Гражданская ответственность сотрудника полиции

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 33 Закона о Полиции

1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.

2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо.

3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.

6. На него может быть наложено дисциплинарное взыскание. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации названное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

7. Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8. В соответствии с п. 13.9 указанной Инструкции к сотрудникам полиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

9. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается.

11. Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

12. Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником полиции может быть обжаловано в суд и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подачей такой жалобы не приостанавливается приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.

13. Если в результате незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции, к примеру сотрудника вневедомственной охраны, кому-либо причинен вред в виде повреждения здоровья, такой вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации.

14. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

15. См. также комментарий к ст. ст. 6, 12 — 13, 26 — 28 настоящего Федерального закона.

Источник: http://www.zakonrf.info/zakon-o-policii/33/

Привлечение к ответственности сотрудника полиции

Неправомерные действия сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей должны быть выявлены, виновные наказаны по закону. Привлечение к административной или уголовной ответственности может быть инициировано гражданином или организацией, чьи интересы затронуты. Существует процессуальный порядок, которого необходимо придерживаться, чтобы отстоять свою точку зрения и обосновать виновность сотрудника полиции.

Законодательная база

Служебное соответствие и регламент службы в полиции отражены в ФЗ-№3 «О полиции» от 07.02.2011 г. Привлечение к наказанию за неправомочные действия регламентированы в следующих правовых нормах:

Читайте так же:  Ознакомление с делом судебного приказа

  • ст.15 ФЗ-№342 указывает о возможном взыскании за доказанные проступки и нарушение служебных обязанностей;
  • ст.33 ФЗ-№342 позволяет заявить претензии физическому и юридическому лицу;
  • ст.ст.285, 286, 290 УК РФ устанавливают ответственность за получение и вымогательство взятки;
  • ст.1047 ГК РФ устанавливает ответственность правоохранительных органов за нанесенный ущерб;
  • ст.139 УК РФ устанавливает ответственность за несанкционированное проникновение в жилище и др.

По перечисленным и другим статьям законодательства могут привлечь каждого работника полиции.

Предусмотрены следующие процессуальные возможности привлечения к наказанию виновных полицейских:

  • подача жалобы вышестоящему руководству сотрудника с описанием инцидента и просьбой разобраться в случившемся;
  • обращение в прокуратуру в качестве надзорного органа с указанием нарушений служебных правил;
  • подача судебного иска, где ответчиком выступает сотрудник, нарушивший служебный распорядок.

В некоторых случаях целесообразно одновременно действовать по нескольким направлениям, особенно при серьезных противоправных поступках.

Обратиться с жалобой вышестоящему руководству можно двумя путями:

  • во время личного приема должностным лицом по предварительной записи;
  • через официальный портал МВД, оставив заявление.

Ответ на обращение должен быть дан после рассмотрения ситуации в 3,10 или 30 дней, в зависимости от квалификации проступка.

Виды ответственности для работников полиции

Согласно ст.15 ФЗ-№342, работники МВД несут следующие наказания:

  • уголовное по УК РФ в общем порядке как граждане по законодательству РФ;
  • административное, по которой сотрудник несет и дисциплинарное взыскание (ФЗ-№49-51);
  • гражданское, в том числе по нанесенному ущербу во время неграмотного исполнения или неисполнения обязанностей. Возмещение вреда происходит по общему порядку, без относительно к должности в органах.

Таким образом, именно служебная вина является основанием для особого наказания работников МВД. Все остальные виды взыскания производятся по установленным федеральным законам. Непосредственный контроль за соблюдением обязанностей сотрудников возложен на надзорные органы и вышестоящее руководство.

Что контролируют в деятельности полицейских структур

Помимо выполнения общих правовых норм, работники полиции должны строго выполнять внутренний распорядок и соблюдать должностные инструкции. Закон о полиции точно указывает, кто должен контролировать поведение и действия сотрудников, пресекать виновные деяния и реагировать на жалобы третьих лиц.

Надзорные органы, включая прокуратуру и Управление по собственной безопасности, обязаны следить за следующими факторами:

  • раскрытие случаев противоправных, нарушающих служебные обязанности, поступков, в рамках собственной компетенции;
  • охрана и поддержание правопорядка по территориальному признаку, проведение розыскных мероприятий;
  • контроль за дорожным движением, что относится в первую очередь к ГИБДД;
  • учет и контроль огнестрельного и стрелкового оружия;
  • предотвращение террористических угроз.

