Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору

Понятие ненадлежащего исполнения обязательств

Ст. 309 Гражданского кодекса РФ предусматривает обязанность партнеров выполнять свои обязательства надлежащим образом. Нарушением этого правила будет:

  • передача товара ненадлежащего качества или не в том количестве;
  • оказание услуг или выполнение работ ненадлежащего качества;
  • нарушение сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • несвоевременная приемка товара, работ, услуг;
  • несвоевременная оплата поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Как видим, нарушить свои обязанности может любой из партнеров, поэтому выделяют просрочку:

Разберем их более подробно.

Последствия просрочки должника

Под просрочкой должника понимается невыполнение им своих обязанностей, предусмотренных контрактом, в определенный срок или по требованию кредитора, когда срок исполнения не установлен. Ст. 405 Гражданского кодекса предусматривает наступление следующих последствий:

  • возложение на должника ответственности за убытки, возникшие у кредитора;
  • возложение на должника ответственности за случайно наступившие последствия;
  • возможность отказа кредитора от принятия исполнения и взыскания убытков.

Данные последствия не применяются в случае, когда просрочка кредитора делает невозможным исполнение должником своих обязанностей.

Последствия просрочки кредитора

Под просрочкой кредитора понимается:

  • отказ кредитора от исполненного по договору (п. 1 ст. 406 Гражданского кодекса);
  • несовершение кредитором действий, которые необходимы для исполнения должником своих обязанностей (п. 1 ст. 406 Гражданского кодекса);
  • отказ выдать расписку в получении исполнения или вернуть долговой документ (п. 2 ст. 408 Гражданского кодекса).

Последствиями такой просрочки будут:

  • возмещение должнику причиненных убытков;
  • отсутствие у должника обязанности уплатить проценты по денежному обязательству за период просрочки.

Понятие и виды ответственности за нарушение исполнения договора

Под ответственностью понимают меру негативного стимулирующего воздействия на субъекта правоотношений, допустившего нарушение своих обязанностей по контракту, которая выражается в наступлении имущественных последствий.

Основаниями для наступления таких последствий служат:

  • наличие факта нарушения своих обязанностей;
  • причинение ущерба;
  • вина лица, допустившего нарушение обязательств (в гражданских правоотношениях она презюмируется);
  • причинно-следственная связь между деянием и наступлением последствий в виде убытков.

В качестве основных видов ответственности выделим:

  • компенсацию убытков;
  • выплату неустойки;
  • уплату процентов за невыполнение денежных обязательств.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Возмещение убытков при ненадлежащем исполнении договора

Ст. 393 Гражданского кодекса предусматривает компенсацию убытков в качестве ответственности за ненадлежащее исполнение контрагентами обязанностей, предусмотренных контрактом. По общему правилу применение иных видов ответственности не освобождает нарушителя от возмещения причиненных убытков.

Под возмещением убытков понимается компенсация затрат, необходимых для того, чтобы кредитор оказался в положении, в котором он находился бы, если бы обязательства были выполнены надлежащим образом.

При определении размера убытков судебные органы должны руководствоваться принципами:

  • справедливости;
  • соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Взыскание неустойки

Ст. 394 предусматривает, что при ненадлежащем исполнении договора виновная сторона обязана выплатить потерпевшей стороне неустойку, т. е. установленную контрактом или законом сумму. При этом кредитор не обязан доказывать факт наличия убытков и их размер (ст. 330 Гражданского кодекса). В зависимости от соотношения возможности требовать погашения неустойки и компенсации убытков выделяют:

  • зачетную неустойку, когда кредитор имеет право на взыскание убытков в сумме, непокрытой неустойкой;
  • альтернативную, когда кредитору дается право выбрать, что он будет взыскивать — убытки или неустойку;
  • штрафную (в этом случае кредитор может взыскать убытки в полном объеме сверх неустойки);
  • исключительную, когда взиманию подлежит только неустойка.

Тот или иной вид неустойки определяется законом и/или контрактом.

Неустойка может быть в форме пени (процентов, например, от стоимости недопоставленного товара, начисляемых за каждый день просрочки) или штрафа в фиксированной сумме.

Предусматривая в соглашении высокую неустойку, стоит помнить о возможности ее уменьшения по правилам ст. 333 Гражданского кодекса. Указанная статья неприменима к штрафным процентам за просрочку возврата беспроцентного займа (см. определение Верховного суда РФ от 29.03.2016 № 83-КГ16-2).

