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Уголовная ответственность предусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/2_1742_otvetstvennost-gosudarstvennih-sluzhashchih.html

Гражданский служащий несет ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here