Если в одном из разделов обнаружено служебное несоответствие, то по заявлению начинается расследование указанных фактов и привлечение сотрудника к ответу. Заявителю следует понимать, что изложенные в жалобе материалы должны быть достоверными и проверяемыми свидетельствами.

Особенности заявления на сотрудника полиции

Независимо от того, какой вид нарушений гражданин обжалует и в какой орган обращается, следует учесть некоторые моменты:

  • заявителем может выступать сам потерпевший или его законный представитель, в том числе обвиняемый по делу или его адвокат, опекун и др.;
  • текст жалобы может быть рукописным или печатным, допустимы приложения документов и справок для лучшего понимания служебного проступка;
  • требований по содержанию жалобы законом не установлено, но из написанного должен быть понятен смысл претензии. Жалоба должна иметь обратный адрес и личные данные заявителя.

Если жалоба подана по интернету, то после приема к рассмотрению, заявитель будет уведомляться о ходе расследования. Заявление могут не принять, если выявлены недочеты и не понятен смысл ситуации, о чем должно указываться в уведомлении.

Порядок рассмотрения жалобы

При обращении в канцелярию прокуратуры, суда или УВД заявлению присваивается входящий номер. На второй экземпляр, который остается у заявителя, ставится штамп с номером и датой принятия. После оформления жалобы, предоставляются сведения о рабочих телефонах, по которым можно узнать о ходе расследования и данные исполнителя. Результат рассмотрения жалобы можно получить письмом с уведомлением или по электронной почте.

Ответ должен полностью отвечать на поставленные вопросы, предусматривать обжалование при несогласии в вышестоящие органы прокуратуры или суда. Несоблюдение сроков на рассмотрение вопроса является основанием для жалобы на ход проверки, подаваемой в высшие контролирующие инстанции. Подавая заявление в суд, потребуется приложить полученные ответы и указать, почему они не удовлетворили заявителя. Чем больше к иску будет приложено фактических доказательств неправоты сотрудника полиции, тем быстрее будет рассмотрено дело.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты

Источник: http://iqlaw.com/category/ru-grazdanskij-process/privlechenie-k-otvetstvennosti-sotrudnika-policii

Город-курорт Пятигорск Официальный сайт

Функции полиции в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ответственность сотрудников полиции за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Часть 1 статьи 17 Конституции РФ признает принципы и нормы международного права. Следовательно, на территории РФ должны соблюдаться Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, все ратифицированные Россией конвенции о правах и свободах. Признание государством прав человека и гражданина означает обязанность государства утвердить эти права в своем законодательстве, предпочтительно в Конституции. Реализация этой обязанности осуществлена в главе 2 Конституции РФ.

Конституция РФ определяет основные свойства прав и свобод.

Неотчуждаемость — т.е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях — на основе Конституции и закона).

Читайте так же:  Нарушение имущественных прав несовершеннолетних детей

Естественный характер — т.е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.

Вместе с тем осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод — это декларируется в части 3 статьи 17 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу. Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

В качестве ведущих принципов деятельности полиции Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» закрепляет обеспечение конституционной законности прав и свобод человека и гражданина. В статье 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» определено предназначение полиции, которое состоит именно в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

В статье 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» закреплено, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).

Исходя из положений части 3 статьи 55 Конституции РФ (Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства), законодатель в части 2 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» предусматривает возможность ограничения прав и свобод граждантолько по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции ЗАПРЕЩАЕТСЯ прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2,3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»). Сотруднику полиции также ЗАПРЕЩАЕТСЯ подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий ч. 2,3 статьи 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»). Сотрудник полиции ОБЯЗАН ПРЕКРАТИТЬ действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод (статья 9Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).

Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение прав и свобод человека и гражданина предусмотрена федеральным законодательством (статья 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ответственность сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД) можно классифицировать по видам на:

дисциплинарную ответственность; в том числе и за нарушение служебной дисциплины, а также ответственность за несоблюдение сотрудником ОВД ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

Уголовная ответственность сотрудников основана на уголовном законодательстве РФ, т.е. на нормах, содержащихся в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее УК РФ). В рамках усиления защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел принят Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Данным законом в УК РФ внесены изменения, которыми устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД дел является обстоятельством, отягчающим наказание (введен п. «о» в ч. 1 ст. 63). Одновременно УК РФ дополнен ст. 286.1, устанавливающей уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Согласно ч. 2 статьи 15 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») за совершение административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с комментируемым Законом, дисциплинарным уставом ОВД РФ. Административную ответственность сотрудники ОВД также несут согласно законодательству об административных правонарушениях, которое состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. В ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, гл. 8, ст. 11.16(в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП РФ, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях.

Читайте так же:  На кого распространяется комендантский час в россии

Дисциплинарная ответственность основана на положениях ст. 50, 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») и дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N 1377.

В статье 1069 гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же предусмотрено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Статья 1070 ГК РФ регламентирует ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В соответствии с п. 1 указанной статьи вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны России, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает ответственность за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, отсылая к трудовому законодательству. Материальной ответственности работника за ущерб причиненный работодателю посвящена гл. 39 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Правовая группа Отдела МВД России по г. Пятигорску

Источник: http://pyatigorsk.org/13972

Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел (ст.ст. 10 — 16)

Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел

>
Сотрудник органов внутренних дел
Содержание
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12192456/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции (ст.ст. 25 — 33)

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции

>
Сотрудник полиции
Содержание
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12182530/2cb9bddea07f9dfceecebba9d5bb6391/

Глава 2. Гражданско-правовая ответственность сотрудников ОВД

Особенности гражданско-правовой ответственности сотрудников ОВД

Система органов внутренних дел включает иерархию органов, начиная от МВД РФ заканчивая горрайлинорганами. Каждый из элементов этой системы является юридическим лицом, возникает и функционирует в соответствии со ст.48-65 ГК РФ.

Соответственно органы внутренних дел являются субъектами только гражданско-правовой (материальной) юридической ответственности.

Существует два варианта указанного вида ответственности:

1. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания и предварительного следствия (прокуратура и суд как субъекты данного вида юридической ответственности к настоящей работе отношения не имеют) [8] ;

2. Возмещение вреда, причиненного органом внутренних дел как владельцем источников повышенной опасности [9] .

Рассмотрим более подробно каждый из вариантов.

Ст.1070 ГК РФ регулирует общественные отношения, возникающие по поводу возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания какими являются органы внутренних дел, предварительного следствия при органах внутренних дел.

Основанием возникновения юридической ответственности всегда является сам факт совершения правонарушения, а наступления ее – состав правонарушения Необходимым условием возникновения гражданско-правового обязательства принято считать наличие вреда, под которым понимаются уничтожение, повреждение (умаление) какого-то имущественного или личного неимущественного блага, охраняемого законом. Объем возмещения, по общему правилу ст.1064 ГК РФ (общие основания ответственности за причинение вреда), должен быть полным, т.е. потерпевшему возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Право гражданина на возмещение ущерба связывается в вышеуказанных нормативно-правовых актах с незаконным, т.е совершенным с нарушением закона или с отступлением от его требований, характером действий соответствующих государственных органов. Именно этот признак означает, что соответствующее принудительное решение или действие органа дознания, следователя и др. (заключение под стражу, привлечение к уголовной ответственности и т.п.) является основанием возмещения причиненного гражданину ущерба.

Право на возмещение вреда в сфере уголовного судопроизводства возникает при условии:

– постановления оправдательного приговора;

– прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления [10] ;

– прекращения уголовного дела за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления [11] ;

– прекращения дела об административном правонарушении.

Право на возмещение такого ущерба возникает лишь в случае полной реабилитации гражданина.

Прекращение дела по так называемым нереабилитирующим основаниям:

· недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

· примирение обвиняемого с потерпевшим;

Читайте так же:  Разрешение на оружие перово

· отсутствие жалобы потерпевшего;

· передача виновного на поруки и др. [12]

не дают права на возмещение вреда.

Вред в смысле п.1 ст.1070 возмещается независимо от вины должностных лиц, в результате незаконных действий которых он причинен, и в полном объеме.

Возмещение ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных п.1 ст.1070, производится органами федерального казначейства за счет средств федерального бюджета на основании решений (постановлений, определений) органов дознания, предварительного следствия и др.