Ответственность за неисполнение денежного обязательства по статье 395 ГК РФ

За неправомерное удержание денежных средств должник обязан выплатить кредитору проценты, установленные ст. 395 Гражданского кодекса. Такие проценты подлежат начислению вне зависимости от природы появления обязательства (п. 37 постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7).

В случае, когда сторонами установлена договорная неустойка, проценты по общему правилу не взимаются (п. 4 ст. 395 Гражданского кодекса). Такое правило применяется к правоотношениям, возникшим после 01.06.2015 (п. 83 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 № 7).

С 01.08.2016 проценты подлежат расчету исходя из ключевой ставки, устанавливаемой Центробанком. Такое изменение было внесено п. 5 ст. 1 закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса…» от 03.07.2016 № 315-ФЗ.

Вот основные моменты, которые следует знать для привлечения контрагента к ответственности за нарушение его обязанностей, вытекающих из заключенного контракта. Оценив ситуацию и проанализировав каждый из видов, можно выбрать оптимальный.

Источник: http://rusjurist.ru/obyazatelstva/otvetstvennost_na_neispolnenie_obyazatelstv/otvetstvennost_za_nenadlezhawee_ispolnenie_obyazatelstv_po_dogovoru/

Какова ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ?

Для того чтобы стимулировать заказчика и поставщика к качественному исполнению своих обязательств в рамках государственного контракта, законодательство о контрактной системе предусмотрело штрафные санкции и неустойки за допущенные нарушения.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
  • Правовое регулирование начисления штрафов и пени

    Начисление пени и штрафов за допущенные нарушения по 44-ФЗ опирается на положения ст. 34 44-ФЗ и Постановление Правительства №1042 от 2017 года. Последний нормативно-правовой акт сменил ранее действующий документ, который указывал на правила начисления неустоек – Постановление Правительства от 2013 года №1063. Обновленное Правительственное Постановление начало регламентировать сферу начисления неустоек более детально, но базовое условие остался прежним: чем выше цена контракта, тем меньше штраф.

    Особенности начисления неустоек указываются в государственном контракте. Следует различать штрафы в виде фиксированной суммы и пени, которые начисляются за каждый день просрочки обязательств.

    Читайте так же:  Комендантский час в зимний период

    Также ответственность для сторон может устанавливаться в соответствии с нормами КоАП.

    Права и обязанности заказчика и исполнителя по государственному контракту

    Любое взятое на себя обязательство должно быть должным образом исполнено (ст. 309 ГК). Это требование распространяется и на обязательства по исполнению государственных контрактов по требованиям 44-ФЗ.

    В обязанности поставщика входит качественное исполнение обязательств по государственному контракту в установленные сроки, тогда как заказчик должен принять выполненную работу и оплатить ее на условиях договора.

    Помимо этого, к важнейшим обязанностям поставщика относят:

    1. Информирование государственного заказчика о процессе исполнения государственного контракта, а также обо всех возникающих сложностях.
    2. Соблюдение сроков исполнения обязательств.
    3. Соблюдение требований заказчика и нормативов к качеству товара, услуги или работы.

    Помимо обязанностей, поставщику гарантирован ряд прав. Так, он может потребовать расторжения контракта при неоднократной просрочке при оплате, при противодействии со стороны заказчика в реализации контракта, при необоснованном занижении цены контракта. Поставщик вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества работы или оказанной услуги в случае, если он считает претензии со стороны заказчика необоснованными.

    При неисполнении условий контракта поставщиком заказчик должен потребовать устранения недостатков, а если те не будут устранены в отведенные сроки, то заказчик вправе потребовать расторжения договора.

    Наиболее типичными примерами неисполнения своих обязательств сторонами является:

    1. Выполнение работ на момент прекращения контракта.
    2. Выполнение работ в неполном объеме.
    3. Нарушение требований к качеству работ.
    4. Неоплата работы в положенные сроки.

    На основании ч. 5 ст. 34 44-ФЗ при просрочке исполнения обязательств заказчиком поставщик вправе потребовать у него уплаты пени и штрафов по условиям договора. По п. 6 указанной статьи аналогичным правом наделен и заказчик.