Должностные лица органов дознания, предварительного следствия, незаконными действиями которых причинен вред, ответственности перед потерпевшим не несут и к ним не должны предъявляться требования о возмещении вреда, т.к. обязанность возмещения ущерба реабилитированному возлагается не на органы дознания, предварительного следствия и не на предприятия, учреждения, организации, в которых работал гражданин до привлечения к уголовной ответственности, а на государство как таковое, независимо от вины должностных лиц.

Ст.1079 ГК РФ регулирует общественные отношения, возникающие по поводу возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ и т.п.), обязаны возместить вред в соответствии с вышеуказанной статьёй, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо (в нашем случае – органы внутренних дел, которые владеет источником повышенной опасности на законном основании).

ГК РФ дает нам только примерный перечень видов деятельности, представляющих повышенную опасность для окружающих.

Вопрос о признании объекта источником повышенной опасности при необходимости может и должен решаться судом на основе заключений соответствующих экспертиз.

Субъектом ответственности является владелец источника повышенной опасности, под которым следует понимать организацию (в частности орган внутренних дел), осуществляющую эксплуатацию источника повышенной опасности принадлежащего ей на законном основании. Не признается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (например, милиционер – водитель).

Аналогично первому варианту к сотрудникам органов внутренних дел может быть предъявлен регрессный иск.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 255 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: http://studopedia.net/9_15015_glava—grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-sotrudnikov-ovd.html

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Источник: http://zakonopolitsii.ru/glava-6/statya-30

Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц

Органы внутренних дел, следственные органы и их должностные лица несут ответственность за неправомерные действия или бездействие.

Правовые аспекты и характеристика субинститута ответственности должностных лиц органов внутренних дел и следственных органов

Согласно законодательству, регламентирующему порядок и условия налогообложения, в частности НК РФ, налоговые органы являют собой систему, основное направление которой – это осуществление контроля над своевременной уплатой налоговых платежей и сборов.

Представители налоговых структурных образований должны действовать в пределах своих полномочий и только в соответствии с законодательством РФ. При этом тот же нормативно-правовой акт четко определяет права и обязанности органов внутренних дел, а также следственных органов и их должностных лиц, которыми они наделены для выполнения своих служебных обязанностей.

Невыполнение законодательных предписаний, что влечет за собой неправомерные действия или бездействие должностных лиц, является основанием для привлечения последних к правовой ответственности.

Основанием для привлечения должностных лиц ОВД к юридической ответственности является совершение последними неправомерного действия или бездействия, последствия которого стали причиной нанесения налогоплательщику ущерба. При этом ущерб, нанесенный пострадавшему от правонарушения лицу, подлежит возмещению за счет средств из федерального бюджета.

Читайте так же:  Делопроизводства отдела судебных приставов

Порядок возмещения вреда регламентирован НК РФ, а также другими специальными нормативно-правовыми актами. Право граждан на возмещение ущерба, нанесенного как должностными лицами органов внутренних дел, так и должностными лицами следственных органов, гарантировано российским законодательством.

При рассмотрении дел о возмещении ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий должностных лиц или их бездействий, расчет суммы, подлежащей компенсации осуществляется на основании предоставленных доказательств. При этом доказательства должны соответствовать законодательным требованиям допустимости и относимости.

В качестве доказательств возможно использование только тех документов, которые подтверждают непосредственно нанесение вреда и его размер. К тому же, для подтверждения этих сведений используются только те документы, основным предназначением которых является отображение расчетных операций. К примеру, это может быть смета затрат, разработанная для устранения недостатков услуг, работ и прочее.

За совершение неправомерных действий или в случае преступного бездействия должностных лиц законодательными актами РФ предусмотрено привлечение правонарушителей к таким видам ответственности: административной, дисциплинарной, уголовной, а также материальной и гражданско-правовой.

Виды юридической ответственности и основания привлечения к ней ОВД и следственных органов

Сотрудники ОВД могут принимать участие в проведении налоговыми органами контролирующих операций и проверок в случае их привлечения к делу путем направления соответствующего запроса.

В случае совершения представителями ОВД противозаконных действий во время реализации контролирующих и проверочных мероприятий, нарушители привлекаются к разным видам юридической ответственности.

Виды ответственности ОВД за неправомерные действия и преступное бездействие их сотрудников во время исполнения служебных обязанностей:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная;
  • уголовная.

Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов к дисциплинарной ответственности

Основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности — непосредственное нарушение служебных порядков и пренебрежение обязанностями, то есть меры дисциплинарного взыскания применяются в случае несоблюдения правил служебной дисциплины.

Общий порядок привлечения должностных лиц к данному виду ответственности, а также основания для назначения дисциплинарного взыскания регламентированы ТК РФ.

Непосредственно составы дисциплинарных правонарушений, при наличии которых допускается привлечение лица к соответствующей юридической ответственности, предусмотрены специальными актами правотворчества. Так, для представителей органов внутренних дел таковыми являются:

1. Закон «О милиции»;

2. Соответствующие положения.

За совершение дисциплинарных проступков на сотрудников органов внутренних дел налагаются следующие виды наказаний:

  • вынесение выговора;
  • вынесение строгого выговора;
  • предупреждение;
  • снижение должностного лица, совершившего проступок, в звании;
  • понижение правонарушителя в должности;
  • лишение нагрудного знака;
  • крайняя мера дисциплинарного взыскания — увольнение.

Необходимый объем полномочий, позволяющий назначить меру дисциплинарного взыскания сотруднику ОВД, имеет лишь то должностное лицо, которое вправе принимать граждан на определенную должность.

Основания привлечения должностных лиц к административной ответственности

Основанием для наложения административного взыскания является совершение чиновником административного проступка. Данная норма закреплена и гарантирована КоАП РФ.

Виды проступков, влекущие за собой привлечение к ответственности и сопутствующее применение мер административного взыскания:

  • невыполнение либо исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей;
  • совершение неправомерных действий или бездействия, что повлекло за собой нарушение законных прав граждан;
  • отказ сотрудника внутренних дел в рассмотрении заявления гражданина или в приеме документа;
  • нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, а также несоблюдение сроков;
  • принятие необоснованного решения, которое нанесло ущерб гражданину.

Представленный перечень правонарушений не является исчерпывающим.

Полный список оснований, а также порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности изложены в КоАП РФ.

Как правило, основной мерой административного взыскания в отношении должностных лиц является применение штрафных санкций, размер которых зависит от степени тяжести совершенного проступка, а также от других факторов, имеющих значение при определении наказания (повторность, размер ущерба, нанесенного правонарушением и т. д.).

Гражданско-правовая и материальная ответственность должностных лиц

Неправомерные действия или бездействие должностных лиц как внутренних органов, так и следственных, в результате совершения которых был нанесен ущерб гражданам, являются основанием для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности.

Особенности привлечения должностных лиц к материальной и гражданско-правовой ответственности:

  • возмещение ущерба осуществляется за счет средств из государственного бюджета, должностное лицо при этом привлекается к материальной ответственности;
  • нарушитель, являющийся должностным лицом, не несет ответственности перед лицами, пострадавшими от его неправомерного действия или бездействия, поскольку, согласно законодательству, должностные лица не входят в число субъектов гражданских правоотношений;
  • возмещение вреда, причиненного незаконными действиями чиновника, происходит в порядке, установленном ГК РФ;
  • привлечение должностного лица к материальной ответственности не исключает возможности наложения на него меры административного взыскания или применения дисциплинарного наказания.

Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел и должностных лиц следственных органов

Уголовная ответственность наступает при совершении чиновником неправомерных действий, что произошло с помощью использования полномочий, которыми наделен нарушитель в силу своего служебного положения. Должностное лицо является специальным субъектом преступления.

Можно выделить несколько групп преступлений, за совершение которых возможно привлечение должностного лица к уголовной ответственности:

  • преступные деяния, объектом которых является нерушимость государственной власти, а также интересы госслужбы;
  • преступные деяния против правосудия;
  • общественно-опасные действия или бездействие, объектом посягательства которых являются права, интересы и свободы граждан.

В отличие от других видов юридической ответственности, привлечение к уголовной ответственности допускается только на основаниях, предусмотренных УК РФ.

Применение при назначении наказания других нормативно-правовых актов, равно как и использование аналогии права, недопустимо.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/otvetstvennost-organov-vnutrennih-del-sledstvennyh-organov-i-ih-dolzhnostnyh-lic.html

Гражданская ответственность сотрудника полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here