    Также заказчик не вправе изменить установленный законодательством порядок начисления пени и штрафов даже по соглашению сторон.

    Заказчик вправе не начислять пени и штрафы лишь в оговоренных законом случаях. Например, при закупках у единственного поставщика на сумму 300 (или 600 тыс. р. ) по нормам ст. 93 44-ФЗ. В частности, при закупках медикаментов, посещений зоопарка, театра, концерта, кинотеатра, цирка и пр.

    Виды нарушений

    В 44-ФЗ предусмотрено две основные разновидности нарушений: ненадлежащее исполнение условий контракта и просрочка исполнения. Первый тип нарушений влечет за собой штрафные санкции, за просрочку заказчик начисляет пени или неустойку.

    Ненадлежащее исполнение контракта обозначает, что поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга не соответствуют требованиям закупочной документации. Факт несоответствия может быть выявлен в ходе приемки работ заказчиком или в результате проведения внешней экспертизы.

    Изменять значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. К таким существенным условиям относят и сроки его реализации. При просрочке, которая была допущена по вине поставщика, придется заплатить неустойку. Если вины поставщика нет, то можно попробовать оспорить начисленные пени и штрафы.

    В случае если поставщика смущают сжатые сроки реализации работ, то изменить их можно только на этапе подачи заявки на участие. В частности, поставщик может пожаловаться на заведомо невыполнимые сроки исполнения контракта в ФАС, так как они являются способом ограничения конкуренции.

    В адрес поставщика могут одновременно предъявить требования о начислении пени и штрафов. Но если он допустил только просрочку, то правомерно начисление пени, если же это сопровождалось некачественным выполнением работ, то дополнительно начисляют штрафы.

    Размер ответственности

    Величина штрафов и пени за нарушения в исполнении контрактов имеет индивидуальный характер. Их начисляют по правилам, которые установлены в Постановлении Правительства №1042 от 2017 года.

    Порядок расчета пени

    Пени начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, рассчитанной от цены контракта за каждый день просрочки. Такая цена может быть уменьшена на сумму качественно исполненных работ, если поставщик уже приступил к реализации контракта. Размер неустойки ограничен ценой контракта и не может превышать ее.

    С 2017 года порядок расчета пени стал одинаковым и для заказчика, и для поставщика. В ранее действующих правилах пени для поставщика рассчитывались по особой формуле и могли устанавливаться в размере более 1/300 ставки рефинансирования.

    Пени начисляется со дня, который следует за датой исполнения обязательств по госконтракту.

    Пени рассчитываются по следующей формуле:

    • цена государственного контракта за вычетом исполненных обязательств / 300 * ключевая ставка * количество дней просрочки.

    Пени начисляют за каждый день просрочки, включая календарные, праздничные и выходные, согласно Пояснению Минфина от 2016 года №02-04-06/21780.

    Например, заказчик должен был оплатить контракт 1 ноября на сумму 1 млн р., а оплатил 16 ноября. Пени за просрочку составят 1000000 / 300 * 6,5 * 15 = 3250 р.

    Помимо уплаты пени, заказчика могут обязать уплатить штрафные санкции в размере 30-50 тыс. р. по ст. 7.32.1 КоАП.

    Заказчик обязан прописать в контракте пени и штрафы в порядке, который утвержден законодательно. Если он этого не сделает, то заказчику придется заплатить штрафы по нормам КоАП, а положения контракта могут быть оспорены в суде.

    Правила расчета штрафов

    Размер штрафов начисляется в зависимости от НМЦК. Штрафы в адрес заказчика начисляются за каждое неисполненное им обязательство по государственному контракту. Штрафы за просрочку заказчику устанавливаются в виде фиксированной суммы, а не в виде определенного процента, как для поставщика. При цене контракта до 3 млн р. штрафы составляют 1000 р., от 3 до 50 млн р. – 5000 р., от 50 до 100 млн р. – 10000 р., свыше 100 млн р. – 100000 р.

    Штрафные санкции за неисполненные или ненадлежаще исполненные обязательства по контракту в адрес поставщика устанавливаются в размере, который зависит от цены контракта или его отдельного этапа:

    • как 10% от цены госконтракта (отдельного этапа), если цена в пределах 3 млн р.;
    • 5% – при цене 3-50 млн р.;
    • 1% – при цене от 50-100 млн р.;
    • 0,5% – при цене от 100-500 млн р.;
    • 0,4% – при цене от 500 млн р. до 1 млрд р.;
    • 0,3% – при цене 1-2 млрд р.;
    • 0,25% – при цене 2-5 млрд р.;
    • 0,2% – при цене 5-10 млрд р.;
    • 0,1% – при цене госконтракта или этапа свыше 10 млрд р.
    Читайте так же:  Загранпаспорт для ребенка украина документы

    Величина штрафных санкций также зависит от категории исполнителя. Для представителей малого бизнеса и социально ориентированных НКО штрафы установлены в размере 1% от цены контракта или отдельного этапа, но не менее 1 тыс. р. и не более 5 тыс. р. (при цене контракта 10-20 млн р.), 2% – при цене 3-10 млн р., 3% – при цене до 3 млн р.

    Сниженный размер штрафа для субъектов малого бизнеса применяется, если они участвуют в закупках по нормам ст. 30 44-ФЗ (исключительно среди СМП и СОНКО).

    Если представители малого бизнеса реализуют контракт по результатам закупки на общих основаниях, то к ним применяются стандартные штрафы.

    Если контракт заключается с поставщиком на условиях обязательного привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО по ч. 6 ст. 30 44-ФЗ, а поставщик его не исполнил, то для него предусмотрен штраф в размере 5% от объема непривлеченных поставщиков.

    В другом порядке рассчитываются штрафы на повышение цены (такая ситуация возникает при электронном аукционе, когда на определенном этапе закупки участники начинают бороться за право подписания госконтракта). Если цена контракта более НМЦК, штрафы рассчитываются с учетом цены контракта. В других случаях поставщикам следует отталкиваться от НМЦК.

    Если обязательства в части госконтракта не имеют стоимостного выражения, тогда за неисполнение сторонам положен штраф:

    • 1000 р., если цена госконтракта в пределах 3 млн р.;
    • 5000 р., если цена от 3-50 млн р.;
    • 10000 р., если цена от 50-100 млн р.
    • 100000 р., если цена более 100 млн р.

    За ненадлежащее исполнение работ по строительству и реконструкции, которые подрядчик должен был выполнить самостоятельно, предусмотрен штраф в размере 5% от стоимости работ.

    Если в рамках контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения, то штраф рассчитывается с опорой на цену отдельного этапа (на основании п. 2, 3 Постановления Правительства №1042).

    Например, при цене контракта в 5 млн р. нужно, помимо штрафа в 5% для данной цены, установить штраф в 10%, как при цене в 3 млн р. Если поставщик контрактной службы не установит все возможные штрафы, то ему самому может грозить ответственность в 3000 р. по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

    Как платить пени и штрафы

    В случае если поставщик согласился с тем, что он нарушил обязательства по контракту, то порядок действий будет следующим:

    1. Заказчик оформляет письменную претензию в свободном формате с описанием факта просрочки, там он указывает реквизиты контракта, номер счета и сумму к оплате.
    2. Поставщик выражает согласие на оплату пени и перечисляет на указанный заказчиком счет денежные средства.
    3. Сторонами подписывается акт приемки.
    4. Заказчик оплачивает контракт.
    5. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, возвращаются исполнителю.

    Допускаются и альтернативные способы уплаты штрафных санкций, когда деньги взыскивает заказчик самостоятельно из средств, положенных к выплате поставщику. В этом случае применяется три варианта для удержания:

    1. Из суммы, которую должен выплатить поставщик за исполнение контракта.
    2. Из обеспечения государственного контракта.
    3. От банка, в котором поставщиком была оформлена гарантия на исполнение обязательств. Если в гарантии указан пункт о взыскании пени за просрочку, то заказчик может потребовать компенсации неустойки.

    Можно ли избежать наказания

    Нередко возникают ситуации, когда поставщик недоволен с начисленными пени и штрафами, и он считает, что в возникновении просрочки виноват заказчик. Например, поставщик допустил просрочку в исполнении обязательств по строительству из-за того, что заказчик несвоевременно передал ему проектную документацию.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    На основании ч. 9 ст. 34 44-ФЗ поставщик может оспорить начисленные штрафы и пени при условии, если он докажет отсутствие своей вины или возникновение обстоятельств непреодолимой силы. В подобных ситуациях поставщик может обратиться за защитой своих интересов в судебную инстанцию. По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд может вынести одно из следующих решений:

    1. Отказать в требованиях поставщика, встать на сторону заказчика и обязать истца полностью погасить штрафы и пени.
    2. Удовлетворить требования поставщика частично. Суд может прийти к выводу, что назначенная к уплате неустойка несоразмерно велика, и уменьшить ее размер (например, по формуле величина неустойки составила 1 млн р., суд может обязать вернуть 200 тыс. р. из-за несоразмерности последствий неисполнения обязательств). Уменьшить размер неустойки суд вправе, если заказчик сознательно ее завысил, или если она превысила стоимость неисполненных обязательств по ст. 333 ГК РФ.
    3. Освободить поставщика от уплаты при отсутствии доказательств от заказчика.

    Для того чтобы добиться удовлетворения своей позиции в судебной инстанции, поставщику следует позаботиться о сборе доказательной базы. В качестве доказательств могут выступать:

    1. Копия письменного отказа заказчика от проведения независимой экспертизы.
    2. Показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в установленные сроки или об отказе заказчика подписывать акт приема передачи.

    Таким образом, в контрактной системе действует определенный порядок начисления штрафов и пени. Штрафы и пени начисляются за каждое нарушение при исполнении обязательств, при этом они не должны превышать цену контракта.

    Источник: http://pravo.team/nedvizhimost/neispolnenie-kontrakta.html

    Порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем коммунальных услуг. Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей.

    Порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем коммунальных услуг. Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей.

    В силу статьи161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил, установленных Правительством Российской Федерации. Аналогичную ответственность несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация (части 2.2и 2.3).

    Правительство Российской Федерации на основании ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011г. N354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила).

    Согласно ч.4 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве последствия предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги, которое определяется в порядке, реализованном Правительством Российской Федерации в Правилах.

    Читайте так же:  Свидетельство на право подписи

    Потребитель, которым согласно содержанию п.2 Правил является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги, имеет право на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

    Право требования от должника исполнения его обязанности закреплено п.1 ст.307 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Пунктом 105 Правил определено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).

    В силу п.106 Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом в качестве обязанности потребителя данный пункт предусматривает сообщение потребителем своих данных (фамилии, имени и отчества), а также точного адреса помещения, в котором обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вида такой коммунальной услуги, а в качестве обязанности сотрудника аварийно-диспетчерской службы — сообщение потребителю сведений о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилии, имени и отчества), номера, под которым зарегистрировано сообщение потребителя, и времени регистрации сообщения.

    Пунктом157 Правил установлено, что при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992г. N2300-I О защите прав потребителей (далее — Закон о защите прав потребителей), в определенных названным пунктом случаях (подпункты а- з).

    Таким образом, пункты 105 и 106 Правил являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Они определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым в соответствии с п.2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

    Из содержания названных пунктов Правил усматривается, что в них прописана процедура сообщения потребителем в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, а также порядок регистрации этого сообщения с указаним обязательных сведений, сообщаемых при регистрации, как потребителем, так и работником аварийно-диспетчерской службы.

    Пункт 157 Правил предоставляет право всем потребителям при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества в перечисленных в этом пункте случаях требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе о защите прав потребителей, и не отменяет право гражданина, потребляющего коммунальные услуги для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на предъявление к исполнителю требований, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, если с учетом характера предоставляемых услуг они могут быть применены к отношениям, связанным с нарушением требований к качеству коммунальных ресурсов, установленных Правилами (Приложение №1 Правил).

    Вместе с тем, статья 13 Закона о защите прав потребителей предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей. Пунктами 5и 6 указанной нормы установлен добровольный порядок удовлетворения требований потребителя об уплате неустойки (пени), штрафа, предусмотренных законом или договором, а также последствия, наступающие для изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) при его несоблюдении. При удовлетворении требований потребителя в судебном порядке суд применяет к ответчику меру принуждения в виде штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

    Источник: http://13.rospotrebnadzor.ru/news/135227

    Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств

    Функцией также можно воспользоваться через поиск окпд-> поиск по ключевому слову->выбор кода->рассчитать НМЦК

    Ответить Serafirina 145 145
    Ответ написан 19.04.2018 в 17:00

    Здравствуйте! По результату ЭА Заказчиком заключен контракт с СМП, срок исполнения которого по 31.12.2017г. Фактически исполнитель предоставил акт оказанных услуг 18.04.2018г. Ответственность сторон в контракте прописана в соответствии с ППРФ №1042, в т.ч. «За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы – X.XX руб., определяемой в следующем порядке:

    а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей».

    Возникает вопрос: какова разница между «ненадлежащим исполнением» и «просрочкой исполнения обязательств»? А также какие меры должен предпринять Заказчик в случае просрочки исполнения обязательств?

    Оценка ответа: 0

    Ответить Великанов Сергей Владимирович Эксперт 1860
    Ответ написан 19.04.2018 в 20:45

    Добрый день. По Вашим вопросам сложилась определенная судебная практика.

    Как Вы и указали, ПП РФ № 1042, а также ч. 8 ст. 34 Закона 44-ФЗ разделяют понятия просрочки исполнения обязательств и ненадлежащего исполнения контракта.

    Штрафы применяются к стороне контракта при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств, но за исключением просрочки исполнения обязательств.

    Суды по данному вопросу приходят к выводам, что просрочка исполнения обязательства, исходя из содержания Закона № 44-ФЗ, является видом нарушения срочного обязательства, за которое предусмотрена ответственность за каждый день.

    Иные виды нарушений обязательств по контракту расцениваются Законом № 44-ФЗ как неисполнение или ненадлежащее исполнение, за которые также предусматривается ответственность, однако эта ответственность применяется не за каждый день.

    Примерами иных нарушений (кроме просрочки) могут быть:

    — нарушение объемов поставок, работ (услуг);

    — нарушение ассортимента поставляемого товара;

    — нарушения качества выполняемых работ (услуг);

    — поставка некачественного товара;

    — непредоставление отчетных документов;

    — заключение надзорных органов, о нарушении технологии производства работ и т.п.

    Взыскание же штрафа за несвоевременное выполнение работ возможно, но лишь в случаях, когда в контракте условие об ответственности сформулировано таким образом, что штраф установлен за неисполнение обязательства к определенному сроку и не применяется за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (т.е. применяется один раз при наступлении конкретной даты), а пени — за просрочку исполнения обязательства, в зависимости от количества дней просрочки, то есть за разные нарушения обязательств. Но, повторюсь – если такое условие установлено контрактом.

    Читайте так же:  Уфмс регистрация по месту жительства документы

    Требование заказчика уплатить и пени и штраф может быть не поддержано судом по причине того, что за нарушение срока выполнения работ фактически предусмотрено два вида ответственности: в виде пени за каждый день просрочки и в виде единовременного штрафа, что противоречит требованиям действующего законодательства.

    В случае же, если помимо просрочки исполнения обязательств подрядчиком допущены иные нарушения, то применение штрафных санкций допускается, так как в данном случае, начисление и пени и штрафа за нарушение исполнения обязательств, свидетельствует не о двойной ответственности, а о различных способах исчисления неустойки в зависимости от факта нарушения и длительности просрочки путем комбинации штрафа и пеней.

    В Вашем случае, необходимо направить подрядчику требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств. Если помимо просрочки имеют место иные нарушения условий контракта, необходимо потребовать уплаты штрафа, за каждый факт нарушения.

    В случае, если кроме просрочки исполнения подрядчиком не нарушены иные условия контракта, то требование и пени и штрафа возможно придется отстаивать в судебном порядке.

    В проектах контрактов предстоящих процедур, целесообразно учитывать вышеизложенное в целях избежания спорных ситуаций.

    Источник: http://razvitie.expert/forum/1047

    Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

    С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

    Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс « Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов ». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок» Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

    В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

    Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

    Пени рассчитывайте по следующей формуле:

    Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

    Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

    Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

    В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

    Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

    Штрафы для заказчика

    За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
    • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
    • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
    • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

    Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

    Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

    Штрафы для поставщика

    За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
    • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
    • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
    • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
    • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
    • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
    • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
    • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
    • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

    Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

    Читайте так же:  Заключение мирового соглашения на стадии исполнения

    Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

    Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

    За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
    • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
    • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

    Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

    Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

    Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

    За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
    • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
    • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

    Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

    Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

    За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
    • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
    • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
    • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

    Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

    Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

    • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
    • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

    При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

    Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

    В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://school.kontur.ru/publications/1580

    Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here